Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010»




Скачать 118.67 Kb.
НазваниеДиплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010»
Дата публикации09.10.2014
Размер118.67 Kb.
ТипДиплом
literature-edu.ru > Курсовая работа > Диплом
ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

МБОУ СЛАДКО-БАЛКОВСКАЯ СОШ № 13

ДОРОШЕНКО НАТАЛЬИ СЕРГЕЕВНЫ
Образование: высшее (Ростовский Государственный университет по специальности «история».)

Трудовой и педагогический стаж: общий стаж работы 13,7 лет, в МБОУ Сладко-Балковская СОШ № 13 – 7,7 лет.

Повышение квалификации: Курсы повышения квалификации «Деятельностный подход к освоению обучающимися содержания школьного исторического и обществоведческого образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 г.(РО ИПК и ПРО г.Ростов-на-Дону) дополнительная профессиональная подготовка по использованию интерактивной доски «Создание эффективной образовательной среды опережающего развития средствами интерактивной доски» в 2009г. ( РО ИПК и ПРО г. Ростов-на-Дону).

Достижения: диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года - 2010», диплом победителя 1 тура финала областного конкурса «Учитель года Дона - 2010» диплом участника финала конкурса «Учитель года Дона - 2010»), диплом лауреата финала конкурса «Учитель года Дона - 2010» дипломом «Человек года Целинского района - 2010» в номинации «Образование».
В настоящее время актуальным является обращение образовательного сообщества к деятельностному и компетентностному подходам в обучении. Это требование времени, так как развитие нового века будут обеспечивать мобильные люди, умеющие легко ориентироваться в нарастающем объёме информации, владеющие способами действия, социально-активные и нравственно относящиеся к миру.
Я - преподаватель обществознания, поэтому заинтересовалась тем, как можно реализовать новые подходы в образовании во время уроков обществознания и в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности в данном направлении.
Если сравнивать детей с садом, педагогов с садовником, то создается впечатление, что садовник, видимо, давно не заглядывал в свой сад , будучи занят другими неотложными делами. Запущенный, заброшенный, не ухоженный сегодня сад детской души. Но рано или поздно садовник все равно войдет в него, чтобы собрать урожай… Что пожнет он в нем? Не заглушат ли. Не уничтожат ли сорняки и паразиты, не окрепшие хрупкие росточки духовности и нравственности в душах его подопечных?

Я поднимаю проблему духовности и духовно нравственного воспитания.

В инновации «Наша новая школа» говорится, что мы должны воспитывать духовно богатую, нравственную личность, которая станет полноценной ячейкой общества. Что мы видим в реальной жизни? Бездуховность и апатию. Таким образом, возникает противоречие между тем как должно быть и как есть. Эти противоречия приводят к тому, что у учащихся снижается интерес к изучению предмета обществознания.
Исходя из задачи времени – работаю над проблемой: «Активизация познавательной деятельности на уроках обществознания». Ее актуальность определяется состоянием современного российского общества, характеризующимся глубоким кризисом духовности.

Вопросы активизации учения школьников рассмотрела в трудах известных педагогов и психологов (Б.Т.Ананьева, Л.П.Аристова, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, М.А. Данилова, И.Я.Лернера, И.Лингарда).

Исходя из этого, целью моей работы стало: повысить мотивацию учеников к учебному предмету и активизацию усвоения знаний по обществознанию.

Необходимой задачей для достижения выбранной цели стало формирование познавательного интереса учащихся при изучении обществознания.
При работе над данной проблемой использую следующие технологии:

- технология исследования (проблемно-поисковая) – изучая тему «Нации и межнациональные отношения», применяем исследовательскую деятельность. Актуализируем тему, формируем исследовательские группы (2-4 человека), организуем и проводим исследование (анкетирование, социологический опрос, изучение документов, СМИ), и провожу урок в форме дискуссии, на котором подводим итоги исследовательской деятельности.

Решаем задачи, которые активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, ребята формируют свое мнение по проблеме.

Провожу дебаты, например, «Власть, портит человека», «Засилье иностранных фильмов губит отечественный кинематограф».
- игровые технологии –например, ролевая игра «На ярмарку», имитационные игры «Выборы президента», «Заседание Государственной Думы»; - введение в урок элементов игровой деятельности, театральной импровизации, риторической практики позволило создать условия для совершенствования качества публичных выступлений.

Сущность моей идеи заключается в практическом применении ролевых игр при проведении уроков по следующим темам курса обществознания:

8кл. «Политика и политическая жизнь», «Гражданин и государство».

9 кл. «Гражданское общество и государство», «Гражданин-человек свободный и ответственный», «Политические права и свободы».

10 кл. «Политическая деятельность», «Исторический процесс и его участники».

11 кл. «Политическая система и её роль в жизни общества, «Правовое государство», «Демократия», «Политический статус личности».

Один из вариантов в 11 классе по теме «Политический статус личности». При подготовке к уроку учащиеся разрабатывают и готовятся к защите социального проекта на тему «Я – будущий избиратель». Такие приёмы, как упражнения (тренинги), заполнение аналитических таблиц, работа с документами, составление тезисов предполагают как индивидуальную, так и коллективную (групповую) формы работы. Провожу следующие тренинги: «Я – лидер», «Я – мэр города», «Я голосую за тебя», «Доверенное лицо», «Теледебаты претендентов». Например, при выборах «мэра города» кандидаты на основе самоанализа заполняют аналитическую таблицу («Мои достоинства и недостатки») и дают окончательное согласие баллотироваться на должность. Выбранные «эксперты» также отмечают положительные качества кандидата и «защищают» кандидатуру. «Доверенные лица» подчёркивают деловые характеристики, человеческие достоинства, приводят примеры проявления «кандидатом» гражданской позиции. Особый интерес проявляют «избиратели» к «теледебатам претендентов». Это возможное представление – защита социального проекта. Претенденты поочерёдно озвучивают свои программы, оппоненты и зрители могут задавать вопросы. В конце проводится рейтинговое голосование и подсчёт голосов.
Важной задачей уроков обществознания является формирование информационной компетентности. Деятельностный подход даёт возможность усваивать объёмные пласты знаний в силу того, что знание соединяется с практикой, становится значимым для ученика. Работу с информацией веду в направлении поиска и практической апробации. Скажем, любой термин, закон общественного развития можно применить к окружающей действительности, используя сообщения в СМИ, информацию о политическом, экономическом состоянии в обществе и т.д. Работа на уроке направлена на создание многофункционального поля деятельности по преобразованию информации. Во-первых, учу детей работать с обществоведческими терминами. Во-вторых, создаю условия для деятельностного усвоения содержания законов общественного развития. В-третьих, на уроке дети обучаются умению извлекать необходимую для работы информацию из разных источников. В-четвертых, значительное внимание уделяю развитию умения обрабатывать информацию. Ученики имеют возможность переводить информацию из графического представления в текстовое, и, наоборот. Сформирован необходимый для этого банк заданий.

Уроки обществознания являются также мощной основой для развития коммуникативной компетентности. Учу детей не только получать и обрабатывать информацию, но и передавать её, ретранслировать. Обучение приёмам передачи информации - важнейшее из направлений деятельности на уроке. Умение письменно изложить свои взгляды, донести свою точку зрения до оппонента, грамотно вести диалог и результативно работать в группе - залог дальнейшего успешного продвижения ученика в социуме. А урок - это лишь первый шаг для такого продвижения. Предмет "обществознание" ориентирован, в основном, на устную деятельность ученика, однако мне представляется необходимым создание условий и для совершенствования письменной коммуникации. Наиболее целесообразным в русле данного учебного предмета является обращение к написанию эссе - этот жанр удобен для развития, в первую очередь, системности и целостности дивергентного мышления, а также критичности. Мои ученики пишут эссе на свободную тему (в рамках изучаемого материала) или на заданную тему. В этом случае варианты заданий могут быть различны.

Безусловно, мы обращаемся к написанию и тестов, и рефератов; особое значение приобретает написание ребенком исследовательского проекта: «Легко ли быть подростком», «Женщина во власти».

Развитие устной речи на уроках обществознания обусловлено самой спецификой учебного предмета, нужно было лишь определиться с формами и приемами работы. Важно преобразовать урок в пространство интеллектуального общения, для чего мы обратились к использованию на уроках публичных выступлений (на митинге; во время заседания тайного общества; во время заседания Думы и т.д.).
- технология критического обучения – для развития критического мышления использую такие формы работы как «круглый стол», урок-диспут, урок-семинар.

Диалог на уроке обществознания - пространство для выражения личных позиций и научных взглядов, отработки социальных теорий и осмысления философских концепций. Продолжая культурные традиции античных философов, мы переводим в пространство школьного диалога некоторые темы наших уроков ("Политическая сфера и жизнь общества", "Меры государства по борьбе с безработицей", "Что такое идеал" и др.) - усвоение учебного материала через диалоги не только дает прочные знания, но и формирует личную мировоззренческую позицию.

На уроке создаю проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов – мозгового штурма и создания кластера. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется в группах

Источник — «http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B0_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F_%28%D0%B8%D0%B7_%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0_%D0%A0%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%A1.%D0%92.%29»

Данная технология особенно востребована в 10-11 классах, т.к. приходится опираться на факты, изученные в основной школе, а они учащимися основательно забыты. В данной технологии я провожу целые уроки и использую отдельные приемы.

  • Стадия “вызова” направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер. Очень любят учащиеся прием “ключевые слова”.

Данный прием вызывает много вопросов, что показывает высокий познавательный интерес.

Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. В младших классах провожу игру “Самый внимательный читатель”. Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту. В 6 классе к тексту параграфа ученик составил 27 вопросов. В старших классах провожу пресс-конференции, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные. Учащимся очень нравится отвечать на вопросы.

- технология сжатия полученной информации (метод Шаталова) – опорные конспекты, работа с учебником +карандаш, шпаргалки; цель – умение обработать и сжать информацию;

- технология поставь вопрос – задание «змейка», каждая пара задает друг другу вопрос (повторяться нельзя), составление кроссвордов.
Опыт решает не только узкопредметные, но и общепедагогические задачи, так как обществознание имеет межпредметные связи с различными учебными дисциплинами. Формы проведения самые разные: диспуты, конференции, семинары, урок-путешествие, экскурсия., урок-телепередача, урок-суд, творческая защита, нравственная проповедь, "мозговой штурм" и т.д..

Я практикую интегрированные уроки обществознания и русской литературы. Например, в 8 классе изучение тем "Человек и природа", "Глобальные проблемы современности" связываю с именами таких русских классиков, как А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, М. Пришвин, К.Паустовский, а также представителями современной литературы: Р.Рождественский, Э.Асадов, Е.Евтушенко, В.Астафьев, В.Распутин и другие. К уроку по теме "Человек и природа" ученики готовят выразительное чтение стихотворений русских поэтов о природе, выставку художественных книг, прочитанных ими, свои эссе "Плач природы", "Тайна воды", "Я и природа", сообщения по темам: "А.С.Пушкин и русская природа", "М.Ю. Лермонтов и природа", "Тема природы в творчестве писателя (поэта" (по выбору учителя или ученика).

Завершая тему "Глобальные проблемы современности", совместно с учителями литературы, биологии, химии провожу урок- прозренье "Вода- всему голова". Кроме научных сведений о воде, ее значимости в повседневной жизни человека, на уроке звучат любимые отрывки из литературных произведений учащихся, их творческие работы, посвященные изучению образа воды в творчестве различных русских литераторов, ученики готовят проекты по экологическому оздоровлению природы родного края, представляют свои компьютерные презентации "Вода - всему голова", "Вода в русской живописи", "Образ воды в музыке", "О чем скорбишь, мое село?", "Плач родной речки".

Ученики на таких уроках перестают быть пассивными слушателями и созерцателями, а превращаются в активных, творческих участников образовательного процесса, способных наблюдать, чувствовать, сопереживать. Дети получают огромное удовлетворение от проделанной ими самостоятельной работы, возможности высказать свою позицию, критиковать негативные явления в обществе.

В ходе подготовки и проведения таких интегрированных уроков и внеклассных мероприятий учащиеся получают широкий круг знаний, что позволяет формировать у них целостную научную картину мира и развивать их интеллектуальный и творческий потенциал.

В настоящий урок жизни, доброты, душевной щедрости превращается урок-дискуссия по теме "Роль денег в жизни человека" (тема "Товар и деньги" (8 класс), "Деньги" (10 класс), который проводится совместно с учителем литературы, с приглашением известных в селе меценатов и спонсоров, нумизматов, руководителя школьного музея. В ходе урока организуется дискуссия на основе прочитанных ранее учащимися художественных произведений русской и зарубежной литературы: А.С.Пушкин "Скупой рыцарь", Н.В.Гоголь "Мертвые души" (образ Плюшкина), О.Бальзак "Гобсек". Обращение к известным образам классической литературы дает школьникам возможность увидеть, к чему приводит человека страсть к обогащению, как распадается его душа, превратившись в заложника денег.

При изучении темы "Закон и власть", "Правонарушения и виды юридической ответственности" провожу урок-суд. Для размышления на уроке обращаюсь к роману Ф.Н.Достоевского "Преступление и наказание", повести Ч.Айтматова "Плаха", произведениям В.Астафьева "Печальный детектив", "Людочка", повестям В.Распутина "Пожар", "Живи и помни". На примере этих художественных произведений школьники учатся оценивать нравственные критерии и ценности в жизни человека, делать правильный жизненный выбор, осуждать зло, жить по принципам добра и справедливости. Суд над литературными героями: убийцей Раскольниковым, хулиганом Стрекачом, дезертиром Гуськовым дает возможность правильно осознать суть понятий "преступление" и "наказание". При изучении тем, посвященных морали, нравственности, культурным нормам в старших классах провожу уроки в форме нравственных проповедей: "Совесть - мерило ценности человека", "Береги честь смолоду", "Жизнь с идеалом и без", "Бог - это наша совесть" и др.

При прохождении тем по правовому блоку практикую уроки в форме творческой защиты прочитанных книг русских литераторов о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве, ущемлении основных прав человека в обществе. Обычно дети обращаются к произведениям М.Булгакова, А.Ахматовой, О.Мандельштама, А.Солженицина, Р.Гамзатова и др. Трагические судьбы известных деятелей литературы России являются наглядным примером для раскрытия этих сложных тем.

Широкие возможности для проведения интегрированных уроков обществознания и литературы дают темы: "Семья" (8 класс), "Семья и брак" (11 класс). При изучении этих тем я применяю произведения русской классической и современной литературы о семье: А.С.Пушкин "Евгений Онегин" (семья Лариных), М.Е.Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы", Л.Н.Толстой - повести "Детство", "Юность", романы "Война и мир", "Анна Каренина", В.Астафьев рассказ "Уроки французского", повесть "Людочка", А.Алексин "Домашний совет" и др. Когда есть реальные, впечатляющие душу наглядные примеры, созданные в художественной литературе, учителю обществознания бывает легче объяснить детям суть сложных общечеловеческих понятий.

Таким образом, интеграция социально-гуманитарных предметов способствует сокращению временных затрат, и как следствие - снижению умственной нагрузки на учащихся, формированию их ключевых компетенций. Интегрированные уроки обществознания и литературы позволяют социализировать личность ученика, углублять знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека.

Об устойчивом познавательном интересе к предмету свидетельствует выбор учащимися предметов для сдачи итоговой аттестации.

Результаты ЕГЭ по обществознанию: 2009-2010 учебный год – средний балл – 50;

2010-2011 учебный год – средний балл – 56,8; 2011-2012 учебный год – средний балл – 66

С большим интересом ребята участвуют в школьных, районных, областных и всероссийских историко-краеведческих конкурсах. Самые значимые из них:

- Конкурс на лучшую разработку среди учащихся с использование информационных технологий в номинации «Лучшая предметная разработка»;

- Районный конкурс исследовательских работ учащихся туристско-краеведческого движения «Отечество», посвященное празднованию 65-летия Дня Победы в Вов.

- Областной конкурс сочинений школьников «Если бы депутатом выбрали меня…»;

- Дважды отмечены работы в конкурсе «Человек в истории. Россия 20 век»;

- Межрегиональный историко-краеведческий конкурс творческих работ школьников «Служение Отечеству: события и имена»;

- Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива».
По инициативе ребят в нашей школе был открыт театральный кружок, где учащиеся знакомятся с интересной и полезной информацией, раскрывают свой творческий потенциал, овладевают навыками публичного выступления, учатся творчески относится к любой работе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010» iconДиплом I степени (диплом победителя)

Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010» iconО проведении районного конкурса «Литературный лабиринт»
«О проведении регионального (областного) конкурса «Литературный лабиринт», в целях реализации Федеральной целевой программы «Русский...

Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010» iconПротокол районного конкурса «лучший ученик 2014 года»
Награждена грамотой за III место на районном туре предметных олимпиад по биологии. 2011-2012

Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010» iconНоминация «Педагог дошкольного образовательного учреждения»
Диплом I степени – Гилёва Наталья Анатольевна, воспитатель маоу «сош №5», сп «Детский сад №41»

Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010» iconПобедители Крымского республиканского тура Всеукраинского конкурса...

Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010» iconАнкета участника конкурса «Учитель года -2013»
Послужной список (укажите места вашей работы за последние 10 лет и год поступления)

Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010» iconО проведении районного этапа областного конкурса «Мультимедийный...
Районный этап областного конкурса «Мультимедийный урок в образовательной практике педагога» (далее — Конкурс) проводится управлением...

Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010» iconПриговор именем российской федерации «1» ноября 2010 года г. Тольятти...
Сикора С. И., представившего удостоверение адвоката №1121 от 29. 07. 03 года и ордер №37/00-1066 от 08. 2010 года; Гавриленко Е....

Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010» iconО проведении муниципального конкурса мультимедиа презентаций «Энциклопедия...
На основании плана работы отдела образования, районного методического объединения учителей русского языка и литературы

Диплом победителя районного конкурса «Учитель, воспитатель года 2010» iconО проведении районного конкурса «К 700-летию Сергея Радонежского»
На основании плана работы управления образования и в целях воспитания духовно-нравственной личности, приобщения к традициям православной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции