Дополнительного образования детей




Скачать 120.93 Kb.
Название Дополнительного образования детей
Дата публикации 11.06.2014
Размер 120.93 Kb.
Тип Задача
literature-edu.ru > Лекции > Задача
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

« ПЕНЖИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Ритмика в детской музыкальной школе»

Адаптированная образовательная программа в рамках предмета

хореография.

Срок реализации программы 3 года.

Рассчитана на детей в возрасте от

6-7 лет до 9-10 лет.

Составитель программы: преподаватель МОУ ДОД « Пенжинская детская школа искусств»:

Ковальчук Наталья Владимировна

Село Каменское

2011 год

УТВЕРЖДАЮ_________

Директор МОУ ДОД ПДШИ

О. В. Рементова

« » ________ 20____ год

РЕКОМЕНДОВАН

Заседанием педагогического совета

Протокол заседания № ____ от « » __________ 20___ год

Пояснительная записка
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении.

Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Работа по ритмике строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, упражнениях с предметами и без предметов, тренирующих различные группы мышц, построениях и перестроениях, танцевальных движениях – танцах, играх.

В работу по ритмике входят следующие темы: воспитание восприятия характера музыки, темп, динамика, метроритм, строение музыкального произведения.

Материал изучается концентрическим методом в течение всего учебного года, уроки строятся комплексно.

Часто разные темы прорабатываются на одном и том же музыкальном примере.

На первых этапах работы дети интуитивно воспринимают и передают в движении характер, темп, динамику, метроритмические особенности произведения в разных игровых и творческих упражнениях.

Например, ощущая сильную долю, дети отмечают её хлопками, наклонами корпуса, броском мяча и т. д. (что в дальнейшем поможет им в определении размера), выполняя простейшие ритмические рисунки, они не имеют понятия о длительности.

Педагогу следует с большой ответственностью подходить к подбору музыкальных произведений и их исполнению. Произведения должны быть высокохудожественны, разнообразны, ясны по форме и содержанию, доступны для эмоционального восприятия ребёнком и удобны для выполнения движений.

Программа рассчитана на три года обучения: по 2 часа в неделю в первом втором и третьем классах до конца обучения, согласно учебному плану. Количество часов в год в первом классе составляет 65 часов.


Календарный план

класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Количество часов по учебному плану

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

год

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

год

1класс

2

9

7

10

8

34

18

14

20

16

68

2класс

2

9

7

10

8

34

18

14

20

16

68

3класс

2

9

7

10

8

34

18

14

20

16

68



Цель программы

Равномерное развитие всей мышечной системы, совершенствование двигательных навыков, выработка пластичности, точности координации движений, формирование правильной осанки.

Задачи программы:

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.

-обучающие – В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.

-развивающие – Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

-воспитательные – Уроки ритмики развивают у детей внимание, сосредоточенность, укрепляет волю, стремление достичь поставленной цели, вырабатывают слаженность действий всего коллектива.

Учебно – тематический план

1 – 3 классы.

  1. Воспитание восприятия характера музыки.

Основные программные требования: стимулировать проявление активности детей в передаче характера музыки своего отношения к музыкальному произведению через движение.

2. Темп.

Уметь двигаться в темпе исполняемого произведения.

Узнавать темпы: медленный, быстрый, умеренный.

Уметь ускорять и замедлять темп.

Выполнять по памяти ходьбу, бег, ритмические рисунки в заданном темпе после временного прекращения музыки.

3. Динамика.

Характер музыки, темп и динамика неотделимы друг от друга, и работа над ними осуществляется в тесном единстве, часто на одном и том же музыкальном материале. Этим темы находят своё выражение в творчестве детей, в импровизациях различных движений под музыку, в свободных танцевальных движениях, а также упражнениях, играх и танцах с фиксированными движениям.

4. Метроритм.

Интуитивное восприятие на слух метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей.

Интуитивное освоение соотношений длительностей (долгие, короткие звуки). Прохлопывание, простукивание простейших ритмических рисунков, а также ходьба под музыку: сочетание четвертей, восьмых и половинных длительностей в размерах 2/4, 3/4.

Знакомство с понятием «сильная доля».

Осознанное усвоение длительностей: четверть, восьмая, половинная.

Знакомство с размерами 2/4 и 3/4. Определение их на слух на основе ощущения сильных долей.

Знакомство с затактовым построением.

Подготовка к дирижированию (систематическая работа над упражнениями, способствующими развитию мягкости, плавности движений рук).

5.Строение музыкального произведения.

При знакомстве с частями музыкального произведения обращается внимание на характер каждой из них на контрастность и повторность частей (например, А, Б, А), в которых соответственно повторяются и движения.

Для ощущения на слух фразировки можно использовать ряд методических приемов. Например, поставив детей в одну шеренгу, предложить каждому по очереди пройти одну фразу «своей дорожкой» (прямо). Длинна пройденной дорожки будет зависеть от длинны фразы. В данном упражнении наглядно видна протяженность каждой из них.

У детей надо вырабатывать ощущение одновременности начала движения с началом музыки – после вступления или после окончания предыдущей фразы.

Ознакомление с двухчастными и трехчастными построениями, фразами, куплетной формой.

На коротких и доступных произведениях ознакомление с понятием «вступление» (построение, предшествующее началу движения). После

вступления – самостоятельно, без словесного указания педагога начать движение, ощущая первую сильную долю.
Содержание программы

1 класс
Тема 1: Введение в предмет.

Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности. Расписание занятий. Танцевальная форма предусмотренная для занятий (трико, балетки).

Тема 2: Постановка спины.

При любых видах движений и остановках соблюдать правильное положение тела. При ходьбе держать корпус прямо, не опускать головы, не шаркать ногами, соблюдать координацию движений (рук, ног).

Тема 3: Ходьба.

Освоить разные виды ходьбы: шаг с носка, на носках, пружинный шаг, шаг с высоким подъёмом ног. Вид ходьбы, так же как и интенсивность шага, определяется характером, темпом, динамикой музыки. Освоение движений идет параллельно с решением музыкальных задач.

Тема 4: Перестроение.

Построение в шеренгу. Прослушивание марша, определение частей в марше. Перестроение в круг, линии, колоны, шахматный порядок.

Тема 5: Определение размера.

Определить размер и прохлопать ритмический рисунок в ладоши.

Тема 6: Работа над плясовыми движениями.

Главными остаются музыкально-ритмические задачи: четкая смена движений в соответствии со строением произведения, соблюдением темпа, размера, иногда выполнение ритмического рисунка, передача эмоционального характера музыки. Работа над танцами способствует воспитанию пластичности, красоты, выразительности движений, творческих способностей детей.

Тема 7: Игры.

Музыкально – ритмические игры строятся на основных и танцевальных движениях. Они развивают восприятие музыки, двигательные навыки творческие способности детей. В игре дети учатся выражать посредством движений свое отношение к музыке, создавать художественный образ.

Учебно – тематический план

2 – 3 классы.

Во втором и третьем классах на уроках ритмики, построенных на более сложном, чем в первом классе, музыкальном материале, дети расширяют круг своих впечатлений и знаний; у них возникает потребность самостоятельно воспроизводить прослушанное в движении, ощущая связь между движением и характером музыки. При этом ведущая роль эмоционального начала является одним из обязательных условий творческого развития.

Занятия ритмикой оказывают также благотворное влияние на физическое развитие и нервную систему, способствуя росту телесных и духовных сил ребенка. Учитывая, что урок ритмики строится на действии всего коллектива, можно многого достичь в воспитании личности ребенка, его взаимоотношений с коллективом.

Ко второму году обучения в школе движения у детей становятся более выразительными и четкими. Это в основном относится к деятельности групп крупных мышц.

Осанка не бывает врожденной, она формируется в процессе роста ребенка и зависит от жизненных условий. Правильная осанка (прямой позвоночник, отведенные назад плечи, несколько выступающая вперед грудная клетка и втянутый живот) не только определяет внешний вид, но и отражается на здоровье и общем самочувствии.

Воспитанию правильной осанки на уроках ритмики должно быть уделено особое внимание. В ритмические и гимнастические упражнения включаются движения для развития всего мышечного аппарата (дается точный их показ и выполнение контролируется). Очень важно чтобы все движения выполнялись «до конца»; например, после наклона корпуса или при подъеме рук в стороны или вверх важно добиться полного выправления, а иногда и прогибания корпуса назад.

Во втором классе дети проявляют уже большую самостоятельность, разнообразие движений, желание самим принимать участие в составлении упражнений, танцев, изобретательность в выполнении этюдов. Их индивидуальность выражается ярче, их отношение к музыке в словах и движениях более определено.

Дети становятся критичнее к своим действиям и действиям товарищей, они особенно хорошо подмечают чужие недостатки. В связи с этим в детях нужно воспитывать доброжелательность, определенный такт.

В работу рад движением включается больше упражнений с предметами. Кроме круговых и парных танцев привлекаются танцы различных национальностей.

Музыкально-ритмические игры во втором и третьем классах по сравнению с первым классом занимают минимальное место.

Занятия во втором классе должны быть направлены на дальнейшее развитие внимания, памяти и музыкального мышления детей.

Содержание программы

2 - 3 класс.
Тема 1: Характер музыки.

Дети должны уметь передать в движении общий характер пьесы, её стиль: классический, современный, народный.

Тема 2: Темп.

Знакомство с темпом аллегро, адажио, модерато, ларго. Передача в движении характера и динамики музыки.

Тема 3: Метроритм.

Определение размера, дирижирование, воспроизведение ритмического рисунка, определение длительностей, условные обозначения их – все это составляет содержание уроков ритмики.

Тема 4: Строение музыкального произведения (форма).

Отмечать границы частей, фраз удобно, дирижируя попеременно, то правой, то левой рукой или разделившись на группы. Упражнения этой темы строятся также на различного рода перестроениях, гимнастических упражнениях, играх, танцах.

Тема 5: Гимнастические упражнения и упражнения с предметами.

Гимнастический комплекс, строится по принципу подбора упражнений, где включаются в работу все основные группы мышц: рук, плечевого пояса, туловища, ног. При работе над гимнастическими упражнениями ставятся следующие цели: развитие и закрепление двигательных навыков, тренировка мышечного аппарата, развитие его эластичности, приобретение навыков четкого и правильного выполнения движений и выработка правильной осанки, а также оздоровление детского организма. Во всех упражнениях ведущим элементом является музыка.

Тема 6: Танцевальные элементы и танцы.

Танец содействует эстетическому развитию детей, способствует развитию культуры движений, сплочению детского коллектива. Акцентирование внимания на характере музыки, логическое членение ее на части и фразы являются основой работы над танцем на уроках ритмики. Это помогает добиться слаженности, четкости, согласованности, выразительности движений.

Тема 7: Развитие детского творчества.

Творческие задания даются в форме ритмических этюдов. Это небольшие сюжетные и несюжетные действия, исполняемые группой детей или индивидуально, в которых они демонстрируют свое восприятие музыки и навыки отображения ее в движении, приобретенные ими на уроках ритмики. Такая форма работы требует от них самостоятельности, активности, инициативы. Когда музыка оказывается близкой и интересной детям, работа идет интенсивно, радостно, увлеченно.

Методическое обеспечение программы.

1. Хореографический зал, оборудованный станками – двумя палками в диаметре 5-7 см, закрепленными на стене металлическими кронштейнами. Расстояние от пола до нижней палки 80 см, до верхней 100 см.

2. Фортепиано для концертмейстера.

3. Комната для переодевания в специальную форму для занятий по хореографии.

4. Музыкальный центр, телевизор для просмотров видеофильмов.

5. Наличие видео, аудио материалов, учебников.

6. На уроках ритмики используются различные пособия: мячи, прыгалки, гимнастические палки, бубны, погремушки, платочки, флажки, цветы, ленты.

Список литературы.

1. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей»

Г. Франио.

2. «Методическое пособие по ритмике»

Г. Франио.

3. «Ритмика в детской музыкальной школе»

Г. Франио.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дополнительного образования детей icon Образовательная программа дополнительного образования детей «беседы по искусству»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дополнительного образования детей icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста в рамках программы дополнительного образования по мультипликации
Дополнительного образования детей icon Здоровьесберегающие технологии в группах раннего развития детей в...
Наталья Викторовна Семейникова, педагог-психолог, педагог дополнительного образования мбоу дод «дюц «Горизонт», г. Протвино
Дополнительного образования детей icon Образовательная программа муниципальное бюджетное образовательное...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» является муниципальным...
Дополнительного образования детей icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Дополнительного образования детей icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Дополнительного образования детей icon Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей»
...
Дополнительного образования детей icon Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного
Дополнительного образования детей icon Заседание республиканской научно-методической секции заместителей...
Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи
Дополнительного образования детей icon Положение о смотре-конкурсе кабинетов муниципального автономного...
М автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» (далее дтдиМ). Положение...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции