Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь




Скачать 0.77 Mb.
Название Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь
страница 1/4
Дата публикации 03.10.2014
Размер 0.77 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3   4




ГЛАВА II
Образовательныя заведения.– Характер их.– Латинския школы.– Домашние учителя.– Мандрованныя дьяки.– Кондиции.– Харьковский Училищный Покровский Монастырь.– Основание Харьковскаго духовнаго коллегиума.– Средства его.– Жертвования.–Приобретения.– Предметы преподавания.– Воспоминания Лубяновскаго.– Харьковское общество того времени.– Открытие казеннаго, главнаго и малаго Народнаго училища.– В. Н. Каразин.– Воспоминания Сахарова.– Письмо Императора Александра I о Каразине.– Открытие университета.– Празненства.– Первое время существования его.– Профессора.– Студенты.– Деятельность Университета.– Влияние на край.– Музей Изящных Искусств.– Г. Ф. Квитка.– Театр.– Основание Института Благородных девиц.– Домашняя жизнь, Общественная и Литературная деятельность Квитки.– Сведение о Харьковском Институте Благородных девиц составленное Гулаком- Артемовским.– Статистические выводы.
В начале прошлаго столетия, вместе с переселением в Слободскую Украину приднепровских жителей, перешли и образовательныя заведения, почему они долгое время отличались схоластическим, латинско-польским характером. Это самое подтверждает г. Шафонский, писавший о народном образовании еще в 1786 году. Долгое время, дети дворянския и самых почетнейших семейств, обучаясь дома грамоте, вступали для окончательнаго образования в латинския школы44. «Ныне, т. е. в 1786 г., продолжает Шафонский, достаточные дворяне содержат учителей иноземцев, так что в малороссийских латинских школах одни поповския и другия церковнослужительския дети учатся». Эти-то школы, заведенныя, по большей части, при монастырях, по сельскому обычаю, были разсадниками грамотности в Малороссии и нынешней Харьковской губернии уже в царствование Петра I, в особенности же при императрице Анне Иоанновне; так, в 1732 г. в Харьковской губернии было 46 приходских школ. О существовавших в городе Харькове упомято выше. Во всех этих школах были учителями дьячки и священники. Жителей в губернии тогда считалось 135 000 человек, следовательно на 3 000 жителей приходилась почти одна школа. Все эти школы, заведенныя, по большей части, в городах, далеко не были школами для народа, хотя многия из них и находились в деревнях и слободах. В них обучалось преимущественно духовенство, из среды котораго вышли первые учители образовавшихся впоследствии народных училищ, равно как учители помещичьих детей, купцов и горожан.

Первыя сведения в школах прошлаго столетия заключались в чтении псалтыри, потом обучались пению 8-ми голосов на «Господи, возввах к Тебе», и, наконец, 8 голосов на ирмосы. Коме этого, на те-же псалмы и ирмосы, было пение самогласное, т. е. на свой собственный голос, что значило – своего сочинения. В то время только и можно было щегольнуть, подобными мудростями пения. Желая почерпнуть эти разнообразныя познания, многие дьячки учились в разных школах, переходя из одной в другую: напр., учились ирмоса у одного учителя в Водолаге, а самогласному пению в Боромле или Балаклее и т. д. ; наконец, перебывав во многих школах и позаимствовав у всякаго учителя то, что ему было нужно, дьячек шел дальше и вскоре становился сам знающим все, перехитривши всех своих учителей, потому что, являясь в каждую школу, он хотя и знал, но притворялся ничего незнающим, а учился действительно незнакомому. Поэтому каждый учитель и ученик следовали поговорке: «учи так, чтобы не отбили школы!»,– иными словами – не сел бы ученик на место учителя. Такие бродящие дьячки назывались мандрованными, от малороссийскаго слова мандровать – бродить. Впрочем и в это время, т. е. в конце прошлаго и даже в половине текущаго столетия, крестьяне утопали в невежестве, они не только были безграмотны, но не могли даже сказать на память правильно ни одной молитвы; за то купечество Екатерининскаго века знало все тонкости пения и слыло за весьма образованных, письменных людей. Они на домашних беседах и пирушках распевали псалмы самогласные и подобные. О них говорили в городе: «Они учились у мандрованных дьячков, за то и сами кажутся из мандрованных», т. е. из разумнейших45.

Дьяки и семинаристы, воспитанники коллегиума, славились в то время своею ученостью; их брали на «кондиции», т. е. в домашние учители к детям своим богатые помещики и другие граждане. Они брались приготовлять, или учить детей, получая за это, кроме содержания, тогда очень дешеваго, в год пару сапогов, а иногда даже и сюртук. Они отправлялись в путь обыкновенно в каникулярное время, собираясь по несколько человек. Каждый из них тащил за собою мешок, в котором находилась одна рубаха, да пара онуч. Завидя в стороне хутор, они сворачивали с дороги, подходили к хате, казавшейся им больше и опрятнее других, становились в ряд перед окнами и во весь рот пели кант. Хозяин долго их слушал, подпершись обеими руками, потом рыдал прегорько и говорил, обращаясь к жене: «жинко! То, что поют школяры, должно быть очень разумное, вынеси-ка им сала и чего-нибудь такого, что у нас есть».

В рукописи Кеппена, находящейся при делах Харьковскаго университета, под заглавием «Училища в Харькове», приведены некоторыя данныя касательно происхождения народных школ в этом крае. Первоначальное заведение их в Харькове Кеппен относит к 1726 году, когда Епифаний, епископ Белгородский и Обоянский, перевел сюда основанное им в 1722 г. в Белгороде училище, к которому тогда-же присоединена каменная Покровская о двух престолах, церковь, а училище названо Харьковским училищным Покровским монастырем. Здесь учили всякаго звания детей православных, не только пиитике, реторике, но и философии, богословии и языкам славяно-греческому и латинскому. Бывший в то время главнокомандующий в г. Харькове, фельдмаршал князь Михаил Михайлович Голицын, известный патриот, любитель и покровитель наук и просвещения, купил села: Песочки, Рубановку, Замостский Кут и др. и отдал их коллегиуму на содержание учителей и учеников. Отчины эти состояли из пяти деревень и четырех хуторов; при них находилось 650 душ крестьян и 3 076 десятин пахотной и сенокосной земли и лесу, кроме того мельничных кол 51, винокуренных заводов 3, исключая садов, рыбных ловель и других заведений. При этом было дано предписание военным и гражданским чиновникам, «чтобы состоящим в полку Харьковском, подлежащим до Харьковскаго коллегиума маионтностям и обывателям обид и налог, ктоб какого звания не был, не показывать и сверх определеннаго по указам Ея Императорскаго Величества безденежно ничего не брать, вышним – под опасением воинскаго суда, а нижним – наказания на теле по силе преступления». Предписание это, данное князем Голицыным 19 марта 1730 г, за его подписью и печатью, хранится в библиотеке коллегиума. В 1731 г. преосвященный Епифаний, на утверждение в Харькове заведенных им школ, исходотайствовал именную Высочайшую грамоту, писанную на пергаменте, за собственноручным подписанием императрицы Анны, которая в подлиннике хранится также при библиотеке коллегиума.46 Таким образом положено основание Харьковскому духовному коллегиуму, в котором архиепископ Петр Смелич с 1736 г. ввел языки – французский и немецкий, историю и географию. По отлучении его в 1741 году от епархии, преподавание языков и этих наук в нем прекратилось. В инструкции, данной Слободско-Украинскому наместнику в 1765 г. императрицею Екатериною II, классы предоставлены ведению Губернскаго Правления, с тем, чтобы ученики коллегиума обучались безплатно снова введенным здесь: языкам французскому и немецкому, математике, географии и рисованию, «а особливо», как написано в статье 20 этой инструкции рукою ея величества, «Инжинерству, Артиллерии и Геодезии, на что и сумма в 3 000 р. определяется из неокладанных доходов». Кроме этого, на содержание коллегиума была отчисляема (сумма) из монастырей 20-я, а из приходских церквей 30-я часть доходов, что составляло в год более 1 000 руб. Купленное преосвященным Епифанием разнаго рода недвижимое имение утверждено за Покровским Училищным монастырем. Сверх этого, по указу Правительствующаго Синода, собираемые, Богодуховскаго уезда, в селе Каплуновке, при чудотворной иконе Богородицы за молебны доходы с 1722 г. в пользу Белгородских училищ, обращены на содержание Харьковскаго коллегиума, что составляло ежегодно до 600 р.

В 1770 г., стараниями преосвященнаго епископа Самуила Мысловскаго, выстроен каменный одноэтажный корпус, для помещения бурсы, на счет доходов от Каплуновской иконы и других испрошенных сумм. Но с 1780 г. доходы эти поступили в казенное ведомство, а новыми штатами на епархиальное Белгородское училище определено по 2 000 р. в год, кои, за отчислением некоторой части: на Белгородския училища, в коих в то время находилось только два грамматических класса, все получались на Харьковский коллегиум.

Хотя в 1787 году подаренные кн. М. М. Голицыным вотчины, как монастырския, отобраны в казну, но императрица Екатерина II, во время пребывания своего в этом году в Харькове, пожертвовала на коллегиум единовременно 1 000 р. В 1792 г. сын благотворителя князя Михаила Голицына – князь Дмитрий, духовным завещанием, определил внести в Московскую сохранную казну на вечныя времена 10 000 р., с тем, чтобы проценты с этого капитала обращались в пользу коллегиума, на что и имеется свидетельство от 8 августа 1794 г.

Князь Александр Михайлович Голицын в 1795 г. препроводил в коллегиум 250 р. при объявлении, назначая эти деньги на пособие и содержание обучающимся в коллегиуме, изъявив желание доставлять ежегодно, с этою целью, такую же сумму. В 1801 г. князь внес в сохранную же казну Московскаго Опекунскаго Совета 5 000 р., с тем, чтобы % с них заменили ежегодно высылаемые им 250 р. и были бы употребляемы на содержание сирот как из духовнаго звания, так равно из разночинцев и дворян. С 1798 года коллегиум получал по 2 000 р. в год окладной суммы. В 1799 году от вдовы лейб-гвардии капитана Петра Шереметева Марьи Петровны, скрывшей до смерти свое имя, поступило 5 000 руб. и затем вскоре еще 10 000 р., которые и внесены кн. Александром Голицыным снова в Опекунский Московский Совет на вечныя времена; причем согласно желанию жертвовательницы, князь сделал процентам из оных следующее распределение, изъясненное в письме его, от 28 мая 1801 г., в следующих пунктах: 1) чтобы к находящимся на полном содержании, из получаемых прежде внесенных мною 10 000 р. процентов 500 р., прибавлено было еще три ученика, коим отпускать ежегодно по 100 руб; 2) учителям: французскаго и немецкаго языков по 100 р.; математики и рисованья по 50 р.; 3) на книги, физические инструменты и другия пособия 50 р. и 4) на больницу коллегиума 50 р. Затем в 1806 году внесено в Московский Опекунский Совет еще 5 000 руб. от той же жертвовательницы и предоставлены в распоряжение коллегиумскаго правления следующие с них проценты. С 1807 г. коллегиумская окладная сумма удвоена и он стал получать по 4 000 р. в год. В 1806 г. князем Голицыным внесены в Московский Опекунский Совет пожертвованные снова той же М. П. Шереметевою 5 000 руб., предоставляя распоряжению коллегиумскаго правления следующие проценты. Но еще до этого, именно письмом от 29 апреля 1802 г., князь уведомил епископа Слободско-Украинскаго и Харьковскаго преосвященнаго Христофора, что «намерение его предков, особливо покойнаго брата князя Дмитрия, равно как жертвовательницы Шереметевой и его собственное желание, чтобы в Харьковский коллегиум принимать учеников не одного духовнаго звания, но также из бедных дворян и разночинцев, ибо для детей духовнаго звания довольно существует семинарий, для дворян же и разночинцев, которых числом гораздо более, чем духовных, подобных училищ недостаточно, чего для, в таковом смысле Харьковская школа и называется коллегиумом, а не семинарией». При этом присовокупляет, что в противном случае он отказывается от участия в пользу коллегиума, потому что тогда довольно будет и одного старательства его преосвященства о благе онаго.

В указе от 20 октября 1811 г., за собственноручным подписанием Его Величества на имя комиссии духовных училищ, сказано: «Государственный канцлер, граф Николай Петрович Румянцев, из уважения к памяти покойнаго дяди своего князя Дмитрия Голицына, между многими предметами благотворительности, особенное имевшаго попечение о Харьковском духовном коллегиуме, принес просьбу о дозволении раздавать ежегодно, во время публичных испытаний, пятерым отличнейшим воспитанникам коллегиума, при похвальном свидетельстве, по одной серебряной медали, с изображением кн. Голицына, по образу той, каковая была выбита в Вене, в память его добродетелей и любви к наукам. Граф Румянцев представил 100 таковых медалей, а на будущее время, вместе с сим, взнесть для приращения % две тысячи р., с тем, чтобы из процентной суммы, за исключением расходов на битие ежегодно по пяти медалей,– остатки были употреблены на покупку книг и другие учебные предметы по усмотрению начальства».

Преосвященный Апполос, епископ Харьковский, в 1815 году исходотайствовал у комиссии духовных училищ 30 243 р., на каковую сумму починил и покрыл железом училищный корпус, а на другом коллегиумском доме, именуемом бурсою, надстроил второй этаж, с церковью во имя св. апостола Иоанна Богослова, а дом также покрыл железом. Стараниями этого же преосвященнаго испрошено и отослано в Московский Опекунский Совет 8 000 р. на вечныя времена, с тем, чтобы проценты из них обращены на духовныя уездныя училища. В 1820 и 1821 годах, по определению и представлению преосвященнаго Павла, епископа Слободско-Украинскаго и Харьковскаго, отослано в тот же Совет по 1 000 р. и для той же цели.

При преобразовании училищ Киевскаго округа, журналом комиссии духовных училищ 15 и 30 июля 1817 года определено: Харьковскому коллегиуму, в память основателей и благотворителей его, именоваться и впредь Харьковским коллегиумом, с окладом, определенным для семинарий 3-го разряда. В этом же году утверждены при коллегиуме уездное и приходское училища. В 1819 г. открыты приходския и уездныя училища в городах Ахтырке и Купянске, на устройство которых употреблено из испрошенных попечительностью преосвященнаго Павла до 8 000 р. В 1821 году, по представлению того же преосвященнаго, комиссиею духовных училищ отослано 124 131 р. на устроение при коллегиумском жилом доме особаго корпуса, для помещения уезднаго и приходскаго училищ, а также для квартир профессоров и учителей. Постройка эта в том же году и начата.*

В 1774 году, сыном покойнаго фельдмаршала, князем Дмитрием Голицыным, в память родителя и основателя коллегиума, прислано 8 бронзовых фамильных медалей. В 1798 г. присланы в коллегиум князем Александром Михайловичем Голицыным портреты князя Михаила Голицына и сына его Дмитрия. Затем, в 1804 г, князь прислал коллегиуму бронзовые на мраморных пьедесталах бюсты, доставленные ему гр. Румянцевым, племянником кн. Мих. Мих. Голицына и двоюродным братом кн. Дмитрия по матери, урожденной княжны Голицыной46.

Вместе с указом, последовавшим 16 марта 1731 г., императрица Анна Иоановна, утвердив высшее духовное училище и даровав ему название Харьковскаго духовнаго коллегиума, пожертвовала ему библиотеку Митрополита Стефана Яворскаго47. В 1843 году в коллегиумской библиотеке находилось около 5 000 томов на разных восточных и европейских языках, а также множество рукописей, из которых достопримечательна своеручная летопись митрополита Димитрия Ростовскаго19. Первым ректором коллегиума был Платон Малиновский, из префектов Московской академии.

Вот что разсказывает о коллегиуме Лубяновский, который, во время проезда императрицы Екатерины II через город Харьков, был десяти лет и воспитывался в коллегиуме. В то время префектом коллегиума был протоиерей Шванский, «муж – равно почтенный по жизни и по учености». В день отъезда императрицы, в 8 часов утра, все ученики и учителя были собраны в классах. Принц Ангальтский посетил заведение, и Лубяновскаго нарядили от класса, в котором он был тогда, сказать гостю приветствие в двух латинских стихах. Принц погладил по голове говорившаго и весьма благосклонно просил всех воспитанников кланяться от него батюшкам и матушкам.

На счет преподавания в коллегиуме, он говорит: «Хотя предметов учения было не много, но преподавались они ревностно и основательно. Коллегиум помещался в казенном доме* с трубою, как назывался широкий и весьма длинный, во втором этаже, коридор. По обеим сторонам его были расположены аудитории без печей. Оне были ничто иное, как огромные сараи, где зимою не только руки и ноги, но и мысли замерзали. Но ни холод, ни голод, не охлаждали охоты к учению. Привыкали мы, сверх того, к нужде и приучались удовольствоваться малым, в каком бы не были состоянии в последствии времени.48»

«Средства коллегиума, продолжает Лубяновский, были весьма скудны. Так на поправки строений, на содержание до 150 студентов и на жалованье всем учителям, от инфимы до богословия (был высший оклад 60 р.), коллегиум получал в год не более 1 500 р. При таких средствах, не смотря на дешевизну того времени, этой суммы даже при самом экономическом, толковом, а, самое главное – справедливом и честном распределении, было весьма мало. И, следовательно, если в аудиториях не топили, то согласно с этим можно предположить и об остальном содержании воспитанников; поневоле приходилось кормить их исключительно галушками, отчего всех воспитанников бурсы и коллегиума харьковцы прозвали «галушниками». Это прозвище, еще очень недавно, они считали для себя оскорбительным.

Как бы то ни было, но Харьковский коллегиум приготовил и воспитал многих государственных деятелей, как духовной иерархии, так равно военной и гражданской. В нем дворянство и разночинцы учились совместно с духовенством.

В. Н. Каразин, между учителями коллегиума, особенно отличает Сковороду и префекта Шванскаго. «Я имел честь в моей молодости, говорил он, видеть сих почтенных мужей, которые, в свое время, могли бы занять место между германскими, наиболее уважаемыми учеными». Палицын имел вкус в архитектуре и украсил несколько наших городов и сел зданиями. Ему обязана Украина введением начал европейскаго быта. Каразин помнит**, что помещики, имевшие 500 и даже 1 000 душ, жили в домах, крытых очеретом (околотом, тростником). В их гостиных стояли лавки (скамьи), покрытыя коврами. За столом служили девки в белых сорочках, пестрых исподницах и красных черевичках***. Главные паны, приезжая в губернский город, хаживали по улицам с музыкою и навеселе49. Харьков, в это патриархальное время, хотя и имел высшее училище, однако был глухим, незначительным городом; он уступал даже Белгороду, Курску и Воронежу. Города, лежавшие ниже, южнее его, как то: Полтава, Екатеринослав, Елисаветград, были буквально деревнями. Одна только полурусская Одесса царила над ними. Построенная на берегу моря, обладая прекрасным портом, имея удобное и почти постоянное сношение с западною Европою, Одесса и в настоящее время занимает видное место и считается лучшим провинциальным городом. Харьков долгое время не имел, не говоря уже удобнаго, но даже настоящаго и правильнаго сношения ни с севером, ни с югом. Он жил своею собственною жизнию, пока не разрослись его ярмарки, пока Великоруссия, а с ними и великорусский тип не проник в эти глухия места. Тогда то, мало по малу, ярмарки стали процветать, собирая в известное время больше и больше, как продавцов, так и покупателей, и Харьков, постепенно делаясь центром торговли между севером и югом России, стал быстро рости, увеличиваясь и обстраиваясь, но не на свои, а на великорусския деньги. Повсюду на Украйне проникли великорусские купцы и ремесленники, с малою примесью иностранцев. Деревни и слободы стали преобразовываться. Гражданственность быстро водворялась в оригинальной стране слобод и хуторов в стране исторических преданий и героических воспоминаний, воспетых народными поэтами и любимым Сковородою*. Воспоминания эти, отчасти идиллическаго, отчасти романтическаго содержания, располагали малоросса к сосредоточенности и лепи. У него всего было вдоволь; благодаря плодородию почвы и прекрасному климату страны, он был сыт, имел прекрасный теплый угол и, кроме этих материальных удобств, он постоянно мог удовлетворять своим поэтическим наклонностям, слушая по целым дням кобзаря, воспевавшаго подвиги его дедов и прадедов, и утопал при этом в неге, наслаждаясь своим малороссийским far niente.50 Личности эти особенную привязанность питали к своим родным гнездам: они были неподвижны. Нужно было случиться чему нибудь чрезвычайному, чтобы их сдвинуть с насиженнаго места. Вот почему они редко являлись в губернском городе, и то только вследствие необходимости. По неволе они ездили на выборы, но главною целью их поездок были присутственныя места. Все они были большие охотники до всевозможных тяжебных дел, возникавших иногда из за пустяков. Подъячие и поверенные всевозможных сортов умели запутывать и тянуть эти дела в разных низших и высших инстанциях. Одни теряли состояния и проигрывали дела, другие, теряя тоже все, выигрывали тяжбу, хотя и оставались без куска насущнаго хлеба. Наживались одни приказные. Прекрасное и талантливое изображение жизни тогдашних малороссов можно встретить у Грицка Основьяненка (Г. Ф. Квитка): «Пан Халявский» и др.– Гоголь обезсмертил себя, картинно изобразив и старинный быт и домашнюю жизнь тогдашняго пана и панка. Стоит прочитать «Старосветских помещиков», о том, как поссорился Иван Иваныч с Иваном Никифировичем, наконец «Вия» и другие, чтобы иметь понятие и хотя мысленно, на время, перенестись и пожить с этими личностями, этими типами истых малороссов, которых в настоящее время нет и следа. Как бы то ни было, но нельзя сказать, чтобы они не заботились о воспитании своего мужскаго поколения, как будущих представителей своего имени, своей фамилии. Но, к несчастию, будучи и сами малограмотны и не имея удовлетворяющих потребности воспитателей, они не могли ничего им доставить домашним воспитанием и по неволе отдавали своих птенцов в коллегиум, что случалось также редко. Сколько слез проливалось со стороны родителей и их избалованных чад, отправляемых в науку! Поэтому-то школы прошлаго столетия, не поддерживаемыя обществом, не требовавшим особеннаго образования, не в состоянии были давать больше того, что требовалось. Можно положительно сказать, что в то время учение не составляло особенной необходимости не только для крестьян, но даже и для большинства дворянства. Училось духовенство – по необходимости, разночинцы – по нужде. Все это отзывалось на состоянии тогдашних учебных заведений, в которых, по недостатку надзора, преподавание лишено было всякаго направления и единства.

Но время шло. Западная цивилизация коснувшись столиц не могла не проникнуть в другие города. Тогда образование, которое получали дворянския дети не только дома но и в коллегиуме, не удовлетворяло потребностям времени. Век Екатерины требовал более сериознаго и современнаго образования. Эта потребность заставила, так сказать открыть в Харькове в 1768 г. 2 февраля казенное училище. За тем, как видно из того же рукописнаго отчета об учебных заведениях Харьковскаго округа, в 1789 году открыто
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь icon «Масленичная неделя» (7 дней)
Экскурсия в Гошевский монастырь (Гошовский мужской монастырь святыня Прикарпатье) (время в пути ориентировочно -20 минут)
Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь icon «Майские праздники + Пасха» (9 дней)
Экскурсия в Гошовский монастырь (Гошовский мужской монастырь святыня Прикарпатье) (время в пути -20 минут)
Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь icon Руководство пользователя учитель школы краткое описание возможностей...
Вашему вниманию предлагается целый комплекс программных услуг для школы в рамках Всеукраинского школьного портала «класна оцінка»...
Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь icon Вступительных экзаменов
Мгимо университет. Они носят практический характер и основаны на примерных программах вступительных экзаменов в высшие учебные заведения...
Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь icon Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается...
Аккуратное, точное и своевременное ве­дение его обязательно для каждого учителя и классного руководите­ля. Для школы первой ступени...
Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь icon И льинский Богдан Всеволодович
Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» (2009-2013)
Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь icon Публичный отчёт директора школы мкоу сош с. Ахкент по итогам 2012-2013...
Предлагаем вашему вниманию Открытый информационный доклад, в котором представлены результаты деятельности школы за 2012-2013 учебный...
Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь icon Отто Вейнингер Пол и характер «Пол и характер»: Латард; 1997 isbn 5 900581 05 5
Знаменитое философско психологическое исследование, на многие годы опередившее свое время, в котором, используя блестящее знание...
Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь icon «Разработка приложения оболочки для генерации задач»
Все вновь отстроенные школы также имеют хорошо обустроенные компьютерные классы. Еще сильнее свое влияние информационная сфера оказала...
Образовательныя заведения. Характер их. Латинския школы. Домашние учителя. Мандрованныя дьяки. Кондиции. Харьковский Училищный Покровский Монастырь icon «Разработка приложения оболочки для генерации задач»
Все вновь отстроенные школы также имеют хорошо обустроенные компьютерные классы. Еще сильнее свое влияние информационная сфера оказала...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции