Методическое пособие по использованию в образовательном процессе удо




Скачать 120.31 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по использованию в образовательном процессе удо
Дата публикации12.05.2014
Размер120.31 Kb.
ТипМетодическое пособие
literature-edu.ru > Лекции > Методическое пособие
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец творчества детей и молодежи»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УДО

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Автор-составитель:

Сигачева М.И.

зам.директора

по методической работе,

Почетный работник

общего образования РФ.
Саратов 2009

Понятие педагогической технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)»(по Селевко Г.К.).

Определение «педагогической технологии»

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Педагогические технологии


Название

Цель

Сущность

Механизм

Технология

проблемного обучения

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, решая которые, обучающиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности.

Поисковые методы: постановка и решение познавательных задач.

Технология

концентрированного обучения

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса.

Глубокое изучение предметов за счёт объединения занятий в блоки.

Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.

Технология

модульного обучения

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню её базовой подготовки.

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой.

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения.

Технология

развивающего

обучения

Развитие личности и её способностей.

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности.

Технология

дифференцированного обучения

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.

Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.

Методы индивидуального обучения.

Технология

активного

(комплексного)

обучения

Организация активности обучающихся.

Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

Методы активного обучения.

Технология игрового обучения

Обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения ЗУНов.

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре.

Игровые ситуации, решение ситуативных задач.

Технология

программированного обучения

Учёт индвидуальных особенностей личности обучающихся.

Управляемое, пошаговое освоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (линейное, разветвлённое, адаптивное).

Репродуктивные и алгоритмические методы

Технология

«Диалог культур»

Формирование диалогического мышления за счёт насыщения его фактами различных культур и цивилизаций.

Построение обучения на основе стабильного учебника и на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса (речь, культура).

Объяснительно – иллюстративные и проблемные методы.

НИТ

Формирование умений в работе с компьютерными программами.

Построение обучения на основе НИТ и возможностей различных сетей.

Операционные, алгоритмические и проблемные методы.

Технология

саморазвития

Воспитание самостоятельности, соединение виртуального и реального миров

Построение развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе самих обучающихся.

Игровые и проблемные методы.

Технология

личностно –

ориентированного обучения

Развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения учащихся.

Нормативно – сообразная деятельность в сочетании с эмоционально - значимой, престижной для обучающихся познавательной, продуктивной деятельности.

Самообразование и саморазвитие

Методы обучения

«Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.

Классификация методов обучения по В. А. Оганесян.

объяснительно-иллюстративный

ОИ

программированный

ПГ

эвристический

Э

проблемный

ПБ

модельный

М

В любом процессе обучения есть: начальные условия, промежуточные результаты или задачи и пути их достижения (решения), конечный результат.

Так как эта модель относится к определенному периоду обучения, то здесь под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за этот период, а под начальными условиями — текущее состояние учащегося к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать занятие. Тогда начальные условия — это те знания, умения, представления, ценности, которые уже есть у учащегося и к которым должны прибавиться новые результаты обучения.

Если воспитанник знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить о репродуктивном или объяснительно-иллюстративном методе (ОИ).

Если до учащегося не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное, то имеем программированное обучение (ПГ). Действительно, воспитанник знает, из чего исходить и что делать. Получив результаты по первой части программы действий, надо перейти к выполнению второй части программы и так далее до получения планируемых результатов.

Если промежуточные результаты открыты, но способ их получения учащемуся не сообщается, то приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик. Так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результата. Это стандартная схема эвристического поиска, то есть можно говорить об эвристическом методе обучения (Э).

Далее, если не известны и промежуточные результаты, и пути их достижения, учащийся сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В этом случае педагог использует проблемный метод обучения (ПБ).

Рассмотренные методы строились на том, что учащийся знал исходные условия. Это достигалось с помощью домашнего задания, вводного повторения, специальных форм опроса и так далее. Однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия не выделяются педагогом, а отбираются самим воспитанником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При наличии расхождений с целью учащийся возвращается к начальным условиям, вносит в них изменения и вновь проходит весь путь. Этот процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название модельного (М).

Методы и формы организации обучения в их взаимосвязи.

Для конкретности ограничимся двумя элементами учебного процесса: изучение нового материала и закрепление. Например, можно говорить о модельном семинаре, о проблемном (в частности, «мозговом штурме»), объяснительно-иллюстративном с его программой, докладчиками, содокладчиками и оппонентами. Беседа может быть объяснительно-иллюстративной, эвристической или еще какой-то. Возникает вопрос: все ли методы обучения могут быть реализованы во всех формах? По меньшей мере применительно к математике, ответ на этот вопрос положителен.

Представим взаимосвязь форм и методов обучения в виде матрицы (см. таблицу). Расположим по горизонтали методы обучения, а по вертикали — организационные формы (выберем десять из них).

Одним из показателей мастерства педагога является то, сколько клеток этой матрицы он сможет заполнить. Например, если педагог умеет проводить классический семинар, то он может отметить клетку на пересечении строки «семинар» и столбца «ОИ», так как классический семинар чаще проводится объяснительно-иллюстративным методом и очень редко эвристическим. Закрасив таким образом клетки, педагог увидит, над чем нужно поработать, а это позволит составить индивидуальную программу самообразования, осуществлять целенаправленный поиск профессионально значимой информации.

Матрица разнообразия методов и форм обучения

 

Форма / Метод

ОИ

ПГ

Э

ПБ

М

Рассказ

++++++

 

++++++

 

 

Беседа

++++++

 

++++++

 

 

Лекция

++++++

 

 

 

 

Семинар

++++++

 

 

 

 

Семинар-практикум

 

 

 

 

 

Практикум

 

 

 

 

 

Практическая работа

++++++

 

 

 

 

Лабораторная работа

++++++

++++++

 

 

 

Экскурсия

++++++

++++++

++++++

 

 

Самостоятельная работа

++++++

++++++

++++++

++++++

 

 

Методы организации занятий в объединении.

  1. Методы практико – ориентированной деятельности:

  1. Метод упражнения: упражнения, тренинг, тренировка, репетиция;

  2. Письменные работы: конспект, выписка, составление докладов,

реферат.

  1. Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

  2. Графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; работа с картами и схемами.

  3. Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото и видеосъёмка; проведение замеров.

  4. Исследовательские методы: проведение опытов; лабораторные занятия; эксперименты; опытническая работа на участке.

  5. Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала; анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему, поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

  6. Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определённой части учебного материала.

  7. Проектные и проектно – конструкторские методы обучения: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций, конструирование игр, конструирование из бумаги, создание творческих работ, литературных произведений; разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование; создание произведений декоративно – прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

  8. Метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра – конкурс, игра – путешествие, ролевая игра, деловая игра; настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры – конструкторы.

  9. Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты, видеоматериалы.

  10. Проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство; декоративно – прикладное искусство; литература; музыка, хореография; пантомима, театр, кино; радио и телевидение.

  11. Психологические и социологические методы и приёмы, используемые при проведении занятий: анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра.


Надеемся, что данное методическое пособие поможет Вам в проведении занятий на современном уровне, что послужит в итоге повышению качества образовательного процесса в объединениях.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по использованию в образовательном процессе удо iconИнструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных...
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном...

Методическое пособие по использованию в образовательном процессе удо iconУчебников, рекомендованных (допущенных) к использованию
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных...

Методическое пособие по использованию в образовательном процессе удо iconПеречень учебников, планируемых к использованию в образовательном...

Методическое пособие по использованию в образовательном процессе удо iconУтвержден
Допущенных министерством образования и науки российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных...

Методическое пособие по использованию в образовательном процессе удо iconМетодическое пособие по ключевым компетенциям обучающихся в удо автор-составитель
Компетенции, относящиеся к деятельности человека:- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;...

Методическое пособие по использованию в образовательном процессе удо iconПеречень учебников в мкоу «Пригородная»
Утвердить перечень учебников, планируемых к использованию в образовательном процессе в 2013- 2014 учебном году (приложение №1)

Методическое пособие по использованию в образовательном процессе удо iconИ автор учебной литературы
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных...

Методическое пособие по использованию в образовательном процессе удо iconИ автор учебной литературы
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных...

Методическое пособие по использованию в образовательном процессе удо iconМуниципальное общеобразовательное по окпо
Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе...

Методическое пособие по использованию в образовательном процессе удо iconДанная рабочая программа составлена на основании
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции