Комитет по образованию администрации
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец творчества детей и молодежи»
Утверждена
на педагогическом совете
протокол №____от ________г.
Директор
________Иванцова И.Е.
КОМПЛЕКСНАЯ
ОБЩЕДВОРЦОВСКАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЬЕ»
Внесены изменения 01.09.2012 г.
Саратов 2008
-
Пояснительная записка
Здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровая личность - слова, которые часто произносятся сегодня в нашем обществе. Мы неоднократно слышим, что в оздоровлении нуждается наше государство, экономика, политические отношения, социальные институты, люди.
Физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей в системе образования и воспитания признана первостепенной задачей.
Осведомленность наших детей о здоровом образе жизни сводится к примитивному определению здоровья как отсутствие болезней. В то время как здоровый образ жизни подразумевает под собой такой стиль существования человека (рациональный режим работы и отдыха), при котором организм как можно реже приходит к запредельным величинам ослабления защитных барьеров и, следовательно, как можно реже нуждается в восстановлении и реабилитации утраченного здоровья.
Забота о человеческом здоровье, особенно о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте физических и духовных сил организма ребенка. В понятие воспитания у обучающихся стремления к здоровому образу жизни включается система воспитательных мероприятий, направленных на стимулирование индивидуальной деятельности детей по физическому самосовершенствованию. В этом понятии реализуется идея связи физического воспитания с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием.
Актуальность данной комплексной общедворцовской программы «Здоровье» обусловлена приоритетным направлением государственной политики в области образования на сохранение здоровья обучающихся. Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших задач современного общества и требование к сохранению здоровья обучающихся находится на первом месте в иерархии запросов к результатам общего и дополнительного образования.
-
Цели и задачи программы
Цель данной программы - создание программно-методического документа по воспитанию личности, которая могла бы реализовать себя в современном мире, имела потребность вести здоровый образ жизни, владела навыками саморегуляции и безопасного поведения с последующей практической реализацией.
Задачи:
1. Разработка и внедрение программ, направленных на физическое и психическое совершенствование личности.
2. Совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения для реализации программы «Здоровье».
3. Создание мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья, выработка умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье.
4. Развитие системы оздоровительной работы во Дворце творчества детей и молодежи.
5. Поиски новых оптимальных форм работы с родителями, путем организации активного отдыха и содержательного досуга в выходные дни и каникулы для реализации программы «Здоровье».
6. Повышение профессионального уровня педагогов.
7. Создание материально-технической базы для полноценной спортивно-оздоровительной деятельности.
III. Направления развития и содержание деятельности ДТДиМ
по реализации программы «Здоровье»
Мероприятия оздоровительного направления
|
Профилактическая деятельность
|
Исследовательская работа
|
Объединения спортивного направления
|
1.Туристичекие походы
2. Геологические слеты
3. Объединение «Юные геологи»
4.Объединение «Зеленая планета»
5.Спортивные соревнования
6.Дни Здоровья
7.Турниры
8.Товарищестские матчи
9.Участие в НПК
10.Экспедиции
11.Проведение физкультминуток на занятии в объедине-ниях ДТДиМ.
12. Использование методик оздоровитель-ного характера
|
-
Лекции по теме ЗОЖ
-
Беседы по теме ЗОЖ
-
Тематические акции
-
Загородные оздоровительные поездки
-
Деятельность ЛДЛ «Синегория»
-
Семейные спортивные праздники
|
1. Психолого-педагогические программы под-держки и диагнос-тика
2. Психология общения
3.Психологические тренинги
4. Семейные психологические консультации
5. Социологиче-ские исследования
|
-
«Чудо – шашки».
-
Шахматы.
-
Ансамбль спортивного бального танца «Юниор».
-
Школа брейк-данса «Джем».
-
Ушу.
-
Объедине-ние спортивного танца «Ритм».
-
Каратэ.
8. Историко-ролевой клуб.
|
На этапе подготовки к реализации комплексной общедворцовской программы «Здоровье» среди педагогического коллектива МАОУДОД «ДТДиМ» и обучающимися объединений, педагогами - психологами Дворца в 2005/2006 уч.г. была проведена анкета: «Здоровый образ жизни».
Цель исследования в ходе данного анкетирования - изучение представления педагогов и учащихся ДТДиМ г. Саратова о понятии «здоровый образ жизни» и его практической реализации.
Задачи исследования:
1. Получение статистических данных по данному вопросу и сравнение статистических данных по педагогам и учащимся.
2. Создание мотивации у педагогов и учащихся к здоровому образу жизни.
Участниками анкеты стали учащиеся в возрасте от 6 до 18 лет и педагоги – в возрасте от 19 до 60.
Приведем результаты анкеты детей:
-
Вести здоровый образ жизни у 82% - это не употреблять алкоголь и наркотики, у 77,7% - заниматься спортом.
-
От кого зависит ваше здоровье? - 81,% детей считают - от самого себя
-
Занимаетесь ли вы спортом? - только 40% детей дали утвердительный ответ
-
Как вы предпочитаете проводить свободное время? - 49% ответили - слушать музыку, 46% -смотреть телевизор,31%- заниматься спортом
-
Где вы проводите время? - 70% детей ответили: «На улице»
Именно поэтому в 2005/2006 учебном году на базе ДТДиМ был открыт отдел спорта по следующим направлениям деятельности:
- «Чудо-шашки»;
- Объединение художественная гимнастика «Ритм»;
- Брейк-данс;
- Ансамбль спортивного бального танца «Юниор»;
- Объединение «Юный гроссмейстер»;
- Данс-шоу «Феерия»;
- УШУ;
- Хип-хоп/ фанк-драйв;
- Школа фехтования.
Таким образом, целостный взгляд педагогического коллектива ДТДиМ на здоровье ребенка можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных её компонентов: духовного, физического, психического, социального.
Все 4 компонента реализуются во Дворце творчества детей и молодежи благодаря функционированию различных образовательных и оздорови-тельных программ.
Большая роль в формировании здорового образа жизни у воспитанников ДТДиМ отводится реализации программ спортивно-оздоровительной направленности.
-
Этапы реализации программы
Программа рассчитана на 3 года (2012-2015 гг.) и состоит из 3 этапов:
№
этапа
|
Направление
|
Мероприятие
|
Сроки
|
1.
|
Организационно-диагностический
|
- внесение изменений в программу «Здоровье»;
- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме
|
2012-2013 гг.
|
2.
|
Программно-проектировочный
|
- создание педагогами индивидуальных планов и программ внутри объединений, направленных на физическое и психологическое совершенство-вание личности (Графов А.М., Беляев А.В., Федотов М.В., Тарасова Е.И., Сельцер В.Б., Некрасова С.В., Пакалина Е.Н., Федукин А.П., Афанасьев В.В., Разделкина Е.С., Исакина Т.Н.);
- обсуждение и утверждение программ молодых педагогов отдела спорта на методическом совете ДТДиМ;
- продолжение работы по внедрению программы «Здо-ровье»;
- разработка методических рекомендаций;
- маркетинговые исследования мнений педагогов и родителей об эффективности работы программы «Здоровье».
|
2013-2014 гг.
|
3.
|
Итогово-обобщающий
|
- обработка и систематизация результатов реализации комп-лексной программы;
- внедрение в практику системы работы по программе «Здоровье»;
- на основе программ, разрабо-танных педагогами продол-жить подготовку общедворцов-ской программу физического и психологического развития личности «Здоровье» на качественно новом уровне.
|
2013-2015
гг.
|
-
Система оценки результативности деятельности
№ п\п
|
Задачи
|
Мероприятия
|
Ответственные
|
Сроки
|
1.
|
Диагностика и мониторинг образовательного и воспитательного процесса в объединениях спортивного направления
|
Анкетирование и тестирование
|
Педагог-психолог ДТДиМ
|
Октябрь
Май
|
2.
|
Создание педагогами ДТДиМ индиви-дуальных программ по реализации прог-раммы «Здоровье»
|
-анализ результатов диагностики;
- проектирование собственной образовательной и воспитательной деятельности;
-прогнозирование результатов деятельности
|
Педагоги ДТДиМ
|
Январь -сентябрь
|
-
Материально-техническое обеспечение:
-
Наличие спортзала.
-
Наличие спортинвентаря.
-
Техническое оснащение занятий.
-
Призовой фонд.
-
Кадровое обеспечение
1. Педагоги ДТДиМ, работающие по данной программе//
2. Педагог-психолог.
3. Педагоги дополнительного образования, работающие в объединениях спортивного направления.
-
Мероприятия
по реализации программы «Здоровье»
на 2012-2015 уч.гг.
Год
|
Задачи
|
Мероприятия
|
Руководитель
|
2012-2013
|
Повышение профес-сионального, методи-ческого уровня педа-гогов, работающих по программе «Здоровье»
|
Подготовка и защита авторских и адаптирован-ных программ, творческих работ с целью повышения квалификационного уровня педагогов ДТДиМ.
Посещение семинаров по профилю деятельности.
|
Сигачева М.И.
|
Разработка методических пособий и рекомендаций
|
Сигачева М.И.
Катаржина А.В.
Педагоги
ДТДиМ
|
Проведение семинаров координаторов программы «Соревнование классов, свободных от курения»
|
Чуванова Т.Н.,
педагоги
ТЛДЛ «Синегория»
|
2012-2015
|
Проведение консультаций для педагогов и родителей ДТДиМ
|
Сигачева М.И.,
Бульхина Л.А.
|
2013-2015
|
Работа психологической службы ДТДиМ:
-
Индивидуальные психологические консультации
-
Мониторинг личностных изменений воспитанников ДТДиМ
-
Психологическое сопровождение учащихся с 3-х летнего возраста до завершения обучения в узкопрофильных объединениях ДТДиМ
Психологическая диагнос-тика учебно-воспитатель-ного процесса
• Индивидуальные консультации по запросам.
-
Организация едино-временных тренингов учащихся
-
Работа по положи-тельной социализации
подростка
-
Организация деятельности детей как полигона социальной активности, обучение жизни в условиях постоянно изменяющегося социума
-
Проведение гражданской акции «Право», игровой акции «Непоседы», городских турниров правовых и интеллектуальных игр, «Соревнования классов, свободных от курения», школы детского актива
|
Психологи, педагоги дополнительного образования детей ДТДиМ
Чуванова Т.Н.
|
2012-2015
|
Повышение продуктив-ности в различных видах образовательной деятельности
|
Педагоги ДТДиМ
|
-
проведение спортивных конкурсных программ на базе детского садика № 14;
-
проведение спортивных конкурсных программ в объединениях ДТДиМ
|
Самусенко Д.С.
|
Проведение Открытого Первенства школы «Бацзи тюань: Ушу без границ»
|
Дерр Д.В.
Беляев А.В.
|
Проведение Межрегионального фестиваля по брейк-дансу
|
Федотов М.В.
|
Проведение «Дня здоровья» в центре дошкольного развития Дворца
|
Полянская Н.В.
Румянцева Н.Н.
Успенская Л.В.
Самусенко Д.С.
|
Проведение НОУ «Искатель»
|
Катаржина А.В.
Сельцер В.Б.
Пакалина Е.Н.
Некрасова С.В.
|
2012-2013
|
Самореализация
учащихся в различных видах деятельности
|
Учащиеся объединения «Зеленая планета» стали дипломантами VI областного Фестиваля экологических инициатив
|
Некрасова С.В.
|
Учащиеся объединений «Ушу» стали победителями в Первенстве школы «Бацзи тюань: Ушу без границ»
|
Дерр Д.В.
Беляев А.В.
|
Воспитанники объединений «Школа экскурсоводов» и «Архитекторы-краеведы» стали лауреатами Всероссийского заочного конкурса «Первые шаги в науку»
|
Пакалина Е.Н.
|
|
Воспитанники объединения «Юные геологи» заняли I место на XIII Всероссийской конференции «Геологи XXI века»
|
Сельцер В.Б.
|
Первенство мира по русским шашкам г. Адлер- II место, III место городские и областные соревнования по русским шашкам - 1-3 место
|
Афанасьев В.В.
|
Объединение школы брейк-данса «Джем» стали победителями в Межрегиональном фестивале по брейк-дансу
|
Федотов М.В.
|
|
Воспитанники объединения «Дартс» стали победителями Всероссийского турнира по спортивной игре в Дартс
|
Сошко О.Ф.
|
Пропаганда здорового образа жизни
|
Проведен конкурс-соревнование классов свободных от курения
|
Чуванова Т.Н.
|
Проведение общедворцовского праздника, посвященного Дню здоровья
|
Кашкина И.А.
Катаржина А.В.
Поялнская Н.В.
Педагоги ДТДиМ
|
Проведена школа актива на базе детского оздоровительного лагеря
|
Чуванова Т.Н.
|
Проведение городского праздника, посвященного Дню семьи
|
Кашкина И.А.
|
Проведение педагогами ДТДиМ бесед по теме: «Вредные привычки в жизни человека», «Как беречь свое здоровье»
|
Педагоги ДТДиМ
|
Проведение педагогами ДТДиМ бесед с родителями «Здоровый образ жизни Вашего ребенка»
|
Педагоги ДТДиМ
|
|
|
Экскурсии воспитанников объединений «Зеленая планета», «Юные геологи», историко-ролевой клуб «Белый рыцарь», «Школа экскурсоводов», «Архитекторы-краеведы»
|
Некрасова С.В.
Сельцер В.Б.
Графов А.М.
Пакалина Е.Н.
|
|
|
Геологические экспедиции по Саратовскому краю
|
Сельцер В.Б.
|
2012-2015
|
Организация психологической поддержки детей в объединениях оздоровительного направления
|
-определение дней психологических консультаций с детьми;
- проведение тематических бесед, тренингов, лекций;
|
Сигачева М.И.
Бульхина Л.А.
|
2012-2015
|
Диагностика образовательного процесса
|
-психологическое тестирование с периодичностью в 2 раза в год.
|
Сигачева М.И.
Бульхина Л.А.
|
2012-2015
|
Диагностика личностного, эмоционального психологического развития детей
|
-тестирование по мере необходимости
|
Сигачева М.И.
Бульхина Л.А.
|
-
Конечный результат
1. Разработка и реализация программ, направленных на физическое и психологическое совершенствование личности.
2. Разработка и выпуск рекомендаций и методических пособий по работе с детьми в объединениях оздоровительного направления.
3. Формирование позитивного отношения к своему здоровью всех участников педагогического процесса.
4. Формирование валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей.
5. Внедрение новых традиций, пропагандирующих и способствующих здоровому образу жизни.
6. Создание материально-технической базы для полноценной спортивно-оздоровительной деятельности.
7. Активизация просветительской работы по вопросам здорового образа жизни со всеми участниками учебного процесса.
8. Обеспечение учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить свое здоровье.
|