Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики




Скачать 153.15 Kb.
Название Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Дата публикации 12.06.2014
Размер 153.15 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Курсовая работа > Документы

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственный университет

Высшая школа экономики

Санкт – Петербургский филиал

Программа дисциплины

Кафедра менеджмента
Коммуникология – наука общения: Убеждение
Для специальностей факультета менеджмента
Курс _2__
Автор: преп. Михаил Анатольевич Морозов, магистр коммуникологии (США)



Согласовано: УМО

«____» ____________ 200 г.


Одобрено на заседании кафедры

Зав. кафедрой

«____» ____________ 200 г.
Утверждено Советом факультета

Председатель

«____» ___________ 200 г.

Санкт – Петербург

2008


I Пояснительная записка.
Автор программы: Морозов М.А., магистр коммуникологии (США), преподаватель
Требования к студентам:

  • предшествующий уровень образования студента – среднее (общее) образование, среднее специальное образование; для образовательной программы второго образования – высшее образование;

  • изучение предыдущих предметов коммуникологического цикла – межличностного общения, межкультурного общения, конфликтологии


Аннотация:

Курс «Убеждение» составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этой дисциплине в вузах США, где этот курс является обязательным элементом программы обучения по специальности «Коммуникология – наука общения». Курс «Убеждение» развивает и дополняет понимание студентами процессов общения, переводя основное внимание с механизмов достижения разделенного значения на механизмы влияния на поведение другого человека. Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука общения», таких как «Деловое общение», «Организационное общение», «Коммуникативный аудит организации».

Предмет «Убеждение» распространен в России под брендом НЛП, однако в рамках коммуникологической дисциплины процесс убеждения рассматривается более сужено: изучаются лишь процессы воздействия на другого человека, когда он находится в полном сознании, полностью контролирует свои действия и принимает активное участие в поиске разделенного значения. Знание механизмов убеждения требуется всем, кто работает с людьми: преподавателям, юристам, психологам, социологам, менеджерам, социальным работникам. Знания механизмов убеждения могут использоваться как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности каждого человека.

Наука «Убеждение» является базовой наукой в специализации науки коммуникологии «Убеждение, аргументация и дебаты». Она была выделена в отдельную дисциплину в 1970-ых годах. Наука убеждения изучает способы воздействия на восприятие, память и опыт людей с целью формирования предпочитаемого убеждающим мнения или позиции по определенному вопросу. Убеждение является важной составной частью в формировании навыков лидера бизнес-сообщества, переговорщика или специалиста по дебатам.

Как и остальные предметы коммуникологического цикла в СПб ГУ-ВШЭ, данный курс межкультурного общения составлен в соответствии с положениями Чикагской школы символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида. Автор курса является «наследником» основателя Чикагской школы коммуникологии по линии Мид – Блумер – Гечас – Осмус – Морозов, и строго придерживается в преподавании философии, предлагаемой Чикагской школой коммуникологии, которая признает неизмеримость процесса человеческого общения, пропагандирует постепенное накопление веса отношения к людям и явлениям, а также подход к процессу общения с позиции «безусловного положительного отношения».

Учебная программа по курсу убеждения описывает основные модели убеждения, способы влияния на ценности, способы мобилизации и демобилизации общения, вербальные и невербальные механизмы убеждения, роль метафор и истории в убеждении, роль времени в убеждении, способы рефрейминга в убеждении, преодоление внутренних ограничений и способы изменения личности в процессе убеждения.
Продолжительность курса:

Дисциплина «Убеждение» объемом 54 часа, включая лекции (20 часов), семинары (20 часов) и самостоятельную работу студентов (14 часов), изучается слушателями в соответствии с учебно-тематическим планом.

Курс «Убеждение» составляет 40 часов, из них 20 – лекции и 20 часов – практические занятия.

Цель курса: Формирование у учеников основных понятий процесса убеждения, навыков работы с различными программами убеждения и способами воздействия на восприятие и память убеждаемого без введения его в транс.

Учебная программа по убеждению составлена на основе требований программы высшего профессионального образования по предмету «Конфликтология» в вузах США.

Учебная задача дисциплины
Общая задача курса: ознакомить студентов с основными теориями в области убеждения и научить работать с ситуациями убеждения, с целью создания разделенного значения..
В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • понятийный аппарат дисциплины, что необходимо для дальнейшего изучения дисциплин специализации, таких как дебаты, переговоры, деловое общение, организационное общение, коммуникативный аудит организации;

  • теоретический материал дисциплины: основные максимы и модели убеждения, ценности и убеждения, механизмы мобилизации и демобилизации общения, вербальные и невербальные механизмы убеждения, способы влияния при помощи метафор и историй, способы влияния с использованием линии времени, способы влияния при помощи рефрейминга, способы преодоления внутренних ограничений, и изменения личности в убеждении.

уметь:

  • использовать теоретический материал по убеждению на практике;

  • уметь успешно взаимодействовать с окружающими людьми;

  • проводить анализ коммуникативных ситуаций с использованием арсенала теоретических и практических коммуникологических концепций;

  • уметь прогнозировать на базе данных исследования поведение и поступки людей.

иметь представление:

- о сущности концепций убеждеия;

- о природе и проявлениях процессов убеждения в повседневном общении,

- о законах убеждения на уровне поведения человека

обладать навыками:

- межличностного и группового процесса убеждения;

- анализа ситуаций процесса убеждения;

- прогнозирования развития процесса изменения участника общения.

Формы работы студентов:

Посещение лекционных занятий, участие в семинарских занятиях и заключительной «Лаборатории общения».

В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит:

  • чтение и анализ дополнительной литературы по философии, психологии, убеждению, НЛП и т.п., посвященной проблемам общения;

  • подготовка докладов и выступлений на семинарские занятия;

  • выполнение одной контрольной работы по курсу.


Виды контроля:

  • текущий контроль: оценивается самостоятельная работа студентов на семинарских занятиях (доклады, анализ научных фактов, современных публикаций, написание контрольной работы и т.д.);

  • итоговый контроль: осуществляется в форме зачета.

Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля::

  • выступления и участие в дискуссиях на семинарских занятиях (0,1);

  • контрольная работа – (0,2)

  • зачет (0,2)

Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость.

Знания студентов оцениваются по десятибалльной системе:

от 4 до 10 баллов – зачет

от 1 до 3 баллов – неаттестация предмета.

II Содержание программы.

Тема 1 Основные концепции убеждения в коммуникологии

Субъективность восприятия. Представления и их изменения. Формирование целей. Размер цели. Хорошо сформированный результат и его критерии.
Тема 2. Ценности и результат

Рамки в убеждении. Подсознательный результат. Декартовы вопросы. Ценности. Подстройка в убеждении. Подстройка в коммуникологии.
Тема 3. Мобилизация и демобилизация общения

Риторическая сензитивность. Отражение эмоций. Работа в группе. Разрыв конгруэнтности. Подстройка в долговременных отношениях. Структура мозга и восприятие. Сенсорные предикаты. Движения глаз. Синестезия.
Тема 4. Вербальные и невербальные аспекты убеждения

Изменение приятного воспоминания. Изменение неприятного воспоминания. Язык без глаголов и язык действия. Иерархия идей. Опущение, обобщение и искажение.
Тема 5. Модели убеждения

Убеждение и воображение. Мильтон Эриксон и убеждение. Гибкость в убеждении. Николай Веракса. Принятие решений в убеждении. Глубинная и поверхностная структура. Функции и вопросы по уточнению значения сказанного. Новички в убеждении и коммуникологический комментарий по паттернам.
Тема 6. Метафоры и убеждение

Метафоры как средство убеждения. Действие метафоры. Сильные и слабые стороны. Позиции восприятия, их сильные и слабые стороны.
Тема 7. Время и убеждение

Время как физический конструкт. Время как психический конструкт. Время как коммуникологический конструкт. Определение линии времени. Преимущество знания о линии времени. Нейрологические уровни Бейтсона. Схема Бейтсона-Дилтса.
Тема 8. Рефрейминг

Внутренний и внешний мир. Рефрейминг: условия и содержание. Структура процесса, изменение смысла и изменение контекста. Теория сознания. Представление, эмоции и рефрейминг. Лингвистические маркеры. Изменение роли.
Тема 9. Преодоление ограничений

Внутренние ограничения, их типы. Событие-мысль-чувство. Неприятное чувство как событие. Природа рефлективных мыслей. Борьба с рефлективными мыслями.
Тема 10. Изменение личности

Повседневные действия как якоря. Талисманы. Диалог по Чэдуику. Условия хорошо сформированного якоря. Личностная история и программа изменения личностной истории. Этика коммуниколога.

III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Тема 1.

«Территория» - описание зоны опыта.

«Цели» - формирование позитивных целей.

«Ищем карту» - сравнение опыта представления и реальных ощущений.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 2.

«Ценности в интервью» - анализ проявления ценностей в интервью.

«Перформативная идентичность» - анализ убеждения в разных ролях.

«Подстройка» - формирование навыков подстройки к человеку.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 3.

«Ты сейчас сделал так!» - отражение поведения собеседника.

«Как ты относишься к...» - понимание определенного ответа без вопроса.

«Гадалка» - определение ответов «да» и «нет» по невербалике.

«Крестики-нолики» - игра с одновременным задаванием вопросов.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 4.

«Он такой!» - определение модальностей в поведении человека.

«Переводчика мне!» - перевод языковых средств из одной модальности в другую.

«Мой друг дигитал» - способы убеждения логиков.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 5.

«Обиды» - калибровка обид, переформулирование обид в просьбы

«И сказал...» - перенос вербального высказывания в новый контекст.

«Интервью и модели» - анализ моделей убеждения в интервью.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 6.

«Метафора» - подбор метафоры для анализа ситуации.

«Метафора самого себя» - анализ самовосприятия.

«Маски» - имитация поведения партнера, который неприятен или наоборот, приятен.

«Пресса» - анализ позиции восприятия в текстах интервью.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 7.

«Моя линия времени» - определение направления линии времени.

«Проблема решена!» - моделирование ситуации решенной проблемы.

«Есть такая проблема!» - прогон проблемной ситуации по нейрологическим уровням.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 8.

«Факты и суждения» - перевод фактов в суждения.

«Я тебя так хвалю!» - рефрейминг негативных черт характера.

«Рефрейминг» - превращение рефрейминга контекста в рефрейминг содержания.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 9.

«Ты знал! Ты знал!» - называние ограничений.

«Настоящее горе» - определение ситуаций «настоящего горя» и работа с ними.

«Запись!» - анализ записанных рефлективных мыслей.

«Образ» - анализ образов, возникающих при попадании в определенный контекст.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.
Тема 10.

«Это мой якорь!» - создание якоря на защиту диплома.

«Символ коммуниколога» - разработка символа, показывающего аспекты деятельности коммуниколога.

«Изменение личностной истории» - полный анализ ситуации убеждения.

Вопросы для повторения.

Вопросы для критического мышления.

Вопросы для этического мышления.

Четыре ситуации межкультурного общения для анализа.

1Y. Учебно-методическое обеспечение
Литература:
Базовый учебник:
Морозов, М.А. «Убеждение в коммуникологии». На правах рукописи.
Основная литература:

  1. Дилтс Р. Д. Изменение убеждений с помощью НЛП/Пер. с англ. В.П. Чурсина. -- М.: Независимая фирма "Класс", 1997.

  2. Бэндлеp P. Магия в действии.

  3. Бэндлеp P., Гpиндеp Д. Из лягушек в принцы. Екатеринбург, 1999.

  4. Бэндлеp P., Гpиндеp Д. Pефpейминг: оpиентация личности с помощью pечевых стpатегий. Воpонеж: HПО МОДЭК, 1995.

  5. Бэндлер Р., Гриндер Д. Семейная терапия и НЛП. М., 1999.

  6. Бэндлеp P., Гpиндеp Д. Стpуктуpа магии. СПб.: Белый кpолик, 1996.

  7. Бэндлер Р., Гриндер Д. Трансформэйшн. Флинта, 2000.



Дополнительная литература:


  1. Гpиндеp М., Ллойд Л. Испpавление школьного конвейеpа. Школьная магия. Минск, 1995.

  2. Деркс Л. Сущность НЛП. М.: КСП+, 2000.

  3. Джонсон Р. 40 упражнений тренинга НЛП. М.: КСП+, 2000.

  4. Диллман Б. Pезультаты на мишени. Получение pезультатов с помощью совpеменных психотехнологий. СПб.: Белый кpолик, 1995.

  5. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: Класс, 1999.

  6. Дилтс P. Моделирование с помощью НЛП. Спб.: Питер, 2000.

  7. Дилтс P. НЛП: Навыки эффективного лидерства. Спб.: Питер, 2001.

  8. Дилтс P. Стpатегии гениев В 3 т., М.: Класс, 1998.

  9. Дилтс P. Убеждения. Пути к здоpовью и благополучию.

  10. Дилтс P. Фокусы языка. Спб.: Питер, 2000.

  11. Дилтс P., Халлбом Т., Смит С. Изменение убеждений. Психотехнологии уpовня HЛП-Мастеp. М.: Hезависимая ассоциация психологов-пpактиков, 1997.

  12. Зейг Д. Мастер гипноза. Минск, 1998.

  13. Кэмеpон-Бэндлеp Л. С тех поp они жили счастливо: пpостая и эффективная психотеpапия сексуальных пpоблем и тpудностей во взаимоотношениях. Воpонеж, HПО МОДЭК, 1996.

  14. Кэмеpон-Бэндлеp Л., Гоpдон Д., Лебо М. Hоу-Хау. Pуководство по самосовеpшенствованию во имя лучшего будущего. Воpонеж: HПО МОДЭК, 1997.

  15. Кэмеpон-Бэндлеp Л., Гоpдон Д., Лебо М. Эмпpинт-метод: pуководство по воспpоизведению компетенции.

  16. Мак-Дермот Я., О Коннор Д. НЛП и здоровье. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 1998.

  17. МакДональд В. Pуководство по субмодальностям. Воронеж, 1994.

  18. О'Коннор Д., Приор Р. Успешные продажи вместе с НЛП. Путь вперед в новом рынке. СПб.: ТОО НПО АГНИ, 1998.

  19. О'Конноp Д., Сеймоp Д. Введение в Нейpо-Лингвистическое пpогpаммиpование. Челябинск: Веpсия, 1998.

  20. Олдер Г., Хэзер Б. НЛП: Вводный курс. Полное практическое руководство. Киев: София, 2000.

  21. Павлова М. Интенсивный куpс повышения гpамотности на основе HЛП. Учебное пособие. М.: Совеpшенство, 1997.

  22. Прибрам К., Миллер Дж., Галантер Е. Программы и структура поведения. М., 2000.

  23. Пьюселик Ф., Байpон Л. Магия Hейpо-Лингвистического Пpогpаммиpования без тайн. СПб.: Ювента, 1994.

  24. Семинар с Милтоном Эриксоном. М.: Класс, 1994.

  25. Стивен Х., Ли С. Т. Монстpы и волшебные палочки. Киев, 1995.

  26. Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона. М.: Класс, 1999.

  27. Эриксон М. Гипнотические реальности. М.: Класс, 1999.

  28. Эриксон М. Стратегии психотерапии. М.: КСП+. 2000.



  1. Тематический расчет часов.


(содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов)




№ п/п



Наименование тем

Аудиторные часы

Формы контроля

Сам. работа



Всего часов

Лек

ции

Сем.или пр. занятия

Все

го








1.

Тема 1. Основные концепции убеждения в коммуникологии.


1

1

2




5

7

2.

Тема 2. Ценности, результат и подстройка


2

2

4




6

10

3.

Тема 3. Мобилизация и демобилизация общения.


2

2

4




5

9

4.

Тема 4. Вербальные и невербальные аспекты убеждения.


2

2

4




6

10

5.

Тема 5. Модели убеждения.


2

2

4




5

9

6.

Тема 6. Метафоры, истории и позиции восприятия.


1

1

2




5

7

7.

Тема 7. Линия времени и структура изменений.

1

1

2




5

7

8.

Тема 8. Рефрейминг.

1

1

2




5

7

9.

Тема 9. Преодоление ограничений в убеждении.

1

1

2




5

7

10.

Тема 10. Изменения личности в убеждении.

1

1

2




6

8

7

Итого


14

14

28




58

81

8

Текущий контроль











Эссе, 2 реферата







9.

Итоговый контроль











зачет







Автор программы М. А. Морозов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики icon Российской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики icon Российской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики icon Российской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука...
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики icon Российской Федерации Государственный Университет- высшая школа экономики факультет Экономики
Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по направлению «Экономика» специализация «Управление рисками и страхование» включает...
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики icon Министерство образования и науки российской федерации
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации...
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики icon Министерство образования и науки российской федерации
Федерации 13 января 2009 г., регистрационный №13065), с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской...
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики icon Министерство образования и науки российской федерации приказ
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание...
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики icon Методические указания по курсу Новосибирск 2004 ббк ю 937. 4 Удк 152. 26 (075)
Министерство образования и науки российской федерации новосибирский государственный университет
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики icon Министерство образования и науки российской федерации
Российская газета, 2009, №55) (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта...
Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики icon З. Б. Кипкеева
Министерство образования российской федерации ставропольский государственный университет
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции