Скачать 492.24 Kb.
|
Цель МБОУ «Гимназия № 11 им. С.П. Дягилева» г. Перми в рамках проекта ЦИО ПГГПУ «Развитие интеллектуального потенциала учащихся в условиях культурно-образовательной среды гимназии» Целью инновационной работы ЦИО «Гимназия № 11 им. С.П. Дягилева» г. Перми является:
Задачи проекта:
РАЗДЕЛ I Анализ существующего опыта. Краткое описание деятельности образовательного учреждения в области, связанной с темой ЦИО Гимназия имеет историю поэтапного становления как образовательное учреждение особого типа, она расположено в историческом центре Перми – доме семьи великого импресарио С.П. Дягилева. В основе деятельности гимназии лежит разработанная и утвержденная решением Краевого научно-методического Совета инновационная образовательная программа «Школа живой традиции». Коллектив гимназии сотрудничает с Институтом художественного образования РАО по вопросам музейной, театральной педагогики, эстетического образования, моделированию этнокультурного регионального содержания образования. Муниципальная гимназия им. С.П. Дягилева является Лабораторией гуманной педагогики (руководитель Ш.А. Амонашвили), Федеральной инновационной площадкой по проблеме создания условий развития одаренных детей в инновационной вариативной образовательной среде. В гимназии сформирован высокопрофессиональный, творчески работающий коллектив педагогов со сложившимися традициями, бережно хранящимися и передающимися. В гимназии существует особая атмосфера духовности, интеллигентности, просветительства. Воспитание гимназистов осуществляется на основе созидания социокультурного пространства совместно со взрослыми. Этому служит подвижническая деятельность по восстановлению духовных традиций семьи Дягилевых, забота о культурном памятнике – родовом доме. Вся инновационная деятельность педагогического коллектива гимназии направлена на создание особого социокультурного пространства, обращенного в традиции и непосредственно доступного живому опыту ребенка. Гимназия дважды становилась победителем конкурса Министерства образования РФ как школа, внедряющая инновационные образовательные программы (2006 г., 2008 г.). В 2011 г. гимназии присвоен статус федеральной инновационной площадки Министерством образования РФ. Существенным шагом в развитии гимназии является подготовка к авторизации по программе IB (международного бакалавриата) на третьей ступени обучения в одном из классов параллели. Семь педагогов гимназии прошли переподготовку на учителя системы международного образования IB. Официальный статус краевого центра инновационного опыта Университетского округа ПГПУ в период с 2009–2012 г.г. позволил подготовить исследовательские проекты (для подготовки диссертационных исследований) по созданию образовательных программ интеграции основного, дополнительного и профессионального образования на основе индивидуальных образовательных технологий с использованием цифровых образовательных ресурсов, ориентированных на ФГОС второго поколения. Заключены договоры о стратегическом партнерстве с Пермским научным центром УрО РАН, институтом художественного образования РАО, Лабораторией гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, научное сопровождение деятельности ФИП осуществляет АНО «Институт образовательной политики «Эврика». Гимназия № 11 им. С.П. Дягилева ориентирована на обучение, воспитание и развитие детей в широком поле образовательного и социально-культурного пространства, создающего условия для наиболее полного раскрытия индивидуально-личностного и интеллектуального потенциала каждого школьника. РАЗДЕЛ II Проблема развития интеллектуального потенциала учащихся и детей с признаками интеллектуальной одаренности в условиях гимназической среды образовательного учреждения В соответствии с внедрением ФГООС второго поколения актуализируется проблема развития детей на основе их естественной потребности в познании, объективно недостаточно удовлетворенной в образовательных пределах, ограниченных традиционной системой обучения. Это вызывает необходимость поиска и разработки новых моделей образовательных пространств, обеспечивающих создание условий для сохранения, развития и приумножения природных способностей, формирования интеллектуальной компетенции школьников, а также внедрения современных технологий обучения, воспитания и поддержки одаренных детей. Проблема сохранения и развития интеллектуального потенциала молодых граждан России – одна из основных проблем развития страны и сохранения в XXI веке самобытности народа. Поле осмысления этой проблемы расширено многими постулатами обновленной государственной политики в самом разном контексте: научно-техническом, технологическом, инновационном, духовно-культурном, в том числе – образовательном. Так, одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования становится комплексное решение задач по созданию современных образовательных сред, способных формировать интеллектуальную компетенцию выпускников образовательных учреждений. Вместе с тем, утрата внутренних устоявшихся традиций классического российского образования, ярко наблюдаемая в последние десятилетия, и неустойчивые тенденции к его обновлению на принципиально новых основаниях объективно задерживают количественные и качественные показатели решения поставленных перед педагогическим сообществом приоритетных в государстве задач. Современный мир требует разностороннего развития личности, способной к адекватной ориентации в постоянно расширяющемся потоке технической и научной информации, к преобразующему движению во всех областях жизнедеятельности человека. В этой связи особое значение приобретает проблема актуализации и всемерного пополнения резервов интеллектуальной сферы индивида, как одной из значимых составляющих его совокупного личностного потенциала, которая изначально получает свое специфическое наполнение в условиях обучения. Но реалии современной образовательной практики обнажают и ряд серьезных противоречий, не вполне способствующих полноценному и эффективному решению поставленных задач. В частности, реально существующая потребность современного общества в продуктивном развитии интеллектуального потенциала личности объективно «наталкивается» на отсутствие в школах условий, обеспечивающих каждому школьнику систему научно-методического обеспечения, дидактического и технологического сопровождения процесса развития его интеллектуального потенциала. Недостаточность таких условий в современном образовании, даже в условиях внедрения инновационных технологий, не формирует устойчивые познавательные потребности личности. Таким образом, мы полагаем, что решение проектной проблемы становится возможным на основе формирования устойчивых познавательных потребностей личности, совершенствования ее интеллектуально-творческого потенциала, расширения спектра способов ее личностной и деятельностной самореализации, в основе которых лежит интеллектуальный и духовно-нравственный мотив или посыл. Обосновывая заявленную тему проекта, следует подчеркнуть, что обращение к ней тесно сопряжено с не менее важной и актуальной проблемой разработки системы выявления, сохранения и сопровождения интеллектуально одаренных учащихся. Вопросы поддержки и развития одаренных детей и талантливой молодежи, в частности, через сохранение и развитие их интеллектуального потенциала, поднимаются на разных уровнях образования. Государственная политика декларирует и предусматривает обеспечение поддержки школ для интеллектуально одаренных детей и образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность в сфере развития интеллектуального потенциала детей и подростков. Такой подход четко обозначен как целевая установка в государственной инициативе «Наша новая школа» и других документах, определяющих идеологические подходы к этой проблеме. Особо значимым является то, что стандарты второго поколения ставят перед педагогическим сообществом две основные задачи: формирование личности и развитие интеллекта каждого школьника. Практически во всех регионах России реализуются проекты широкой поддержки одаренных детей через создание образовательной и социальной инфраструктуры (лицеев, гимназий, очных и заочных школ для одаренных детей, технопарков и других инновационных структур), привлечения узких специалистов, обучение учительского корпуса и пр. Приобретенный опыт показывает, что образовательные учреждения, максимально нацеленные на развитие насыщенной, вариативной образовательной среды на основе интеграции основного, дополнительного и профессионального образования с расширением образовательного поля в условиях «открытого» социального пространства способствуют сохранению и развитию интеллектуального потенциала детей и подростков и позволяют максимально успешно работать на результат, достаточно эффективно решая проблему развития детской одаренности. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных, в том числе и интеллектуально, детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников образования, а также родителей для формирования у них современных представлений о природе и путях развития детской одаренности. Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Понятие интеллектуальной одаренности главным образом связано с высоким уровнем развития способностей. Способности как антропологическое понятие характеризуется «данным» от природы, нуждающимся в дальнейшем развитии, «окультуривании», социальной «шлифовке». Мы полагаем, что образовательное пространство гимназии как широкое поле инновационной вариативной образовательной среды прежде всего способствует развитию и становлению одаренности как универсального основания личности, коренных способностей, которые могут быть реализованы чрезвычайно пластично, т.е. проявить себя в разных сферах будущей жизни и деятельности ребенка. Иначе говоря, пространство гимназии – образовательная среда особого рода, в которой кроме обычных знаний, навыков и умений к приоритетной образовательной цели относится развитие широчайшего фронта творческих способностей ребенка в науке, искусстве, технике, в сфере социальной активности и управления. Школа такого типа не замыкается на сообщении формальных знаний или удовлетворении индивидуальных интересов детей. Обучение, воспитание, развитие в таком пространстве сосредотачивается на ядре личности, на истоке творческих способностей – интеллекте в широком смысле, психологическом, эмоциональном и духовном изменении развивающейся личности, ее осознанном взгляде на мир, отношении с окружающими людьми и социумом. Знания и умения, приобретаемые в особом образовательном пространстве, где культивируется развитие детской одаренности, концентрируются в особых компетенциях, которые не сводятся к строго кодифицированным приобретенным качествам ребенка (танцует, решает задачи, играет в теннис). Они проявляются в готовности реализовать свой потенциал в самых разных сферах творчества и практической деятельности, в «человеческой» компетенции, в потребности создания интеллектуализированной среды, разносторонней информационной базы, включающей в себя широкий тезаурус культурных значений, общение с книжной культурой, с интеллектуально-духовной традицией, с бесконечным миром знаков, символов, дискурсивных форм, культурных шифров. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал. Итак, проблема одаренности в массовом образовательном учреждении формулируется как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности. Следовательно, представление об одаренности, изложенное выше, в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных, прежде всего умственных, способностей ребенка. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, «взращивания» а не просто обучения ребенка с признаками одаренности, создания условий для пробуждения потенциальной одаренности каждого ребенка в условиях массового образования. РАЗДЕЛ III Отчет по видам работ, определенных Приложением 1 к договору ПГГПУ № 8 от 26.06.2012 г. Создание координационной группы для реализации проекта В соответствии с тематикой ЦИО в гимназии создана координационная группа по реализации проекта гимназии «Развитие интеллектуального потенциала учащихся в условиях культурно-образовательной среды гимназии». В группу вошли заместители директора по учебно-воспитательной и научно-методической работе, руководители методических объединений и педагог-психолог гимназии. Координационная группа по реализации проекта:
Целью организации координационной группы проекта стало: согласование и координирование действий педагогического коллектива по реализации темы проекта ЦИО. Координационной группой был предложен перспективный рабочий план реализации проекта. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 Цель: диссеминация опыта работы педагогов Гимназии№1 в рамках реализации инновационного проекта: «Проектирование информационно-образовательной... |
За последние три года реализации программы развития гимназии сделано... Создана локальная сеть гимназии, объединяющая 38 учебных кабинетов, административный состав |
||
Презентация (тема урока, годы жизни Арины Родионовны, фотографии... ... |
Н. Л. Мишатина Концептуальные основы построения лингвоконцептоцентрической речевой среды В статье рассматриваются в рамках культурно-исторической психологии и психологической педагогики, лингвокультурной концептологии... |
||
Урок словесности в 11 «В» классе разработан учителем русского языка... Областной семинар по именным школам «Реализация литературного пушкинского наследия и культурно-исторической среды в учебно-воспитательном... |
Научно-методической работы гимназии на 2011-2012 учебный год Стратегия развития гимназии. Инновационная и экспериментальная деятельность и ее результаты |
||
Программа учебной дисциплины культурно-языковые процессы 18 века... Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования... |
Программа развития на 2011 2015 гг Повышение качества и доступности образования ... |
||
Создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся... Полное название муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 г. Воронежа |
Комитет по образованию Мбоу г. Мурманска гимназии №6 на 2013-2014 учебный год и в целях обеспечения исполнения положений Устава мбоу г. Мурманска Гимназии... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |