Лекция первая




НазваниеЛекция первая
страница1/10
Дата публикации29.05.2014
Размер1.86 Mb.
ТипЛекция
literature-edu.ru > Курсовая работа > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

Дорнах, 11 апреля 1921 г.

Будем надеяться, что этот дополнительный курс все-таки сможет кое-что прибавить к прошлогодне­му — что-то такое, что может быть воспринято как дополнение в истинном смысле слова; что-то, что начнет — именно тогда, когда мы подойдем к концу курса — кристаллизоваться в некоторое множество терапевтических перспектив. В этом курсе я буду стремиться к тому, чтобы с новой стороны взглянуть на вещи, которые были предметом рассмотрения в предыдущем курсе: на то, что связано с больным чело­веком и с тем, как его следует лечить. Но помимо того что, рассматривая вещи с другой стороны, мы прихо­дим к существенно иным воззрениям, мы расширяем и материал, подлежащий рассмотрению. Сейчас я как раз и хотел бы показать, как то, что известно вам как антропософам — членение человека на физическое тело, эфирное тело и т. д., — в определенном смысле действует и при заболевании и выздоровлении. Если в прошлый раз я вынужден был ограничиться пока­зом внешних проявлений внутреннего человека, то в этот раз я постараюсь показать, что эти различные члены человека находятся под воздействием тех са­мых субстанций, которые в виде веществ находятся вне человека и могут применяться в качестве лечеб­ных средств или же могут действовать в качестве лечебных средств, влияя на человеческий организм не совсем вещественно, а несколько иначе. Но здесь я должен сразу же начать с одного предположения.

Мы, кажется, и в последний раз, когда здесь об­суждали этот же предмет, в разной связи много говорили о веществе и вообще о физическом начале как о лечебном средстве. Но как только возникает необходи­мость перейти к высшим членам человеческой приро­ды, к ее сверхчувственным членам, мы уже не можем говорить о веществе тем же способом. Хотя мы все-та­ки будем это делать — для того чтобы, так сказать, располагать аббревиатурами, с помощью которых можно говорить сокращенно, — но на протяжении всего рассуждения мы должны осознавать один факт принципиальной важности. Мы должны осознавать, что если кто-то действительно желает понять, как связан человек с внешней средой, в каком отношении он стоит к собственному больному или здоровому со­стоянию, он уже не может исходить из той разновид­ности вещественного, к которой привыкли сегодня в обычной науке. То, из чего следует исходить, это не вещества в собственном смысле слова, но процессы, не что-то готовое, но нечто происходящее. И когда мы го­ворим о веществе, мы должны представлять себе, что в основе вещества, в основе того, что предстает перед нами в чувственном облике вещества, нет ничего кро­ме процесса, кроме некоего пришедшего в состояние покоя протекания.

Когда, скажем, перед нами кремнезем, то понача­лу мы говорим о нем как о веществе. Но как раз самого существенного — когда мы представляем так называе­мые тела с их определенными границами — самого-то существенного мы и не обнаруживаем. Это сущест­венное мы обнаружим лишь тогда, когда взгляд душев­ного ока окажется способным к тому, чтобы охватить в целом тот весьма обширный и уникальный процесс, который происходит во всей Вселенной, и в известной мере может — в качестве процесса — кристаллизо­ваться, прийти в состояние покоя, в состояние своеоб­разного равновесия, и затем, придя в это состояние покоя, обнаружить себя в том, что мы созерцаем в качестве кремнезема. Существенное как раз и состоит в том, чтобы научиться видеть, как взаимодействует процесс, происходящий во внутреннем пространстве человека, и тот процесс, что протекает снаружи во Все­ленной, тот, с которым как здоровый, так и больной человек находится в постоянном взаимодействии.

Для того чтобы завтра мы смогли бы начать зани­маться непосредственно нашим предметом, я бы хотел сегодня предварительно обрисовать вам то, как на самом деле можно прийти к представлениям об этих взаимодействиях. Кроме того, нам необходимо, исхо­дя из антропософской духовной науки, попытаться составить себе реальное понятие о существе человека. Сначала я буду изъясняться, так сказать, схематично. Я хочу, чтобы вы на самом деле увидели, как то, что я так часто в своих лекциях представлял в качестве трехчленного человека, концентрируется в простран­ственном человеке. Мы, разумеется, знаем, что когда мы различаем человека нервной системы и органов чувств, то он концентрируется главным образом в голо­ве, но то, что концентрируется в голове, тем не менее, распространяется по всему человеку, присутствует во всем человеке, так что человек, можно сказать, являет­ся существом, наделенным нервами и чувствами лишь преимущественно в голове; с другой стороны, человек в целом является головой, но в двух других членах сво­его существа несколько менее головой, чем в самой го­лове. И таким образом мы можем думать, что то, что мы именуем человеком нервной системы и органов чувств, локализуется в голове. Но затем, чтобы предпринятое нами членение человека было бы плодотворным для наших настоящих целей, мы должны и ритмического человека, который обычно включает в себя все, что имеет отношение к дыхательному и циркуляционно­му организму, опять-таки мыслить как по сути дела двухчленного, у которого один член тяготеет скорее к дыхательной системе, а другой — к циркуляционной. И в эту циркуляционную систему включается, в свою очередь, все то, что представляет собой взаимосвязь «человека конечностей» и «человека обмена веществ».

Когда изучают человеческую голову, изучают в оп­ределенной мере и тот член человеческого организма, который по преимуществу является «человеком нерв­ной системы и органов чувств». Сама организация человеческой головы весьма существенно отличает­ся от организации других членов человека, в том числе и в отношении тех форм, в которых предстают высшие члены человеческого существа. Дело в том, что когда мы рассматриваем человеческую голову с точки зрения духовной науки, то эта голова оказывает­ся как бы оттиском, или даже, можно сказать, осадком "Я", астрального тела и эфирного тела. И только после этого мы рассматриваем физическое тело в отноше­нии головы. Но это физическое тело в голове присутст­вует несколько иным образом, нежели то физическое начало, которое является отпечатком "Я", астрально­го тела и эфирного тела. Здесь я должен обратиться, так сказать, к более высокому плану этой темы и заметить, что человеческая голова в том виде, как она поначалу закладывается в человеческом эмбрионе, формируется не просто из сил родительского организ­ма, но в человеческой голове действуют космические силы, они просто внедряются в человека и действуют в нем. В том, что мы именуем эфирными силами, дей­ствует еще многое из родительского организма, но в этом эфирном элементе действуют космические силы из жизни до рождения или, скажем так, из духовно-ду­шевной жизни, предшествующей зачатию. И уже в астральном начале и в "Я" действует именно то, что жило в духовном мире перед зачатием. Оно действу­ет таким образом, что придает форму человеческой голове. Свой физический отпечаток создает "Я", свой физический отпечаток создает астральное тело, свой физический отпечаток создает эфирное тело; одно лишь физическое тело, которое только здесь, на физической земле и приобретается, не является отпечат­ком, но чем-то, так сказать, первично-реальным. Так что я могу, когда рисую схему, сказать, что строение человеческой головы таково, что в нем отпечатлевает­ся "Я". Оно, это "Я", организуется в голове — мы еще часто будем говорить об этой организации — вполне определенным образом. Главным образом оно понача­лу организуется благодаря тому, что производит в се­бе дифференциацию тепловых условий головы. Затем в голове дифференцируется астральное тело, которое, в свою очередь, организуется и содержится в том, что пронизывает тело в виде газовых, воздухоподобных процессов (см. рисунок 1).



рис 1

Затем в голове отпечатлевается эфирное тело и вот наконец то, что является для головы физическим те­лом: это уже некий реальный физический процесс (на рисунке заштриховано белым). Я обозначу его (в опре­деленной мере это схематично), указав на рисунке ту часть головы, которая является ее костным остовом, на котором где-то здесь должны располагаться глаза (рисует). Но то, что концентрируется здесь в качестве физических сил, опять-таки распространяется на всю голову. Здесь, в этой физической части, образующей человеческую голову, происходит действительно пер­вичный физический процесс. Он не является выра­жением чего-то иного — здесь присутствует лишь то, что осуществляет свой собственный процесс. Но и здесь, в этом физическом процессе головы, мы имеем, собственно говоря, определенную двойственность, некое взаимодействие двух процессов. То, что здесь происходит — это взаимодействие двух процессов, ко­торые могут быть поняты лишь тогда, когда мы рас­сматриваем их методами духовного исследования, то есть в сочетании с некоторыми другими процессами, происходящими снаружи во Вселенной.

Когда вы снаружи, во Вселенной, в первобытной горной породе видите тот процесс, который выражает себя в образовании сланцев, то есть во всем том, что ведет от кремния к сланцу, то в силах, действующих в этом исходящем из кремния процессе образования сланца, мы имеем нечто, полярно противоположное процессу, происходящему и здесь, при физическом по­строении головы. Это и есть упомянутая нами важная взаимосвязь между человеком и его окружением. Это тот же самый процесс, который снаружи выражается в минерализации, только сейчас он протекает внутри человеческой головы. Сегодня для геологии, я бы ска­зал, почти что ясно — хотя еще и не совсем, — что все процессы сланцеобразования, все те процессы минера­лизации, в которых участвует кремний, силиций, взаи­мосвязаны с тем, что можно назвать девегетацией. В структуре сланца мы должны в известной мере искать минерализовавшийся растительный мир, и когда мы пытаемся понять этот процесс девегетации, который тождествен образованию сланцевых пород Земли, мы начинаем понимать и тот процесс, который иным, полярно противоположным образом протекает в чело­веческой голове. Но вместе с ним происходит и другой процесс. Этот другой процесс, разворачивающийся вме­сте с первым, мы тоже должны искать снаружи, в мире. Мы должны искать его там, где, к примеру, образуются известковые породы. И сегодня мы опять-таки можем видеть, что для внешней науки это стало расхожей геологической истиной, что в основе возникновения известковых гор лежит, в сущности, тот процесс форми­рования Земли, который мы можем назвать деанимализацией. Это процесс, обратный тому, что приводит к возникновению животных. И опять-таки внутри протекает полярно противоположный процесс. И вот, когда мы приписываем кремнию и кальцию, которые являются пришедшими в состояние покоя процессами, известное участие в процессе образования головы, мы должны ясно представлять себе, что в физическую орга­низацию человеческой головы включается нечто такое, что снаружи, и по крайней мере во всей природе нашей Земли играет очень важную роль. Мы можем уже пря­мо сейчас предварительно сориентироваться в том, что, когда мы, с одной стороны, созерцаем кремний, силиций, то он находится в сущностном родстве с тем, что происходит именно в физической голове; когда я говорю о силиции, то имею в виду именно пришедший к состоянию покоя процесс. И опять-таки то, что явля­ется процессом образования извести, то, что приходит в состояние покоя в качестве кальция, имеет отноше­ние ко всему тому, что находится на противоположном полюсе, что полярным образом взаимодействует с дру­гой силой в физической голове человека. Этот процесс, который мы хоть сегодня можем отыскать около себя где угодно, связан в человеческой голове с другими процессами, которых мы на Земле не сыщем, которые наличествуют лишь в виде отпечатка, т. е. в той мере, в какой голова является отпечатком эфирного тела, аст­рального тела и "Я".

В отношении этих членов человеческой природы и приходят в состояние покоя те процессы, которые не являются непосредственно земными. Лишь то, о чем я говорил вам в связи с собственно физической головой, является в человеке собственно земным про­цессом. Другие процессы не являются собственно зем­ными, хотя мы и увидим, как они обнаруживают свою связь с таковыми.

Мы еще лучше будем ориентироваться во всем этом — я скажу об этом сразу — если перейдем ко второму члену человеческого организма. Назовем его грубо, по месту локализации — грудной член. Это тот член в человеческом организме, который содержит в себе существенную часть ритмического человека, и мы должны опять чисто схематически разделить его на все то, что содержит в себе дыхательный ритм, и на все то, что объемлет в себе циркуляционный ритм. И вот, если мы хотим узреть этот второй член человеческого существа в его целостности, мы должны сказать следующее.



рис 2

Все то, что мы здесь (см. рисунок 2) обозначили как организацию дыхательного ритма в самом широком смысле слова, таково, что оно в пер­вую очередь является отпечатком "Я" и астрального тела. Таким образом, как голова является отпечатком "Я", астрального тела и эфирного тела, так и то, что здесь предстает в качестве дыхательного ритма, яв­ляется отпечатком "Я" и астрального тела; кроме того, здесь тоже имеется нечто само по себе первично-реаль­ное (см. рисунок 2, заштриховано), но в нем совместно действуют уже физическое тело и эфирное тело. В че­ловеческой голове первичной и самостоятельной реаль­ностью является физическое тело. Эфирное тело здесь предстает только в отпечатке. В системе же дыхатель­ного ритма первично-реальным является взаимодейст­вие физического и эфирного тела, а в отпечатке даны только "Я" и астральное тело. То же самое, в общих чертах, присутствует и в организации циркуляцион­ных ритмов, но слабее, потому что в циркуляционную систему включается весь организм обмена веществ. Но здесь уже начинается то, что имеет касательство так­же к человеку конечностей и обмена веществ. Здесь уже мы имеем дело с тем, что конечности, вместе со всем тем, что в них присутствует в качестве обмена веществ, за исключением собственно циркуляции, т. е. наличного в них движения, является главным образом отпечатком "Я" и совместным действием физического тела, эфирного тела и астрального тела (см. рисунок 3).



рис 3

Так что мы можем сказать: когда мы видим человека гру­ди, то в нем в качестве отпечатлевшейся организации имеется, собственно, лишь то, что имеет отношение к "Я" и астральному телу, а в качестве первично-реальной мы имеем в нем организацию не чисто физическую, но такую, в которой через физическое может проявляться эфирное. В случае дыхательной системы это просту­пает сильнее, в циркуляционном же организме дело обстоит так, что здесь уже включается в игру и нечто другое, идущее от системы обмена веществ.

Вы можете видеть все это в различии способов взаи­модействия разных членов человека. Для этих различ­ных физических членов, которые мы обозначили как система головы, система груди и система конечностей, разными оказываются и те способы, которыми включа­ются в них те члены, которые мы обычно в духовной науке называем физическим телом, эфирным телом, аст­ральным телом и "Я". И таким образом голова человека, рассмотренная как процесс, собственно говоря, в основ­ном является физическим телом. Ибо то, что не являет­ся физическим телом, есть отпечаток "Я", астрального тела и эфирного тела. То, что является «срединным человеком», в основном представляет собой взаимодей­ствие физического тела и тела эфирного. То, что не является физическим и эфирным телом, это отпечаток "Я" и астрального тела. Человек конечностей и обмена веществ полностью (только два последних члена входят друг в друга) образуется действующими друг в друге фи­зическим телом, эфирным телом и астральным телом (только это, как я вам уже рассказывал, переходит в дру­гие члены) и отпечатка "Я" (см. рисунок 3).

И вот речь идет о том, чтобы сначала увидеть, мож­но ли отыскать такой процесс в «срединном человеке», чтобы понимать его — к примеру, здесь, где он участ­вует в физической организации головы — как пришед­ший в состояние покоя кремний. Своеобразие состоит в том, что в «срединном человеке» процесс образования кремния протекает интенсивнее, он более обширен. В голове он тоньше. Здесь, в «срединном человеке», он протекает интенсивнее, обширней, в определенном смысле он здесь лучше дифференцирован. Интенсив­нее всего он протекает в человеке конечностей и обмена веществ. Таким образом, когда мы наблюдаем в целом процесс, который мы в своем понимании связываем с кремнеземом, мы должны сказать: этот процесс интен­сивнее всего происходит там, где он должен прийти на помощь "Я" (взаимодействие с другими процессами мы рассмотрим позднее), там, где он связан с действием самостоятельного "Я", которое представлено в физиче­ском человеке обмена веществ лишь в качестве отпечат­ка. Этот кремнеобразующий процесс интенсивнее всего происходит там, где он призван помогать "Я", действию "Я" на человека конечностей и обмена веществ. Этот же процесс, который может быть охарактеризован при по­мощи кремния, протекает несколько слабее там, где он нужен для помощи одному лишь астральному телу, и слабее всего он протекает там, где он необходим для помощи только эфирному телу — в голове.

И наоборот, можно было бы сказать так: в связи со всем тем, что мы можем созерцать в качестве процесса, который в состоянии покоя является кремнием, мы должны сказать: в организации человеческой головы он протекает наиболее вещественным образом. В своей ди­намике, в качестве силы он здесь наиболее слаб. Но там, где он в качестве силы действует наименее интенсивно, он действует сильнее всего, приближаясь к тому преде­лу, где обретает покой в виде вещества. Итак, если мы понимаем кремнезем как вещество, предлежащее нам, то мы должны сказать: как реальность он интенсивнее всего присутствует в голове. Если же мы понимаем его как внешний признак определенного процесса, то мы должны сказать: слабее всего он протекает в голове. Там, где вещественное действие наиболее сильно, там слабее всего действие динамическое. В «срединном человеке» именно в отношении кремния действие вещества и дей­ствие силы находятся почти в равновесии. В отношении же человека конечностей и обмена веществ действие си­лы преимущественно берет верх. Здесь действие вещест­ва максимально слабо, и максимально интенсивно дейст­вие силы. Таким образом процесс, образующий кремень, участвует в организации всего человека. И теперь, если мы спрашиваем себя, как выглядит взаимосвязь между тем, что является организацией физической головы, и внешним окружением, с которым человек взаимодейст­вует, мы должны спросить себя и о том, как осуществля­ется взаимосвязь с внешним окружением в «срединном человеке», в той мере, в какой этот последний включает в себя организацию дыхательного ритма.

Если человек желает изучить и понять с духовно­научной точки зрения человеческую голову, он дол­жен вглядеться в эти два процесса в формировании Земли — в процесс образования извести и в процесс образования кремнезема (или, я бы сказал, в процесс образования кремниевой кислоты). Мы будем иметь возможность рассмотреть эту тему подробней. То же, что несколько больше обращено наружу и лежит ско­рее на периферии (у человека это обращено скорее вовнутрь), то есть ритмическая система дыхания, ка­ковая является лишь взаимодействием, в котором пер­вична совместная игра физического и эфирного начал, и в которую вплетаются отпечатки "Я" и астрального начала, — так вот это поначалу не предоставляет нам ничего такого, что уже существовало бы в окружающей среде именно в качестве процесса, непосредственно в виде процесса в той природе, с которой мы сталкиваем­ся. По крайней мере, этот случай не такой уж обычный. Если мы хотим обнаружить процесс, характеризующий то, что происходит благодаря этому своеобразному взаимодействию между "Я" и астральным телом, с од­ной стороны (каковые, оставляя свои оттиски, сами пребывают более или менее свободными), и тем, что первично и возникает как совместное действие физиче­ского и эфирного начал, с другой стороны — если мы хотим для всех этих взаимодействий, для всего этого отыскать какой-нибудь процесс во внешнем мире, мы должны, собственно, регулярно производить этот про­цесс сами. Когда мы сжигаем растительное вещество и получаем растительный пепел, то это и есть то, что предстает в образе процесса; это то, что может быть изображено в качестве горения, образования пепла, и, наконец, в виде пепла, пришедшего в состояние покоя (мы еще будем говорить об отдельных пеплах), — и то, что обретает свой образ в процессе огня и в процессе об­разования пепла, роднится с процессом дыхания точно так, как кремнеземный процесс родствен тому процессу, который физически протекает в голове. И когда мы хо­тим привести в действие то, что является коррелятом этого процесса пеплообразования в дыхательно-ритми­ческом процессе, мы, разумеется, не можем ввести его в само дыхание — в человеческом организме мы этого никогда не сможем — но мы должны будем ввести его туда, где, соответственно, находится противоположный полюс. Если я изображу это на рисунке (см. рисунок 4), то здесь у нас будет дыхательно-ритмический процесс, циркуляционно-ритмический процесс: в дыха­тельно-ритмическом процессе именно растительный пепел характеризует то, что мы считаем реальностью. Но выявить этот процесс пеплообразования в качестве реальности мы должны в обход, через обмен веществ, на другом полюсе, в циркуляционно-ритмическом ор­ганизме (см. рисунок 4). Эти растительные пеплы, то есть силы, мы должны включить в «тело» циркуляционного ритма, — только тогда они вызовут соответствующее полярное противодействие в дыха­тельно-ритмическом процессе.



рис 4

В созерцании все эти взаимосвязи несомненно пред­ставляются так, что становится видно: для понимания человеческого организма они имеют первостепенную важность. Ибо на этот раз (подобно тому, как мы уже должны были сказать: то, что предстает перед нами в виде кремнеземобразующего процесса, имеет отношение ко всему человеку), мы, обратившись к процессу образо­вания растительного пепла, приобретаем некое представ­ление о «срединном» человеке, который, в свою очередь, поскольку имеет как дыхание, так и циркуляционный ритм, в определенном смысле двучленен. Мы приобре­таем это представление, говоря себе: когда мы сначала рассматриваем то, что наверху — то есть дыхательный ритм, оказывается, что строение этих органов в основ­ном обусловлено процессом, полярно противополож­ным тому, который является нам, когда мы сжигаем растение и получаем пепел. В дыхательно-ритмическом процессе происходит своего рода борьба — постоянная борьба против образования растительного пепла, но эта борьба не происходит, если то, что является про­тивной стороной, то, что действительно требуется для этого процесса, не проникает в организм. Мы с вами в своем качестве людей поставлены на Землю, на которой имеются кремнезем-процессы, известь-про­цессы. Мы не были бы людьми, если бы эти процессы захватили бы нас. Мы являемся людьми благодаря тому, что несем в себе полярно-противоположные про­цессы, то есть, благодаря тому, что можем противодей­ствовать процессу образования кремния и несем в себе противоположный полюс, что мы противодействуем процессу образования извести, неся в себе противоположный полюс. Эти полюса мы несем в себе благодаря тому, что у нас образуется голова, и затем это проходит сквозь всего человека в известной нам градации; как я показал на примере нашего дыхательного ритма, мы несем в себе борьбу с процессом испепеления растений. Мы несем в себе противоположный полюс этого процес­са испепеления растений. Если внимательно вглядеть­ся в эти вещи, уже не покажется удивительным, что в определенном смысле, если выразить это грубо, удар вызывает ответный удар. Совершенно очевидно, что ко­гда я соответствующим образом интенсифицирую в ор­ганизме процесс кремнеобразования, противодействие модифицируется; и точно так же ясно, что когда я ввожу в организм продукт процесса сгорания, я вызываю про­тиводействие; и возникает большой вопрос: как нам обрести власть над этими действиями и противодейст­виями? Это как раз то, что я, если обозначить это абст­рактно, буду всякий раз выражать, говоря следующее: очень важно прежде всего распознать, какие процессы происходят внутри человеческого организма и действу­ют вплоть до его "Я" и какие процессы происходят вне человеческого организма. Эти процессы дифференци­рованы внутри и снаружи. Но внутри и снаружи они друг другу полярно противопоставлены. И в тот самый момент, когда нечто, что по самой своей природе долж­но находиться вне моего кожного покрова, оказывается лежащим внутри него, или в то мгновение, когда нечто действует извне вовнутрь — пусть даже это будет слабое телесное давление, хотя действие это не должно было быть направлено извне вовнутрь, — возникает внут­реннее противодействие, и в этот момент моя задача состоит в том, чтобы придать подобному внутреннему противодействию определенное качество. Если я, к примеру, констатирую, что в человеке вместо нор­мального процесса противодействия окремневанию возникает слишком большая, слишком интенсивная склонность к этому процессу, то я должен отрегулировать его извне, введя соответствующее вещество и вы­звав тем самым противодействие; это уже происходит само собой.

Это и есть то, что приводит к постепенному прозре­ванию во взаимодействие человека с внешним миром. Если вы действительно приходите к пониманию того, каким образом силой, противодействующей "Я", являет­ся то, что лежит в основе процесса кремнеобразования, (когда "Я" желает действовать через конечности и об­мен веществ), если далее вы узнаете, что то, что в кремнеобразующем процессе является действием вещества, сильнее всего действует в человеческой голове, и затем сможете сказать себе, что то, что является действием силы, но имеющей меньшую интенсивность, должно в голове человека приходить на помощь "Я", — тогда вы получаете возможность проникнуть взглядом в то, как действует это "Я" в человеке. И вот, рассматривая отно­шение "Я" человека к системе конечностей и обмена веществ, мы видим, что именно в этом взаимоотноше­нии и таится источник человеческого эгоизма. К этой системе человеческого эгоизма относится, несомненно, и половая система. И "Я" действует косвенно — через половую систему — когда в наибольшей степени прони­зывает человеческое существо эгоизмом.

Если вы это поймете, вы скажете: несомненно, существует определенная противоположность между тем, как "Я" подчиняет себе кремний в своем воздей­ствии на человека со стороны системы конечностей, и тем, как это "Я" действует, исходя из человеческой головы благодаря кремнию. Здесь оно действует, в ка­ком-то смысле освобождая от эгоизма. И когда все это исследуется с духовнонаучной точки зрения, то видно, что действие здесь дифференцировано.

Если бы я изобразил это примечательное дейст­вие схематически, то я, пожалуй, сказал бы так: то, что "Я" (теперь уже в качестве реального элемента ор­ганизации) совершает в человеке со стороны системы конечностей посредством кремния (см. рисунок 5, крас­ное), это то, что преимущественно собирает человека воедино, это в известном смысле все то, что присутст­вует в человеке в качестве соков и связано в недиффе­ренцированное единство, так что составляет некое недифференцированное единое целое.



рис 5

Все то, что является тем же процессом, но уже (в отношении сил), с наименьшей, насколько это возмож­но, интенсивностью кремнеобразования, — все это действует в противоположном смысле (см. рисунок 5, желтое), оно действует дифференцирующим образом, оно излучает благодаря кремнию. Снизу вверх чело­век сливается, делается недифференцированным, сверху вниз он дифференцируется, дифференциру­ется в разных направлениях. Но в связи с человеком это означает: силы, органически наличествующие в го­лове, дифференцируются в отношении их действия на отдельные органы. Они в определенном смысле возбу­ждаются тем своеобразным кремниевым процессом, который протекает в организме головы, и стремятся упорядоченно действовать в своих органах, упорядо­чивать свое поведение в сердце, печени и т. д.

Перед нами, таким образом, один и тот же процесс, который, действуя в направлении снизу вверх, все в человеке смешивает, действуя же сверху вниз, пластиче­ски все расчленяет, в определенном смысле овладевает организацией и упорядочивает все, образуя отдельные органы. Если же мы, с другой стороны, усвоим себе та­кое воззрение, согласно которому то, что в человеке на одной стороне представляется смешением, на другой стороне выступает как стремление вылиться в форму различных органов (то есть что существует организа­ция дифференцирующая в противовес организации синтезирующей), и что при этом у отдельного человека могут быть различные нарушения, тогда мы постепенно начнем учиться лечить его, если в этом отношении что-то не в порядке. Это мы увидим в следующих лекциях. Пока же, предпринимая исследования в этом направ­лении, мы должны быть предельно осторожны. Ведь, посмотрите, что делает, скажем так, «внешняя» наука, когда исследует человеческий организм? Эта «внешняя» наука, к примеру, говорит: в человеческом организме есть кремний, в человеческом организме есть фтор, в человеческом организме есть магний, в человеческом организме есть кальций. Таким образом, «внешняя нау­ка» говорит о кремнии, что он есть в волосах, что он есть в крови и что он есть в моче. Давайте возьмем эту пару: кремний есть в волосах и кремний есть в моче.

Материалистическая наука не различает здесь ни­чего другого, кроме того, что когда исследуются волосы, в них находят кремний, но и когда исследуется моча, в ней тоже находят кремний. Но ведь это совсем несуще­ственно, что какое-то вещество где-то находится. Это со­вершенно несущественно потому, что кремний, находя­щийся в волосах, действует оттуда вовне. Мы не просто так имеем волосы, но и от волос обратно на организм действуют силы, и силы тончайшие — тончайшие силы идут от волос обратно в организм. В моче же мы имеем кремний потому, что там он присутствует в качестве че­го-то в общем-то лишнего. Это то, что не было использо­вано, то, что выделилось. Это совершенно неважно, что он там есть — потому что он там бездеятелен, ибо здесь выводится то, что не должно действовать, чего слишком много. В моче находится именно тот кремний, которому нельзя находиться в организме и который, следователь­но, не имеет для него ни малейшего значения. Это так, когда мы исследуем какое-нибудь отдельное вещество, допустим, магний. Если бы в зубах не было бы магния, не было бы и зубов, ибо в магниевом процессе живут те силы, которые непосредственно, в самом широком смыс­ле участвуют в их построении. Вы слышали об этом в лекции профессора Ремера. Но магний, утверждает ма­териалистическая наука, есть и в молоке. Но в молоке магний не имеет никакого значения. Ибо молоко суще­ствует в своем качестве молока благодаря тому, что оно достаточно сильно, чтобы изгнать из себя находящийся внутри магний: в молоке магний как таковой искать не следует. Мы, разумеется, можем обнаружить его путем анализа, но в молочнообразующем процессе дело обсто­ит таким образом, что он возникает благодаря тому, что он может отталкивать от себя силы магния. Мы узнаём что-то об этой своеобразной противоположности между процессом образования зубов и процессом образования молока благодаря тому, что знаем: магний в процессе об­разования зубов является чем-то существенным, чем-то, что динамически участвует в этом процессе. В процессе же образования молока он — как телеге пятое колесо, он здесь является осадком. Равным образом, к приме­ру, фтор, который играет столь существенную роль в зубной эмали, — без него мы не поймем всего процесса эволюции зубов. Он тоже присутствует в моче, но тоже в качестве процесса осаждения, и не имеет в ней никако­го значения. Фтор, имеющийся в моче — это как раз то, что организм, если он имеет для этого достаточно сил, выделяет, поскольку не может его использовать.

Простое физическое исследование того, находит­ся ли что-то там-то, по существу ничего не решает, но следует всякий раз знать, является ли нечто актив­ным и по праву ли находится на соответствующем месте или же оно находится там потому, что его туда выкинули. Этим все и решается. И самое существен­ное в том, чтобы мы усвоили себе подобные понятия, чтобы понимать человека и вообще органические суще­ства в их здоровом и больном состоянии. Однако нас постоянно принуждают к тому, чтобы, говоря более популярным языком, не прибегать к помощи всего этого, ибо наша эпоха слишком мало образована в от­ношении тонких понятий, и поэтому мы вынуждены говорить в большей мере абстракциями, и поэтому, собственно, и не бываем поняты. Борясь с материа­лизмом, очень часто остаешься непонятым. Но если мы обратимся к тем областям (можно было бы обра­титься и к совершенно другим), где находится самое характерное из того, что, собственно, должен знать ученый, и для чего он располагает фактами, которые может изучать, тогда именно благодаря духовной науке мы приходим к тому пункту, в котором можно показать, что представление о чем-то, что анализи­руется в качестве вещества, исследуется методами физико-химической науки, и о чем говорят, что оно находится там-то, а это — там-то, — что подобное представление не может привести ни к чему, кроме как к заблуждению.

Вот то, что я хотел сообщить сегодня в качестве введения. Завтра мы продолжим наш разговор.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция первая iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция первая iconЛекция первая
И перед этой пропастью между частными и общими истинами недостаточно подготовленных людей настигает обыкновенно недоверие

Лекция первая iconПервая часть Собственно об образовании речи. Первая лекция Собственно об образовании речи
Это расчленение будет таковым: я дам пояснения об образовании речи и о драматическом искусство, а фрау Штайнер возьмет на себя ту...

Лекция первая iconЛекция первая
Сегодня я хотел бы опять говорить в связи с только что представленной сценой из первой части "Фауста", чтобы получить некое единство,...

Лекция первая iconЛекция первая
Поэтому — завтра и послезавтра вы увидите почему — я кладу сегодня в основу тот исторический обзор нового развития человечества,...

Лекция первая iconЛекция первая
В четырех лекциях, которые мне предстоит прочесть в ходе нашего Генерального собрания, я хотел бы поговорить с вами о связи человека...

Лекция первая iconЛекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18

Лекция первая iconЛекция первая
При этом вы должны будете прежде всего различать знания, основанные на традиции, на человеческом соглашении, – хотя, возможно, пока...

Лекция первая iconЛекция первая
К тому, что является лишь малой частью человека, нам нужно добавить, если можно так выразиться, «жидкого» человека, не подчиня­ющегося...

Лекция первая icon1. Лекция: Что такое asp. Net
Дается обзор различных web-технологий. Объясняется преимущество asp. Net. Описывается процесс подготовки среды разработки приложений....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции