Скачать 235.07 Kb.
|
ГУ «Средняя школа №4 им. М. Маметовой отдела образования Федоровского района» Костанайской области ПРОГРАММА прикладного курса по биологии «Многообразие и эволюция органического мира» Колычева Татьяна Алексеевна, учитель биологии высшей категории высшего уровня квалификации СШ №4 им. М. Маметовой с. Федоровки, Костанайской области село Федоровка 2012 год Учебно-методический комплекс по предмету «Биология», прикладной курс «Многообразие и эволюция органического мира», 2012 год, с. Федоровка Костанайской области, ГУ «Средняя школа №4 имени М. Маметовой отдела образования Федоровского района» Составитель: Колычева Т. А. – учитель биологии высшей категории средней школы №4 им. М. Маметовой с. Федоровки, Костанайской области Учебно-методический комплекс позволяет реализовать профильную подготовку обучающихся на старшей ступени обучения. В данном сборнике представлен опыт инновационной деятельности педагога по разработке программы прикладного курса для реализации профильного обучения по предмету базисного учебного плана «Биология». Изучение материала данного курса направлено на прикладную подготовку обучающихся к деятельности в рамках профиля обучения, расширение, систематизацию и углубление знаний по профильному предмету и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля. Материалы сборника могут быть использованы учителем не только при изучении предмета на профильном уровне, но и на базовом уровне при проведении внеклассной работы по предмету. СОДЕРЖАНИЕ: Программа прикладного курса «Многообразие и эволюция органического мира» 10 класс естественно-математического направления, 34 часа
Программа прикладного курса «Многообразие и эволюция органического мира» 10 класс естественно-математического направления профилизации, 34 часа Автор: Колычева Т. А. – учитель биологии СШ №4 им. М. Маметовой с. Федоровки Пояснительная записка. Концепция модернизации современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего среднего образования, которые предполагают, что модель образовательного процесса должна осуществляться на основе сотрудничества педагога и ученика, гармоничного сочетания различных методик обучения, обеспечивающих использование различных видов самостоятельной учебной деятельности. Прикладные курсы являются обязательным компонентом профильного обучения. Прикладной курс «Многообразие и эволюция органического мира» предназначен для учащихся 10 -11 классов естественно-математического направления профилизации. Курс составлен в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта РК, учебной программы по предмету «Биология». Прикладной курс «Многообразие и эволюция органического мира» позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции. При этом обобщаются основные понятия, ведущие идеи, выявляются связи между ними, показывается их практическое и мировоззренческое значение. Содержание и методика преподавания курса направлена на комплексное решение задач воспитания и развития обучающихся, ориентирует старшеклассников на подготовку к итоговой аттестации, к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам по предмету. Преподавание данного прикладного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, лабораторного практикума, тренингов (работы с тренировочными заданиями и тестовыми тренажерами). Применение разнообразных форм активизации учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты, опорные конспекты и др.), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами. Научно-исследовательская деятельность позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Разнообразие лабораторных, практических, зачетных работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Обучающиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему. Отработка навыка работы с тестовыми тренажерами, умение отбирать и структурировать материал, составлять отчёт о проделанной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями. Изучение материала данного курса направлено на прикладную подготовку обучающихся к деятельности в рамках профиля обучения, расширение, систематизацию и углубление знаний по профильному предмету и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля. Прикладной курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 10 классе средней школы. Цель курса: Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы, осознание значения биологических знаний для объяснения законов природы. Задачи курса: 1. Расширение и систематизация знаний о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы; 2. Овладение научно-познавательными методами изучения объектов живой природы, формирование понимания основных процессов жизнедеятельности живых организмов; 3. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов; 4. Формирование ключевых и предметных компетенций обучающихся, коммуникативных способностей учащихся; 5. Использование теоретических знаний в ходе практических и лабораторных работ; 6. Углубление знаний о биологических закономерностях и явлениях, создание основы для осознанного выбора профессии, обеспечение мотивации самообразования. Ожидаемые результаты Данный прикладной курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно подготовиться к получению будущей профессии в рамках профиля обучения. Содержание курса Общее количество часов – 34ч. Введение (1 ч ) Систематика живой природы. Таксономия. Положение прокариотических и эукариотических организмов в системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов. Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы. Раздел 1. Бактерии (Дробянки) (1 ч.) Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Классификация бактерий. Размножение бактерий. Роль бактерий в природе и значение в жизни человека. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний. Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки. Лабораторные работы: 1. Изучение строения прокариотической клетки. Раздел 2. Вирусы - неклеточные формы жизни. (1 час) История открытия вирусов – неклеточных форм жизни. Отличия вирусов от неживой природы. Строение вируса. ДНК- и РНК-содержащие вирусы. Бактериофаги. Значение вирусов. Демонстрация схем и таблиц, отражающих строение и особенности размножения вирусов Раздел 3. Грибы.(2 ч.) Царство Грибы. Общая характеристика. Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Размножение грибов. Многообразие и классификация грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты, дрожжи. Значение грибов в природе и жизни человека. Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
Лабораторные работы:
Раздел 4. Лишайники (1 ч.) Лишайники – симбиотический организм. Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
Раздел 5. Растения ( 13 ч.) Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Вегетативные и генеративные органы растений. Эволюция растений. Высшие и низшие растения. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные). Многообразие покрытосеменных растений. Ароморфозы растений. Значение растений в природе и жизни человека. Демонстрация схем, таблиц, презентаций, отражающих:
Лабораторные работы:
Раздел 6. Животные (14 ч.) Общая характеристика царства Животные. Эволюция животных. Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Особенности строения простейших. Многообразие: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории, споровики. Значение в природе и жизни человека. Общая характеристика, многообразие и эволюция основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; членистоногие; моллюски; иглокожие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые. Ароморфозы животных. Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
Лабораторные работы:
Заключение (1 час) Многообразие органического мира – результат эволюции. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение о движущих силах эволюции. Тренинги: Работа с тренировочными заданиями и тестовыми тренажерами Тематическое планирование прикладного курса по биологии «Многообразие и эволюция органического мира» в 10 классе ЕМН
Итого: 34 часа; Лабораторных работ – 10. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Уметь объяснять
Уметь сравнивать
Методические рекомендации по проведению занятий В современном школьном образовании ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления Полученные учащимися знания должны отвечать следующим требованиям: прогнозирование, определение, сравнение, объяснение и применение. В основу технологии преподавания прикладного курса ставится деятельностный подход. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учитель может применять на уроках задания, ориентированные на анализ, синтез, сравнение, обобщение; формирование определенных умений и навыков. Актуальны на современном этапе различные приемы познавательно-поисковой деятельности с учетом степени самостоятельности учащихся и т.д. Целесообразно использовать следующие методы и формы организации учебных занятий: лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочными заданиями и тестовыми тренажерами, подготовка проектов, сообщений и докладов учащихся. Занятия проводятся в условиях специально оборудованного кабинета биологии и обеспечиваются наличием необходимого оборудования, приборов, принадлежностей, технических средств обучения, Интернет – ресурсов для демонстраций и лабораторных работ. Используемая и рекомендуемая для учителя литература: 1. Г. И. Локшин Краткий курс для школьников и абитуриентов, «Лист», Москва, 1998 2. Агафонова И.Б. Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников.10 -11 кл.: учебное пособие, Москва, «Дрофа», 2007. 3.. Биология: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – Москва, АСТ: Астрель, 2010 4. А. Яхонтов Зоология для учителя, Москва, «Просвещение», 1982 5. Учебное пособие и сборник тестов для подготовки к ЕНТ, Биология, изд-во «Шын» 6. Н. Лемеза, Л. Камлюк, Н. Лисов Биология в экзаменационных вопросах и ответах, «Айрис Пресс Рольф», 1998 7. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учебное пособие, Москва, «Дрофа», 2007 8. Биология. Большой энциклопедический словарь. 9. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. 10. Жизнь растений Т. 1-6. Москва, «Просвещение», 1974 - 1982. 11. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. Москва, «Мир», 2001. 12. . Ресурсы Интернета Рекомендуемая литература для учащихся:
|
Рабочая программа по биологии Класс Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263). За основу рабочей программы взята... |
Урок на тему «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага для конструирования |
||
Урок по биологии Тема: Многообразие земноводных Значение земноводных... Образовательная – закрепить, обобщить и расширить знания учащихся по теме «Класс Земноводные» |
Загладин Н. В.,Козленко С. И., Загладина Х. Т. Программа курса «История.... Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089; примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и... |
||
Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Программа курса «История.... Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089; примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и... |
Рабочая программа по биологии 6 класс. Составитель: Мусаева Басират... В соответствие с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается... |
||
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса по выбору. Занятия... Мельчайшие представители живого мира – бактерии, низшие грибы, простейшие животные и одноклеточные растения изучаются в школьном... |
Рабочая программа по биологии 11 класс Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню... |
||
Пояснительная записка программа курса составлена с учетом учебного... Программа курса составлена с учетом учебного плана, структуры предмета на основе государственного стандарта школьного образования... |
Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает... Программа рассмотрена на заседании методического объединения естественно –научного цикла |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |