Новые средства для образного




Скачать 424.82 Kb.
Название Новые средства для образного
страница 1/4
Дата публикации 10.06.2014
Размер 424.82 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Лекции > Документы
  1   2   3   4



Владимир Паронджанов

____________________________________________________________________________________________

КАК
Улучшить
работу
ума


Алгоритмы
без программистов —
это очень просто!


____________________________________________________________________________________________

НОВЫЕ СРЕДСТВА
ДЛЯ ОБРАЗНОГО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ,
РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Академия народного хозяйства
при Правительстве Российской Федерации


____________________________________________________________________________________________

Москва
Издательство «Дело»
2001

Перед вами второе издание книги “Как улучшить работу ума”, вызвавшей большой интерес специалистов и читающей публики. В ней удачно сочетаются рассказы об алгоритмах и новейшие идеи о повышении творческой силы ума.

Мы живем в мире алгоритмов, но знаем о них удивительно мало. Многие люди всю жизнь пользуются алгоритмами, не догадываясь об этом. Между тем алгоритмы играют огромную роль в жизни общества. Они оказывают заметное влияние на эффективность экономики и уровень жизни. К сожалению, многие алгоритмы и программы похожи на загадочный ребус: они непонятны никому, кроме горстки их создателей. Непонимание порождает путаницу и досадные ошибки. Чтобы поправить дело, надо сделать алгоритмы “дружелюбными”. Это позволит превратить алгоритмы-головоломки в наглядные алгоритмы-картинки, обеспечивающие быстрое и глубокое понимание. Глубина понимания сложных проблем — как раз то, чего всем нам (от студента до министра) ой как не хватает!

“Дружелюбные” алгоритмы пишут на эргономичных графических языках. Они создают повышенный интеллектуальный комфорт, улучшают работу ума, повышают продуктивность труда. С их помощью вы научитесь легко и быстро, затратив минимум усилий, решать сложнейшие проблемы: проектировать сложную деятельность и бизнес-процессы, формализовать свои профессиональные знания и выполнять алгоритмизацию самостоятельно, без помощи программистов — по методу “Программирование без программистов”.

Эта книга — прекрасный подарок для студентов, преподавателей, специалистов, бизнесменов и руководителей. Но не только. Она может пригодиться всем, кто хочет улучшить работу своего ума, научиться рисовать свои мысли и планы в виде наглядных и точных блок-схем и разобраться, наконец, что же такое алгоритмы и почему они играют такую важную роль в развитии цивилизации и человеческого интеллекта.
УДК 37+681.3.06+331.015.11

ББК 32.973

П18

Рецензенты:

Ю. И. Журавлев, академик РАН, зам. директора Вычислительного
центра РАН, председатель Научно-методического совета
по информатике Министерства образования;

П. П. Пархоменко, член-корреспондент РАН, гл. научн. сотрудник
Института проблем управления РАН им. акад. В. А. Трапезникова;

Ю. В. Трунов, д-р техн. наук, профессор, Генеральный директор —
Генеральный конструктор Научно-производственного центра
автоматики и приборостроения им. акад. Н. А. Пилюгина,
зав. Базовой кафедрой Московского института радиотехники, электроники и автоматики;

Я. В. Безель, д-р техн. наук, профессор, Генеральный конструктор
Московского НИИ приборной автоматики;

В. П. Кутепов, д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой
прикладной математики Московского энергетического института (Технического университета)

Паронджанов В. Д.

П18 Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов — это очень просто! — М.: Дело, 2001. — 360 с. — Илл.: 154.

ISBN 5–7749–0211–0

В книге излагаются новые полезные для практики идеи и достижения
на стыке информатики, управления и психологии. Показано, что алгоритмы, сила ума, интеллектуальный комфорт и эффективность бизнеса тесно связаны. Дается общедоступный практический курс, помогающий увеличить силу ума, ускорить разработку алгоритмов и программ, упростить формализацию профессиональных знаний, облегчить проектирование сложной деятельности и бизнес-процессов. Курс основан на “дружелюбных” графических языках, обладающих удивительной наглядностью, “заставляющих” мозг мыслить отчетливо, глубоко и продуктивно.

Для студентов, изучающих информатику, учителей и преподавателей информатики; алгоритмистов, программистов, математиков, системщиков, постановщиков задач, специалистов по CASE-технологиям, работающих непосредственно на фирмах; бизнесменов и руководителей, желающих эффективно контролировать потоки информации в своих организациях; психологов, изучающих работу ума, а также для широкой публики.

УДК 37+681.3.06+331.015.11

ББК 32.973

ISBN 5–7749–0211–0

©  Издательство “Дело”, 2001


ОГЛАВЛЕНИЕ

Маленькая увертюра 9

Третий глаз для бизнесменов и руководителей 11

Интеллектуальный терроризм: фантазия или реальность?
(Вместо предисловия) 13

Почему умные люди страдают и гибнут? 13

Разве такая проблема существует? 14

Информационный стресс — зловещий спутник информационного
общества 14

Камикадзе умственного труда 15

Что такое интеллектуальный терроризм? 15

Гуманитарная постановка задачи 16

Компьютерная мифология: облегчают ли компьютеры
умственный труд? 18

Что такое интенсификация интеллекта? 19

Критерий Декарта и эргономизация науки 20

О чем эта книга? 21

Секреты мудрого ДРАКОНА: объяснение на пальцах 22

Справка о состоянии дел 27

ГЛАВА 1. На подступах к новому языку 28

Зачем нужен язык ДРАКОН? 28

В чем секрет ДРАКОНА? — В когнитивном подходе 29

Почему люди не интересуются собственным мозгом? 29

Станет ли ДРАКОН чемпионом мира по критерию
“понимаемость алгоритмов”? 31

На кого рассчитан язык ДРАКОН? 32

Перечень задач, решаемых с помощью языка ДРАКОН 32

Выводы 34

ГЛАВА 2. Можно ли создать язык, улучшающий понимание
и взаимопонимание?
35

Почему специалисты не понимают друг друга? 35

Язык ДРАКОН как “эсперанто” делового мира 36

Что такое интеллектуальное взаимопонимание? 36

В чем особенность ДРАКОНА? 37

Выводы 38

ГЛАВА 3. Соображения, повлиявшие на создание
языка ДРАКОН
39

Что важнее: компьютеры или человеческий мозг? 39

Что такое производительность умственного труда? 40

Зависит ли производительность персонала от производительности компьютеров? 41

Можно ли увеличить скорость работы человеческого мозга? 42

Проблема формализации профессиональных знаний 44

Можно ли обойтись без когнитологов? 45

Чем отличается алгоритм от технологического процесса? 46

Что такое технологический язык? 47

Технологические и декларативные знания 48

Почему нельзя жить по-старому? 50

Социальные технологии и электронные методологии 51

Методология быстрой разработки систем RAD 52

Схемы действий и язык ДРАКОН 54

Необходимость культурных изменений 54

Техноязык как элемент культуры 55

Выводы 56

ГЛАВА 4. Понимание и взаимопонимание — ключевые
проблемы информатики
58

Отсутствие понимания ведет к миллионным убыткам 58

Издевательство над здравым смыслом под названием
“абсолютно правильная программа” 59

Спецификации программ — вот главный “гадючник”! 59

Спецификации программ и методология RAD 61

Концепция когнитивного программирования 62

Выводы 64

ГЛАВА 5. Проблема улучшения работы ума: новый
когнитивный подход
65

Текст как зрительная сцена 65

Симультанное и сукцессивное восприятие 66

Как повысить продуктивность человеческого мозга? 66

Когнитивный недостаток текстового представления знаний 68

Каким должен быть формат диосцены? 69

Когнитивные рекомендации 71

Зачем нужны психологические эксперименты? 72

Ошибка Джеймса Мартина 74

“Это чудакам-инженерам нужны большие чертежи, а мы,
хитрецы-программисты, обойдемся маленькими” 74

Возможна ли стратегическая реформа мировой практики
программирования 78

Выводы 79

ГЛАВА 6. Изюминки языка ДРАКОН 80

Критика блок-схем 80

Преимущества дракон-схем 80

Иконы и макроиконы 81

Зачем нужна ветка? 81

Как работает ветка? 86

Как следует располагать ветки в поле чертежа? 86

Что такое шапка? 86

Что лучше: примитив или силуэт? 90

Как описать силуэт с помощью текстового языка? 91

Есть ли в алгоритме “царская дорога”? 93

Главный маршрут силуэта 95

Пересечения линий? — боже упаси! 95

Визуальный и текстовый синтаксис ДРАКОНА 101

Семейство ДРАКОН-языков 101

Выводы 102

ГЛАВА 7. Эргономичные алгоритмы 104

Визуальная проверка алгоритмов 104

Что такое эргономичный алгоритм? 105

Чем отличается икона “вопрос” от развилки? 105

Маршруты и формулы маршрутов 108

Что такое рокировка? 108

Использование рокировки для улучшения эргономичности 111

Вертикальное и горизонтальное объединение 112

Эргономичность литеральных алгоритмов 112

Что делать, если эргономические требования противоречат
друг другу? 118

Икона-вставка как эргономический прием 118

Что такое подстановка? 119

Улучшение эргономичности алгоритмов с помощью цепочки
эквивалентных преобразований 124

Выводы 125

ГЛАВА 8. Визуализация циклов 126

Обычный цикл 126

Переключатель и переключающий цикл 133

Цикл ДЛЯ 133

Веточный цикл 135

Главный маршрут силуэта 139

Выводы 142

ГЛАВА 9. Визуализация логических формул 143

Визуализация функции И 143

Визуализация функции ИЛИ 148

Визуализация функции НЕ 148

Визуализация сложных логических функций 153

Выводы 153

ГЛАВА 10. Что такое эргономичный текст? 154

Можно ли сделать логические выражения эргономичными? 154

Пример для исследования эргономичности логических выражений 154

Логическое выражение с абстрактными идентификаторами 155

Логическое выражение с короткими смысловыми идентификаторами 158

Логическое выражение с длинными смысловыми идентификаторами 159

Важный момент, о котором часто забывают 159

Как присвоить значение логической переменной? 160

Правила записи рамочных логических выражений 161

Как построить эргономичный логический текст? 161

Выводы 164

ГЛАВА 11. Визуальные операторы реального времени 165

Список операторов реального времени 165

Операторы ввода-вывода 165

Оператор “пауза” 166

Операторы “пуск таймера” и “синхронизатор” 167

Цикл ЖДАТЬ 169

Оператор “период” 170

Оператор “параллельный процесс” 171

Особенности операторов реального времени 173

Выводы 176

ГЛАВА 12. Дружелюбное программирование 177

Гибридный язык программирования ДРАКОН-СИ 177

Гибридный язык программирования ДРАКОН-МОДУЛА 180

Пример эргономической оптимизации программы 180

Диалоговые программы 181

Идентификаторы 183

Обработка массивов 185

Абстрактные дракон-схемы 187

Философия языка ДРАКОН 192

Классификация знаний 192

Выводы 193

ГЛАВА 13. Человеческая деятельность и формализация
знаний: живописные примеры
194

Что такое профессиональные знания? 194

Учебные экспертные системы 196

Визуализация экспертных систем 198

Визуализация описания технологических процессов 200

Что такое методология? 201

Визуализация методологий 201

Система “человек — машина” 212

Визуализация биологических алгоритмов 213

Визуализация медицинских алгоритмов 216

Другие примеры визуализации 216

Описание структуры деятельности 223

Нужен ли стандарт для описания деятельности? 224

Выводы 225

ГЛАВА 14. Визуальный дракон-редактор 226

Зачем нужен дракон-редактор? 226

Заготовка-примитив и заготовка-силуэт 226

Что такое атом? 226

Пример построения дракон-схемы “примитив” 229

Операция “пересадка лианы” 229

Операция “заземление лианы” 231

Пример построения дракон-программы “силуэт” 231

Формирование надписей “да” и “нет” 235

Выводы 235

ГЛАВА 15. Описание визуального синтаксиса языка ДРАКОН 236

Общие понятия 236

Шампур-блок 236

Операция “ввод атома” 237

Операции с лианой 241

Прочие операции 243

Основные результаты 243

Выводы 244

ГЛАВА 16. Визуальное структурное программирование 245

Постановка проблемы 245

Историческая справка 246

Прав ли Игорь Вельбицкий? 248

Четыре принципа структуризации блок-схем, предложенные Э. Дейкстрой 248

Почему научное сообщество не приняло видеоструктурную
концепцию Э. Дейкстры? 249

Парадокс структурного программирования 252

Плохие блок-схемы или плохие стандарты? 253

Блок-схемы и теоретическое программирование 254

Новые цели стандартизации блок-схем 254

Чем отличаются блок-схемы от дракон-схем? 255

В чем сходство визуального и текстового структурного
программирования? 258

В чем различие визуального и текстового структурного
программирования? 259

Почему самолет не машет крыльями? 264

Выводы 265

ГЛАВА 17. Исчисление икон и попытка предсказать будущее 267

Визуальное логическое исчисление 267

Общеизвестные сведения о математической логике 267

Об одном распространенном заблуждении 268

Визуализация понятий математической логики 270

Исчисление икон 271

Еще раз о шампур-методе 272

Шампур-схема как абстрактная модель программы 273

Преобразование шампур-схемы в шампур-программу 274

Шампур-метод и доказательство правильности программ 274

Возможна ли теория визуального программирования? 275

Гипотеза о будущем императивных языков программирования 276

Визуализация логики и интенсификация интеллектуальной деятельности 278

Выводы 281

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новые средства для образного icon Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна
В связи с этим ныне применяются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровления центров и спортивных клубов, разрабатываются...
Новые средства для образного icon Средства массовой информации образовательной направленности
Перечисленные ресурсы содержат ссылки на программные средства, которые могут быть использованы для повышения эффективности работы...
Новые средства для образного icon И средства коммуникации
А38 Профессиональный язык архитектора и средства коммуникации: Методические указания и программа-задание для студентов специальности...
Новые средства для образного icon Устный журнал. 2 класс Тема Творчество А. С. Пушкина
Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусств
Новые средства для образного icon Дипломную работу на тему Разработка метрики для оценки результатов...
Разработать метрику для оценки результатов миграции топологии на новые проектные нормы
Новые средства для образного icon Урок литературного чтения в 4 классе
Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения
Новые средства для образного icon Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество...
Анализ эпизода. Исследование образного строя, композиционной и смысловой роли сна Татьяны в романе
Новые средства для образного icon Электронные средства обучения (эсо) Электронные средства обучения...
Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе 19-20 вв
Новые средства для образного icon 2 анализ и выбор инструментальных средств реализации бд 7
Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области...
Новые средства для образного icon Виды модальных значений и средства их выражения в современном русском языке
Книга предназначена в качестве дополнительного материала для студентов и магистрантов гуманитарного факультета, для специалистов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции