Скачать 2.3 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» Психолого-педагогический факультет Кафедра общей педагогики
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Нижний Новгород 2013 г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профилактика девиантного поведения» принят на заседании кафедры общей педагогики «30» августа 2012, протокол № 1. Рекомендовано для студентов, обучающихся по направлению(ям) подготовки /специальности(ям) 050711.65 Социальная педагогика; 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиль подготовки: Психология и социальная педагогика; 040700.62 Организация работы с молодёжью; 040104.65 Организация работы с молодежью; 050201.65 Математика с дополнительной специальностью. Разработчик: Р.У. Арифулина, к.пед. н., доцент кафедры общей педагогики СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой «_______________» _________________/____________/ «____»_______________20__г. СОДЕРЖАНИЕ учебно-методического комплекса по дисциплине «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ» 1. Пояснительная записка 2. Рабочая(ие) программа(ы) дисциплины 3. Дидактические материалы по дисциплине 3.1. Планы проведения семинарских (практических, лабораторных) занятий 3.2. Материалы для организации самостоятельной работы студентов 3.3. Перечень источников для подготовки к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям 3.4. Дополнительные дидактические материалы 4. Методические рекомендации (материалы) 5. Материалы для проведения текущего, рубежного и итогового контроля 6. Дополнительный материал учебно-методического комплекса
Отклоняющееся поведение детей и подростков – одна из актуальных проблем общества, психолого-педагогической практики образования. Реализация комплексного подхода, с помощью которого возможно решение этой проблемы, требует теоретической подготовки специалиста педагогической и социально-педагогической сферы. Специфика курса заключается в его междисциплинарном характере, во взаимосвязи с такими фундаментальными отраслями педагогики и психологии, как общая и социальная педагогика, коррекционная педагогика, психология личности, клиническая психология, педагогическая психология, юридическая психология, нормативно-правовая защита детей группы риска. Программа курса характеризуется новизной, является результатом анализа и синтеза информации из отечественных и зарубежных источников. Литература по данной дисциплине носит, главным образом, описательный характер, отсутствует единый теоретический фундаментальный подход к объяснению отклоняющегося поведения. Новым при составлении данной программы явилось интегрирование разных описаний девиантного поведения в русле культурно-исторического подхода, теории деятельности. Разнообразные формы девиации рассматриваются как формы деформации личности, к которым приводят, прежде всего, факторы среды, дефекты общения, семейного воспитания, создающие условия для интериоризации дезинтегрирующих личность подходов к преодолению жизненных трудностей Программа подробно освещает содержание и структуру занятий, определяет основные понятия и задания для самостоятельной работы. Дан примерный перечень вопросов к контролю, рекомендуется основная и дополнительная литература. 3 ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 3.1.1. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1. Предмет, цель, задачи курса. Особенности развития социально-педагогической деятельности с детьми с отклонениями в поведении. Цели, задачи, функции, содержание, основные направления деятельности социального педагога по воспитанию детей девиантного поведения Сущность основных категорий курса «воспитание», «социальное воспитание», «теория и методика воспитания», их соотношение. Классификация воспитательных технологий Задания для самостоятельной работы
ТЕМА 2. Профилактика в системе воспитания детей девиантного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды. Сущность профилактики как компонента социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. Теория жизненных навыков; теория деятельности, альтернативной девиантному поведению; концепция социальной поддержки Первичная, вторичная и третичная профилактика. Программы профилактики. Задания для самостоятельной работы
ТЕМА 3. Школа и семья: их взаимодействие в воспитании детей девиантного поведения Информационно-просветительская работа с родителями с целью профилактики дисгармонии семейных отношений. Диагностика детско-родительских отношений и семейного воспитания Социально-психологический статус ребенка девиантного поведения в школе и семье. Социально-педагогическое взаимодействие школы и семьи в работе с детьми девиантного поведения. Личностно-ориентированный подход в воспитании детей девиантного поведения. Воспитание толерантности как одно из ведущих направлений деятельности социального педагога по воспитанию детей с отклонениями в поведении. Комплексный подход к решению проблемы воспитания ребенка девиантного поведения Задания для самостоятельной работы
ТЕМА 4. Система дополнительного образования и ее роль в воспитании детей девиантного поведения Многообразие, принципы и содержание деятельности учреждений дополнительного образования. Мотивация самовоспитания и перевоспитания в структуре формирования личности школьника. Межинституциональный подход к организации социально-педагогической деятельности. Системный подход к профилактике и коррекции девиантного поведения. Проблемы межведомственного подхода к организации воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения у детей. Интегративная модель профилактики девиантного поведения Задания для самостоятельной работы
ТЕМА 5. Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения. Деятельность детских и молодежных общественных объединений как социально-педагогическая проблема. Технологии реализации воспитательной деятельности с детьми девиантного поведения посредством общественных объединений Задания для самостоятельной работы
3.1.2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1. Профилактика в системе воспитания детей девиантного поведения. Основные теории профилактики. Ее виды. План: Программы профилактики в социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. Особенности проектирования воспитательных действий по реализации программ профилактики в работе с детьми девиантного поведения. Разрешение проблемных ситуаций с использованием технологий первичной, вторичной и третичной профилактик. ТЕМА 2. Школа и семья: их взаимодействие в воспитании детей девиантного поведения. План: Влияние самооценки на социально-психологический статус ребенка в школе и дома как фактора формирования девиантного поведения. Сущность и значение личностно-ориентированного подхода в воспитании детей девиантного поведения. Организации взаимодействия школы, семьи и учреждений дополнительного образования по воспитанию детей девиантного поведения. Ролевые ситуации как один из методов работы социального педагога по реализации взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания детей девиантного поведения. ТЕМА 3. Система дополнительного образования и ее роль в воспитании детей девиантного поведения. План: Отечественный опыт организации взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы по воспитанию детей девиантного поведения. Важнейшие теоретические и практические проблемы современного воспитания в системе дополнительного образования, новые технологии и концепции. Применение активных методов обучения и воспитания детей девиантного поведения в учреждениях дополнительного образования. ТЕМА 4. Организация деятельности детских и молодежных общественных объединений по стимулированию социально значимой активности как основы для самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения. План: Деятельность, альтернативная девиантному поведению, как одна из основных форм работы с детьми отклоняющегося поведения. Самооценка в процессе самовоспитания и перевоспитания детей девиантного поведения. Специфика деятельности социального педагога в детских и молодежных общественных объединениях. 3.2 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподавателя является составной частью «СРС», принятого в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятельно выполняет учебные задания, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения, навыки практической деятельности. При этом взаимодействие студента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства через консультирование и контроль. Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятельной работы данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта путем осуществления переноса знаний, умений, навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, формулированию и реализации идей решения. Это требует от обучаемых рассмотрения накопленных ранее знаний учебной информации под новым углом зрения. В рамках дисциплины «Профилактика девиантного поведения»» в качестве самостоятельной работы используются: работа с историко-педагогическими изданиями, учебниками, учебными пособиями, хрестоматиями, архивными источниками; домашние задания, подготовка к аудиторным занятиям ( в соответствии с планами занятий), отдельные этапы семинарско-практических занятий, написание рефератов, эссе, докладов и иных письменных работ, сбор картотеки персоналий выдающихся ученых, практиков в области профилактики девиантного поведения, составление портфолио. Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе семинарских занятий, на консультациях, при проверке заданий, в процессе самоконтроля. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: При небольшом объеме аудиторной работы самостоятельная работа студентов по овладению социально-педагогическими знаниями и умениями становится незаменимой частью формирования личности, формирует логический остов его деятельности. К основным элементам историко-педагогического самообразования относятся:
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии программирования» Техническое задание по разработке дизайнерского проекта приложения «умк – учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии... |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность» подготовлен кандидатом исторических наук, профессором... |
||
Научный отчет Содержание. Аналитический обзор результатов экспериментальных... Теоретическая концепция профилактики девиантного поведения и реабилитации учащихся школы |
Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва |
||
Учебно-методический комплекс институт системного анализа, автоматики и управления Программирование и основы алгоритмизации: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Матюхин. Спб.: Изд-во сзту, 2008. 194с |
Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии». Содержание Учебно- методический комплекс по дисциплине «Практикум по специальной психологии» |
||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300.... |
Учебно-методический комплекс Санкт-Петербург 2010 министерство образования... Базы данных: учебно-методический комплекс /сост.: М. В. Копейкин, В. В. Спиридонов, Е. О. Шумова. Спб.: Изд-во сзту, 2010. – 175... |
||
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 2010 министерство образования... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 220201. 65 управление и информатика в технических системах,... |
Учебно-методический комплекс по дисциплине « В. Дв. 2» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |