Скачать 424.82 Kb.
|
Владимир Паронджанов ____________________________________________________________________________________________ КАК Улучшить работу ума Алгоритмы без программистов — это очень просто! ____________________________________________________________________________________________ НОВЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБРАЗНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации ____________________________________________________________________________________________ Москва Издательство «Дело» 2001 Перед вами второе издание книги “Как улучшить работу ума”, вызвавшей большой интерес специалистов и читающей публики. В ней удачно сочетаются рассказы об алгоритмах и новейшие идеи о повышении творческой силы ума. Мы живем в мире алгоритмов, но знаем о них удивительно мало. Многие люди всю жизнь пользуются алгоритмами, не догадываясь об этом. Между тем алгоритмы играют огромную роль в жизни общества. Они оказывают заметное влияние на эффективность экономики и уровень жизни. К сожалению, многие алгоритмы и программы похожи на загадочный ребус: они непонятны никому, кроме горстки их создателей. Непонимание порождает путаницу и досадные ошибки. Чтобы поправить дело, надо сделать алгоритмы “дружелюбными”. Это позволит превратить алгоритмы-головоломки в наглядные алгоритмы-картинки, обеспечивающие быстрое и глубокое понимание. Глубина понимания сложных проблем — как раз то, чего всем нам (от студента до министра) ой как не хватает! “Дружелюбные” алгоритмы пишут на эргономичных графических языках. Они создают повышенный интеллектуальный комфорт, улучшают работу ума, повышают продуктивность труда. С их помощью вы научитесь легко и быстро, затратив минимум усилий, решать сложнейшие проблемы: проектировать сложную деятельность и бизнес-процессы, формализовать свои профессиональные знания и выполнять алгоритмизацию самостоятельно, без помощи программистов — по методу “Программирование без программистов”. Эта книга — прекрасный подарок для студентов, преподавателей, специалистов, бизнесменов и руководителей. Но не только. Она может пригодиться всем, кто хочет улучшить работу своего ума, научиться рисовать свои мысли и планы в виде наглядных и точных блок-схем и разобраться, наконец, что же такое алгоритмы и почему они играют такую важную роль в развитии цивилизации и человеческого интеллекта. УДК 37+681.3.06+331.015.11 ББК 32.973 П18 Рецензенты: Ю. И. Журавлев, академик РАН, зам. директора Вычислительного центра РАН, председатель Научно-методического совета по информатике Министерства образования; П. П. Пархоменко, член-корреспондент РАН, гл. научн. сотрудник Института проблем управления РАН им. акад. В. А. Трапезникова; Ю. В. Трунов, д-р техн. наук, профессор, Генеральный директор — Генеральный конструктор Научно-производственного центра автоматики и приборостроения им. акад. Н. А. Пилюгина, зав. Базовой кафедрой Московского института радиотехники, электроники и автоматики; Я. В. Безель, д-р техн. наук, профессор, Генеральный конструктор Московского НИИ приборной автоматики; В. П. Кутепов, д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой прикладной математики Московского энергетического института (Технического университета) Паронджанов В. Д. П18 Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов — это очень просто! — М.: Дело, 2001. — 360 с. — Илл.: 154. ISBN 5–7749–0211–0 В книге излагаются новые полезные для практики идеи и достижения на стыке информатики, управления и психологии. Показано, что алгоритмы, сила ума, интеллектуальный комфорт и эффективность бизнеса тесно связаны. Дается общедоступный практический курс, помогающий увеличить силу ума, ускорить разработку алгоритмов и программ, упростить формализацию профессиональных знаний, облегчить проектирование сложной деятельности и бизнес-процессов. Курс основан на “дружелюбных” графических языках, обладающих удивительной наглядностью, “заставляющих” мозг мыслить отчетливо, глубоко и продуктивно. Для студентов, изучающих информатику, учителей и преподавателей информатики; алгоритмистов, программистов, математиков, системщиков, постановщиков задач, специалистов по CASE-технологиям, работающих непосредственно на фирмах; бизнесменов и руководителей, желающих эффективно контролировать потоки информации в своих организациях; психологов, изучающих работу ума, а также для широкой публики. УДК 37+681.3.06+331.015.11 ББК 32.973
ОГЛАВЛЕНИЕ Маленькая увертюра 9 Третий глаз для бизнесменов и руководителей 11 Интеллектуальный терроризм: фантазия или реальность? (Вместо предисловия) 13 Почему умные люди страдают и гибнут? 13 Разве такая проблема существует? 14 Информационный стресс — зловещий спутник информационного общества 14 Камикадзе умственного труда 15 Что такое интеллектуальный терроризм? 15 Гуманитарная постановка задачи 16 Компьютерная мифология: облегчают ли компьютеры умственный труд? 18 Что такое интенсификация интеллекта? 19 Критерий Декарта и эргономизация науки 20 О чем эта книга? 21 Секреты мудрого ДРАКОНА: объяснение на пальцах 22 Справка о состоянии дел 27 ГЛАВА 1. На подступах к новому языку 28 Зачем нужен язык ДРАКОН? 28 В чем секрет ДРАКОНА? — В когнитивном подходе 29 Почему люди не интересуются собственным мозгом? 29 Станет ли ДРАКОН чемпионом мира по критерию “понимаемость алгоритмов”? 31 На кого рассчитан язык ДРАКОН? 32 Перечень задач, решаемых с помощью языка ДРАКОН 32 Выводы 34 ГЛАВА 2. Можно ли создать язык, улучшающий понимание и взаимопонимание? 35 Почему специалисты не понимают друг друга? 35 Язык ДРАКОН как “эсперанто” делового мира 36 Что такое интеллектуальное взаимопонимание? 36 В чем особенность ДРАКОНА? 37 Выводы 38 ГЛАВА 3. Соображения, повлиявшие на создание языка ДРАКОН 39 Что важнее: компьютеры или человеческий мозг? 39 Что такое производительность умственного труда? 40 Зависит ли производительность персонала от производительности компьютеров? 41 Можно ли увеличить скорость работы человеческого мозга? 42 Проблема формализации профессиональных знаний 44 Можно ли обойтись без когнитологов? 45 Чем отличается алгоритм от технологического процесса? 46 Что такое технологический язык? 47 Технологические и декларативные знания 48 Почему нельзя жить по-старому? 50 Социальные технологии и электронные методологии 51 Методология быстрой разработки систем RAD 52 Схемы действий и язык ДРАКОН 54 Необходимость культурных изменений 54 Техноязык как элемент культуры 55 Выводы 56 ГЛАВА 4. Понимание и взаимопонимание — ключевые проблемы информатики 58 Отсутствие понимания ведет к миллионным убыткам 58 Издевательство над здравым смыслом под названием “абсолютно правильная программа” 59 Спецификации программ — вот главный “гадючник”! 59 Спецификации программ и методология RAD 61 Концепция когнитивного программирования 62 Выводы 64 ГЛАВА 5. Проблема улучшения работы ума: новый когнитивный подход 65 Текст как зрительная сцена 65 Симультанное и сукцессивное восприятие 66 Как повысить продуктивность человеческого мозга? 66 Когнитивный недостаток текстового представления знаний 68 Каким должен быть формат диосцены? 69 Когнитивные рекомендации 71 Зачем нужны психологические эксперименты? 72 Ошибка Джеймса Мартина 74 “Это чудакам-инженерам нужны большие чертежи, а мы, хитрецы-программисты, обойдемся маленькими” 74 Возможна ли стратегическая реформа мировой практики программирования 78 Выводы 79 ГЛАВА 6. Изюминки языка ДРАКОН 80 Критика блок-схем 80 Преимущества дракон-схем 80 Иконы и макроиконы 81 Зачем нужна ветка? 81 Как работает ветка? 86 Как следует располагать ветки в поле чертежа? 86 Что такое шапка? 86 Что лучше: примитив или силуэт? 90 Как описать силуэт с помощью текстового языка? 91 Есть ли в алгоритме “царская дорога”? 93 Главный маршрут силуэта 95 Пересечения линий? — боже упаси! 95 Визуальный и текстовый синтаксис ДРАКОНА 101 Семейство ДРАКОН-языков 101 Выводы 102 ГЛАВА 7. Эргономичные алгоритмы 104 Визуальная проверка алгоритмов 104 Что такое эргономичный алгоритм? 105 Чем отличается икона “вопрос” от развилки? 105 Маршруты и формулы маршрутов 108 Что такое рокировка? 108 Использование рокировки для улучшения эргономичности 111 Вертикальное и горизонтальное объединение 112 Эргономичность литеральных алгоритмов 112 Что делать, если эргономические требования противоречат друг другу? 118 Икона-вставка как эргономический прием 118 Что такое подстановка? 119 Улучшение эргономичности алгоритмов с помощью цепочки эквивалентных преобразований 124 Выводы 125 ГЛАВА 8. Визуализация циклов 126 Обычный цикл 126 Переключатель и переключающий цикл 133 Цикл ДЛЯ 133 Веточный цикл 135 Главный маршрут силуэта 139 Выводы 142 ГЛАВА 9. Визуализация логических формул 143 Визуализация функции И 143 Визуализация функции ИЛИ 148 Визуализация функции НЕ 148 Визуализация сложных логических функций 153 Выводы 153 ГЛАВА 10. Что такое эргономичный текст? 154 Можно ли сделать логические выражения эргономичными? 154 Пример для исследования эргономичности логических выражений 154 Логическое выражение с абстрактными идентификаторами 155 Логическое выражение с короткими смысловыми идентификаторами 158 Логическое выражение с длинными смысловыми идентификаторами 159 Важный момент, о котором часто забывают 159 Как присвоить значение логической переменной? 160 Правила записи рамочных логических выражений 161 Как построить эргономичный логический текст? 161 Выводы 164 ГЛАВА 11. Визуальные операторы реального времени 165 Список операторов реального времени 165 Операторы ввода-вывода 165 Оператор “пауза” 166 Операторы “пуск таймера” и “синхронизатор” 167 Цикл ЖДАТЬ 169 Оператор “период” 170 Оператор “параллельный процесс” 171 Особенности операторов реального времени 173 Выводы 176 ГЛАВА 12. Дружелюбное программирование 177 Гибридный язык программирования ДРАКОН-СИ 177 Гибридный язык программирования ДРАКОН-МОДУЛА 180 Пример эргономической оптимизации программы 180 Диалоговые программы 181 Идентификаторы 183 Обработка массивов 185 Абстрактные дракон-схемы 187 Философия языка ДРАКОН 192 Классификация знаний 192 Выводы 193 ГЛАВА 13. Человеческая деятельность и формализация знаний: живописные примеры 194 Что такое профессиональные знания? 194 Учебные экспертные системы 196 Визуализация экспертных систем 198 Визуализация описания технологических процессов 200 Что такое методология? 201 Визуализация методологий 201 Система “человек — машина” 212 Визуализация биологических алгоритмов 213 Визуализация медицинских алгоритмов 216 Другие примеры визуализации 216 Описание структуры деятельности 223 Нужен ли стандарт для описания деятельности? 224 Выводы 225 ГЛАВА 14. Визуальный дракон-редактор 226 Зачем нужен дракон-редактор? 226 Заготовка-примитив и заготовка-силуэт 226 Что такое атом? 226 Пример построения дракон-схемы “примитив” 229 Операция “пересадка лианы” 229 Операция “заземление лианы” 231 Пример построения дракон-программы “силуэт” 231 Формирование надписей “да” и “нет” 235 Выводы 235 ГЛАВА 15. Описание визуального синтаксиса языка ДРАКОН 236 Общие понятия 236 Шампур-блок 236 Операция “ввод атома” 237 Операции с лианой 241 Прочие операции 243 Основные результаты 243 Выводы 244 ГЛАВА 16. Визуальное структурное программирование 245 Постановка проблемы 245 Историческая справка 246 Прав ли Игорь Вельбицкий? 248 Четыре принципа структуризации блок-схем, предложенные Э. Дейкстрой 248 Почему научное сообщество не приняло видеоструктурную концепцию Э. Дейкстры? 249 Парадокс структурного программирования 252 Плохие блок-схемы или плохие стандарты? 253 Блок-схемы и теоретическое программирование 254 Новые цели стандартизации блок-схем 254 Чем отличаются блок-схемы от дракон-схем? 255 В чем сходство визуального и текстового структурного программирования? 258 В чем различие визуального и текстового структурного программирования? 259 Почему самолет не машет крыльями? 264 Выводы 265 ГЛАВА 17. Исчисление икон и попытка предсказать будущее 267 Визуальное логическое исчисление 267 Общеизвестные сведения о математической логике 267 Об одном распространенном заблуждении 268 Визуализация понятий математической логики 270 Исчисление икон 271 Еще раз о шампур-методе 272 Шампур-схема как абстрактная модель программы 273 Преобразование шампур-схемы в шампур-программу 274 Шампур-метод и доказательство правильности программ 274 Возможна ли теория визуального программирования? 275 Гипотеза о будущем императивных языков программирования 276 Визуализация логики и интенсификация интеллектуальной деятельности 278 Выводы 281 |
Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна В связи с этим ныне применяются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровления центров и спортивных клубов, разрабатываются... |
Средства массовой информации образовательной направленности Перечисленные ресурсы содержат ссылки на программные средства, которые могут быть использованы для повышения эффективности работы... |
||
И средства коммуникации А38 Профессиональный язык архитектора и средства коммуникации: Методические указания и программа-задание для студентов специальности... |
Устный журнал. 2 класс Тема Творчество А. С. Пушкина Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусств |
||
Дипломную работу на тему Разработка метрики для оценки результатов... Разработать метрику для оценки результатов миграции топологии на новые проектные нормы |
Урок литературного чтения в 4 классе Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения |
||
Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество... Анализ эпизода. Исследование образного строя, композиционной и смысловой роли сна Татьяны в романе |
Электронные средства обучения (эсо) Электронные средства обучения... Русская литература. Эволюция реализма как художественного направления в русской литературе 19-20 вв |
||
2 анализ и выбор инструментальных средств реализации бд 7 Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области... |
Виды модальных значений и средства их выражения в современном русском языке Книга предназначена в качестве дополнительного материала для студентов и магистрантов гуманитарного факультета, для специалистов... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |