Скачать 161.86 Kb.
|
Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта Омский государственный университет путей сообщения ОмГУПС (ОмИИТ) Институт менеджмента и экономики Кафедра «Связи с общественностью» УТВЕРЖДАЮ Директор Института менеджмента и экономики (ИМЭК) _________________С.А. Ветров «__» _________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «СМИ в связях с общественностью» для студентов по направлению 030600 «Журналистика» Курс IV Семестр VII Зачет - Экзамен VII Аудиторные занятия всего 60 ч Из них: Лекции 30 ч Практические (семинарски) занятия 30 ч Курсовая работа VII Самостоятельная работа студентов всего 70 ч Всего часов трудоемкости по дисциплине 130 ч Омск 2010 Целью изучения дисциплины «СМИ в СО» является усвоение студентами определенной Госстандартом базы знаний по журналистики. Задачи изучения курса включают в себя
Тематический план
2. ПРОГРАММА КУРСА «СМИ в СО»Тема 1. Введение в теорию и практику работы специалиста по связям с общественностью со СМИ Взаимоотношения отдела по связям с общественностью со СМИ. Работа со СМИ в теории и практике связей с общественностью. Техническое оснащение пресс-службы: средства связи (телефон, факс), система электронной обработки информации (компьютер, банки данных), издательский отдел, внутренняя теле-радиосеть, служба сервиса. Основные цели и задачи в процессе работы с печатными и электронными СМИ. Специфика работы с штатными и внештатными журналистами. Этика специалиста по связям с общественностью. Этический кодекс журналиста. Формальные и неформальные принципы работы со СМИ. Место и роль взаимоотношений со СМИ (медиарилейшнз, от англ. media relations – связь с прессой) в общей PR-стратегии компании. Функции специалиста по медиарилейшнз. Основные направления деятельности медиарилейшнз: текущее информирование о деятельности субъекта PR в СМИ; ньюсмейкерство – создание информационного повода (сделать событие интересным для СМИ); мониторинг СМИ; организация мероприятий с журналистами (пресс-конференции, пресс-туры, превю, круглые столы, интервью, фотосессии, брифинги); подготовка корпоративных изданий. Основы бюджетирования и планирования взаимоотношений с журналистами. Особенности работы со СМИ в коммерческих и некоммерческих структурах. Подготовка коммерческих предложений для СМИ. Отличия медиарилейшнз от прямой рекламы. Тема 2. Типология современных СМИ История развития и состояние современных российских СМИ. Государственная информационная политика. Целостность системы СМИ. Анализ медиарынка России. Структура печатных СМИ (газеты, журналы). Коммуникатор, аудитория, эффективность массмедиа. Аудитория и типологический вектор региональных и местных СМИ. Типологические характеристики общероссийских СМИ: характер аудитории средства массовой информации; предметно-тематическая направленность СМИ; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал). Функции СМИ: удовлетворение информационных потребностей личности, различных общественных групп и организаций, содействие их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества; обеспечение взаимодействия, сотрудничества, координации и разделения труда между ними; отражение условий жизни общества; сбор, производство и распространение информации. Трансформация на рынке печатных СМИ. Телевидение: эфирное, спутниковое, кабельное. Вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру) и программопроизводящие (продюсерские фирмы) медиакомпании. Типология сетевых СМИ. Глобализация и СМИ. Интернет и СМИ. Типология интернет-СМИ. Тема 3. Теория и практика медиапланирования Основные понятия и принципы медиапланирования (от англ. media plan- ning – планирование работы со СМИ). Структура медиапланирования: определение приоритетных категорий СМИ; определение оптимальных значений показателей эффективности; планирование этапов рекламной кампании во времени; распределение бюджета по категориям СМИ. Методика составления медиапланов (расписаний показов рекламных материалов, размещение видеороликов о компании, интервью и т. д.). Структура ме-диаплана: СМИ, цели и задачи данной PR-кампании, целевая аудитория, бюджет и календарь. Планирование рекламных кампаний. Технология выбора медианосителей (ТВ, пресса, радио, наружная реклама) для доставки рекламного и новостного сообщения. Оптимизации размещения рекламы по охватным, стоимостным характе-ристикам. Виды документов, необходимые в медиапланировании, требования и стандарты к их составлению. Медиамикс (от англ. media miх – смешение СМИ) – план комплексного использования различных средств массовой информации для трансляции новостей и PR-текстов компании. Оптимизация бюджета медиамикса. Составление медиакарты. Аналитические исследования и планирование деятельности. PR-текст как инструмент в медиарилейшнз. Тема 4. Управление информацией и конструирование новостей Место и роль новости в отношениях со СМИ. Информационный повод. Новость как способ привлечения внимания к некоторой структуре, личности или замыслу, ведущего к установлению позитивных взаимоотношений, влияющего на увеличение продаж товаров или услуг. Формирование собственного информационного потока. Методы трансляции информационных потоков. Сегментирование информационного потока. Формирование повестки дня. PR-технологии произ-водства и смыслового позиционирования новостей. Приоритетная поставка информации, информационное партнерство. Первоначальный и дополнительный вес новости. Методы интерпретации новостных потоков: умолчание; перестановка; привлечение авторитетного посредника; использование опросов и рейтингов; подбор цитат; эмоциональная подпитка (использование эмоциональных материалов и оборотов в условиях нехватки конкретных фактов и цифр); монтаж (выбор из большого количества фото-, видео-, аудиоматериалов таких, которые выставляли бы некоторый объект в невыгодном или, напротив, выгодном ракурсе) и др. Оптимизация формы и стиля подачи материалов для журналистов. Тема 5. Взаимодействие специалиста по связям с общественностью со СМИ в процессе новостного производства Методология формирования базы СМИ. Особенности составления федеральной и региональной базы СМИ. Интернет-сайт «медиаатлас» как основной ресурс по формированию карты СМИ. Структура базы СМИ. Технология установления рабочего контакта с журналистами. Формирование пула лояльных журналистов. Управление информацией посредством радио. Управление информацией через ТВ. Формальные и неформальные механизмы взаимодействия со СМИ. Техника рассылки PR-текстов. Прямая рассылка. Составление отчетности по работе со СМИ (ежемесячной, годовой). Факторы в работе с журналистами, снижающие эффективность коммуникаций. Факторы, способствующие развитию и укреплению профессиональных взаимоотношений со СМИ. Организация тренингов по повышению эффективности работы со СМИ для представителей компании. Тема 6. Методика организации новостных мероприятий для СМИ Место новостных мероприятий для СМИ в структуре PR-мероприятий. Виды новостных мероприятий: пресс-конференции, пресс-туры, пресс-ланчи, брифинги. Определение целей и задач новостных мероприятий. Подготовка и согласование сценария проведения мероприятия. Составление списков СМИ и их утверждение. Составление пригласительного текста. Информационная папка: программа новостного мероприятия, список спикеров; пресс-релиз; биографии с фотографиями спикеров компании; копии презентаций спикеров; фото и (или) слайды; информация о рынке, на котором работает компания; актуальные цветные материалы (о продуктах, услугах компании); истории успеха; цифры и факты (факт-лист); корпоративный бюллетень или издание; визитки контактного лица (PR-менеджера компании или другого менеджера, в обязанности которого входит общение со СМИ). Планирование бюджета новостного мероприятия. Тема 7. PR-текст как инструмент работы со СМИ Характеристика PR-текста. Каналы распространения PR-текста: СМИ, прямая рассылка, личная доставка. Функции PR-текстов: формирование и поддержание положительного имиджа; информирование (донесение до общественности точки зрения фирмы, сообщение о новостном событии); убеждение (формирование у общественности с помощью текста устойчивого положительного отношения к субъекту PR); фатическая функция (поддержание коммуникативных связей, например, поздравление); эстетическая функция (создание художественного эффекта, например, приглашение); номенклатурная функция (например, биография). Типология PR-текстов: оперативно-новостные жанры (информационно-новостной): пресс-релиз, приглашение; исследовательско-новостные жанры: бэкграундер, лист вопросов-ответов, имиджевое интервью; фактологические жанры: факт-лист, биография; исследовательские жанры: заявление для СМИ, имиджевая статья, кейс-стори; образно-новостные жанры: байлайнер, поздравление, письмо. Тема 8. Пресс-релиз: коммуникативные характеристики, методика написания Пресс-релиз: цель, структура. Информационные поводы для написания пресс-релиза. Преимущества пресс-релиза перед другими видами PR-текста: информативность, актуальность, достоверность (точность), конкретность, краткость, универсальность, технологичность, адресность, гибкость. Стандартный и специальный пресс-релиз. Стилистические особенности пресс-релиза. Основные элементы текстуальной структуры пресс-релиза: вводная часть текста – заголовок, подзаголовок (лид-абзац), основной текст (как правило, насчитывающий от одного до шести абзацев, не считая лид-абзаца); служебная часть текста – справочная и контактная информация. Типовые ошибки при написании пресс-релиза. Методика рассылки пресс-релиза. Коммуникативный эффект пресс-релиза. Специфика работы с текстом пресс-релиза печатных и электронных СМИ. Тема 9. Мониторинг СМИ Понятие, сущность мониторинга СМИ (от англ. media monitoring service) – отслеживание сообщений СМИ. Структура и технология составления мониторинга. Методология мониторинга. Обзор прессы как комплексный показатель эффективности PR-деятельности. Стадии мониторинга СМИ: наблюдение за рядом потенциальных источников (телеканал, радиостанция, периодическое печатное издание и т. п.); сохранение найденного материала; фильтрация и категоризация информации; передача собранного материала для дальнейшего анализа. Мониторинг в системе коммуникационной политики компании. Пресс-клиппинг (от англ. press-clipping – «вырезки из прессы»). Отличительные черты мониторинга и пресс-клиппинга. Система мониторинга и анализа СМИ как ключевая PR-услуга специализированных коммуникационных агентств. Индекс информационного благоприятствования. Подготовка аналитических отчетов и рекомендаций. Составление медиарейтингов. Типовые ошибки мониторинга и пресс-клиппинга СМИ. Статистические данные мониторинга. Тема 10. Корпоративные СМИ Сущность, виды корпоративных СМИ. Основные тенденции развития корпоративных СМИ в России. Функции, тематика, формат. Корпоративные и клиентоориентированные издания. Влияние внутренних коммуникаций на внешнюю коммуникативную активность организации. Презентационные издания (каталоги, буклеты, проспекты) и рекламно-информационные (газета, журнал, бюллетень). Специфика подготовки и содержания корпоративных СМИ в бизнес-структурах, некоммерческих организациях, в государственных органах власти. Корпоративный сайт. Практические рекомендации по содержанию корпоративного сайта. Место и роль корпоративной прессы в развитии и укреплении внутрифирменных профессиональных связей. Составление бюджета корпоротивных СМИ: тираж, объем, периодичность. Тема 11. Взаимоотношения отдела по связям с общественностью со СМИ в условиях кризиса Работа со СМИ в условиях кризиса. Типологизация кризисов. Внешние целевые аудитории (акционеры, политики, профсоюзные организации, движения в защиту окружающей среды) в условиях кризиса. Факторы, влияющие на эффективность в работе со СМИ в кризисных ситуациях. Задачи специалиста по связям с общественностью в назревающих и неожиданно разразившихся кризисах. Пресс-конференция: методика экстренной организации. Специфика работы с пулом лояльных журналистов в кризисных условиях. Роль коммуникации в период кризиса. Обзор плана кризисных коммуникаций. Универсальная схема распространения информации в кризисной ситуации. Сценарии развития 10 возможных кризисных ситуаций (природные катаклизмы, аварии, похищения, ограбления, срыв специальных мероприятий, вопросы общественного здоровья, терроризм, экологические катастрофы, уголовные преступления, инциденты с животными, забастовки). Принципы взаимоотношений со СМИ. Правила и типичные ошибки при общении с журналистами. Список от-ветственных лиц по каждому кризису. Список «враждебных» вопросов для каждой кризисной ситуации. Инструменты PR (образцы пресс-релизов, внутренних коммюнике). Списки членов команд кризисного управления и контроля с указанием их телефонов. Перечень фактов об организации, необходимых для удовлетворения запросов СМИ. План действий в кризисной ситуации. Особенности новостного производства в кризисной ситуации. Технология работы со слухами. Прямое опровержение и «выдавливание» слухов. PR-инструменты по нейтрализации негативных слухов. 3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ Тема 1. Введение в теорию и практику работы специалиста по связям с общественностью со СМИ План занятия 1. Понятие медиарилейшнз. 2. Работа со СМИ (медиарилейшнз) в структуре внешних коммуникаций компании. 3. Функции специалиста по связям с общественностью, ответственного за развитие коммуникаций со СМИ. Тема 2. Типология современных СМИ План занятия 1. Основные классификации СМИ. 2. Состояние и перспективы развития СМИ в России. 3. Функции СМИ. 4. Целевые аудитории печатных и электронных СМИ. Тема 3. Теория и практика медиапланирования План занятия 1. Основные понятия и принципы медиапланирования. 2. Структура медиаплана. 3. Основные показатели медиаплана. 4. Технология выбора медианосителей. Тема 4. Управление информацией и конструирование новостей План занятия 1. Методика формирования информационного потока компании. 2. Повестка дня и информационный повод. 3. Методы интерпретации новостных потоков. Тема 5. Взаимодействие специалиста по связям с общественностью со СМИ в процессе новостного производства План занятия 1. Методология составления базы СМИ. 2. Специфика взаимодействия с региональными и федеральными журна-листами печатных СМИ. 3. Формирование пула лояльных журналистов. Тема 6. Методика организации новостных мероприятий для СМИ План занятия 1. Пресс-конференция: этапы и информационное сопровождение. 2. Пресс-тур: технология организации. 3. Особенность проведения брифинга и пресс-ланча. Тема 7. PR-текст как инструмент работы со СМИ 1. Понятие PR-текста. 2. Функции PR-текстов. 3. Классификация PR-текстов. Тема 8. Пресс-релиз: коммуникативные характеристики, методика написания План занятия 1. Пресс-релиз: сущность, функции. 2. Структура текста пресс-релиза. 3. Виды пресс-релиза. Тема 9. Мониторинг СМИ План занятия 1. Определение и структура мониторинга. 2. Виды мониторинга. 3. Аналитическая справка мониторинга СМИ. Тема 10. Корпоративные СМИ План занятия 1. Корпоративные СМИ: цели, задачи, виды. 2. Корпоративные издания: поиск эффективных коммуникаций. 3. Бюджет производства корпоративного издания. Тема 11. Взаимоотношения отдела по связям с общественностью со СМИ в условиях кризиса План занятия 1. Типологизация кризисов. Влияние кризиса на трансформацию новостных потоков. 2. Работа со СМИ в условиях кризиса: методика организации экстренной пресс-конференции и специфика работы с пулом лояльных журналистов в кризисных условиях. Самостоятельная работа
Форма итогового контроля зачет Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература
Дополнительная литература
|
Программа дисциплины опд. Ф. 20 Экономика и менеджмент сми Основной целью преподавания курса «Экономика и менеджмент сми» является овладение слушателями теоретическими знаниями экономики журналистики... |
Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Психология массовой... В первой части работы описать сущность эвристик и их наиболее часто используемые типы в сми |
||
Связи с общественностью Отношения с госструктурами. Взаимодействие с местными органами управления и местной общественностью |
Российский рынок услуг в области связей с общественностью в 2003 году Российской ассоциации по связям с общественностью (расо), генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков пр и... |
||
«Связи с общественностью Русской Православной Церкви» Камышников, Крауш Вступление Данная креативная работа посвящена связям с общественностью Русской Православной Церкви. Мы намерены рассмотреть их состояние на... |
«Современные психотехнологии в сми» «Современные психотехнологии в сми» для студентов по направлению 030600. 62 Журналистика |
||
Формы и методы воздействия сми на общественное сознание Между журналистом коммуникатором и аудиторией реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого сми должны удовлетворять... |
Отчет это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует... Система (от греч systёma – целое, составленное из частей; соединенное), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг... |
||
Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя «по касательной» и не требует от зрителя и слушателя напряжения, которое он испытывает как читатель. Эти обстоятельства побуждают... |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «связи с общественностью» Код и наименование специальности по Перечню направлений подготовки (специальностей) 020300 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |