Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики»




Скачать 152.4 Kb.
Название Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики»
Дата публикации 30.05.2014
Размер 152.4 Kb.
Тип Курсовая
literature-edu.ru > Курсовая работа > Курсовая
ГЦРДО ГОУЦО «СПб ГДТЮ»

Курсы повышения квалификации педагогов дополнительного образования

Курсовая работа по теме:

«Некоторые аспекты педагогической диагностики»

Слушателя курса «Психологический мир ребенка»

концертмейстера детской хоровой

студии «Преображение»

Николаевой Елены Ивановны

ГОУ ЦВР Центрального района

СПб 2011 г.

I

Являясь концертмейстером хоровой студии и членом педагогического коллектива, я осуществляю свою деятельность в соответствии с комплексной программой и функциональными обязанностями концертмейстера. Курсы, неожиданно для меня, дали много интересной информации, освежили в памяти уже забытое, помогли не только познакомиться с особенностями детской психологии, но и лучше узнать себя, хотя изначально мне не представлялась эта тема столь значимой. Мотивацией было скорее «надо», чем «хочу». Немного хочется рассказать о студии.

Детская хоровая студия «Преображение» была основана в 1988 году, на базе Дома пионеров Смольнинского района города Ленинграда. С 1998 года коллектив носит звание – образцовый. За время существования студии более 700 детей приобщились к вокально-хоровой культуре в коллективах студии. Некоторые выпускники продолжили музыкальное образование в профессиональных учебных заведениях. Коллективы студии являются многократными участниками, победителями, лауреатами, дипломантами районных, городских, общероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Средний и старший хоры много гастролируют, радуя своим творчеством слушателей Германии, Дании, Франции, Польши, Литвы, Швейцарии, США, Украины, Чехии.

Коллектив студии насчитывает 11педагогов и концертмейстеров, из которых 7человек имеют высшую квалификационную категорию , а также большой опыт работы с детьми, накопленный за долгие годы работы, как в студии, так и за ее рамками.

Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от понимания всеми участниками образовательного процесса общих целей и идей обучения, воспитания и развития детей. Программа ДХС «Преображение» - это последовательное осуществление педагогических идей и целей при работе с детьми разных возрастов через творческое сотрудничество «педагог-ребенок», «педагог-коллектив», «педагог-педагог», способствующее активному и интенсивному обучению. Творческое взаимодействие детей, педагогов, родителей через репетиционную, концертную деятельность, во время гастрольных поездок, праздников в коллективе.

Комплексная программа детской хоровой студии « Преображение» представляет собой совокупность образовательных программ, отвечающих образовательным потребностям детей, направленных на их самореализацию в области любительского хорового искусства, достижение ими базового или допрофессионального уровня вокально-хоровой образованности, гармоничного развития и адаптации в социальной среде. Это целостная образовательно-воспитательная система, целью которой является развитие хоровой студии, как творческого коллектива, объединенного едиными задачами, направленными на развитие индивидуальности детей, личной культуры каждого ребенка, профилактику асоциального поведения детей.

I-я ступень— это подготовительный хор‚ в котором поют дети 6-7 лет‚ обучающиеся в студии 1-й год. Дети осваивают программу «Развитие вокально-хоровых навыков» для детей 6-9 лет (1-й год обучения).

II-я ступень — младший хор, куда приходят дети 7-9 лет. Дети продолжат заниматься по программе «Развитие вокально-хоровых навыков» для детей 6-9 лет (2-ой год обучения) и начинают осваивать программу «Сольфеджио».

I-й и II-й ступеням хоровой студии соответствует общекультурный уровень освоения программы .

III-я ступень — средний хор‚ в нем занимаются дети. IV-я ступень – старший хор. В старшем хоре возраст участников — от 12 лет до 18 лет. Дети занимаются по программе «Развитие музыкально-эстетического вкуса и культуры хорового исполнения в старшем хоре». 8 — 12 лет. Дети занимаются по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора». Данной ступени соответствует углубленный уровень освоения программы. Уровень музыкальной подготовки учащихся старшего хора можно назвать допрофессиональным. Такая структура хоровой студии наиболее соответствует основной и на сегодняшний день по-прежнему актуальной концепции детской хоровой студии как музыкально-образовательного и учебно-воспитательного заведения‚ главная задача которого — широко раскрыть, возможно большему числу детей, двери в мир Прекрасного‚ средствами хорового пения приобщить детей к музыке.

Цели и задачи.

Цели:

1.​ Оптимальное индивидуальное развитие личности каждого ребенка‚ посредством музыкально-хоровой культуры.

2​. Предоставление учащимся возможности осознанного выбора в данной образовательной среде.

3​. Создание условий для реализации и роста личностных достижений.

4.​ Формирование певческой культуры и нравственных качеств.

5.​ Оптимальное индивидуальное развитие личности каждого ребенка‚ посредством музыкально-хоровой культуры.

6​. Предоставление учащимся возможности осознанного выбора в данной образовательной среде.

7​. Создание условий для реализации и роста личностных достижений.

8.​ Формирование певческой культуры и нравственных качеств.

Задачи:

обучающие:

Формирование навыков пения‚ разностороннее развитие вокально-хорового слуха‚ накопление музыкально-слуховых представлений‚ Формирование навыков пения‚ разностороннее развитие вокально-хорового слуха‚ накопление музыкально-слуховых представлений‚ развитие мышления певца хора; формирование координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: формирование навыков певческой эмоциональности и выразительности. Работа над вокальной артикуляцией‚ развитие певческого дыхания‚ расширение диапазона голоса‚ аппарата. На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пения без сопровождения‚ многоголосного пения‚ умения петь в ансамбле.

воспитательные:

развитие музыкального вкуса‚ чувства ответственности и гордости за свой коллектив‚ отношение к труду‚ людям. В первую очередь нам важно‚ какими станут наши воспитанники‚ а уж потом — кем они станут. Поэтому вся наша музыкально-педагогическая деятельность должна быть подчинена воспитанию Человека.

развивающие:

создание условий для творческого и физического развития детей, познавательных способностей, природных задатков. Развитие личности ребенка через общение, обмен информацией, опытом, знаниями, суждениям, мыслями.

Ожидаемые результаты освоения комплексной образовательной программы.

I – я ступень:

ребенок сможет:

Определить основные музыкальные жанры;

Определить средства музыкальной выразительности: темп, динамика, штрихи;

Проанализировать ритмический рисунок знакомой песни, прохлопать его, проговорить ритмо -слогами;

Продемонстрировать знания о певческой установке, звукообразовании;

Повторить несложную мелодию с сопровождением или без него;

Петь звукоряд с названием ступеней;

Определить на слух и петь I, III, V ступени лада, их различные положения;

Проанализировать мелодическое строение знакомой не сложной песни.

II – я ступень:

ребенок сможет:

Петь звукоряд с названием ступеней;

Петь и определять устойчивые ступени;

Изобразить на нотном стане скрипичный ключ и ноты первой октавы;

Прочитать по руке ноты в диапазоне первой октавы;

Пропеть выученную песню с сопровождением;

Повторить ритм знакомой песни, знать и находить в песнях ритмические обороты – пунктир, четверть с точкой, синкопа, пауза;

Повторить ритмическое эхо с названием ритмо-слогов;

Правильно пользоваться дыханием;

Грамотно формировать гласные звуки;

Петь с активной дикцией;

Определять понятия: лад, темп, размер, динамика (на итальянском языке), штрихи (на итальянском языке);

Назвать авторов исполняемых произведений.

III – я ступень:

ребенок сможет:

Закрепить и усовершенствовать полученные знания на предыдущих ступенях;

Не только иметь ясное представление об унисоне, но и петь в унисон;

Четко разграничивать хор на две партии (сопрано, альты);

Петь каноны на два, три голоса;

Различить чистое и фальшивое пение;

Сознательно слушать своих соседей по партии;

Петь двухголосные произведения и произведения с элементами трехголосия не «перепрыгивая» на другую партию;

Расширить багаж музыкальных форм, образов, характеров, стилей и жанров;

Развить артистические способности.

IV – я ступень:

ребенок сможет:

Достаточно свободно читать с листа;

Четко разграничить хор на четыре голоса (первые и вторые сопрано, первые и вторые альты);

Петь 2-х, 3-х, 4-х голосные произведения, как с сопровождением, так и без него;

Осознавать значимость строя и ансамбля в хоровом звучании;

Свободно владеть основами вокально-хорового искусства;

Более глубоко изучить музыкальную терминологию;

Расширить и разнообразить музыкально-художественный кругозор;

Решать более сложные задачи творческого и музыкального плана;

Выработать ответственное отношение к репетиционному процессу и концертным выступлениям коллектива.

Оценка результативности освоения детьми комплексной программы

Оценка результативности освоения детьми комплексной программы осуществляется посредством следующих форм:

зачеты по сольфеджио, фортепиано, синтезатору и сольному пению (1 раз в полугодие),

анкетирование учащихся для определения психологического комфорта, индивидуальных целей прихода в коллектив и степени их реализации, удовлетворенности учащихся, для выявления их пожеланий в отношении репертуара, взаимоотношений ”ученик - педагог” и др.

II

Мне показалась интересной и целесообразной идея предложить педагогу дополнительную форму для оценки результативности своей работы в виде теста. Тестирование проводится с группой детей: если опрашивается несколько человек, то лучше применить метод беседы. Для анализа результатов тестирования необходимо воспользоваться 3-х уровневой оценочной системой: 1-2 балла -низкий уровень; 3-4 балла -средний; 4-5 баллов -высокий уровень обучения. Содержание тестов может бесконечно варьироваться и творчески изменяться в зависимости от тех приоритетов и задач, которые ставит перед собой педагог на данный момент своей деятельности. Руководствуясь программой хоровой студии, мною разработаны примерные тесты для проведения психолого-педагогической диагностики уровня обученности учащихся. Целью психолого-педагогической диагностики уровня обученности является не только определение знаний, навыков обучаемых , умения выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности , но и изменение динамики процессов, заложенных в программе, а также, возможность составить программу коррекционной работы. При этом представляется исключительно важным знание педагогом о так называемых зонах ближайшего и актуального развития, существующих у ребенка. Понятие «Зона ближайшего развития» (ЗБР) было введено в психологическую науку Львом Сергеевичем Выготским в начале 1930-х гг. и считается одним из его самых выдающихся открытий, которые используются в современной науке для индивидуализации и гуманизации обучения. Педагог призван стоять лицом к ребенку и, основываясь на его актуальных умениях, развивать и обучать ребенка. Итак, зона актуального развития (ЗАР) – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. На данном этапе работы с детьми педагог дает тот материал, который уже знаком им. Если при подаче материала, который ребенок должен знать по программе, он не справляется, то можно говорить о ЗБР. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов». В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Зона ближайшего развития - это умения, навыки, которые ребенок осваивает с нашей помощью. Как только он может выполнить задание самостоятельно, то умения и навыки переходят в зону актуального развития. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно.

.. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для ребенка новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым. И если можно сказать. что «уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, то зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день»

Примерный тест

1 уровень

1​. Найди лишнее: крещендо, форте, диминуэндо, легато, пиано, стаккато.

2.​ Сравни два музыкальных отрывка ( контрастных по темпу, характеру)

3​. Выбери два похожих ритмических рисунка

4​. Объедини в группы по принципу сходства следующие произведения: полька, песня, марш, менуэт, ария, романс.

2 уровень

1.​ Какие ступени в ладу являются устойчивыми?

2​. Спой устойчивые ступени в тональности До мажор, Ми мажор, ре минор.

3.​ Расскажи, как будешь формировать гласные звуки при пении, воспроизведи.

4​. Найди в предложенной мелодии ритмические обороты: пунктир, четверть с точкой, паузу, синкопу.

5.​ Назови авторов исполняемых произведений ( на данный момент находящихся в работе, а также входящих в репертуар):

Журавли

Месса

Неповторимый Петербург

Тантум Эрго

3 уровень

1.​ Для чего нужно заниматься сольфеджио?

2.​ Что общего у каждого голоса при пении канонов, что различного?

3​. Обобщи понятия: быстро, медленно, скоро. умеренно, очень быстро –это?

Решительно, плавно. Нежно, весело. Тяжело, певуче -…?

Вариации, попурри. Кантата. Сюита-…?

4 уровень

1.​ Придумай свой вариант ритмического диктанта :

а) со всеми длительностями, но без пауз,

б то же, но с паузами,

в) используя пунктирный ритм, паузы.

г) используя синкопы, пунктир, шестнадцатые.

2.​ Предложить одному из детей спеть отрывок из хоровой партии, а другому проанализировать по следующим критериям а интонация ( чисто-фальшиво и где; высоко-низко?) б выразительность, музыкальность; уверенность исполнения. Затем дети меняются местами.

3.​ Предложить угадать по слуху отрывок из разных произведений и из другой партии.

5 уровень.

1​. Предложить придумать несколько вариантов мелодии из пяти нот, используя разные длительности, ритмически разнообразные и т.д.; напой их.

2​. Предложить придумать начало, середину к предложенным мелодиям. Дать им название.

3.​ Какие из произведений репертуара можно отнести к светской музыке, какие к духовной? Какие ты знаешь произведения помимо этого?

4​ . Музыкальные термины на итальянском языке.

Для младших возрастных ступеней может быть предложен следующий примерный вариант теста:

1 уровень

1. Назови произведения из нашего репертуара грустные, веселые, про природу, про животных, написанные старинными композиторами и современными.

2. Выбери из нашей программы произведения быстрые, медленные.

3. Найди лишнее: громко, тихо, очень тихо, шумно очень громко.

4. Найди похожее: быстро, ласково, медленно, весело, тяжело, очень быстро, умеренно, легко, печально.

2 уровень

1. Назови и спой 4 ноты подряд от До, Фа, Соль, Ре.

2. Повтори голосом предложенную мелодию на слог (по усмотрению педагога).

3. Спой вниз от До ступени через одну.

3 уровень

1. Закончи предложенную мелодию на тонике.

2. Почему в конце произведения звучит тоника?

3. Объедини предложенные ритмические рисунки по общим признакам ( возможно, по наличию пауз, похожего сочетания длительностей, типа движения мелодии вверх и вниз, и т.д.).

4 уровень

1. Продолжи мелодию (секвенцию) по образцу (допустим, До-РЕ-До; Ре-Ми-Ре; Ми-Фа-Ми и т.д.).

2. Помоги каждому слову найти свою пару, как сделано в образце:

Например: тяжело - легко,

Плавно - резко

Певуче - отрывисто и т.д.

Быстро - … ? Грустно

Тихо -….? Успокаиваясь

Весело - … ? медленно

С движением -… ? Громко

5 уровень

1. Придумай и спой мелодию с таким же ритмическим рисунком.

2. Придумай свою маленькую сказку про королеву-тонику и другие ступени лада ( можно использовать любые освоенные на данный момент элементы нотной грамоты, музыкальные термины, образы и понятия по усмотрению педагога).

В рамках комплексной программы ДХС мной была проведена психолого- педагогическая диагностика уровня обученности детей среднего школьного возраста, занимающихся первый год в составе старшего хора. Тесты были предложены группе из пяти человек 12-13 лет. Трое детей показали низкий уровень обученности, один человек - средний и один - высокий. На основании проведенного тестирования можно говорить об имеющихся пробелах в теоретической подготовке, о слабом ассоциативном мышлении, недостаточном общекультурном уровне развития детей, неполном усвоении материала.

III

Итак, теперь перед педагогом стоит задача корректировки учебно-тематического плана с учетом полученных результатов. Приоритеты могут быть на некоторое время отданы хоровому сольфеджио, беседам о музыкальном образе, слушанию музыки, новым необычным распевкам, активизирующим внимание детей и многим другим средствам, имеющимся в арсенале педагога. Для достижения большей результативности своей работы очень важным в деятельности педагога является умение провести профессиональную самооценку (в качестве ремарки позволю себе заметить, что профессиональная самооценка концертмейстера складывается из иных составляющих, но это уже отдельная тема) на основе самоанализа по следующим примерным критериям:

1. педагогическое кредо

2. проведение диагностики обучающихся с целью выявления их компетенции и возможных перспектив развития

3. участие в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, совместных с другими коллективами концертах, личное участие в педагогических и творческих конкурсах и т.п.

4. самообразование

5. создание своих собственных интересных проектов

6. достижения коллектива в динамике

7. личные достижения и неудачи

8. оценка своей педагогической деятельности в коллективе и другими компетентными лицами

И в заключении хочется еще раз подчеркнуть, что успешность обучения ребенка определяется положительной мотивацией. Каждый педагог хочет знать, почему дети занимаются именно его предметом, направлением, проводимое анкетирование показывает, что наиболее значимыми мотивами для них являются: это может пригодиться в будущем; нравится создавать нужные и красивые работы, нравится петь, играть на инструменте; здесь занимаются мои друзья; это очень интересно.
Занятия в группах помогают детям решать личностные проблемы, более объективно подходить к оценке своих способностей, т.к. для наших детей характерна неадекватная самооценка. Я считаю, что главное в работе с детьми - создание хорошего микроклимата, атмосферы взаимопонимания и добра. Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность. Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям в группах, развития творческого потенциала и как конечная цель-воспитание личности по - настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И мы в этом стараемся помочь своим ученикам.


Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.

Список литературы

1​ Тутушкина М.К., «Практическая психология», электронная версия книги, сайт: http://www.koob.ru/tutushkina_m_k/psychology_pr

2​. Выготский Л.С., «Педагогическая психология», АСТ, Астрель, Хранитель, 2008г.

3.​ Комплексная образовательная программа ДХС «Преображение», ГОУДОД ЦВР Центрального района, 1.02.2010г.

4.​ Образовательная программа «Развитие музыкально-эстетического вкуса и культуры хорового исполнения в старшем хоре», ГОУДОД ЦВР Центрального района, 1.02.2010г.

Пожалуйста, подождите










Конец формы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики» icon Курсовая работа инновационная направленность педагогической деятельности
Учреждение образования «могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова»
Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики» icon Годовой план работы мкоу для детей, нуждающихся в психолого-педагогической...
А анализ работы мкоу «Центра диагностики и консультирования» за 2012-2013 учебный год
Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики» icon Курсовая работа по дисциплине «Динамические интеллектуальные системы»
Разработка прототипа «Оператор Реактора»динамической интеллектуальной системы для диагностики состояния активной зоны реактора по...
Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики» icon Курсовая работа по теме: «Окружность, углы в окружности»
...
Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики» icon Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
Количественная оценка интеллекта в системе психолого-педагогической диагностики 3
Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики» icon «Организация эвм» Контрольно курсовая работа «Проектирование вычислительной системы»
Данная контрольно-курсовая работа выполняется с целью закрепления знаний по курсу «Организация ЭВМ и систем» и получения практических...
Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики» icon Курсовая работа или курсовой проект это задание, которое «выполняется...
Курсовая работа вид самостоятельной научно-методической работы студентов учебных заведений, которая выполняется под непосредственным...
Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики» icon Курс Курсовая работа студентки: Ивановой Светланы Юрьевны по дисциплине:...
Это определенно нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми...
Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики» icon Курсовая работа
Рассматриваются такие аспекты построения системы как разработка архитектуры системы с использованием шаблонов проектирования, оформления...
Курсовая работа по теме: «Некоторые аспекты педагогической диагностики» icon Курсовая работа имеет определенную структуру и состоит из следующих разделов
После изучения и систематизации материала некоторые пункты плана могут объединиться или получить другое название, или вообще быть...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции