Давид хахам еврейские следы на молдавской земле




Скачать 466.52 Kb.
Название Давид хахам еврейские следы на молдавской земле
страница 1/3
Дата публикации 03.10.2014
Размер 466.52 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3
Давид ХАХАМ
Еврейские следы на молдавской земле

(Главы из книги «50 еврейских местечек Бессарабии»)
На обратную сторону обложки – эпиграф:

Леонид Мартынов

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

1945

Вторая страница титульного листа

Еврейские местечки*

Ушедших еврейских местечек душа –
в сердцах моего поколенья.
В тот говор, в тот юмор, в ту боль, не дыша,
мы входим, как просят прощенья.

Еврейских местечек печален удел:
когда-то стремились оттуда,
теперь заглянуть бы туда хоть на день,
но нет их, и больше не будет

Тут были свои мастера и певцы,
торговцы на улочках тесных,
свои сумасшедшие и мудрецы,
артисты и клейзмер-оркестры.

И мудрость, и юмор, и радость, и грусть
впадали тут в песни, как в море.
Их помнили – с детства ещё – наизусть
и пели в веселье и в горе.

Тут плакала скрипка у каждых дверей,
молилась еврейская мама,
а Тевье-молочник растил дочерей
и верил в их счастье упрямо.

Плыл в праздник косяк фаршированных рыб,
форшмак – кулинарное чудо,
и цимес с жарким у паштетной горы,
и чай ароматный под струдель…

Еврейских местечек святая печаль
на сердце останется шрамом:
их в гетто сожгла раскалённая сталь,
чтоб стать кровоточащей раной.

За стенами гетто не слышно шагов:
там жизни погасли, как свечи.
От целых общин не осталось следов,
от бывших еврейских местечек.

С заброшенных кладбищ, с могил тут и там
взлетают испуганно птицы.
Лишь редкий паломник приходит сюда
за нас и за тех помолиться.

* Стихотворение посвящено российскому эстрадному певцу, артисту разговорного жанра, автору проекта «Песни еврейского местечка» Ефиму Александрову (наст. фамилия – Зицерман, род. в 1960 году). Это стихотворение, как и ряд других, включённых мною в данную книгу по соглашению с автором (кроме специально оговоренных случаев), написал Адольф Берлин, ныне проживающий в американском городе Миннеаполисе. Адольф Берлин родился в 1936 году в местечке Сатанов бывшей Винницкой, ныне – Хмельницкой области Украины, известном своей синагогой ХVI столетия; но большую часть жизни провёл в Львове. Окончил химико-технологический факультет Львовского политехнического института. Работал в Научно-исследовательском и проектном институте химии в Армении (город Ванадзор, бывший – Кировакан). Занимался научной работой и преподавал в Львовском политехническом институте, – затем Государственном университете «Львовская политехника»; д-р химических наук, профессор, автор монографии, 55 изобретений и более 170 публикаций в научных журналах США, Западной Европы, СССР, России и Украины.  Сейчас живу в Миннеаполисе (США). Увлечения: книги, прогулки, путешествия, компьютер, Интернет, кино, велосипед. Стихи писал с юношеских лет, в стол и в корзину, не помышляя об их публикации. Сейчас пишу тоже только для души, когда само ложится на сердце и бумагу. Некоторые мои стихотворения и проза опубликованы в Миннеаполисе, Сан-Франциско, Нью-Йорке и на Интернете.  Но, в конечном счёте, – судить Вам.  Буду рад, если найду в Вас своего читателя.

Автор-составитель и редактор книги – Давид ХАХАМ
Выражаю искреннюю благодарность Альберту Вильдерману, Константину Смолину, Матвею Штицману, Мошэ Яноверу и многим другим людям, приславшим мне в разные годы свои воспоминания о родных местечках, а также дополнения и уточнения к моим статьям, опубликованным в периодической прессе Израиля и Молдовы в 2006-2011 годах.

Третья страница

Содержание

Евреи в Бессарабии (вступительный очерк)

I. Откуда ты взялась, Бессарабия?

II. Кто такие бессарабские евреи?

III. Мир еврейских местечек Бессарабии (Молдавии, Молдовы, Приднестровья)

IV. 50 еврейских местечек Бессарабии (Молдовы) и левобережной Молдавии (Приднестровья):1) название (топоним) и время основания местечка (городка); 2) версия происхождения топонима; 3) количество евреев местечка в разные годы; 4) известные уроженцы-евреи

V. Рассказы об отдельных городках и местечках

1) Еврейское местечко Кишинёв

2) Бельцы – город, который дорог…

3) Родные Сороки

4) «Райское яблоко» и евреи (Единцы)

5) Еврейская Новоселица

6) Еврейские Секуряны

7) Еврейские Бричаны

8) «Милое местечко моё – Леово»

9) Липканы – «бессарабский Олимп»

10) Еврейские Ганчешты

VI. Еврейские сельхозпоселения в Бессарабии

VII. Десять ономастико-топонимических экзерсисов*

*Экзерсис – (из франц. еxercice – упражнение и от лат. exercitium – упражнение) – в узком смысле: комплекс упражнений для совершенствования техники балетного танца; в более общем смысле:  любое упражнение или  система упражнений в музыке или танце; в данном случае – использование топонимических и ономастических знаний для создания текстов (упражнений) определённой тематической направленности

1) Аккерман и Акерманы

2) Голлерканы и Голлерганты

3) Бендер, Бендеры, Бендерские

4) Калараш, калараши, кэлэраши, Кэлэраш и Каларашовка

5) Кетросы и Кетросеры

6) Котова и Котовские

7) Окланда и Окландеры

8) Паланка и Паланкеры

9) Хотин и хотинцы

10) Цауль, Саул, Саульский

VIII. Жизнь евреев на берегах Днестра

Славная часть нашей общей еврейской истории (вместо заключения)
Четвёртая страница

Евреи в Бессарабии

(вступительный очерк)

По словам академика Льва Берга (1876-1950), уроженца Бендер, евреи в Молдавии появились при господаре Романе I Мушате (годы его правления – 1391-1394). Я же думаю, что первые евреи оказались на территории Бессарабии задолго до этого времени, а именно – сразу после разрушения 2-го иерусалимского Храма в 70 году новой эры и времени расселения их по различным странам Европы, Азии, Африки. Просто первые письменные упоминания о евреях на территории Молдавского княжества относятся, действительно, именно к концу ХIV – началу ХV веков. Евреи в Бессарабию проникали с разных сторон и, соответственно, разными субэтническими группами (то есть обособленными частями еврейской нации, сохранявшими некоторые особенности языка, культуры и быта тех народов, среди которых они проживали в течение столетий). Вначале это были «сефарды» (или точнее, «сфарадим» – от средневекового еврейского названия Испании – «Сфарад») – субэтническая группа евреев, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем – внутри арабского Халифата и говорившая на ладино, джудесмо, спаньол и других языках. В одной из книг начала ХХ века (В.Н.Бутович. «Материалы для этнографической карты Бессарабии»), впервые изданной в Киеве в 1916 году и переизданной в Кишинёве в 2000-м, говорится о том, что евреи, согласно переписи 1897 года, занимали в Бессарабии третье место (11,79%) по численности после молдаван (47,58%) и украинцев (малороссов, 19,62%). По поводу языка евреев в этой книге сказано было так: «Бессарабские евреи говорят на так называемом «жаргоне» – диалекте средне-верхне-немецкого наречия (идиш – Д.Х.) с большой примесью древнееврейских, славянских и частью молдаванских слов». По словам Бутовича, на юге Бессарабии есть небольшое число евреев – спаньолов, то есть испанских евреев, перешедших сюда из Турции. «Говорят они на испорченном испанском языке, как и вообще турецкие евреи. Но спаньолов в Бессарабии, должно быть, ничтожное количество, ибо других известий о них (для новейших времён) у меня не имеется (с.22-23). Спаньолы, как их называет Бутович, «теряются во всей массе еврейства»; к тому же из-за своей малочисленности они растворяются в этой массе и постепенно превращаются в евреев обычного типа (то есть «ашкеназов»). Перепись 1897 года показала, что в Бессарабии проживали также 92 караима. Напомню, что караимы – это особая группа евреев, так называемые «люди Писания», признающие только Письменный Закон и отрицающие раввинистскую и талмудическую традиции иудаизма (Устный Закон, Талмуд). Караимы проживали, в основном, в бессарабских городках на севере и юге края, говорили между собой на татарском языке, хотя всегда понимали русский язык. Караимы возникли как еврейская секта в VIII веке новой эры в Крыму (слово «Крым» тоже считается производным от слова «караим»). В южной России караимы впервые появились в конце XII века.

Известно также, что в начале XVI века евреи усиленно переселялись на эти земли из Польши и Румынии. Это были уже «ашкеназы» (или точнее, «ашкеназим» – от средневекового еврейского названия Германии – «Ашкеназ») – субэтническая группа евреев, или так называемый «восточноевропейский этнос», сформировавшаяся в Европе в средние века и говорившая на идиш. Евреи были также среди генуэзских купцов, среди коробейников, среди лекарей и ремесленников, которых молдавские господари приглашали из других стран и одаривали охранными грамотами, что давало возможность евреям не только зарабатывать на жизнь, но также строить дома и даже основывать свои хутора и местечки. Евреи были среди первых бессарабских ювелиров и чеканщиков монет, среди скупщиков зерна и перьев, среди первых бродячих музыкантов (клезмеров) и первых бродячих актёров. И всё же главным занятием для евреев Бессарабии в средние века была мелкая торговля вразнос (коробейничество), часто – меновая (как мы бы сейчас сказали – бартерная), скупка сельскохозяйственных продуктов, а также обслуживание местных жителей ремесленным трудом, осуществляемое странствующими торговцами и ремесленниками. Евреи были первыми фотографами и художниками, парикмахерами и мельниками, кузнецами и жестянщиками. Евреи были также распространителями книг на разных языках, в том числе – на молдавском, греческом, латинском, французском, русском. Как рассказывает Краткая еврейская энциклопедия (далее – КЕЭ), коробейниками в ХIХ – начале ХХ веков были часто и евреи Румынии.   Например, был известен коробейник из Валахии Чилиби Мойсе (Эфраим Моше; 1812-1870), который первым среди румынских евреев писал книги на румынском языке и, начиная с 1857 года, сам же издавал их. Коробейничество служило для многих евреев средством существования, начиная с эпохи средневековья и вплоть до 2-й мировой войны. Евреи занимались также портновским и обувным промыслами, были среди них искусные кожевники (скорняки), виноделы, пивовары. Ну и, конечно же, главным делом была торговля, которая могла успешно продвигаться в крае только благодаря евреям. Евреи содержали первые магазины и лавки, шинки и ресторанчики. Проживали они, в основном, в городках и местечках. Большое количество евреев переселилось в Бессарабию после выхода Положения 1818 года, обещавшего им большие льготы (об этом Положении – подробнее ниже).

***

Мы родом из еврейского местечка

В окошке узком догорела свечка...

И пусть давно всё в запустенье тут,

мы родом из еврейского местечка,

отсюда корни наших душ растут.
С нас спрос иной: мы с самого начала

огромный путь Истории прошли.

Мы вышли из еврейского квартала

и разошлись по всем концам Земли.
Понять бы, что досталось нам в наследство,

о чём нам горны прошлого трубят,

как сочетать друг с другом цель и средство,

где наш исток, где нынче наше место

и что оставим мы после себя.

***

В окошке узком догорела свечка...

И пусть давно всё в запустенье тут,

мы родом из еврейского местечка,

отсюда корни наших душ растут.
С нас спрос иной: мы с самого начала

огромный путь Истории прошли.

Мы вышли из еврейского квартала

и разошлись по всем концам Земли.
Понять бы, что досталось нам в наследство,

о чём нам горны прошлого трубят,

как сочетать друг с другом цель и средство,

где наш исток, где нынче наше место

и что оставим мы после себя.
Шестнадцатая страница

II. Кто такие бессарабские евреи?

В последние годы часто приходится слышать вопрос от русскоговорящих израильтян, в том числе – прибывших в Израиль из Молдавии: а кто такие, собственно говоря, бессарабские евреи? Почему мы не называем себя просто «молдавскими евреями» или же «евреями из Молдавии»? Для того, чтобы разъяснить этот вопрос, обратимся вначале к любопытному феномену, связанному с историей еврейства. Уже давно известно, что евреи, прибывшие с разных континентов, из разных стран, даже из различных регионов одной и той же страны, отличаются друг от друга диалектами речи, манерой себя вести, разговаривать общаться, своими традициями, обычаями, одеждой, пищей и другими особенностями. Выделяют евреев горских и бухарских, польских и «среднерусских», литовских и «южнорусских», марокканских и иракских, иранских и китайских. В последние десятилетия стали выделять французских, английских, американских, «русских» евреев. Особое место среди подобных этногеографических и лингвистических групп занимают бессарабские евреи

Напомню, что Бессарабия – это историческая область между реками Днестр и Прут, где евреи начали селиться уже в XII–XIII веках. Первые бессарабские евреи были «сфарадим» – потомками евреев средневековой Испании и Португалии, которые прибыли сюда с Балкан, из Турции и Крыма. Они говорили на ладино, джудесмо, спаньол, турецком и других языках. Я поддерживаю точку зрения, что среди первых евреев Бессарабии были также генуэзские евреи – купцы и торговцы, основавшие по Днестру и Пруту так называемые греческие фактории – торговые конторы и поселения купцов, которые закупали у местного населения продукты питания и товары народных промыслов, обменивая их на завезённые из других мест товары и продукты. Кроме того, во многих хозяйствах молдавских бояр евреи были приказчиками, арендаторами, корчмарями, учителями, врачами, инженерами, архитекторами. Сведения об евреях, проживавших в то время в Бессарабии, встречаются в законодательных документах молдавских господарей XIV–ХV веков. Например, каменную Сорокскую крепость на месте прежнего деревянно-земляного укрепления в виде итальянского средневекового замка Капрарола «сладил» мастер по имени Якоп (Яков). У коренных молдаван в те времена таких имён ещё не было.

Но массовое переселение евреев в Бессарабию началось только в начале XVI века. Эти евреи прибыли сюда из Германии и Польши, они говорили на идиш – еврейско-германском диалекте, имели свои традиции и культуру, назывались «ашкеназим». Их было гораздо больше, чем «сфарадим», и за полтора–два столетия их потомков в Бессарабии стало большинство.

***

Евреи селились в городках и селах, которые, благодаря их способностям к торговле, быстро обретали характер местечек. Таких местечек в Молдавии в XVI–XVIII веках было около пятидесяти. Примерно в течение ста лет: с 1750-го по 1850-й годы – сформировался особый этногеографический и лингвистический тип бессарабского еврея. Основатель Всемирной федерации бессарабских евреев и Дома бессарабских евреев в Тель Авиве Ицхак Корн (1911-1994) в своей книге «Облик бессарабского еврейства» (1978) так сформулировал феномен появления этого типа евреев: «Бессарабские евреи, большая часть которых жила в местечках сельскохозяйственного типа или сёлах, находилась под немалым влиянием молдавской деревни с её застоем, замкнутостью, оторванностью от внешнего мира. Но связь с молдавскими крестьянами имела не только негативную, но и позитивную сторону. Соприкосновение с сельской жизнью, крестьянским трудом развило в бессарабских евреях простоту в обращении и любовь к природе. Бессарабский еврей был здоровым человеком, который довольствовался тем, что имел… Характер бессарабских евреев окончательно сформировался в период с 1750-го по 1850-й годы. Затем в истории бессарабского еврейства произошёл крутой поворот, связанный с хасидским движением, влияние которого распространилось и на эту периферийную сторону восточноевропейского еврейства. Нет сомнения, что физические и моральные условия жизни бессарабских евреев привели бы их к полной ассимиляции, если бы не хасидское движение, которое вселило в них новый дух…».

***

Примечательно, что уже в начале XIX века значительное число бессарабских евреев стало заниматься, помимо своих традиционных занятий, и сельскохозяйственным трудом. В период с 1836-го по 1853-й годы в Бессарабии появились 17 (по другим данным – 18 и более!) еврейских сельхозпоселений, главным образом – в северных районах. А в городке Сороки был даже открыт плодоовощной питомник, который распространял среди еврейского, а также – местного населения – знания, достижения сельскохозяйственной науки и практики. В 1858 году в этих сельскохозяйственных поселениях проживало 10 859 человек, что составляло тогда 12,5% всего бессарабского еврейства. Дети евреев уезжали учиться в Европу и возвращались затем в родные места дипломированными специалистами. Бессарабские евреи пережили погромы и унижения – и в годы первой русской революции, и в последующие годы. Несмотря на то, что бессарабские евреи ближе всех были к местному населению, внутри коренного населения взрастали самые отъявленные российские антисемиты. Достаточно назвать имена Павла Крушевана, Георгия Бутми-Кацмана, Петра Рачковского, инициировавших зловещий Кишинёвский погром 1903 года и создавшие не менее зловещие «Протоколы сионских мудрецов» (это тема отдельной моей статьи «Российско-молдавские антисемиты конца ХIХ – начала ХХ веков» – Д.Х)

По Бессарабии в самом начале прошлого века прокатилась самая большая в Российской империи волна погромов. Она началась в 1903 году, продолжалась в 1905-м, затем – в годы 1-й мировой войны и годы гражданской войны. Эта волна погромов продолжалась в 1940-1941 годах и до сегодняшнего дня продолжается в систематических актах вандализма на еврейских кладбищах Молдавии. Как недавно выяснилось, сегодняшние акты вандализма организуют и оплачивают религиозные фанатики Молдавии, которые используют для этих целей фонды, созданные из пожертвований прихожан. О широте знаний и кругозоре этих «деятелей» можно судить по одному примеру. Когда-то, в середине 1980-х, на одном из крупных предприятий моего родного города выступал поп. На вопрос, был ли Иисус Христос иудеем, он дал резко отрицательный ответ.

***

Как отмечает Краткая еврейская энциклопедия (КЕЭ), в 1920 году в Бессарабии проживало 267 тысяч евреев, в 1926-м – 352 523, в 1940-м – уже 400 тысяч. Находясь в составе королевской Румынии, бессарабские евреи испытывали на себе враждебное отношение основного населения, страдали от антисемитских мероприятий, проводимых в профашистской Румынии, от подозрительности правительства и придирок администрации края. Хотя евреи Бессарабии любили заниматься сельским хозяйством и хотели им заниматься, в 1930-х годах уровень развития сельского хозяйства среди бессарабских евреев не повышался. Только прибыв в Эрец-Исраэль в 1940-х годах, многие бессарабские евреи продолжили здесь занятия сельскохозяйственным трудом. Они были среди основателей киббуцов и мошавов на севере страны (Ханита, Наалаль), в центре (районы Петах Тиквы, Холона), на юге (Нир Ам, Беер Товия, Сорока).

***

В ХХ веке зафиксировано пять основных потоков алии бессарабских евреев в Эрэц-Исраэль: первый – после Кишинёвского погрома 1903 года и погромов 1905-1907 годов; второй – во время революции и гражданской войны, когда многие евреи, боясь новых погромов, покидали Бессарабию; третий – летом 1940 года, когда «советы» вошли в Бессарабию и через очень короткое время стали преследовать евреев-«кулаков» и «сионистов»; четвёртый поток – в начале 1970-х годов, когда появилась возможность репатриироваться, и, наконец, пятыцй, последний поток алии – конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда основная масса евреев покинула Молдавию-Бессарабию в ходе развала Советского Соющза и новых националистических притязаний местной элиты.

Многие годы после образования государства Израиль бессарабские евреи своим упорством, трудолюбием, взаимовыручкой и взаимопониманием создавали материальные и духовные ценности в молодом Еврейском государстве. Активно действовали землячества многих молдавских городков и местечек, выходили энциклопедии и книги Памяти. Факт остаётся фактом: более шестидесяти лет назад возникла Всемирная федерация бессарабских евреев, а более тридцати лет назад только бессарабским евреям удалось построить в северном Тель-Авиве общинный Дом, который существует и поныне. Однако в последние десятилетия община бессарабских евреев начала постепенно разваливаться. Ушли в мир иной отцы-основатели этой общины, а новое поколение не очень-то стремится сохранить дух бессарабского еврейства. Я – один из тех немногих, кто пытается сегодня, насколько возможно, поддержать дух товарищества и дружбы, помогать выходцам из наших мест, проводить среди них мероприятия, вызывающие общий интерес, издавать книги и брошюры. Думаю, что таким родом деятельности могли бы заинтересоваться многие выходцы из Бессарабии.
Восемнадцатая страница

III.Мир еврейских местечек Бессарабии (Молдавии, Молдовы)

Еврейские местечки Молдавии просуществовали четыреста лет. За это время их много раз уничтожали, сжигали, расстреливали, а они, подобно священной птице Феникс, возрождались из пепла, продолжали существовать. Я не буду перечислять всех периодов уничтожения местечек. Назову только послевоенные периоды: конец 1940-х – начало 1950-х, начало 1960-х, начало 1970-х и последний – конца 1980-х – начала 1990-х, когда местечки умерли навсегда. Моё нынешнее восприятие еврейских местечек обозначается ещё двумя датами – 1945-м и 1990-м. Первая дата отмечена стихотворением Наума Коржавина, вторая – стихотворением Моисея Лемстера. Ниже я приведу оба этих стихотворения, а сейчас хочу рассказать вкратце о еврейских бессарабских местечках.

Молдавские (бессарабские) еврейские местечки имели свою неповторимую историю. Почти все они возникли в конце 15-го – начале 16-го веков, когда на тех местах, где проживали до этого на хуторах одна-две семьи местных крестьян или же вообще на пустынных землях, отведённых специально для таких целей местными помещиками, стали селиться евреи, прибывшие в Молдавское княжество в одиночку, группами или большими семьями. Они прибывали из разных мест – сначала с Балкан, из Турции, Крыма, говорили на турецком, спаньол (одном из диалектов испанского языка), поэтому получили название «сефардов» (от средневекового еврейского названия Испании – Сфарад). Затем, в начале 16-го века, началось массовое переселение в Молдавию евреев из Германии и Польши. Они говорили на идиш (еврейско-германском языке или диалекте, жаргоне), у них были свои традиции, культура. Эти евреи получили название «ашкеназов» (от средневекового еврейского названия Германии – Ашкеназ). Почти все евреи, которые прибыли в Молдавию в 15-17-м веках, получали права повсеместного проживания, охранные грамоты, освобождались от налогов, имели разные другие льготы. Большая часть евреев поселялись в населённых пунктах, которые очень скоро превращались в местечки. Изучая топонимику Молдавии, я пришёл к выводу, что названия некоторых населённых пунктов могут быть объяснены достаточно внятно только с еврейской точки зрения: Бельцы, Бричаны, Бричево, Голлерканы, Гояны, Дондюшаны, Дубоссары, Згурица, Калараш, Капрешты, Китросы, Кишинёв, Леова, Маркулешты, Машкауцы, Оргеев, Рашков, Рышканы, Сороки, Страшены, Теленешты, Флорешты, Щура (об этом – особый разговор ниже!).

***

Местечки отличались от других поселений тем, что имели свою «инфрастуктуру»: синагогу и торговую площадь (к некоторым названиям прибавляли даже слово «тыргул» –«торговое»). Были здесь свои трактиры, шинки, позднее – чайные и столовые, медпункты и больницы, парикмахерские, пошивочные и сапожные мастерские (ателье, «дома быта»). Крестьяне из окрестных деревень и сёл, приехавшие в местечко, могли в местечках подковать лошадь, купить необходимые для дома товары, сделать на память фотографию. Но главным отличием местечка от других населённых пунктов Молдавии было то, что в них проживали евреи, причём в довольно большом количестве – до тысячи человек, а иногда даже намного больше. В разные периоды, при разных господарях евреям жилось по-разному. К примеру, во времена правления Романа Первого (1391-1394) и Александра Доброго (1401-1433) евреям, как уже было сказано, выдавали охранные грамоты для повсеместного проживания в Молдавии, освобождали их от налогов, предоставляли разнообразные льготы. Льготами евреи пользовались и во времена Стефана Великого (1457-1504). Именно при нём евреи начали компактно селиться в Молдавии, и очень скоро почти вся торговля этой страны с другими странами, вся промышленность оказалась в еврейских руках. Спустя столетие, в начале XVI века, евреи в большом количестве стали переселяться в Молдавию из других восточноевропейских стран. Слух о том, что здесь – благоприятный климат, хорошие условия для предприимчивых людей, низкое налогообложение привлекали в Молдавию евреев из соседней Украины и более далёкой Белоруссии. Сюда прибывали также евреи из Польши и Литвы. В течение столетия (1750-1850) здесь сложился особый этнолингвистический тип еврейства, который до сих пор принято называть «бессарабским» (на идиш – «а бэссарабэр ид») В середине 1830-х годов российское правительство предоставило евреям право приобретать пустующие земли для занятий сельским хозяйством. На севере Бессарабии, в Сорокском и Бельцком уездах, в период с 1836 по 1853 годы, было основано девять еврейских земледельческих колоний: в Бричеве (1836), Думбравенах (1836), Валя-луй-Владе (1836), Александренах (1837), Маркулештах (1837), Вертюжанах (1838), Люблине (1842), Капрештах (1851), Згурице (1853). Позднее к этим колониям добавились ещё восемь, так что к началу 1880-х годов их стало уже семнадцать: Ломачинцы, Новая Марамоновка, Новые Теленешты, Шибка, Николаевка-Благодать, Гратиешты-Голбоака, Константиновка, Романовка (Романенко). После решения правительства о предоставлении евреям права приобретать или брать в аренду землю для занятий на ней сельским хозяйством экономическое положение Бессарабии заметно упрочилось, потому что, таким образом, было решено сразу несколько важных проблем: проблема занятости людей, проблема обеспечения населения продуктами питания, проблема индустриализации края. В крупных городах: Кишинёве, Бельцах, Сороках – открылись фабрики и заводы по переработке сельскохозяйственной продукции. Были небольшие артели по переработке и в местечках. Особой известностью пользовалось Сорокское питомническое хозяйство, которое со временем возглавил выдающийся агроном Акива Эттингер. Об этом хозяйстве в течение полувека много писалось в российской и зарубежной печати, высоко оценивались способности евреев по ведению сельского хозяйства, их научные достижения в этой области. Бессарабия принадлежала к тем немногим российским губерниям, где еврейское сельское хозяйство достигло заметного развития. Бессарабские евреи осваивали земли, купленные ими или арендованные на длительный срок, приобретали скот и орудия труда. Благоприятные климатические условия, плодородная почва (в основном – чернозём) также способствовали успеху. Широкое распространение получило в еврейских сельскохозяйственных колониях выращивание табака. Евреи занимались, помимо этого, торговлей, скорняжим промыслом, пошивом одежды и обуви, другими ремёслами, куплей-продажей сельхозпродукции. Постепенно, однако, дети и внуки бессарабских евреев стали адвокатами, инженерами, музыкантами, учёными, педагогами и врачами, то есть интеллигентами в первом поколении. Такое положение сложилось в начале ХХ века и продолжается до сегодняшнего дня.

Были в истории молдавских еврейских местечек разные периоды, в том числе – и мрачные, но самым страшным явился четырёхлетний период с 1941-го по 1944-й годы, который принято называть Катастрофой бессарабского еврейства. За этот период погибло примерно 180 тысяч евреев. Всего же около полумиллиона бессарабских евреев погибло на фронтах сражений, в концлагерях и гетто. Многие из тех, кто выжил, считали бессарабские еврейские местечки умершими навсегда. Эти евреи в конце 1940-х переселялись в большие города: Черновцы, Кишинёв, Одессу, Киев, Ленинград, Москву…

Мир еврейских местечек... Ничего не осталось от них,

будто Веспасиан здесь прошёл средь пожаров и гула.

Сальных шуток своих не отпустит беспутный резник,

и, хлеща по коням, не споёт на шоссе балагула.

Я к такому привык – удивить невозможно меня.

Но, мой старый отец, всё равно ему выспросить надо,

как людей умирать уводили средь белого дня,

и как плакали дети, и тщетно просили пощады.

Мой ослепший отец, этот мир ему знаем и мил.

И дрожащей рукой, потому что глаза слеповаты,

ощутит он дома, синагоги и камни могил,–

мир знакомых картин, из которого вышел когда-то.

Мир знакомых картин – уж ничто не вернёт ему их.

И пусть немцам дадут по десятку за каждую пулю,

сальных шуток своих всё равно не отпустит резник,

и, хлеща по коням, уж не спеть никогда балагуле.

 

Поэт Наум Коржавин написал эти строки в 1945-м. Однако он немного ошибся: многие местечки, особенно у нас, в Молдавии, продолжали существовать ещё почти полвека, до Большой «алии» конца 1980-х – начала 1990-х годов. А потом они действительно умерли. Эту их смерть в 1991-м зафиксировал наш земляк, поэт Моисей Лемстер:

 

Теленешть, Костешть и Маркулешть –
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Давид хахам еврейские следы на молдавской земле icon Волочиск и Купель еврейские местечки, некогда
Переле Шильман всегда ходила с воспаленными, заплаканными глазами. Отец не пускал своих детей (их у него было трое) в школу по субботам...
Давид хахам еврейские следы на молдавской земле icon Советул орэшенеск ши районал рыбница де депутаць ай попорулуй п м р
Рыбница на 2011 год», руководствуясь п. 13 ст. 19 Закона Приднестровской Молдавской Республики «Об органах местной власти, местного...
Давид хахам еврейские следы на молдавской земле icon Грэм Хэнкок Следы богов издательство «вече»; москва; 2001 в поисках истоков древних цивилизаций
Книга «Следы богов» не могла бы быть написана без самозабвенной сердечной и неизменной любви дорогой Санты Файя, которая всегда отдает...
Давид хахам еврейские следы на молдавской земле icon Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об утверждении Государственной...
«Об утверждении Государственной целевой программы «Реабилитация детей инвалидов в Приднестровской Молдавской Республике на период...
Давид хахам еврейские следы на молдавской земле icon Лекция первая
Земле. Не видится ли нам, что эту заполненную ариманическим существом душу влечет, так сказать, результат её ариманических познаний?...
Давид хахам еврейские следы на молдавской земле icon 1. Организационно-управленческая деятельность
Реабилитация детей-инвалидов в Приднестровской Молдавской Республике на период 2012 – 2016 гг
Давид хахам еврейские следы на молдавской земле icon Юрий Николаевич Морозов Следы древних астронавтов?
«Пришельцы из космоса? Гипотезы о посещении нашей планеты представителями внеземных цивилизаций»: Парадокс; М.; 2002
Давид хахам еврейские следы на молдавской земле icon Погружение в Иерусалим
Прогулка по старому городу. Проводник – Мира Витман. Старый город, кварталы, катакомбы, Ир Давид
Давид хахам еврейские следы на молдавской земле icon Рыбницкого района и города рыбница отче т
Законом пмр «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в Приднестровской Молдавской Республике»....
Давид хахам еврейские следы на молдавской земле icon Александра Давид-Неэль Магия и тайна Тибета
«Магия и тайна Тибета / Пер с англ. Е. А. Дорониной.»: Центрполиграф; Москва; 2010
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции