Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи




Скачать 140.75 Kb.
Название Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи
Дата публикации 10.10.2014
Размер 140.75 Kb.
Тип Сказка
literature-edu.ru > Курсовая работа > Сказка
«Что за прелесть эти сказки…»

(внеклассное мероприятие по сказкам А.С. Пушкина)

для уч-ся 5-х классов
Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А.С. Пушкина и его творчеству в целом.

Задачи:

- дать детям знания о сказках А.С. Пушкина;

- пробудить интерес к русской литературе;

- познакомить детей со значениями некоторых слов (балда, колымага и т.п.);

- помочь приобрести навыки работы над иллюстрациями сказок с применением нетрадиционных материалов (ваты, тесьма, веток и т.д.)

В процессе игры дети используют свои знания и умения, приобретенные в школе на уроках труда, рисования. Большое внимание уделяется развитию у ребенка:

- фантазии, воображения, любознательности;

- навыков общения, умения слушать друг друга;

- умению анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Оптимальное кол-во участников 25-30 человек, т.е. один класс.
Ход игровой программы
В качестве сигнала к началу программы звучит музыка (фонограмма). Дети входят и садятся за столы. За маленьким столиком сидит Хранительница сказок. Ведущие берут у нее со стола книги с произведениями А.С. Пушкина.

1-й ведущий. «Наша память хранит с малолетства веселое имя Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств?... И рядом с ними – это легкое имя Пушкин…», - так писал о Пушкине замечательный поэт Александр Блок.

2-й ведущий. А сам Александр Сергеевич Пушкин писал в письме: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу «Записки», обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки! Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

1-й ведущий. Разнообразно творчество Пушкина. Когда вы станете старше, вы прочитаете его повести, поэмы. А сегодня мы будем говорить только о сказках.

2-й ведущий. А вот наше дерево сказок. Наш сказочный дуб.

1-й ведущий. Помните строки А.С.Пушкина: «У лукоморья дуб зеленый…»?

2-й ведущий. Но вы обратили внимание, что на нашем дубе нет ни одного листочка, ни одного желудя?

1-й ведущий. Мы надеемся, что к концу нашей встречи на нем появятся и листочки, и желуди как доказательство того, что помните и любите сказки А.С. Пушкина.

2-й ведущий. А это – наша хранительница сказок. Она будет внимательно следить за тем, хорошо ли вы знаете ту или иную сказку Пушкина.

1-й ведущий. Итак, мы начинаем!
Звучит музыка
2-й ведущий. Сейчас на каждом столе появится табличка с названием одной из сказок Пушкина.

1-й ведущий. Затем каждый из ребят (ведущий вносит поднос с карточками) возьмет с этого подноса карточку, на которой написано имя того или иного героя сказки.

Разбивка детей на команды производится следующим образом. Первый ведущий ставит на столы названия сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работники Балде». Второй ведущий предлагает ребятам выбрать с подноса одну из карточек. (Варианты карточек – см. Приложение 1.)

Звучит музыка. Ребята ищут сказку в соответствии со словами на их карточках и рассаживаются за столы.

2-й ведущий. Итак, у нас с вами получилось 4 команды. У каждой команды будет свое название, и каждая выберет себе капитана.
Первый ведущий ставит на столы таблички с названиями команд («Невод», «Яблоко», «Зеркало», «Корыто») а второй выдает капитанам бейджики с названиями команд.
1-й ведущей. Посмотрите, ребята, на наш сказочный дуб. На нем 4 больших ветки, и команд у нас 4, поэтому каждой команде достанется своя ветка.
Ведущие вешают на каждую ветку табличку с названием команды.

Хранительница сказок. А на этих ветках будут появляться дубовые листочки и желуди. Если команда приняла участие в выполнении конкурсного задания, но не победила, то на ее ветке появится дубовый листочек (показывает сделанный из картона и раскрашенный дубовый листик), ну а в случае победы ветку команды украсит желудь (показывает желудь, также сделанный из картона). Команда, на чьей ветке наберется больше желудей, победит в нашей игре. А первое задание, которое вы выполнили, уже было конкурсным, поэтому на каждой ветке появится по дубовому листочку.


Ведущие вешают на каждую ветку по листику.
Звучит музыка (фонограмма). В это время ведущие надевают платки и разыгрывают отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

1-й ведущий. Уж диковина, ну право,

Город у моря стоит!
2-й ведущий. Знайте, вот что не безделка,

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поет, и орешки все грызет.

1-й ведущий. А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра, чистый изумруд!

1-й, 2-й ведущие. Вот что чудом-то зовут!

1-й ведущий. Ребята, вы узнали, из какой сказки этот отрывок? («Сказка о царе Салтане») Молодцы! Значит, вы хорошо знаете сказки Пушкина? Сейчас мы это проверим!

2-й ведущий. Давайте представим такую ситуацию. Вы пришли в библиотеку, чтобы взять сказки Пушкина. Но книжки в ней такие старые и странички такие ветхие, что ветер, однажды ворвавшись в окно библиотеки, перепутал все странички. Что было делать? Мы напечатали вам отрывки из сказок Пушкина, но, ребята, есть у нас подозрения, что не все здесь – строки Пушкина. И мы просим вас помочь нам разобраться.

1-й ведущий. Сейчас мы прочитаем вам, что получилось, а потом каждая команда получит по экземпляру текста, ножницы и обложку, на которой написано «Сказки Пушкина». Вам нужно будет вырезать те строки, которые принадлежат перу А.С. Пушкина. А те строчки, которые, как вам кажется, принадлежат другим поэтам, оставьте на столе. Итак, слушайте внимательно. Читает текст, см. Приложение 2.
Звучит музыка. Команды выполняют задания.

1-й ведущий. А пока наша Хранительница сказок проверяет, правильно ли вы составили сказки, мы с вами поиграем в домино.

2-й ведущий. Но наше домино не простое, а сказочное. Каждая карточка делится на две части: на правой половинке – название сказки, на левой – герой сказки. И так же, как в обычном домино, вам нужно будет подставлять героя к своей сказке, составляя одну линию из карточек домино. (см. Приложение 3)

Хранительница сказок. Все команды справились с заданием. Но команда «___»

(название) справилась с заданием первой и поэтому получает на свою ветку желудь!

1-й ведущий. А как же команды справились с предыдущим заданием?
Хранительница сказок оценивает конкурс по составлению книжечки «Сказки Пушкина»

2-й ведущий. «У лукоморья дуб зеленый…» Я утверждаю, что именно так начинается сказка «Сказка о попе и его работнике Балде»!
Дети отвечают: «Нет!»
1-й ведущий. В этом-то и заключается наш следующий конкурс. Мы вам будем задавать вопросы, а поверите вы нам или нет – это будет зависеть от знания вами сказок А.С. Пушкина.
Капитаны команд получают по две таблички с надписями «Верю» и «Не верю».
2-й ведущий. За каждый правильный ответ команды получают по маленькому листочку. Победит та команда, которая наберет большее количество листочков. Она и получит и получит на свою ветку желудь.

1-й ведущий. Итак, внимание, вопрос! (Приложение 4)

Хранительница сказок. Команда, набравшая наибольшее количество листочков, получает свой очередной желудь. (Идет подведение итогов конкурса)

1-й ведущий. А теперь мы просим вас подняться со своих мест. Мы немножко отдохнем.

Дети занимают места в шахматном порядке.

2-й ведущий. Я утверждаю, что в каждой сказке Пушкина говорится о море! Кто мне поверил молодцы. А кто не поверил, пусть, придя домой, почитает сказки Пушкина и проверит, права я или нет.

1-й ведущий. А сейчас мы поиграем в игру «Море волнуется…»

Игра проводится 3 раза. Дети последовательно превращаются:

В бесенка из «Сказки о попе и его работнике Балде»;

- в золотого петушка из «Сказки о золотом петушке»;

- в коршуна из «Сказки о царе Салтане».

Дети занимают места за столами. Ведущие читают отрывок из «Сказки о попе и его работнике Балде».

1-й ведущей. Поп не ест, не пьет, ночи не спит:

Лоб у него заране трещит.

Вот он Попадье признается:

«Так и так: что делать остается?»

2-й ведущий. Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив.

Попадья говорит: «Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,

А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь, и Балду-то без расправы оставишь».
1-й ведущий. Вы, конечно же, догадались, из какой сказки этот отрывок?

2-й ведущий. А кто из вас обратил внимание, что в нем очень много глаголов?

Ведущие спрашивают у детей, что такое глаголы, на какие вопросы они отвечают (Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопрос Что делать?, Что сделать?, Что делают?)

1-й ведущий. Так вот, А.С.Пушкин в своих произведениях использует большое количество глаголов, потому что именно они позволяют нам, словно своими глазами увидеть, что делает тот или иной герой.

2-й ведущей. Наш следующий конкурс – для капитанов команд.
На площадку выносят 4 мольберта (стенда) с половинками листа ватмана, на которых написано задание. (Приложение 5)
1-й ведущий. Перед вами отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде», в котором пропущены некоторые глаголы. Вам предстоит их вписать. Задание сложное, поэтому капитаны могут пользоваться помощью своих команд.

После того, как все капитаны закончили выполнение задания, Хранительница сказок проверяет правильность выполнения. Победившая команда получает желудь, остальные листочки.
Хранительница сказок. Все же мне хочется узнать, кто из капитанов наиболее силен в знании сказок А.С. Пушкина. Сейчас капитанам предстоит пройти еще одно испытание, за победу в котором один из них получит желудь, но не простой, а золотой, стоит он, как два простых желудя.

1-й ведущий. Итак, в этом конкурсе команды не могут помогать своим капитанам.

2-й ведущий. Все вы знаете телевизионную игру «Угадай мелодию», но там участники отгадывают мелодию с семи нот, а мы с вами будем отгадывать сказку, начиная с семи слов. (Читает задания. Приложение 6)

1-й ведущий. А теперь каждая команда превратится в театральную труппу, чтобы разыграть самые узнаваемые отрывки из сказок А.С.Пушкина.

Время на подготовку – 5 минут.
Звучит музыкальная фонограмма. После подготовки команды по очереди показывают свою сказку. Победившая команда получает свой желудь.




2-й ведущий. А теперь мы превратимся в коллективы иллюстраторов, т.е. художников, которые рисуют картинки в книжках. Каждая команда попробует сделать иллюстрацию к выбранной сказке методом аппликации.
Команды получают по ¼ ватманского листа, клей, кисточки, ножницы, материал для аппликации: цветную бумагу, вату, веточки, верёвочки, золотую бумагу и др.

Как и в предыдущем конкурсе, капитаны вытягивают по карточке с названием одной из сказок. Выполненные аппликации команды уносят с собой.

1-й ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча. Как мы и рассчитывали, на нашем сказочном дубе появились и листочки, и желуди.
2-й ведущий. Давайте же посмотрим, какая команда знает сказки Пушкина чуть лучше других команд.

1-й ведущий. Мы предоставляем слово уважаемой Хранительнице сказок.
Хранительница подводит итоги конкурса. Команда, набравшая наибольше количество желудей, объявляется победительницей и получает приз. Остальные участники получают поощрительные призы.
Хранительница сказок. На этом мы с вами прощаемся. Любите сказки Пушкина, и, каждый раз читая их, старайтесь находить в них что-то новое, неизведанное. До свидания, до новых встреч!
Звучит музыкальная фонограмма, сопровождающая выход детей.



Приложение 1
1. К «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:

  • Пес Соколко

  • Яблочко

  • Чернавка

  • 7 богатырей

  • Зеркальце

  • Месяц ясный

  • Ветер

  • Красно солнышко

  • Королевич Елисей


2. К «Сказке о рыбаке и рыбке»:

  • Корыто

  • Землянка

  • Владычица морская

  • Столбовая дворянка

  • Простофиля

  • Вольная царица

  • Синее море

  • Пряник печатный

  • Усердные слуги

3. К «Сказке о попе и о работнике его Балде»:

  • Бесенок

  • Попадья

  • Попенок

  • Щелчок

  • Старый бес

  • Веревка

  • Зайка

  • Оброк

  • Кобыла

4. К «Сказке о царе Салтане»:

  • Сватья баба Бабариха

  • Дядька Черномор

  • Бочка

  • Белочка

  • Повариха

  • 33 богатыря

  • Комар

  • Коршун


Приложение 2

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир».

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

А комар – то злится, злится –

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела,

Обмерла и окривела.

Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась;

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке».

Но вот перед ними море –

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна.

Долго царь неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Вправду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Что такое?

Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

И девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Приложение 3

Елисей


Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Балда


Сказка о попе и о работнике его Балде

Золотая рыбка


Сказка о рыбаке и рыбке


Царь Дадон


Сказка о золотом петушке


Сватья баба Бабариха

Сказка о царе Салтане



Приложение 4
Вопрос 1.

Верите ли вы, что «Лукоморье» - это место на берегу моря, где в старину выращивали лук?

Ответ. Лукоморье – морской залив, бухта.
Вопрос 2.

Верите ли вы, что «колымага» - это старинная разукрашенная карета, в которой ездили знатные люди?

Ответ. Да, колымага – это разукрашенная карета. В «Сказке о царе Салтане» есть такие строки:

Мать и сын идут ко граду,

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон:

К ним народ навстречу валит,

Хор церковный Бога хвалит.

В колымагах золотых

Пышный двор встречает их.
Вопрос 3.

Верите ли вы, что Балда – это человек, который на балах на все вопросы отвечал только «да»?

Ответ. В сказке А.С.Пушкина «О попе и о работнике его Балде» имя работника Балда не носит в себе оттенка порицания, а употреблено в первоначальном народном значении: тяжелый наконечник, молот, колотушка, кулак».
Вопрос 5.

Верите ли вы, что в «Сказке о рыбаке и рыбке» у старухи кроме желаний стать столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою было еще одно желание, но эти строки не вошли в сказку?

Ответ. Да, после исполнения первых четырех желаний старухи было еще одно:

Проходит неделя, другая,

Вздурилась опять его старуха.

Отыскать мужика приказала –

Приводят старика к царице.

Говорит старику старуха:

«Не хочу быть вольною царицей,

Я хочу быть римскою папой».

Эти строки не были пропущены цензурой и печатаются только в приложении к Полному собранию сочинений А.С.Пушкина.
Вопрос 6.

Верите ли вы, что все сказки А.С. Пушкина заканчиваются словами «Я там был, мед, пиво пил да усы лишь обмочил»?

Ответ. Так заканчиваются только: «Сказка о мертвой царевне» и «Сказка о царе Салтане».
Подтверждения своим ответам командам предлагается найти в книгах, лежащих у них на столах.
Приложение 5
Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» (выделены пропущенные слова):

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит.
Приложение 6
Конкурс капитанов
4 капитана разбиваются на 2 пары.

  • 1-я пара.

Три девицы под окном

Пряли …. ….. (поздно вечерком) «Сказка о царе Салтане»


  • 2-я пара.

Жил старик со своею старухой

У самого …. (синего моря) «Сказка о рыбаке и рыбке»


  • Царь с царицею простился

В путь дорогу …… (снарядился) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Проигравшим капитанам:

Жил-был поп

Толоконный лоб

Пошел поп …… (по базару посмотреть кой-какого товару) «Сказка о попе и о работнике его Балде»



  • Суперигра.

Негде в тридевятом царстве

В тридесятом государстве…….. (жил-был славный царь Дадон) «Сказка о

золотом петушке»


Источник:

(Дмитриева Е., Карпова В. - Воспитание школьников, 2007, №3. – с. 73-79

Приложение 1
Варианты карточек

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи icon Творческая работа «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно! (И. Гёте)»
Цель: расширение представлений о личности А. С. Пушкина, пробуждение у одноклассников интереса к его творчеству
Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи icon Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации...
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине...
Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи icon Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации...
Цель рабочей программы– создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине...
Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи icon Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации...
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине...
Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи icon Урок викторина по сказкам А. С. Пушкина
Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания...
Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи icon Несколько страниц из лирики Пушкина
Цель: вызвать интерес к творчеству А. С. Пушкина через живое знакомство с его биографией, стихами, написанными в разные периоды его...
Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи icon Конкурс рефератов учащихся «Под знаком Пушкина»
А. С. Пушкина, развития интеллектуальных возможностей школьников, пробуждения интереса подростков к истории болдинского края, музею-заповеднику...
Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи icon Викторина в 3 классе Сказки А. С. Пушкина. Шемякина Н. В. Тема: Викторина...
Ребята мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали сказки А. С. Пушкина. Сегодня я предлагаю вспомнить и закрепить наши знания....
Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи icon Сказкам А. С. Пушкина в старших группах. Действующие лица
Ширма, кресло, столик, свеча, перо, чернильница, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам А. С пушкина, ткань для волн, избушка,...
Цель программы: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А. С. Пушкина и его творчеству в целом. Задачи icon Урок изобразительного искусства в 7 классе Тема: «Иллюстрации к сказкам А. С пушкина»
А. С. Пушкина, воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви и интереса к искусству
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции