Детская музыкальная школа




Скачать 140.08 Kb.
НазваниеДетская музыкальная школа
Дата публикации22.05.2014
Размер140.08 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Курсовая работа > Программа


СПБ ГБОУ ДОД
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

Им. Н. А. Римского-КОРСАКОВА
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

В области музыкального искусства

По 01. Музыкальное исполнительство

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

АНСАМБЛЬ (СКРИПКА, АЛЬТ )

Срок обучения 9 лет.


Программа составлена преподавателем Сеидов Ю. Б.

Утверждена на заседании струнного отдела 29. 08 .2012 г.

1.Введение
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Скрипка.Альт» (2012 г.).

Данная программа предназначена для занятий с детьми, обучающимися в 1-8 (9) классах музыкальных отделений ДМШ и входит в обязательную часть предметной области «Музыкальное исполнительство».

Учебная программа по ансамблю, так же, как и учебная программа «Специальность » (ПО «Скрипка.Альт»), ориентирована на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся ДМШ, выявление музыкально – одарённых детей, и подготовку их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные учреждения музыкального искусства.

Следует отметить, что работа по этой программе не требует «специальных условий для особых детей», а предполагает массовое обучение юных скрипачей мастерству ансамблевой игры.
2. Пояснительная записка
Основная направленность настоящей программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта, как участника ансамбля.

К занятиям юных скрипачей, альтистов по учебному предмету «Ансамбль» могут привлекаться ученики, обучающиеся на других отделениях (смешанные инструментальные и инструментально – вокальные ансамбли любого состава). Кроме того, обучение игре в ансамбле может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений ученика и преподавателя.

С 1 по 3 классы занятия ансамблем рекомендуется проводить на уроках специальности. С 4 по 7 классы, на основании примерных учебных планов (ФГТ), в связи с усложнением специальных задач и расширением репертуара, необходимо ввести ансамбль, как отдельный предмет.

.

Форма проведения занятий - мелкогрупповая
3. Цели и задачи учебного предмета

Основные цели и задачи:

формировать у ребят практические навыки ансамблевой игры;

-ознакомить с инструментальной музыкой разных эпох, стилей и жанров;

- развить навыки чтения с листа, транспонирования;

- расширить общий кругозор.
Работа над ансамблевыми произведениями является неотъемлемой частью музыкального развития учащихся. Навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в музыкальной школе. С скрипичных ансамблей начинается обучение искусству совместной игры. Курс скрипичного ,альтового ансамбля входит в обязательные предметы учебного плана. В первом классе маленький ученик осваивает элементарные правила дуэтной игры. В процессе обучения он должен овладеть всеми видами «ансамблевой техники»: способы достижения синхронности при взятии и снятии звука, чувствование единого темпа при совместной игре, общее ощущение ритма. Далее задачи для участников ансамбля расширяются. Для достижения слаженности совместной игры ученик должен овладеть следующими навыками: согласование приёмов звукоизвлечения и динамики исполнения, передача голоса от партнёра к партнёру, соблюдение общности ритмического пульса, отсчёт пауз (особенно, длинных), во время которых ученик должен слышать звучащую в другой партии музыку.

При работе над ансамблевыми произведениями у учащихся развиваются такие важные качества, как умение слушать не только собственное исполнение, но и другую партию, а также звучание всей музыкальной ткани произведения; воспитывается умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо, подчиняться его воле; активизируется фантазия и творческое начало; повышается чувство ответственности за качественное исполнение своей партии.

Репертуар скрипичных ансамблей достаточно объёмен. Ученик имеет возможность ознакомиться с музыкальными примерами из симфоний, опер, балетов, изучить многообразие народной музыки. В настоящее время появилось много ансамблевых переложений музыки из кинофильмов, мультфильмов, джазовых произведений, которые вызывают большой интерес у ребят.













    1. 4. Учебные планы. Трудоёмкость в часах



«Скрипка.Альт» Срок обучения 8(9) лет.


Обязательная часть (недельная нагрузка в часах)

Наименование предмета

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Ансамбль

-

-

-

1

1

1

1

-

2

Вариативная часть (недельная нагрузка в часах)

Ансамбль

-

-

-

-

-

-

-

1

-

Консультации (годовая нагрузка в часах)

Ансамбль

-

-

-

-

2

2

2

-

2

Аттестация (годовой объём в неделях)

(контрольные уроки или зачёты)

4,5,7 класс, во втором полугодии; 9 класс, во втором полугодии


«Скрипка.Альт» Срок обучения 8(9) лет. Обязательная нагрузка





Срок обучения 8 лет

Только на 9 класс

Максимальная учебная нагрузка

330

132

Аудиторные занятия

132

66

Самостоятельная работа

198

66



«Скрипка.Альт» Срок обучения 8(9) лет. Вариативная часть





Срок обучения 8 лет

Только на 9 класс

Максимальная учебная нагрузка

82,5

-

Аудиторные занятия

33

-

Самостоятельная работа

49,5

-


Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, получения учениками, которые планируют продолжить своё музыкальное образование, дополнительных знаний, умений и навыков. При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.

Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДМШ.

В самостоятельную работу входит:

- выполнение домашнего задания – по 1,5 часа в неделю

- посещение учреждений культуры (филармония, театры, музеи и др.)
- участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность (в течение всего периода обучения)

    1. .

5. Требования к уровню подготовки учащихся
- приобретение навыков ансамблевого исполнительства;

-знание ансамблевого репертуара: основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века, произведения для ансамблей современных русских и зарубежных композиторов, а так же, популярной музыки;

-приобретение навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

- приобретение практики концертных и конкурсных выступлений;

-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомству с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки

-наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве участника ансамбля.
6. Контроль знаний и оценка результатов освоения учебного предмета

Рекомендуются следующие формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Формы:

1. Поурочные оценки за самостоятельную работу

2. Контрольные уроки

6. Концертные выступления

7. Промежуточная аттестация

Методы:

1. Обсуждение выступления

2. Выставление оценок

3. Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами



Начинать заниматься ансамблем рекомендуется со II полугодия первого класса (на уроках специальности), после получения учеником первоначальных знаний и навыков игры на скрипке ,альте. Оценка знаний проводится на уроке и на зачётах (контрольных уроках). Учитываются выступления на концертах, конкурсах, фестивалях. Итоговая оценка выставляется по полугодиям.

С четвёртого класса работу ученика рекомендуется оценивать по четвертям. Одной из форм контроля по работе в классе ансамбля является выступления на концертах или на конкурсах (фестивалях) ансамблевой музыки.

В 4, 5, 7,9 классах, во втором полугодии проводятся кконтрольные уроки или зачеты по ансамблю.

В 8 классе (вариативная часть) контрольный урок или зачёт проводится во втором полугодии.

При выставлении годовой оценки учитывается: выполнение плана, все оценки, полученные учащимся в течение года, результаты выступлений на контрольных уроках, зачетах, конкурсах, а также выступления на концертах.

Программы выступлений фиксируются в индивидуальных планах учащегося. Там же отражается профессиональный рост ученика за весь период обучения (грамоты, дипломы конкурсов, сведения по концертной деятельности).
Критерии выставления оценок по ансамблю

за выступления на контрольных уроках или зачётах
«Отлично»:

-на выступлении участники ансамбля чувствуют себя свободно, при этом каждый исполнитель выразительно и разнообразно исполняет свою партию;

-каждый ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры;

- умение выстроить динамическую линию двух партий ансамбля;

- решение тембровых и регистровых задач;

- выступление яркое и осознанное.
«Хорошо»:

-достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;

- ограниченное решение слуховых задач (слышать партию партнёра и сочетание двух партий);

- не совсем убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений
«Удовлетворительно»:

-однообразное исполнение, недостаточные навыки ансамблевой

игры, вялая динамика

«Неудовлетворительно»:

-слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом

7. Годовые требования по классам

(Пояснение к репертуарному списку. Примерные репертуарные списки)
Выбор репертуара зависит от индивидуальных особенностей ученика и находится в компетенции педагога. Программа охватывает весь период обучения учащихся музыкальной школы с 4 по 8 (9) классы.

В каждом разделе программы по классам учитывается необходимость всестороннего ознакомления

с инструментальной музыкой разных эпох, стилей и жанров.
4 класс

В течение учебного года ученик должен пройти 5-6 ансамблевых произведений. Работа над чистотой интонации ( мелодической и гармонической ), над метро-ритмической точностью ,над динамическим соотношением голосов .Развитие музыкально- исполнительских навыков совместного исполнения.

Контрольный урок или зачёт во втором полугодии Желательно, выступления на концертах.
Примерный репертуарный список.



Юный скрипач. Вып. 1( дуэты для двух скрипок).

Ансамбли юных скрипачей. Вып. 1.,2 .

Мазас Ф. Дуэты для двух скрипок.

Скрипичные ансамбли в сопровождении фортепиано. (сост. Маневич Р.)
5 класс

В течение учебного года ученик должен пройти 5-6 ансамблевых произведений. Изучение произведений различных по стилям и жанрам. Достижение учащимися суммы знаний, умений и навыков ,необходимых для слаженной игры в ансамбле. Работа над выразительностью звучания.

Контрольный урок или зачёт во втором полугодии. Желательно, выступления на концертах.




Примерный репертуарный список.
Ансамбли юных скрипачей .Вып. 1. 2. 3.

Моцарт В. Дуэты для двух скрипок.

Мазас Ф. Дуэты для двух скрипок.

Берио Ш. Дуэты для скрипки и альта.

Сборник лёгких переложений для ансамбля скрипачей (мелодии и песни из к/ ф. и м/ ф)..
6-класс.

В течение учебного года ученик должен пройти 5-6 ансамблевых произведений. Продолжение работы над совершенствованием музыкально-исполнительских навыков необходимых для коллективного музицирования ,над музыкальными образами и средствами выразительности. Возможен контрольный урок или зачёт во втором полугодии на усмотрение преподавателя. Желательно, выступления на концертах.
Примерный репертуарный список.
Ансамбли юных скрипачей . Вып. 2 ,3 ,4, 5.

Барток Б.- Мострас К.10 дуэтов для двух скрипок.

Мазас Ф. Дуэты для двух скрипок.

Чайковский П. Сборник переложений для двух скрипок и виолончели

Вивальди А Концерты для двух скрипок соль мажор ,ре минор и ля минор.

Моцарт В. Концерт для скрипки и альта.

Рэгтаймы для струнного ансамбля.

.

7-й класс.

Работа по воспитанию интонационной и ритмической дисциплины.

Продолжение работы над совершенствованием музыкально-исполнительских навыков, над выразительностью звучания - путём более качественного исполнения музыкально-технических приёмов.
Примерный репертуарный список.

Гайдн И. Дуэты для скрипки и альта.

Виотти Д. Дуэтты для двух скрипок.

Ансамбли юных скрипачей. Вып. 4.5, 6.

Моцарт В. Дивертисменты для струнных ансамблей.

Мострас К. Сборник классических дуэтов.

Вивальди А. Концерты для двух скрипок, ре минор. ля минор.

Бах И. С. Концерт для скрипки и гобоя, соль минор.

Бах И. С. Концерт для двух скрипок,ре минор.
8-9 классы.

Рекомендуется совмещать занятия ансамблем и («Оркестровый класс»), если ученик успешно справляется с обязательными учебными предметами по программе. За год, желательно, пройти:

8 класс (в рамках вариативной части) – 1-3 произведения

Контрольный урок или зачёт во втором полугодии.

9 класс – 2-4 произведения (обязательный предмет)

Контрольный урок или зачёт во втором полугодии.



8. Ожидаемые результаты освоения учебного предмета
Результатом освоения программы «Ансамбль» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-знания музыкальной терминологии;

-умение грамотно исполнять музыкальные произведения при игре в ансамбле;

-умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

-приобретение навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

-приобретение первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

-приобретение навыков публичных выступлений;

-приобретение навыков по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

-наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в качестве участника ансамбля;


9. Требования к условиям реализации программы
Минимальное материально-техническое обеспечение:

-реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета
(класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений


-оборудование учебного кабинета: 1- фортепиано

-технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон

Методическое обеспечение учебного процесса:

-рекомендуемые учебные издания - художественный материал по программе

-использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей

Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.




Список рекомендуемой методической литературы.

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965

  2. Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ. ООО «Века-ВС», 2010

  3. Беленький Б. - Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М.,
    «Музыка», 1990

4. «Как учить игре на скрипке в школе». Составитель Берлянчик М. Сборник
статей. М., «Классика
XXI», 2006

  1. «Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых инструментах».
    Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М., «Музыка», 1978


  2. «Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1980. Выпуск 2,

составитель Руденко В.И

  1. «Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1986. Выпуск 7,
    составитель Руденко В.И.

  2. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика XXI»,
    2006

9. Гутников Борис. Об искусстве скрипичной игры. Л., «Музыка», 1988
Ю.Давид Ойстрах. Воспоминания, статьи. Сост. Григорьев В.

М., «Музыка», 2008

1 ГИегуди Менухин. Странствия. Издательство КоЛибри, 2008 12.Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика XXI», 2007 13.Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины. СПб,

«Композитор», 2004

14.Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М., «Музыка», 1985 15.Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки. М.,

М. Развитие вибрато как средства художественной

выразительности. М., «Классика XXI», 2006

17.Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз, 1956 18.Натансон В., Руденко В. «Вопросы методики начального музыкального

образования». М., Музыка, 1981 19.Порсегов А., Тагиев М. «Проблемы мышечных ощущений при игре на

скрипке». Ишыг, Баку, 1978

18.Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., Музгиз, 1983 21.Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя.

«Музыка», 1973 22.Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры скрипача.

19.Янкелевич Ю. И. Педагогическое наследие. 2003 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Детская музыкальная школа iconОбразовательная программа и поурочные планы по предмету «Музыкальная литература» 4-7 классы дши
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №3» г. Омска

Детская музыкальная школа icon«Чернушинская детская музыкальная школа» Вопросы интерпретации этюдов-картин...
В этих сочинениях нашёл законченное выражение тип концертной пьесы, разработанный композитором

Детская музыкальная школа iconДетская музыкальная школа
«Струнные инструменты» (далее – программа «Струнные инструменты(альт)») составлена на основе федеральных государственных требований...

Детская музыкальная школа iconДетская музыкальная школа
«Струнные инструменты» (далее – программа «Струнные инструменты(скрипка)») составлена на основе федеральных государственных требований...

Детская музыкальная школа iconУстав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
«Детская школа искусств им. Б. Н. Молчанова» в соответствии с Федеральным законом от 08 мая 2010 года №83-фз «О внесении изменений...

Детская музыкальная школа iconУчреждение дополнительного образования детей «детская школа искусств...
...

Детская музыкальная школа iconУчебные планы Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Сметанинская детская школа искусств»

Детская музыкальная школа iconУрок зачётного типа по дисциплине «музыкальная литература»
Важной составной частью дисциплины «Музыкальная литература» специальности «Теория музыки» являются индивидуальные занятия

Детская музыкальная школа iconОтчёт о результатах самообследования муниципального бюджетного образовательного...
Педагогическим Советом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Кингисеппская детская...

Детская музыкальная школа iconРабочая программа Музыкальная литература 4 года обучения Составитель:...
В процессе изучения музыкальных произведений учащиеся должны также приобрести умение разбирать музыкальные произведения

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции