Скачать 158.43 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 "Машенька" Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Направление: дошкольное образование Номинация: методическое пособие Автор: Крауялис Надежда Анатольевна. Сургут -2014г. Пояснительная записка Предлагаемое методическое пособие позволяет сочетать логопедическую помощь с психологической коррекцией: произвольного внимания, слухоречевой памяти, наглядно-образной и словесно-логической форм мышления, которые составляют основу для формирования и развития навыков чтения и письма. Оно содержит серию дидактических игр, позволяющих педагогам решать непростые задачи обучения дошкольников с речевыми нарушениями (дислексия, дизграфия). Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных представлений и понятий. Пространственное восприятие является одной из базовых функций. При любой форме дизонтогенеза отмечается недостаточность этого психического процесса. Несформированность пространственных представлений ведёт к таким ошибкам, которые проявляются на разных языковых уровнях - на уровнях буквы, слога, слова, фразы и текста (неспособность выделять и сохранять в памяти последовательность и структуру высказывания); отрицательно влияет на лексико – грамматическую сторону речи, словесно – логическое мышление и понимание сложных лексико – грамматических конструкций. Была выявлена зависимость между уровнем сформированности пространственного восприятия и наличием трудностей в усвоении слоговой структуры слов. Способность к пространственно – временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач, со всей познавательной деятельностью в целом. Основы развития ориентировки в пространстве закладываются в раннем детстве. Уже в раннем возрасте необходимо обеспечивать первичное восприятие пространственных отношений и их закрепление, а в дошкольном возрасте совершенствовать наблюдательность и пространственную ориентацию, развивая далее уже частично сформированную систему пространственных представлений. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не сформировано адекватное восприятие расположения предметов в пространстве, нарушен процесс отражения пространственного положения предметов, не сформированы соотнесение с образцом и копирование. Пространственная ориентировка наиболее успешно развивается в ходе дидактических игр, в специально созданной игровой ситуации при активности самого ребёнка. Использование различных дидактических игр повышает интерес к учебным занятиям, создаёт игровую мотивацию и положительный эмоциональный фон. «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности…Детство дано для того, чтобы мы играли». Н.Гросс. В современном мире дети всё меньше и меньше играют, хотя предъявляются к ним всё более высокие требования. Причиной является, прежде всего, недооценка воспитательной, образовательной и развивающей ценности игры. Именно игра оказывает огромное влияние на формирование психики ребёнка. При организации игры необходимо учитывать следующие правила: игра должна приносить радость; оживлять игру внесением нового содержания, предмета или правила; не сдерживать активность детей; не навязывать детям игровой материал; хвалить за успехи; строить свои отношения на доверии. У каждой дидактической игры своя воспитательная и образовательная задача. У детей формируются представления о предметах окружающего мира, развивается наблюдательность, внимание, память, мышление, автоматизируются звуки, развивается логическое мышление. Такие игры нужны для умственного и речевого развития детей. Особая роль в создании коррекционно - развивающей среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить. Особое значение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, форма, пространственное расположение). Кроме того дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным. Целесообразность дидактического материала на занятии определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаниями, ради которых и используются средства наглядности. Использование различных дидактических игр повышает интерес к учебным занятиям, создаёт игровую мотивацию и положительный эмоциональный фон. Необходимо побуждать детей самостоятельно использовать пространственные понятия для более осмысленного освоения пространства и обеспечения переноса усвоенных знаний и умений в другие виды деятельности. Во взаимодействии с дошкольниками с общим недоразвитием речи самым эффективным приёмом является игровой. Развёртывая свою деятельность в контексте игры и в её русле, можно добиться значительно более высоких результатов. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель. Играя, ребёнок практически осваивает пространство и действительность. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление. Результатом интеграции разнообразной пространственно ориентированной практической деятельности детей старшего дошкольного возраста в сочетании с речевым обозначением пространственных отношений становится сформированная система пространственных представлений и понятий. Таким образом можно сделать вывод, что без пространственной практической ориентировки ребенка в пространстве невозможно формирование пространственных представлений и понятий. Однако на определенном этапе обучения, когда необходимо понимание детьми пространственных отношений, более существенным является не практическая ориентировка в пространстве, а именно восприятие и понимание пространственных отношений с помощью графических схем, моделей. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры: «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Художники», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т.п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов. Закрепляются умения ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; дети учатся определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение. Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении. Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др. Играя, ребёнок практически осваивает пространство и действительность. Результатом интеграции разнообразной пространственно ориентированной практической деятельности детей старшего дошкольного возраста в сочетании с речевым обозначением пространственных отношений становится сформированная система пространственных представлений и понятий. В целом такая целенаправленная, комплексная работа способствует развитию понятийной и коммуникативной функции речи, развитию ребёнка, создаёт предпосылки для успешного усвоения учебной программы массовой общеобразовательной школы, а также социальной адаптации в обществе. . Следовательно, целью методического пособия является формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи:
Формирование пространственных представлений. Ожидаемые результаты в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР:
Дидактические игры по формированию пространственных представлений. Дети с речевыми нарушениями любят игры на логопедических занятиях, но принимают активное участие в них только при условии, если их правила доступны им и понятны. Планируя занятие, воспитатель может упростить или усложнить речевой материал, предлагаемый детям. В зависимости от состава группы и речевого диагноза, ее подготовки он может изменять объем предлагаемого материала, сложность инструкции, время, отпущенное детям на выполнение задания. Продуманный выбор игрового материала даст возможность воспитателю углубить полученные детьми знания и способствовать выработке у них умений и навыков, а также пополнить их словарный запас, расширить представления об окружающей действительности. Учитывая возможности детей с речевыми нарушениями, на логопедических занятиях можно использовать следующие игры. «Водители» Цель: Развитие мышления и пространственной ориентировки. Материалы: Изображения дорожных знаков. Движение только прямо. Движение направо. Движение налево. Движение прямо и налево. Движение прямо и направо. Автозаправочная станция. Техническое обслуживание автомобилей. Пункт медицинской помощи. Несколько вариантов игровых полей, распределяемых по степени сложности. Карточки с изображениями различных машин. Ход игры: Вариант 1 Ребенку предлагается ознакомиться с изображением игрового поля. Например, предлагается следующая инструкция: «Ты шофер автомобиля. Тебе нужно отвезти друга в больницу, заправиться на бензоколонке и починить машину. Рисунок внизу обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтоб не нарушать правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь». Вариант 2 Играющие сидят за столами. Они водители. «Милиционер» показывает карточки с изображениям различных машин. Водители должны определить в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо, а сколько налево. Эту игру можно провести как соревнование между детьми, подсчитав по окончании общее количеств красных и синих фишек. Усложнить игру можно путем увеличения количества правил, участников, вводимых предметов, или посредством изменения формы организации детей темпа проведения. «Восточный базар» Цель: Уточнение пространственных ориентировок. Материалы: Цветная бумага, картон, клей, ножницы, кисточка. Ход игры: Детям рассказывается о том, что такое восточный базар и о тех товарах, которые можно было на нем встретить. Сообщается также, что раньше на базаре мастера не только продавали свои изделия, но и производили их. Детям предлагается самостоятельно изготовить персидские ковры из бумаги и картона с помощью различных геометрических фигур. Можно предварительно показать детям образцы — изображения подлинных ковров. Далее ребенок превращается в продавца, предлагающего свой товар. Используя наречия в середине, сверху, снизу, слева, справа, ребенок должен описать свое изделие. Правильно и точно описанный ковер считается проданным. Ребенок получает наградной жетон. «Разноцветные точки» Цель: Уточнение пространственных ориентировок на основе повторения значений понятий «слева — направо», «справа — налево»; усвоение последовательности цифрового ряда, графического воспроизведения направления, определения пространственных взаимоотношений объектов. Материалы: Рабочие карточки с цветными точками. Карточка представляет собой лист бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 10 точек в каждой строке. Ход игры: Ребенок должен глядя на карточку назвать точки по порядку, читая их в том направлении, которое задает ведущий: слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх. Ведущий активно руководит работой и следит за тем, чтобы: 1) ребенок правильно начал чтение, то есть за тем, какая точка названа первой; 2) заданное направление сохранилось во время чтения; 3)соблюдалась последовательность произнесения точек на строке. «Найди предмет» Цель: Развитие пространственных отношений, закрепление названий предметов, находящихся в комнате и их обобщение (окно, стены, потолок — части комнаты, стол, стул, шкаф — мебель). Материалы: План комнаты, кабинета, кухни и т. п. с изображением дверей, окон, мебели и других предметов интерьера. Например: 1 — трехсекционная стенка; 2 — письменный стол; 3 — кресло; 4 — кушетка; 5 — стулья; 6 — телевизор. Ход игры: В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Воспитатель и ребенок поочередно прячут предмет и делают соответствующую пометку на плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изображение двери, «смотрело» в сторону двери, а изображение окна — в сторону окна), а затем — определить собственное место в комнате («я сижу вот на этом стуле»). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет. В дальнейшем игру можно проводить, используя план, перевернутый на 180 градусов. Можно предложить детям самостоятельно составить план своей комнаты или комнаты, смоделированной из кукольной мебели. Можно предложить нарисовать план домика Барби и попросить объяснить расположение предметов, используя слова: справа, слева, внизу, наверху, выше, ниже и т. д. По результатам беседы также можно попросить ребенка письменно описать интерьер кукольного или жилого помещения. «Где спрятан предмет?» Цель: Развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения. Материалы: Игрушка. Ход игры: Инструкция воспитателя может звучать следующим образом: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка». Далее воспитатель вызывает наиболее активного и развитого ребенка и предлагает ему отойти к стене. Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. После этого воспитатель шепотом сговаривается с другими детьми о том, куда прячет предмет. Например: «Давайте поставим поросенка за аквариум, пусть Сережа догадается, что он хочет посмотреть на рыбок». «Пора!» — приглашают водящего, который начинает поиски. Во время, поисков дети Направляют водящего словами: выше, ниже, правее, левее, дальше. «Кукольный театр» Цель: Приучение детей правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения в контексте развития пространственного воображения и мышления. Материалы: Сцена (стол, покрытый тканью), занавес (ширма), образные игрушки, декорации (куст, дерево забор и пр.). Ход игры: Игра представляет собой забавное зрелище. Воспитатель, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного положения персонажей. В ходе этого процесса дети уточняют значение наречий и предлогов напротив, рядом, наверху, внизу, впереди позади, далеко, близко. Игра начинается с рассказа воспитателя. Он представляет героев, рассказывает историю, происходящую с ними. По ходу сюжета воспитатель обращается к детям с вопросами. Например: «Как стоят герои? Напротив друг друга или рядом? А теперь? Близко или далеко? Кто впереди? А кто позади? Кто внизу, а кто наверху?» и т. д. «Копирование точек» Цель: Формирование умения различать правое и левое направления в пространстве, развитие мелкой ручной моторики, развитие пространственного воображения и мышления. Материалы: Индивидуальная карточка с образцом. Ход игры: Ребенку предлагается скопировать образец — несколько групп точек, расположенных в строчках. Образец располагается слева, рисовать предполагается справа, на свободном месте листа. Задание выполняется на листе из тетради. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать о пространственном расположении точек. Пример индивидуальной карточки. «Составление фигур из разрозненных деталей» Цель: Развитие пространственного и образного мышления, графо-моторных навыков. Материалы: Пазлы конструктор, разрезанные картинки. Ход игры: Воспитатель предлагает детям отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получился заданный предмет. «Использование игр с постройками из кубиков» Цель: Развитие пространственного и образного мышления, мелкой моторики пальцев и кистей рук, уточнение пространственных ориентировок, повторение названий геометрических фигур (куб, квадрат), повторение понятий (грань куба, ребро куба). Материалы: Набор кубиков. Ход игры: Воспитатель дает детям карточку с орнаментом, а те должны составить такой же из своих кубиков. После работы каждый составленный узор разбирается (соответствует ли он образцу, если нет, то в чем заключена ошибка). «Составление узоров из геометрических фигур» Цель: Развитие пространственных представлений, повторение названий геометрических фигур, различение понятий верх, низ, сбоку; дифференциация предлогов, обозначаю: составление узоров из геометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором. Склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т. д. «Лабиринты» Цель: Закрепление пространственных ориентировок, тренировка графического воспроизведения направлений и определения пространственных взаимоотношений объектов. Материалы: Карточки с изображениями лабиринтов. Ход игры: Воспитатель показывает образец и говорит: «Видите этого мальчика здесь в центре? Он хочет выбраться вот сюда, на улицу. Но он не должен попасть в тупик. Ведь мальчик не может пройти через стену. Давайте попробуем вывести его из этого лабиринта. Дорогу будем помечать с помощью карандаша». По мере тренированности структура лабиринтов усложняется, а помощь воспитателя уменьшается, постепенно сводясь на нет. «Найди свое место» Цель: Закрепление пространственных ориентировок. Ход игры: Группа строится в одну шеренгу. Детям предлагается запомнить место, на котором они стоят, и своих соседей. По команде «Разойдись!» дети расходятся по залу, затем по команде «Становись!» быстро возвращаются на свои места. После того как они хорошо запомнят свое место, им предлагается вернуться на свое место, но заняв другое положение (например, сидя по-турецки лицом к окну или стоя на скамейке на одной ноге и т. п.). «Следопыт» Цель: Закрепление пространственных ориентировок. Ход игры: В игре участвуют двое детей: один — «следопыт», другой — «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной стороне зала от играющих ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись. Повернись направо, иди прямо, остановись. Наклонись, бери кубик!» «следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара. Список литературы
|
«Программа развитие речи детей дошкольного возраста» «Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации.... |
Методические рекомендации по использованию дидактических игр Заключение Дидактические игры, как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста |
||
Авторизованная программа образовательной области «Художественное... Новые требования к системе образования предъявляются уже на первой возрастной ступени – в дошкольном детстве. Непреходящее значение... |
Контрольная работа по предмету Формирование элементарных математических представлений Тема: Основные принципы обучения детей дошкольного возраста элементам математики |
||
Учреждение центр развития ребенка Мбдоу детский сад №37 с. Месягутово для детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическими нарушениями речи в соответствии... |
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе... Т. А. Овечкина — канд пед наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию |
||
Программа разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории... Института дошкольного воспитания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований... |
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... |
||
Книга предназначена для научных работников в области психологии и... Настоящая книга содержит изложение экспериментальных исследований, посвященных формированию некоторых сенсорных способностей у детей... |
Мбдоу дскв №62 г. Нижневартовска Горбатенко Ирина Валерьевна Воспитатель... Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |