Скачать 0.62 Mb.
|
Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя вида педагогической деятельности. Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе. Хороший урок отличает плановость, четкость построения. Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников. Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать. Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся. Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума. Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы. Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку. Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты. От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований. Как известно, система уроков по любому предмету имеет циклический характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала — темой курса — и имеет следующие дидактические части:
В соответствии с этим тематический цикл уроков содержит различные их виды:
В системе уроков по предмету могут быть некоторые специфические занятия в силу особенностей данного предмета как области науки или практики. К каждому виду урока предъявляются специфические требования, но разработаны и применяются общие критерии, которым должен удовлетворять урок. ОБЩИЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Результативность Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока:
Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам». Структура урока В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку. Рациональную структуру урока обеспечивают:
Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели. Активизация познавательной деятельности учащихся Эффективное усвоение знаний предполагает такую организацию познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Для реализации этого важнейшего принципа обучения в последние годы созданы новые программы и учебники, трактующие учебный материал на уровне обобщений и глубокого проникновения в сущность явлений, ведутся поиски методов обучения, которые усиливали бы активизирующее влияние на процесс обучения (развивающие и проблемные методы, самостоятельные работы, творческие задания и т. д.). Учащиеся могут привлекаться к учительским функциям. В классе появились помощники учителя: ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты, киновидеодемонстраторы. Задача учителя — создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе «актив — класс» в процесс обучения включается обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идет активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Каждый учащийся учится и учит, подчиняется и руководит. Дидактическая структура учебного материала Наиболее действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное построение урока, в основе которого лежит проблемная ситуация — возникновение в сознании вопроса и потребности получить ответ на него. Обучение с помощью проблемной ситуации можно представить схематически так:
В создании проблемных ситуаций определяющую роль играет учитель. Могут быть привлечены пособия, задачники, дидактические материалы с перечнями проблем-заданий, но проблемная ситуация — это особое психологическое состояние учащегося, для создания которого необходим учет целого ряда факторов индивидуально-личностного характера. Учитель, умеющий учитывать эти факторы, создавать проблемные ситуации в головах учащихся, не только сообщает им знания, но и развивает их творческие способности. Самостоятельность и творчество в учебной деятельности Увеличение роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе подразумевает решение, как минимум, трех взаимосвязанных задач:
Успешное решение этих задач возможно лишь на основе тщательно продуманной системы самостоятельных работ учащихся, в которой четко определены задачи и место в учебном процессе каждого вида самостоятельных работ, их связи с другими методами обучения. В учебном процессе применяются следующие виды самостоятельной работы: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы решения физических и математических задач; лабораторно-практические работы; фронтальный эксперимент с элементами исследования; работа с раздаточным материалом; наблюдения за опытами, демонстрируемыми учителем, и умозаключения из них и др. |
Программа разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории... Института дошкольного воспитания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований... |
Качественные характеристики Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу... |
||
Педагогические приемы это основа успешного обучения и способность... Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить... |
Литература 27 В данной работе рассматривается вариант реализации микропроцессорной системы для управления объектом и разработка программной модели... |
||
Библиотечный урок Структура книги Цель урока: познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на... |
«Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года» Республики Беларусь поставили задачу максимального использования выгодного географического положения страны в целях социально-экономического... |
||
Рабочая программа Окружающий мир умк «Школа России» Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику |
Методические указания и контрольные задания для выполнения контрольной... «Технология продуктов и организация общественного питания», безотрывной формы обучения |
||
Методические указания по выполнению контрольно-курсовой работы для... Цели и задачи выполнения контрольно-курсовой работы |
Цель работы заключается в выявлении и исследовании особенностей фразеологической... Однако о существовании таких выражений знали и раньше. Еще М. В. Ломоносов говорил, что «их нужно включать в словари»[3, с. 3].... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |