Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников»




Скачать 176.01 Kb.
Название Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников»
Дата публикации 20.09.2014
Размер 176.01 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Орлова Екатерина Борисовна, методист

БОУ ДОД г. Омска «ДДТ»

Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников»
Цель: формирование умений у педагогов проводить самодиагностику профессиональной позиции, анализировать её результаты.

Вступительная теоретическая часть.

В подлинно гуманистической педагогике всегда ценности определяли цели. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль. Необходима позиция педагога, потому что только позиция, как уже отмечалось, представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.

Педагогическая позиция, по словам В. И. Слободчикова, уникальна и единственна в своём роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребёнка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Нелишне будет специально отметить, что педагог нигде и никогда не встречается с ребёнком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной — с условиями его развития.

В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить по крайней мере две субпозиции: учителя и воспитателя. В интересующей нас позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребёнка как личности, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребёнком главным образом как субъектом учебной деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя — это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребёнка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Это и позволяет выяснить приводимая ниже диагностическая методика.

В её основу положена разработанная А. И. Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделённые на четыре блока:

  1. действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ученика и детскую общность;

  2. действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;

  3. действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;

  4. действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала.

Практическая часть.

Педагогу (группе педагогов) последовательно предъявляются для заполнения два опросных листа — № 1 и 2. Главное при этом — соблюсти интервал между предъявлениями листов. Он должен составлять не менее одного дня! Это делается для того, чтобы нейтрализовать возможные попытки угадать «правильный» ответ.

Опросный лист № 1. Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак (галочку, крестик и т. п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия

педагога-

воспитателя

Считаю необходимым

Считаю важным

Считаю необязательным

Считаю ненужным

1. Равноправное общение с детьми













2. Проявление эмпатии по отношению к ученику













3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ученика













4. Принятие ученика как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков













5. Оценивание не личности ученика, а его поступков













6. Открытое предъявление учащимся своих нравственных убеждений, ценностей, интересов













7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей













8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности













9. Создание ситуации успеха для каждого ученика













10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива













11. Активизация воспитательного потенциала урока













12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления













13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами














14. Поддержка процесса самопознания ученика













15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ученика













16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога













17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам













18. Забота о своём личностном росте, развитии духовности













19. Забота о своём физическом и психическом здоровье













20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания













21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности













22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодёжной субкультурах













23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения













24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении













25. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег













26. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе













27. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем













28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом














29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам













30. Проявление интереса к жизни ученика в семье













31. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ученика













32. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ученика













33. Защита прав и интересов ученика, оказавшегося в конфликте с родителями













34. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников













35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.













36. Защита и поддержка ученика, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации













28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом













29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам













30. Проявление интереса к жизни ученика в семье













31. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ученика













32. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ученика













33. Защита прав и интересов ученика, оказавшегося в конфликте с родителями














34. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников













35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.













36. Защита и поддержка ученика, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации













Опросный лист № 2

Действия

педагога-

воспитателя

Делаю постоянно

Делаю часто

Делаю изредка

Не делаю

1. Равноправное общение с детьми













2. Проявление эмпатии по отношению к ученику













3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ученика













4. Принятие ученика как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков













5. Оценивание не личности ученика, а его поступков













6. Открытое предъявление учащимся своих нравственных убеждений, ценностей, интересов













7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей













8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности













9. Создание ситуации успеха для каждого ученика













10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива













11. Активизация воспитательного потенциала урока













12. Поддержка школьников как субъектов самоуправления













13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами














14. Поддержка процесса самопознания ученика













15. Предоставление реальных возможностей для самореализации и самоопределения ученика













16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога













17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам













18. Забота о своём личностном росте, развитии духовности













19. Забота о своём физическом и психическом здоровье













20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания













21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности













22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодёжной субкультурах













23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения













24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении













25. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег













26. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе













27. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем













28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом














29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам













30. Проявление интереса к жизни ученика в семье













31. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ученика













32. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ученика













33. Защита прав и интересов ученика, оказавшегося в конфликте с родителями













34. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников













35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.













36. Защита и поддержка ученика, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации













28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом













29. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам













30. Проявление интереса к жизни ученика в семье













31. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ученика













32. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ученика













33. Защита прав и интересов ученика, оказавшегося в конфликте с родителями














34. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников













35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр.













36. Защита и поддержка ученика, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации














Обработка результатов. Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Если говорить с определённой долей условности, то опросный лист № 1выявляет сознание педагога как воспитателя, опросный лист № 2 – деятельность.

Подсчёт результатов осуществляется следующим образом. Лист № 1 накладывается на лист № 2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке — 1-й, 2-й, 3-й или 4-й — больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Интерпретация результатов. Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («Считаю необходимым» — «Делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений во 2-й колонке («Считаю важным» — «Делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений в 3-й колонке («Считаю необязательным» — «Делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.

Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («Считаю ненужным» — «Не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.

Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он пыль в глаза или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.

Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя:

  1. педагог как субъект воспитательного влияния на ученика, детскую общность (утверждения с 1-го по 16-е);

  2. педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития воспитателя (утверждения с 17-го по 22-е);

  3. педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива воспитателей (утверждения с 23-го по 29-е);

  4. педагог как субъект взаимодействия с выходящими на ученика социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала (утверждения с 30-го по 36-е).

С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, где педагог испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста.
Используемая литература. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников» методический конструктор. Серия «Стандарты второго поколения». Москва «Просвещение» 2011 – 223с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников» icon Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену
Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Требования к профессиональной деятельности...
Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников» icon Консультация для воспитателей
Портфолио педагога это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога...
Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников» icon Программа внеурочной деятельности обучающихся в рамках фгос ноо с....
Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного...
Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников» icon Р. В. Овчарова психологическая фасилитация работы школьного учителя
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 030301 психология и ориентировано на практические аспекты их будущей профессиональной...
Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников» icon Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы по фгос ельцовка 2012
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы внеурочной деятельности обучающихся являются Закон
Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников» icon Программа внеурочной деятельности программа внеурочной деятельности...

Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников» icon Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка...
Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности
Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников» icon Рабочая програма внеурочной деятельности по социальному направлению «мой мир»
Решение педагогического совета моу «Специальная (коррекционная) школа-интернат №68» VIII вида, от 31. 08. 2010 №1 о разработке программы...
Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников» icon Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика первые шаги» для учащихся 1-4 классов 30
Рабочая программа составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.:...
Практикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора внеурочной деятельности школьников» icon Программа курса внеурочной деятельности «Будь здоров!»
Программа «Будь здоров!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции