Эдипов комплекс




Скачать 0.61 Mb.
Название Эдипов комплекс
страница 1/5
Дата публикации 22.09.2014
Размер 0.61 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3   4   5
Глава 12 ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

1. Эдип и Сфинкс

В 1906 году в день пятидесятилетия Фрейда ученики и ближайшие друзья основателя психоанализа подарили ему памятную медаль, выполненную скульптором Карлом Мариа Швердтнером. На одной стороне медали был изображен профиль великого учителя. На другой — Эдип, разгадывающий загадку Сфинкс. Изображаемую сцену венчала по-гречески написанная строка из трагедии Софокла «Царь Эдип» — «И загадок разрешитель, и могущественный царь».

Говорят, что, когда при вручении ему памятной медали, Фрейд прочитал строку из трагедии Софокла, то он побледнел и был сильно взволнован. Узнав, что идея надписи на медали принадлежала Полю Федерну, он поведал своим ученикам свою давнюю мечту. По его собственному признанию, во время обучения в Венском университете он часто прогуливался во внутреннем дворике, разглядывал бюсты знаменитых профессоров, расположенных в галерее, обрамляющей дворик, и мечтал когда-нибудь в будущем увидеть свой бюст, на котором были бы начертаны именно те слова, которые он прочел на медальоне.

Надо сказать, что впоследствии мечта молодого Фрейда сбылась. В 1921 году скульптор Кенигсбергер выполнил работу по изготовлению бюста основателя психоанализа. На этом бюсте имелась соответствующая строка из драмы Софокла. 4 февраля 1955 года состоялась торжественная церемония по установке бюста Фрейда в галерее внутреннего дворика Венского университета. Когда 6 мая 1998 года, в день очередной годовщины со дня рождения Фрейда, мне удалось побывать на памятном научном заседании ученых, собравшихся в зале Венского университета, то,

453

знакомясь с достопримечательностями, я имел возможность взглянуть на установленный в галерее внутреннего дворика бюст основателя психоанализа и погулять по расположенному возле университета парку имени Фрейда, в котором находится также небольшой обелиск в его честь.

Подаренная Фрейду на его пятидесятилетие памятная медаль имела глубокий смысл. Она олицетворяла собой то великое достижение основателя психоанализа, который, подобно Эдипу, сумел разгадать загадку Сфинкс.

Согласно древнегреческой мифологии, всех, проходящих мимо нее, Сфинкс просила разгадать одну загадку: кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех ногах? Того, кто не мог дать правильный ответ, ждала печальная участь. Сфинкс безжалостно расправлялась с ними.

Долгое время никто не мог дать правильный ответ. Наконец, нашелся один человек, который разгадал загадку. Это был Эдип, сказавший, что речь идет о человеке. Именно человек в детстве ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на посох.

Памятная медаль была своеобразным символом, запечатлевшим подвиг Фрейда, сумевшего понять, что представляет собой человек. Речь шла об Эдиповом комплексе, который являлся для Фрейда важной отправной точкой для понимания человека, поскольку, согласно его воззрениям, этот комплекс лежит в основе возникновения неврозов, религии, нравственности, культуры. По словам одного из -первых биографов основателя психоанализа венского врача Ф. Виттельса, Эдипов комплекс — «это тот локомотив, который промчал триумфальный поезд Фрейда вокруг земного шара» [1. С. 100].

Идея Эдипова комплекса покоится на древних представлениях об отцеубийстве и инцестуозных (кровосмесительных) связях в семье. Древнегреческий миф об Эдипе воспроизводит события, возможно, имевшие место в пра-обществе. Этот сюжет нашел свое отражение в трагедии Софокла «Царь Эдип».

В древнегреческой трагедии Софокла развертывается картина тех ужасных преступлений, которые, не ведая того, совершил Эдип — сын фиванского царя Лайя и его жены Иокасты.

454

Оракул предсказал, что еще не рожденный сын Лайа станет его убийцей. После рождения сына Лай, пытаясь избавиться от него, приказал убить мальчика. На третий день жизни малыша он связал ему лодыжки, отсюда имя Эдип (стреноженный), и велел забросить младенца на недоступную скалу. Иокаста отдала сына пастуху и, страшась предсказаний, велела умертвить его. Но пастух, которому было поручено это дело, оставил мальчика живым. Через какое-то время беспомощного младенца нашли, и он стал воспитываться при дворе другого царя Полита и его жены Меропы, которые назвали его своим сыном. Став юношей, Эдип попытался узнать свое происхождение. Он пошел в Дельфы к Аполлону, который предсказал, что Эдипу суждено стать отцеубийцей и сойтись со своей матерью. Во избежание судьбы, Эдип покинул царский дом, где воспитывался, и бежал из Коринфа. На своем пути, на перекрестке трех дорог он повстречал своего настоящего отца Лайа, и между ними произошла ссора. Не ведая того, что перед ним находится его отец, Эдип убил Лайа. На подходе к Фивам он разрешил загадку Сфинкс и спас город от напасти. Благодарные граждане Фив возвели Эдипа на престол и отдали ему в жены Иокасту. Став царем Фив, он женился на своей матери и произвел на свет двух дочерей и двух сыновей. Позднее жители Фив подверглись смертельной опасности, в городе воцарилась чума. Оракул пояснил, что чума является наказанием за убийство Лайа. Эдип начал расследование в надежде покарать преступника и тем самым избавить Фивы от чумы. В результате расследования выяснилось, что преступником является сам Эдип, который, на зная того, оказался отцеубийцей. Он совершил двойное преступление — убил своего отца и женился на своей матери. В результате трагедии Иокаста покончила жизнь самоубийством, повесилась. Эдип сорвал с ее одежды наплечную золотую заколку и выколол себе глаза. Ослепив себя, он покинул Фивы.

Уже отмечалось то обстоятельство, что Фрейд ознакомился с трагедией Софокла в юношеском возрасте. В 1973 году на выпускном экзамене в гимназии он переводил с греческого языка небольшой фрагмент из «Царя Эдипа», а в 1885 году во время стажировки в Париже смотрел театральную постановку этой трагедии, которая произвела на него глубокое впечатление.

Однако впервые представления об Эдиповом комплексе были выражены Фрейдом в одном из его писем В. Флиссу в октябре 1897 года. Тогда на основе самоанализа, включающего детские воспоминания, он выявил в себе ранние смешанные чувства любви к матери и ненависти к отцу. По выражению официального биографа Э. Джонса, Фрейд испытал сильный шок, когда «40 лет спустя он обнаружил свой собственный Эдипов комплекс и ему пришлось признаться себе в том, что его бессознательное выбрало совершенно отличное отношение к отцу, нежели сознание [2. С. 24]. При этом основатель психоанализа соот-

455

нес свои личные переживания с древнегреческим мифом, содержание которого было отражено в трагедии Софокла «Царь Эдип».

В работе «Толкование сновидений» Фрейд специально обратился к рассмотрению данной трагедии, подчеркнув то, что «Царь Эдип» до сих пор оказывает на современного человека не меньшее воздействие, чем на античного грека. Причина этого потрясающего воздействия на человека заключается, по его мнению, не в том, что в греческой трагедии изображено противоречие между волей богов и тщетным сопротивлением людей, между неизбежным роком и бессилием перед судьбой. Причина состоит в другом — в особенностях темы, в рамках которой изображается это противоречие. Подобное понимание причины глубокого воздействия трагедии Софокла «Царь Эдип» на современного человека привело Фрейда к следующему заключению: «Есть, очевидно, голос в нашей душе, который готов признать неотразимую волю рока в «Эдипе». Такой момент действительно имеется в истории самого царя Эдипа. Судьба его захватывает нас потому, что она могла стать нашей судьбой, потому что оракул снабдил нас до нашего рождения таким же проклятием, как Эдипа. Всем нам, быть может, суждено направить свое первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание — на отца» [3. С. 229].

В понимании Фрейда, Эдип, совершивший двойное преступление, является олицетворением осуществления тех инфантильных желаний, которые каждый из нас испытывает в детстве. Однако наша собственная судьба оказывается более счастливой по сравнению с судьбой Эдипа, так как в процессе психосексуального развития мы смогли преодолеть свое сексуальное чувство к матери и изжить чувство ревности по отношению к отцу. Но если кому-то не удается выйти из-под власти инфантильного, можно было бы сказать, первобытного желания, то такой человек вызывает у нас негодование и воспринимается в качестве чудовища, зверя. Подвергнув подавлению и вытеснению в бессознательное свои инфантильные влечения, мы не понимаем, почему другим это не удается и соответственно смотрим на них с ужасом и возмущением. И только в процессе сопереживания с героями трагедий, как это имеет место в случае с Эдипом, кое-кто начинает понимать, что в

456

подавленном виде аналогичные импульсы, влечения и желания все еще содержатся в глубинах нашей психики. «Как Эдип, — замечает Фрейд, — мы живем, не осознавая про-тивоморальных желаний, навязанных нам природой; осознав их, мы все отвратили бы взгляд наш от эпизодов нашего детства» [4. С. 229].

Читая трагедию Софокла или смотря соответствующую постановку, человек реагирует на тайный смысл мифологического сказания таким образом, что нечто созвучное находит в своей собственной душе. По мнению Фрейда, такое реагирование оказывается сходным с самоанализом, благодаря которому человек может обнаружить в себе все то, что привело Эдипа к трагической развязке. Находясь под воздействием трагедии Софокла, человек способен найти в своем бессознательном скрытые влечения и желания. «Он как будто вспоминает желания устранить отца и взять вместо него в жены мать и ужасается им. И голос поэта он понимает так, как будто тот хотел ему сказать: напрасно ты противишься своей ответственности и уверяешь, что боролся против этих преступных намерений. Ты все-таки виноват, потому что не смог их уничтожить; они существуют в тебе бессознательно. И в этом заключается психологическая правда. Даже если человек вытеснил свои дурные побуждения в бессознательное и хотел бы убедить себя, что он за них не ответственен, он все-таки вынужден чувствовать эту ответственность как чувство вины от неизвестной ему причины» [5. С. 211].

Почерпнутая из древнегреческого мифа, тема отцеубийства и запрета на инцестуозную (кровосмесительную) связь легла в основу идеи Фрейда о комплексе Эдипа. Согласно основателю психоанализа, наблюдение за детьми, изучение воспоминаний взрослых о своем детстве и исследование причин возникновения неврозов приводят к выводу о всеобщем, универсальном проявлении Эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочет обладать ею и воспринимает отца как помеху. Девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом.

Если идея амбивалентного, двойственного отношения ребенка к своим родителям возникла у Фрейда в период его самоанализа (1897), то понятие Эдипова комплекса было введено им в 1910 году. Он исходил из того, что по

457

своей природе данный комплекс одинаков для мальчиков и девочек.

Для обозначения Эдипова комплекса у девочек основатель аналитической психологии К. Г. Юнг ввел понятие комплекса Электры. Это понятие было использовано им в 1913 году для характеристики чувств и переживаний девочки, связанных с ее влечением к отцу, стремлением заменить мать в ее отношениях с ним, а затем и желанием устранить мать, мешающую реализации детского желания.

Название комплекса связано с древнегреческим мифом об Электре. Согласно этому мифу, Электра, дочь Агамемнона и Клитемнестры, способствовала убийству своей матери. Спасая своего брата Ореста от гибели, она помогла ему убить мать, повинную в смерти их отца.

В отличие от К. Г. Юнга Фрейд не использовал понятие «комплекс Электры», а предпочитал говорить об Эдиповом комплексе. Он считал, что этот комплекс в равной степени присущ всем людям, независимо от их половой принадлежности. В этом смысле любовь к родителю противоположного пола и ненависть к родителю своего пола аналогичны как у мальчиков, так и девочек. Поэтому когда в работах Фрейда говорится об Эдипове комплексе, то следует иметь в виду, что речь идет у него о таких отношениях между детьми, будь то мальчик или девочка, и родителями (или их заместителями), которые имеют место в детстве каждого человека.

2. Исторические сюжеты

В канонической психоаналитической литературе подчеркивается, что Эдипов комплекс — это эпохальное открытие Фрейда, благодаря которому коренным образом изменились представления о человеке как исключительно сознательном, рациональном существе. В критической антипсихоаналитической литературе Фрейда обвиняют во многих грехах, особенно в том, что он выдвинул представления о присущем каждому человеку Эдипове комплексе, который, в действительности, является не чем иным как мифом, вымыслом, плодом воображения врача, перенесшего свои собственные воспоминания детства сперва на других пациентов, а затем на весь человеческий род. Как в

458

том, так и в другом случае представления об Эдиповом комплексе устойчиво ассоциируются с именем Фрейда. Именно ему приписывается пальма первенства в открытии Эдипова комплекса как такового.

История философии, науки и литературы убедительно свидетельствует о том, что Фрейд не был первым, кто обратил внимание на тему отцеубийства и инцестуозных связей. Задолго до него эта проблематика интересовала мыслителей, задумывающихся над превратностями судьбы человека, нередко оказывающегося жертвой своих собственных страстей и влечений. Трагедия Софокла «Царь Эдип» — наглядный, но не единственный пример отражения инцестуозной проблематики и темы отцеубийства в древнегреческом сознании.

Можно было бы сослаться и на иные истоки, в которых в той или иной степени говорится о человеческих страстях, непосредственно связанных с инцестуозностью. Мифология, философия и художественная литература содержат многочисленные примеры того, как часто в них затрагивается проблематика инцеста и отцеубийства.

Так, мифология включает в себя предания, согласно которым инцестуозные связи не были чем-то из ряда вон выходящим, вызывающим осуждение со стороны богов. Напротив, запретный для современного человека инцест в древности был делом обыденным и привычным. Из древнеегипетской истории известно, что некоторые фараоны рассматривали инцестуозный брак с сестрой в качестве священного предписания, которое они не могли нарушить. Предания об инцестуозных связях и драматической судьбе героев имеют место в древнекитайской, древнеперсидской и древнегреческой мифологии. Австро-американский психоаналитик О. Ранк, показал, что мотив инцеста присутствует во многих древних мифах, сагах, сказаниях [6].

В христианской легенде об Иуде повествуется о том, что, находясь на службе при дворце Пилата, Иуда совершает отцеубийство. В драке он убивает своего соседа, не ведая о том, что это его собственный отец. Вдова убитого становится женой Иуды, который, не подозревая того, разделяет супружеское ложе со своей матерью.

Тема инцеста и отцеубийства находит свое отражение и в философии. В частности, размышляя о неразумном, звероподобном начале, свойственном человеку, древне-

459

греческий философ Платон в работе «Государство» писал о том, что это дикое начало «не остановится даже перед попыткой сойтись со своей собственной матерью» [7. С. 391].

В работе «Племянник Рамо» французского философа эпохи Просвещения Дидро содержалась мысль, согласно которой, если маленького дикаря предоставить самому себе, то «он удавил бы своего отца и обесчестил бы свою мать» [8. С. 263]. Кстати сказать, в своих рассуждениях об Эдипове комплексе Фрейд ссылался на Дидро и в одной из лекций по психоанализу, прочитанных им в Венском университете в 1916/17 годах, приводил соответствующую выдержку на французском языке из «Племянника Рамо», которая в переводе на русский язык звучит следующим образом: «Если бы маленький дикарь был предоставлен самому себе так, чтобы он сохранил всю свою глупость и присоединил к ничтожному разуму ребенка в колыбели неистовство страстей тридцатилетнего мужчины, он свернул бы шею отцу и улегся бы с матерью» [9. С. 215]. Позднее, в 1931 году, когда профессор права Венского университета Йозеф Хупка обратился с просьбой к Фрейду высказать свое мнение по поводу заключения, сделанного Иннсб-рукским университетом в отношении студента Филиппа Хальсмана, основатель психоанализа вновь сослался на Дидро,и воспроизвел соответствующий отрывок из «Племянника Рамо», перевод которого был осуществлен Гете [10. С. 337]. В посмертно изданной работе Фрейда «Очерк о психоанализе» (1940) также содержится ссылка на соответствующее изречение в произведении Дидро [11. С. 115-116].

В «Феноменологии духа» немецкий философ Гегель отмечал, что человек знает, как правило, только одну сторону своих поступков, знание же другой стороны скрыто от него, и поэтому реальная действительность не показывает себя сознанию таковой, какова она есть на самом деле: «сыну не показывает, что его оскорбитель, которого он убивает, — его отец; не показывает, что царица, которую он берет в жены, — его мать» [12. С. 251].

В художественной литературе проблематика инцеста приобретала подчас усложненные формы, отражая клубок всевозможных кровно-родственных связей и отношений. Так, в «Докторе Фаустусе» Т. Манна содержалась история о рождении блаженного папы Григория, представляющая

460

собой яркий пример инцестуозных отношений. Суть этой истории такова.

Венценосные брат и сестра вступили в такие отношения между собой, в результате которых у них родился мальчик. Его отец, для которого сын являлся одновременно племянником, решил искупить свою вину и совершил поход в землю обетованную, где обрел смерть. Не отважившаяся крестить своего незаконно рожденного сына, королева поместила ребенка в бочку, положила туда золото, серебро, пояснительную грамоту и пустила бочку на волю морских волн. Через некоторое время волны вынесли бочку на берег возле одного из монастырей. Благочестивый игумен Григорий нашел бочку, извлек из нее младенца, крестил его, назвал своим именем и дал соответствующее воспитание. Храня верность пропавшему брату, грешница-королева дала обет не выходить замуж. Один из чужеземных герцогов попытался добиться ее руки. Получив отказ, он объявил войну королеве и завоевал всю ее страну, кроме крепости, где она укрылась. Выяснив свое происхождение, Григорий совершил паломничество к гробу господню. Волею судьбы он попал в крепость королевы, своей матери и, узнав о ее бедственном положении, предложил свою помощь. Убив герцога, Григорий освободил страну от порабощения. В знак благодарности за вновь обретенную свободу царедворцы решили выдать королеву замуж за своего спасителя. Нарушив обет безбрачия, королева согласилась с царедворцами. Свершилась свадьба, и, не ведая того, мать и сын разделили брачное ложе. Через некоторое время королева нашла собственноручно написанную грамоту, которая хранилась в покое ее супруга и сына. Во искуплении греха Григорий покинул свою жену-мать. Один рыбак отвез его в море и высадил на скалистом острове. Григорий надел на себя вириги, бросил ключ в море и принял покаяние. Прошло семнадцать лет. Умирает папа Римский. Люди услышали глас небесный, сообщающий о том, что необходимо отыскать божьего человека Григория и сделать его наместником. Гонцы пришли к рыбаку. Тот выловил рыбу, в брюхе которой находился ключ от вириг. Рыбак привез гонцов к скале кающегося грешника. С Григория сняли вириги и привезли в Рим. Молва о блаженном Григории распространилась по всему миру. Услышав о нем, королева отправилась в Рим, чтобы исповедоваться в грехах перед святым отцом. Во время исповеди блаженный Григорий узнал свою мать. Он построил ей монастырь, где она стала игуменьей. Вскоре оба отдали свои души богу.

В истории о блаженном Григории, первоначально изложенной в одном из рассказов Гартмана фон Ауэ и впоследствии воспроизведенной в «Докторе Фаустусе» Т. Манном, инцестуозные отношения более сложны и запутаны, чем в повествовании о царе Эдипе. Но дело не в этом. Важно то, что
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эдипов комплекс icon Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва
Эдипов комплекс icon Учебно-методический комплекс институт системного анализа, автоматики и управления
Программирование и основы алгоритмизации: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Матюхин. Спб.: Изд-во сзту, 2008. 194с
Эдипов комплекс icon Масложировой комплекс россии: новые аспекты развития
Масложировой комплекс России в современных условиях и приоритетные направления его развития
Эдипов комплекс icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300....
Эдипов комплекс icon Учебно-методический комплекс Санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Базы данных: учебно-методический комплекс /сост.: М. В. Копейкин, В. В. Спиридонов, Е. О. Шумова. Спб.: Изд-во сзту, 2010. – 175...
Эдипов комплекс icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии программирования»
Техническое задание по разработке дизайнерского проекта приложения «умк – учебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии...
Эдипов комплекс icon Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 220201. 65 управление и информатика в технических системах,...
Эдипов комплекс icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Административная ответственность» подготовлен кандидатом исторических наук, профессором...
Эдипов комплекс icon Учебно-методический комплекс «Школа России» Введение Учебно-методический...
На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской...
Эдипов комплекс icon Государственное регулирование предпринимательской деятельности Учебно методический комплекс
Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебно – методический комплекс / Т. В. Игнатова, В. В. Келарев. Ростов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции