Порядок выполнения
курсового проекта (первый раздел)
Выполнение первого раздела курсового проекта по выбранной товарной группе должно включать раскрытие следующих пунктов:
Идентификация.
На первом этапе студент должен провести идентификацию товарной группы, которая была им выбрана. С этой целью студентом:
должны быть сформулированы отличительные признаки, по которым конкретный товар может быть отнесен в данную группу;
должно быть сформулировано понятие (определение) товарной группы.
Иерархическая классификация.
Осуществить классификацию выбранной товарной группы иерархическим способом. При иерархическом подходе использовать 6 уровней классификации. При этом студенту необходимо:
сформулировать и описать признаки (6 признаков), по которым будет проводится классификация;
определить важность (приоритетность) выбранных признаков и оценить, какое количество подгрупп получается при разбиении товарной группы по данному признаку;
основываясь на результатах предыдущего этапа провести иерархическую классификацию товарной группы.
Фасетная классификация.
На данном этапе необходимо провести фасетную классификацию. Используя как минимум 7 признаков.
Выбор и оценка потребительских свойств товара.
На данном этапе студентом осуществляется выбор, анализ и оценка потребительских свойств выбранной товарной группы. При этом количество потребительских свойств не должно быть меньше 12.
Студент индивидуально определяет ранг (значимость, важность) сформулированных потребительских свойств выбранной товарной группы. Оценка может осуществляться двумя способами:
распределение рангов важности как долей от 1 (суммарная величина их значений должна равняться единице). К примеру, три характеристики молока могут быть оценены следующим образом: цвет – 0,1, запах – 0,5, жирность – 0,4.
оценка рангов важности по выбранной шкале. К примеру, три характеристики молока могут быть оценены по 5-балльной шкале следующим образом: цвет – 1, запах – 5, жирность – 4.
С целью повышения объективности для определения ранга потребительских свойств студентом должны быть привлечены как минимум 2 эксперта.
Анализ ассортимента.
На примере конкретного предприятия представить ассортимент товаров выбранной товарной группы, который данное предприятие производит или которым торгует. Анализ ассортимента включает две стадии:
анализ выбранного товарного ассортимента на предмет широты, глубины, величины, новизны, устойчивости, рациональности;
АВС/XYZ-анализ ассортимента по показателю выручки.
Определение этапа жизненного цикла товара.
Для выбранного товара определить и обосновать стадию жизненного цикла товара (согласно всем концепциям ЖЦТ).
Формирование ассортиментной стратегии.
Определить, обосновать ассортиментную стратегию, которая может быть применима к рассматриваемому ассортименту на основании проведенного анализа. Предложить 3-5 конкретных мероприятия в рамках выбранной стратегии.
Оценка конкурентоспособности товара.
Привлекая в качестве экспертов еще двух человек, оценить конкурентоспособность товара по сравнению как минимум с двумя товарами-конкурентами, используя при этом как минимум 10 критериев.
Использовать 2 расчетных и 2 графических метода оценки конкурентоспособности.
Порядок выполнения курсового проекта (второй раздел)
Определение кода по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП).
Из проанализированного товарного ассортимента выбрать конкретную товарную позицию для дальнейшего рассмотрения.
Для выбранной товарной позиции необходимо определить код ОКП (общероссийского классификатора продукции) с указанием наименования каждого разряда данного кода.
Выбор и оценка потребительских свойств товара.
На данном этапе студентом осуществляется выбор, анализ и оценка потребительских свойств выбранной товарной группы. При этом количество потребительских свойств не должно быть меньше 12.
1. Экспертиза товара.
Описать проведение экспертизы выбранного товара.
При этом студенту необходимо раскрыть:
порядок проведения экспертизы выбранного товара;
документы, предоставляемые для проведения экспертизы;
методы и порядок отбора товаров для осуществления экспертизы;
примеры организаций, которые осуществляют экспертизу данного товара в Санкт-Петербурге;
виды и порядок испытаний, проводимых в рамках экспертизы;
требования к экспертам, осуществляющих экспертизу данного товара;
нормативные документы, на соответствие которым проводится оценка соответствия рассматриваемого товара.
11.2. Потребительская экспертиза
Описать способы и методы потребительской экспертизы товара.
Фальсификация товара
Наиболее часто встречающиеся способы фальсификации товаров выбранной группы, основные свойства и характеристики, подвергающиеся фальсификации
Транспортировка, хранение, упаковка, маркировка.
Описать особенности и требования, предъявляемые к данным практическим методам товароведения выбранного товара.
-
Список литературы
Нормативные правовые акты
Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 » (с изм. и доп.).
-
Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» » (с изм. и доп.).
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» » (с изм. и доп.).
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» » (с изм. и доп.)
Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 » (с изм. и доп.).
Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: Инфра-М, 2009.- 752 с.
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник.- М.: Норма, 2008.- 448 с.
Управление качеством и конкурентоспособность потребительских товаров: Учебное пособие/ В.П.Попков, А.Л.Ющенко, А.И.Брешев.- СПб., 2010.- 133 с.
Дополнительная литература
Балаева С.И., Дзахмишева И.Ш., Блиева М.В. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Учебное пособие, 2-е изд. - М.: ИТК Дашков и Ко, 2011.
Борисов А.Б. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" (постатейный): с образцами претензий и исковых заявлений.- М.: Книжный мир, 2009.
Булатецкий Ю.Е. Потребительское право: Курс лекций/ РГТЭУ.- М.: НОРМА, 2008.- 416 с.
Дзахмишева И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров: Учебное пособие, 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИТК Дашков и Ко, 2011.
Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. - М.: Высшее образование, 2009.
Николаева М.А., Положишникова М.А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2010.
Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 473 с.
Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009. - 752 с.
Федюкин В.К. Квалиметрия: Учебное пособие/ СПбГИЭУ.- СПб: СПбГИЭУ, 2009.- 365 с.
Ющенко А.Л. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебное пособие.- СПб.: СПбГИЭУ, 2011.- 108 с.
http://www.pitportal.ru – Интернет-портал «Товароведение пищевых продуктов»
http://hipaaplanners.com/ - Интернет-портал «Товароведение»
http://iesd.cntd.ru/ - Указатель норм, правил, стандартов России
http://www.potrebitel.net – Союз потребителей Российской Федерации
http://ozpp.ru – Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль»
Приложение 1
Образец титульного листа контрольной работы.
Минобрнауки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
экономический университет»
Кафедра коммерческой деятельности и предпринимательства
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО ТОВАРОВЕДЕНИЮ
Товарная группа: ____________________
Выполнил: _______________
(Фамилия И.О.)
студент группы ___________
Подпись: ________________
Проверен 1 раздел:
к.э.н., доцент кафедры КДиП
___________ /А.И. Брешев/
«____» ___________ 201__ г.
Проверен 2 раздел:
к.э.н., доцент кафедры КДиП
___________ /А.Л. Ющенко/
«____» ___________ 201__ г.
Итоговая оценка:_______ (____)
______________/_____________/
«____» ___________ 20___ г.
Санкт-Петербург
201_