Скачать 218.19 Kb.
|
Урок Внешняя политика России в системе международных отношений в правление Александра II Цели: задачи лекции: дать общее представление о внешней политики Александра П и сформулировать вопросы и проблемы для групповой работы. Метод: обзорная лекция с элементами проблемного диалога. Краткое содержание лекции: На доске показываем карту России сер 19в и выделяем направления внешней политики. Политика России на европейском направлении: Познавательная задача. Русский писатель Шелгунов писал «Война окончилась. Всем стало легче, но за этим чувством скрывалось чувство злобы, обиды, чувство побеждённого народа, до сих пор привыкшего только побеждать» о какой войне идёт речь? -Крымская Каковы были итоги Крымской войны и содержание Парижского мирного договора? Какое положение было самым болезненным для России? Почему? Какие задачи будут стоять перед Россией на данном направлении? - Отмена унизительных статей Парижского мирного договора - Выход из международной изоляции Политика России в Средней Азии: Политика России всегда была направлена на захват чужих территорий и расширение своих границ, это хорошо проявилось в первой половине 19в. В период правления Александра II полем деятельности для российской экспансии были избраны относительно слабые в военном и экономическом отношении государства Средней Азии – Бухарское, Кокандское, Хивинское, Гератское ханства, Кабульский эмират. Министерство иностранных дел не желало обострять отношений с Англией, которая считала Среднюю Азию районом своего влияния. Какие интересы заставили Россию вступить в борьбу за Среднюю Азию ? Удалось ли России завоевать Среднюю Азию. Политика России на Кавказе Вспомните когда началась Кавказская война? (1817г) Каковы были причины? Причин Кавказской войны было несколько. Современные исследователи полагают, что важнейшей причиной её начала было вхождение Грузии в состав России. Грузия была единственным христианским государством в Азии, и на неё постоянно совершали набеги соседние мусульманские страны – Иран и Турция, а Грузия неоднократно обращалась за помощью к России. После того как в 1801 году состоялось формальное вхождение Грузии в состав России, перед Россией стояла задача как можно более тесно связать новые территории с основной частью империи. Грузия в это время была отделена от России территориями других кавказских народов, в том числе и чеченцев. Поэтому перед царским правительством стояла задача покорить кавказцев. Русское правительство, спешившее поскорее навести порядок на Северном Кавказе и посчитавшее излишним глубоко вникать в местные тонкости, решило попросту разрубить мечом гордиевы узлы горской политики. Но вместо решения проблемы оно получило Кавказскую войну (1817-1864 гг.). Кавказская война была длительной и тяжёлой для России. Она стоила больших жертв и материальных средств. Какая главная задача будет стоять перед Россией на Кавказе? - Завершение Кавказской войны. Выделить причины позволившие победоносно завершить Кавказскую войну. Политика России на Дальнем Востоке До середины XIX века Россия не имела официально признанных границ со своими соседями на Дальнем Востоке. Что изменилось в период правления Александра –II.? Развитие отношений с Китаем, Японией и Америкой. Решение Восточного вопроса. Что включает в себя Восточный вопрос? Почему Балканы являются очагом международной напряженности? Причины войны. К началу 70-х годов XIX в. значительная часть Балканского полуострова еще находилась под властью турок. В их руках были (показ по карте): Болгария, Македония, Босния, Герцеговина,Албания, Эпир, Фессалия. Лишь Греция официально являлась независимым государством. Сербия, Румыния признавали сюзеренитет турецкого султана и платили дань. Черногория фактически завоевала самостоятельность, но не имела юридического статуса независимого государства. Для балканских народов самой насущной задачей являлось освобождение от турецкой оккупации, образование национальных, независимых государств. К началу 70-х гг. XIX века. Османская империя была на грани банкротства. Страна погружалась в болото финансовой зависимости от держав Запада. Первое место в импорте Турции занимали английские товары. К продуктивному использованию полученных займов страна была не готова (султаны питали разорительное пристрастие к строительству дворцов, военного флота). 1875г. – в Турции было объявлено частичное государственное банкротство. В итоге к 1876г. было получено 14 займов, задолжность по ним составляла 6 млрд. франков. По сути дела, турецкое правительство утратило контроль над финансами страны. Не выполнение Турцией обещаний по кредиторской задолжности вызвало недовольство кредиторов, особенно Англии. Османская империя находилась в условиях распада. Либеральные элементы турецкого общества пытались при посредстве реформ предотвратить распад империи, ввести Конституцию, однако страх перед освободительным движением угнетенных народов обрекал их на неудачу. Причины русско – турецкой войны 1877 – 1878г.г.:
Восставшие писали в своем воззвании: «биться за свободу или умереть до последнего человека» Происходил геноцид целых регионов славянского населения. В это время усилилась борьба балканских народов против турецкого ига:
Вывод: Исход борьбы балканских народов зависел не только от собственных усилий, но и от международной обстановки, от столкновения интересов крупных европейских государств по так называемому восточному вопросу. К числу этих государств относились в первую очередь Англия, Россия, Австро – Венгрия. 2) Вмешательство великих держав. Западные государства вынуждены были обратить внимание на события в Османской империи. Россия оказала братьям-славянам всестороннюю поддержку. Учащиеся по ходу лекции заполняют таблицу.
Англия выступала защитницей целостности Османской империи. Это было традиционным средством противодействия внешнеполитическим планам России. Имела собственные планы территориальной экспансии на Ближнем Востоке. Австро – Венгрия решительно выступала против освободительного движения в соседних балканских областях и образования там самостоятельных славянских государств. Для нее каждый успех национально – освободительного движения южно – славянского народа означал приближение того дня, когда тоже самое могло произойти и с ней. Влиятельные круги рассчитывали включить южно – славянские территории западной половины Балкан в свой состав, начав с захвата Боснии и Герцеговины. Тогда из двуединой монархии Австро – Венгрия превратилась в триединое государство. Сторонники триединой программы готовы уступить Восточную часть Балкан России. Германия с целью сближения с Австро – Венгрией поддерживала ее экспансионистские планы на Балканах. Подталкивала Россию и Турцию к войне. Бисмарк: «если Русский паровоз выпустит свои пары где – нибудь подальше от герменской границы», то Германия получит свободу рук по отношению к Франции. Вел сложную дипломатическую игру. Он хотел лишить Францию потенциальных союзников. А больше всего русско – английской войны. Однако опасался, что балканский вопрос может привести к русско – австрийской войне. Усиление России никак не удовлетворяло Бисмарка. Политика лавирования между Австрией и Россией. Упорно работал над достижением австро – русского согласия на основе раздела Балкан на сферы влияния между Россией и Австро- Венгрией. Стремился подтолкнуть Англию к захвату Египта, тем самым рассорить Англию с Францией. Россия считала необходимым оказать помощь восставшим славянам, надеясь восстановить свой престиж, подорванный в Крымской войне. Не желая обострять отношения с Австро – Венгрией, русское правительство решило проводить вмешательство в Балканские дела в контакте с Австро –Венгерской империей («Союз трех императоров» 1873г.). Стремилась мирным путем решить балканскую проблему.
Если бы в сербско – турецкой войне победила бы Турция, то вмешательство России стало бы неизбежным, и ей бы было не легко избежать осложнений отношений с Австро -– Венгрией. Победа Сербии могла ускорить развал Османской империи. В этих условиях началась бы схватка великих держав за турецкое наследство. Учитель, подводя итог своему повествованию, просит учащихся еще раз сформулировать основные причины русско – турецкой войны? (причины выписываются на доске и в тетради) В разгар освободительной борьбы Сербии против Турции по предложению А.М. Горчакова Россия, Германия, Австрия потребовали от Турции уравнения в правах христиан и мусульман. Россия организовывает ряд конференций европейских государств, на которых были выработаны предложения по мирному урегулированию кризиса. Турции, подстрекаемая Англией, отвергла эти предложения. Учитель ставит вопрос: Почему императора Александра –II пытался мирным способом урегулировать Балканский вопрос (побуждает учащихся к высказыванию своей точки зрения). Учащиеся: Опасения императора Александра –II:
Краткий ход основных боевых действий Заключение мирного договора Учитель ставит проблемный вопрос: В войне участвовали Россия и Турция. Россия одержала победу. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны собирают новый кворум (Берлинскую конференцию) и пересматривают условия мира не в пользу России. Россия соглашается. ПОЧЕМУ? Итак, мы определили круг проблем и задач связанных с внешнеполитическим курсом России. Теперь предлагаю поработать в группах и рассмотреть пути решения данных проблем. Каждая группа путём жеребьевки выберет направление внешней политики. В группах вы рассмотрите выделенные нами в ходе лекции проблемы, пути решения, события и результат. Свою работу представите в виде проекта в форме презентации. Давайте определим критерии оценивания работы
Макс за каждый вопрос 3 балла Итого 15-13б-«5» 12-10б-«4» 9-7б-«3» Рабочий лист урока Тема Внешняя политика России в правление Александра II Учащиеся должны: знать \ понимать:
уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
Европейское направление
Дальневосточное направление
Среднеазиатское направление
Восточный вопрос
Кавказское направление
Тест по теме: «Внешняя политика России в период правления Александра II». Вариант 1.
Выберите правильный ответ.
А) 1867г. Б) 1861г. В) 1873г. 2. Лондонский конгресс состоялся: А) 1873г. Б) 1878г. В) 1871г.
А) 1860г Б) 1867г. В). 1855г. II. Задание на знание фактов. 1. Русский дипломат, добившийся отмены Парижского мира: А) К.В. Нессельроде Б) А.М. Горчаков В) С.Ю. Витте 2. Как стала называться территория бывших Бухарского и Кокандского ханств после присоединения к России? А) Восточно – Сибирская губерния. Б) Ташкентское генерал – губернаторство В) Туркестанское генерал – губернаторство
А) складывался в пользу России (освобождена Абхазия, взяты Сухуми, Баязет, Карс) Б) был не открыт В) был открыт, но активные боевые действия почти не велись III. Задание на знание понятий. Выберите правильный ответ. 1.«Союз трех императоров» – это военно- политический союз А) Австро - Венгрии, России, Германии. Б) Франции, России, Англии. В) России, Италии, Японии
А) пересмотр русско – турецкого договора по требованию европейских государств Б) мир по окончанию Кавказской войны В) договор Турции и России по окончании русско – турецкой войны. IV. Задание на установление причинно – следственных связей. 1. К причинам Русско – турецкой войны относится стремление России: А) преодолеть международную изоляцию. Б) укрепить свое влияние на Балканах В) завоевать Турцию 2. Установите правильную последовательность событий русско – турецкой войны, обозначив их цифрами:
3. Одним из итогов внешней политики Александра -II накануне русско – турецкой войны на западном направлении было: А) расширение границ за счет территории Польши Б) создание «Священного союза» В) Отмена условий Парижского мира на Лондонской конференции. V. Задание на установление соответствий. 1. Обозначьте «+» положения, относящиеся к решениям Берлинского конгресса.
2. Установите соответствие между личностями и сферами их деятельности.
Тест по теме: «Внешняя политика России в системе международных отношений в период правления Александра II». Вариант 2.
Выберите правильный ответ.
А) 1863 - 1864г.г. Б) 1870 – 1871г.г. В) 1877-1878г.г.
А) 1875г. Б) 1878г. В) 1856г. 3) Берлинский конгресс состоялся: А) 1873г. Б) 1878г. В) 1881г. II. Задание на знание фактов. 1. Событие, использованное Россией для отмены Парижского мира. А) Поражение Франции в войне с Пруссией. Б) Русско – турецкая война. В) Завершение Кавказской войны 2.Какая страна, кроме России была заинтересована в завоевании Средней Азии? А) Великобритания Б) Германия В) Франция
А) из – за вмешательства России во внутренние дела Турции Б) в результате национально – освободительного движения балканских народов. В) как итог происков британских секретных служб III. Задание на знание понятий. Выберите правильный ответ.
А) договор России и США о продаже Аляски. Б) договор между Россией и Китаем об установлении границ по реке Амур до впадения в него реки Уссури, о совместном пользовании Уссурийским краем. В) договор между Россией и Японией о совместном владении островом Сахалин.
А) пересмотр русско – турецкого договора по требованию европейских государств Б) договор Турции и России по окончании русско – турецкой войны. В) мир по окончанию Кавказской войны IV. Задание на установление причинно – следственных связей. 1. К причинам международной изоляции России после русско – турецкой войны относится стремление Европейских государств: А) не допустить новой русско – турецкой войны Б) усилить контроль Турции над проливами Босфор и Дарданеллы В) не допустить усиления влияния России на Балканах. 2. Установите правильную последовательность событий внешней политики России, обозначив их цифрами
3.Одним из итогов внешней политики Александра -II на Дальнем Востоке было: А) Русско – японская война Б) приобретение Курилиских островов, острова Сахалин В) аренда Порт - Артура V. Задание на установление соответствий. 1.Обозначьте «+» положения, относящиеся к решениям Сан – Стефанского договора.
2. Установите соответствие между личностями и сферами их деятельности.
|
Внешняя политика: вопросы теории и практики В. В. Штоль. Роль государства и его внешней политики в XXI веке. Коллизия двух ведущих принципов международного права |
Подготовка к неделе чтения (команда 6-9 классов) «История России для детей», «Города России», «Народы России», «Великие люди России», «Природа и география России», «Культура и быт... |
||
Пояснительная записка в соответствии с Федеральным государственным... В данном случае целесообразно объединённое изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории ( темы по истории международных отношений... |
Технологии в практике управления школой В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Перед системой образования стоит задача достижения... |
||
Задача: выиграть, набрав мах количество баллов Пока на доске записываются правила они придумывают названия своих команд, выбирают одного представителя, который будет выходить к... |
Задача этой брошюры не описать идеологию Движения. Ее задача разъяснить... Техническим директорам, лидерам регионов и региональным руководителям Идеологического направления |
||
Введение в философию права лекции и тестовые материалы Берус В. В. Философия права. Лекции и тестовые материалы: Учебное пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт мвд россии,... |
Основное общее образование Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089... |
||
Рабочая программа по биологии Класс Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089... |
Рабочая программа по химии 9 класс составлена в соответствии с федеральным... Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |