Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал»




Скачать 110.1 Kb.
Название Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал»
Дата публикации 29.05.2014
Размер 110.1 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Курсовая работа > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа № 4.


Утверждаю

Директор МБОУ.

«30» августа 2013 года

ФИО: /Исаева Г. В./



Рабочая программа

Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал»

для 4-5 классов срок реализации программы 1 год

Учитель: Калагин А. В.

2013 г.

г. Видное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» для 4-5 классов составлена на основе авторской программы Г. А. Суязовой «Мир вокального искусства» Волгоград: Учитель, 2009.

Направленность дополнительной образовательной программы

Художественно-эстетическая.

Новизна программы

Особенностью данной программы является то, что она направлена на расширение художественно-эстетического кругозора учащихся. Программа позволяет школьникам заглянуть в чудесный мир детского эстрадного пения, чтобы получить много увлекательных и полезных сведений о великолепном человеческом инструменте - голосе. Программа также предусматривает развитие интеллектуальных способностей учащихся за счет выполнения заданий повышенной трудности, участия в разнообразных концертах и конкурсах.

Актуальность программы

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.

Педагогическая целесообразность программы

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Цель программы:

Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи программы:

  • Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

  • Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.

  • Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

  • Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.


Отличительная особенность.

Является принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

Возраст детей.

Программа предназначена для учащихся 4-5 классов (10-11 лет)

Сроки реализации

1 учебный год

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками: пение в унисон;

  • певческий диапазон в пределах 1,5 октавы; передача простого ритмического рисунка; четкая дикция

  • свободное владение дыханием;

  • способность передать характер произведения;

  • владение динамикой р - mf.

  • репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух: музыку разного эмоционального содержания; музыкальные жанры (песня, танец, марш); одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму; средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм; музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян; знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор

Формы подведения итогов реализации

Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.
Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Плановые

сроки

Скорректированные сроки

Теория

Практика









Введение.

2

1

1

1-я неделя

сентября






Концерт-презентация

2

1

1

2-я неделя

сентября






Музыка в нашей жизни

3

1

2

3-4 неделя сентября






Положительные эмоции


3

1

2

октябрь






«Ни слуха, ни голоса»


3

1

2

октябрь






Знакомство с голосовым аппаратом.

3

1

2

ноябрь






Здоровье и уход за голосом.

3

1

2

ноябрь






Певческая установка.

3

1

2

декабрь






Взаимосвязь речи и пения

4

1

3

январь






Работа в ансамбле

5

2

3

январь






Звукообразование

5

2

3

февраль






Работа над репертуаром.

4

1

3

март






Определение примарной зоны звучания

3

1

2

март






Работа над расширением певческого дыхания

4

1

3

апрель






Выявление тембров

4

1

3

апрель






Музыкально-теоретическая подготовка

2

2

-

май






Основы музыкальной грамоты:

3

3

-

май






Концертно-исполнительская деятельность

7

-

7

Школьные праздники






Подготовка к концертным выступлениям

7

-

7

Школьные праздники




Итого 68 часов


Основное содержание

Введение. (2часа)

Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом Искусство пения - искусство души и для души.

Концерт-презентация(2часа)

Выступление учащихся предыдущих лет обучения.

Музыка в нашей жизни. (3часа)

Роль и место музыкального и вокального искусства.

Положительные эмоции (3часа)

Как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

«Ни слуха, ни голоса» (3часа)

И перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности.

Знакомство с голосовым аппаратом. (3часа)

Голосообразование - рождение звука. Вибрация и дыхание - основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки.

Здоровье и уход за голосом. (3часа)

Знакомство с детьми, изучение способности к пению. Координационно-тренировочные занятия.

Певческая установка. (3 часа)

Унисон. Дикция

Взаимосвязь речи и пения (4 часа)

Как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция - условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок.

Работа в ансамбле (5 часов)

Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Звукообразование (5 часов)

Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность работы над звуком.

Работа над репертуаром. (4 часа)

Разучивание распеваний. Работа над чистотой интонации.

Определение примарной зоны звучания (3 часа)

Работа над мелодическим слухом.

Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы.

Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы.

Работа над расширением певческого дыхания (4 часа)

Совершенствование грудо-диафрагмического дыхания.

Выявление тембров (4 часа)

Работа над ритмическим слухом;

Работа над расширением диапазона;

Работа над художественным исполнением произведений.

Музыкально-теоретическая подготовка (2 часа)

Дирижерский жест

Основы музыкальной грамоты: (3 часа)

Ровно 7 цветов у радуги - а у музыки - 7 нот.

Концертно-исполнительская деятельность (7 часов)

Это результат, по которому оценивают всю работу вокального кружка. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

Подготовка к концертным выступлениям (7 часов)

Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль - воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа»

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы



  • Родионов, В. А. Слова души и ноты сердца: песни - Чугуев: изд-во «III тысячелетие», 2004. - 144 с. - ISBN 9-667621-29-4.

  • Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  • Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

  • Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: ACT; Астрель, 2007.

  • Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер , 2007.


Список литературы


  • Кульневич, С. В., Иванченко, В. Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое пособие дли руководителей образовательных учреждений дополнительного образования детей, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИГПС. - Ростов-н/Д: изд-во «Учитель», 2005. - 324 с. - ISBN 5-87259-296-5.

  • Попов, В. Методика музыкального воспитания. - М.: Музыка, 2007.

  • Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н. К. Беспятова. - М.: Айрис- Пресс, 2003.- 156 с.

  • Программа: Музыка для внешкольных учреждений и образовательных школ. - М.: Просвещение, 2010. - 476 с.

  • Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе. - Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 2008. - 143 с.

  • Способин, И. В. Элементарная теория музыки. - М.: изд- во «Музыка», 2004.

  • Шмагина, Т. С. Музыка в московских школах: сценарии уроков с методическими комментариями: пособие для учителя. - М.: МИРОС, 2006. - 128 с. - ISBN 5-7084-0028-5.

  • Энциклопедия для юных музыкантов / авторы-сост. И. Ю. Кутерский, Е. В. Минина; оформл. «Диамант». - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 2005. - 576 с


СОГЛАСОВАНО

На заседании

методического объединения

протокол № 1 от 28.08 2013 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по воспитательной работе

Мензелеева С.А.

«29» августа 2013

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» icon Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного...
Теоретико-методологические основы воспитания эстетической культуры школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической...
Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» icon Воспитание эстетической культуры школьников в условиях дополнительного...
Защита состоится 29 апреля 2009 г в 14. 00 час на заседании диссертационного совета дм 212. 009. 07 Астраханского государственного...
Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» icon Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Деятельность программы осуществляется в художественно эстетической направленности
Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» icon Пояснительная записка Данная программа относится к художественно-...
Данная программа относится к художественно- эстетической направленности. В современных условиях исключительное значение приобретает...
Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» icon Участие в заочной форме предполагает исполнение одного произведения в следующих номинациях
Вокал. Песня композитора А. Ермолова, Мировой хит, Ретро-хит, Песня из кинофильма, Эстрадный вокал, Народный вокал, Академический...
Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» icon Участие в заочной форме предполагает исполнение одного произведения в следующих номинациях
Вокал. Песня композитора А. Ермолова, Мировой хит, Ретро-хит, Песня из кинофильма, Эстрадный вокал, Народный вокал, Академический...
Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» icon Рабочая программа по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, образовательной области «Художественное творчество», образовательному...
Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» icon Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» icon Занятие №3 Становление классицизма русской литературе 30-50-х годов...
Занятие №3 Становление классицизма русской литературе 30-50-х годов XVIII века. Специфика художественно-эстетической системы
Рабочая программа Дополнительного образования художественно-эстетической направленности по курсу «Вокал» icon Рабочая программа «Активисты школьного музея» на 2013-2014 учебный...
Программа: «активисты школьного музея», типовая, специализированного уровня, туристско-краеведческой направленности
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции