Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде




Скачать 94.93 Kb.
НазваниеТеория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде
Дата публикации17.09.2014
Размер94.93 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде

Автор Бодонова М.М. Материал для II Международной научно-практической конференции. (Махачкала, 19 декабря 2013 г.)

Жизнь течет, диктуя новые условия существования современного общества. Не только технический прогресс, но и изменения идеологии современного человека заставляют пересматривать нормы жизни в целом и педагогику в частности. Как бы ни менялось общество теория и методика образования, разработанная, выдающимися педагогами в основе своей остается неизменной.

Теория образования, обучения и воспитания раскрывает закономерности учения школьников и преподавательской деятельности учителя, определяет и характеризует сущность, принципы, содержания, методы и организацию учебного и воспитательного процесса.

Впервые в истории педагогической мысли теория обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку, как известно, разработал Я.А.Каменский. В своей «Великой дидактике» (1658) он впервые говорит о всеобщем образовании, содержания обучения.[5]

Жан Жак Руссо в своем педагогическом труде «Эмиль, или о воспитании» (1702) дал оригинальную характеристику возрастного развития ребенка, методов обучения, что оказало существенное влияние на развитие дидактики.[5]

В опыте А.С.Макаренко, в его теоретических разработках и литературных произведениях глубоко вскрыта технология педагогического труда, нравственного и трудового воспитания. Он показал, что методика воспитательной работы должна иметь в своей основе разностороннюю деятельность детского коллектива. «Воспитывая отдельную личность – писал А.С.Макаренко, - мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приеме. В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив».[5.C.157.]

Методика воспитательного процесса нашла глубокое отражение в работах В.А.Сухомлинского. Стержнем всестороннего развития личности он считал формирование гражданского сознания. Всемерно обогащая духовную жизнь школьников, В.А.Сухомлинский утверждал стиль нравственных взаимоотношений педагогов и учащихся, широко использовал труд и общение с природой для воспитания эмоциональной отзывчивости детей. «Воспитание большого доброго сердца, отмечал он, – это, образно говоря, забота о той ветке, на которой зеленеет пышная поросль человечности, гуманности», [5.С.157]

Жизнь неуклонна в своем движении вперед, поток информации стал огромным и сегодня семилетние малыши прекрасно знают то, о чем понятия не имели их сверстники еще сравнительно недавно. Это может быть, и усложняет, но в тоже время и расширяет возможности педагогов в общении с учениками. Именно в дружеском общении равных, а не в давлении сверху. Ибо «воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним, можно сравнить с блужданием в потемках». Главное - умение школьный процесс превратить в настоящее творческое сотрудничество учителя и ученика. Сколько людей столько путей в жизни, а начинаются они в школе. В школе будущая личность раскрывается и расцветает, испытывает радость и счастье от того, что с каждым днем знает и умеет все больше и больше. Поэтому основываясь на теоретические разработки великих педагогов прошлого можно с уверенностью сказать, что ведущая роль в обучении и воспитании личности принадлежит педагогу, который обоснованно выбирает и применяет формы, методы и приемы воспитания.

В современных условиях одной из актуальных задач является повышение качества обучения и воспитания учащихся. Качество обучения и воспитания обеспечивает, как известно система методов. Важно только знать специфические условия, в которых проявляется преимущество каждого из этих методов. Разработка такого комплексного подхода является наиболее перспективной. Результативность и успешность взаимодействия различных методов (словесных, наглядных, и практических) в процессе обучения зависит от того, насколько они способствуют развитию самостоятельности и творческой активности учащихся. Такое взаимодействие методов плодотворно тогда, когда учитель создает условия для проявления творческой самостоятельности.

В 1991 году на базе СШ№6 г. Кизляра был создан центр эстетического воспитания как экспериментальная площадка по углубленному изучению предметов художественно- эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, хореография).

В 2002 года по итогам аттестации школа была преобразована в гимназию. В связи с этим изменилась и ее деятельность, основной задачей которой стало обеспечение систематической работы по художественно-эстетическому образованию и воспитанию учащихся. Художественное и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиции, знакомство с творческим наследием известных художников прошлого и настоящего, развитие и формирование творческих способностей. Такое предположение было и остается, но сегодня, когда в образовательной сфере происходят инновационные преобразования, преобразование претерпела и методика обучения и воспитания учащихся, в том числе и обучение изобразительному искусству. Традиционные и инновационные методы обучения и воспитания вот уже несколько лет успешно взаимодействуют в моей педагогической практике. Успешность такого взаимодействия в процессе обучения зависит от того, насколько они способствуют развитию самостоятельности и творческой активности у учащихся. Такое взаимодействие плодотворно тогда, когда учитель создает условия для развития личности.

Художественное образование представляет собой наиболее мощный пласт духовной культуры ребенка, включающий в себя эмоционально-нравственный и интеллектуально-эстетические компоненты. В свое время В.Даль характеризовал культуру как явление умственное и нравственное. Особенности художественной культуры делает ее незаменимой в сложном воспитательном процессе – ведь соприкосновение с искусством рождает потребность творить прекрасное.

Эстетическая культура как составная часть духовной культуры, помогает людям отличить прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и в жизни, в труде, в быту, в поведении человека в обществе. Важно выработать невосприимчивость к худшим образцам зарубежной поп - культуры, которая насаждает бездуховность, цинизм, жестокость, меркантилизм.

Как известно, влияние искусства на личность носит комплексный характер, воздействуя одновременно на чувства, разум и волю человека, более того, именно через искусство происходит передача духовного опыта человечества. Поэтому любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства должно закладываться с детства, с начало в семье, затем в дошкольных образовательных учреждениях, и совершенствоваться в школе.

Рано проявившаяся одаренность ребенка – всегда предмет гордости родителей. С двух до шести семи лет каждый ребенок, является гениальным лингвинистом. Он легко на слух овладевает словарным запасом и грамматическим строем речи. Град вопросов, который обрушивается на взрослых со стороны четырехлетнего ребенка – свидетельство необычайной любознательности. Задача педагога сохранить эту любознательность, живой интерес, способность удивляться и восхищаться, яркость восприятия, силу чувства – и мы получим предпосылки таланта.

«Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, биологами, если бы жгучий интерес и любопытство ко всему окружающему не угасло в нас по мере накопления первоначальных, необходимых для нас, нашего существования» писал Чуковский.

Начиная с пятого класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество отличников и хорошистов. Только ли дело в первоначальных накоплениях? Думаю, нет. Так в чем же?

Как сохранить интерес к предмету?

Как говорил педагог М.П.Щетинин: - «Я задумался над вопросом, какой должна быть методика преподавания, чтобы каждый ученик раскрыл свои природные способности и сохранил интерес» [4]

По меньшей мере, одну из закономерностей он открыл. В чем же суть открытия М.П.Щетинина?

«Для проявления таланта требуется развивать не одну способность, а самые разные стороны личности. Разнообразные виды деятельности, сменяющиеся этапом «погружения» в одно из них в определенной последовательности – ключ к мощному развитию человека в цело». [4] Таков вывод эксперимента М.П.Щетинина.

Изобразительная деятельность заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного им, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение. То, насколько проявится талант, зависит от индивидуальных особенностей ученика – у одного раньше, а у другого через пять, шесть лет обучения. Все зависит от того, правильно ли учитель подберет ключ к этому таланту, а как подобрать его, это задача самого учителя. Трудно выбрать метод, более того не знаешь какому из них отдать предпочтение одному или нескольким. Успех обеспечивает система методов. Нужно только знать специфические условия, в которых проявляется преимущество каждого из методов. Взаимодействие выбранных учителем методов эффективно тогда, когда эти методы применяются согласно возрастным особенностям учащихся, так как тот или иной метод применяемый учителем в младших, средних и старших классах воспринимаются учащимися по-разному. Например, восприятие наглядного материала в младших классах более эффективно, чем в старших классах, где словесная методика воспринимается лучше, чем наглядная. Роль наглядной методики, является вспомогательной в словесном объяснении и позволяет учащимся приблизиться к логике объяснений учителя, успешней усвоить новый материал. Опыт показывает, что применение определенных методов, в том числе и инновационных, согласно возрастным категориям позволяет учителю получить хорошие результаты своего труда. Организация проблемного обучения в средних и старших классах позволяет эффективно проводить ученические исследования, так как, такое обучение содержит элементы исследовательского поиска. Одной из технологий моделирования проблемного обучения может быть метод проектов, созданный еще в начале прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х.Киплпатриком. Они предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. «Активное, настойчивое и внимательное рассмотрение, какого бы то ни было мнения или предлагаемой формы знания, при свете основания, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит, и образует «рефлексивное» мышление».[2]

Разумеется, современная идея методов проектов претерпело некоторую эволюцию. Родившись из идей свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и сконструированной системой образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес к проведению исследования. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Суть метода проектов составляет идея « проекта», который в переводе с латинского означает «брошенный вперед».

В деятельности учителя наиболее продуктивный результат показывает работа с одаренными детьми.

Первому этапу работы с одаренными детьми предшествует работа по выявлению способностей, которая возможно по двум направлениям – на проверку художественных способностей, привлечение детей к внеклассной массовой художественной работе, основываясь на принцип формирования и диагностирования художественных способностей в изобразительной деятельности.

Методы, которые помогут в этой работе – это индивидуальный или групповой эксперимент, индивидуальное диагностическое обследование, наблюдение за детьми в процессе занятий анкетирование родителей.

Противники специальной работы с одаренными детьми считают, что если у человека есть талант, он обязательно проявится, пробьется. Однако ученые, занимающиеся проблемой развития таланта, утверждают, что мнение это ошибочно и очень вредно.

Одаренные дети, как правило, более ранимы, чем их сверстники, менее защищены, далеко не все из них обладают такими волевыми качествами и так физически крепки, как наш великий соотечественник М.В.Ломоносов. Существуют проблемы и иного уровня, например, касающиеся содержания образования. От образования, как известно, во многом зависит уровень культуры общества, интеллектуальный, творческий потенциал страны.

Чтобы успешно решить проблему дифференциации обучения и таким образом дать возможность одаренным детям заниматься в соответствии со своими возможностями. Нельзя ограничиваться только совершенствованием содержания образования. Необходимы новые формы и методы обучения.

Преподавателю изобразительного искусства очень важно определить исходный уровень каждого ученика и в соответствии с его возможностями загружать его заданиями.

Создавая всевозможные условия, которые позволяют раскрыть талант детей, поддерживая и давая возможность расцвести этому таланту, учитель дает возможность увидеть плоды своего труда.

«Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь – хорошо; развить юный ум, вылепить по своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правды - еще лучше». [3.C.373.] Эти слова В. Гюго еще раз доказывают, что создание условий для раскрытия таланта детей очень ответственная задача, которая стоит перед педагогами. И к его решению необходимо подходить серьезно и творчески. [1]

Литература

1. Образование и воспитание детей и молодежи средствами изобразительного искусства, музыки и литературы// Материалы Всероссийской научно- практической конференции. 25 апреля 2008 г./ Под ред. д.п.н. М.М.Байрамбекова .- Махачкала: Издательство «Лотос», 2008. – 408с.

2. Джон Дьюи Психология и педагогика мышления Перевод с английского Н.М.Никольской под редакцией Н.Д. Виноградова М.; Издание Т-ва «Мир» 1919 VI, 202с.

3. Жемчужные мысли / Сост. А.А. Жадан. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Беларусь, 1991. – 477 с.
4. Интернет ресурс- rodova. narod. ru/ Школа М.П. Щетинина.

5. Педагогика: Учеб.пособие для пед. уч.-щ. по спец. №2001 « Преподавание в нач . классах общеобразоват. шк.» / С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, В.А. Сластенин. – 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1987.- 368 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде iconРабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»
Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка...

Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде iconРабочей программы учебной дисциплины (рпуд) «Теория и методика обучения...
Дисциплина «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)» относится к специальным дисциплинам...

Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к реализации процесса обучения физике в школе на базовом и профильном уровне, а...

Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде iconМетодические основы создания курса дистанционного обучения письменному...
Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)

Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде iconПрограмма кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки»
Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык)

Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде iconПсихологические и психолингвистические особенности обучения иностранных...
Методика обучения русскому языку как иностранному определяется, на мой взгляд, исходя из потребности обучения тех или иных специалистов...

Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде iconИ. А. Сухова теория и методика обучения иностранному языку базовый курс лекций. Часть II
Иванова Т. В., Сухова И. А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во бгпу

Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде iconП. И. Юнацкевич образование взрослых санкт-петЕрбурга
Юнацкевич П. И. Образование взрослых Санкт-Петербурга / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых....

Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде iconКурсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения информатике»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Теория и методика обучения и эстетического воспитания в новой образовательной среде iconПрограмма по предмету «Теория и методика изучения литературы»
Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции