Конспект урока
Тема
|
«Мой первый друг, мой друг бесценный…» (по стихотворению А.С.Пушкина «И.И.Пущину»)
|
Класс
|
Учебник
|
Программа
|
6
|
Учебник-хрестоматия 6 класс. Автор-составитель В.П.Полухина. 4-е изд.- М.: Просвещение, 1997
|
Программа под редакцией В.Я.Коровиной
М. «Просвещение»,2005
|
Урок №
|
Разработал
|
1
(по теме)
|
Криночкина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы
|
Планирование
|
авторское
|
Цели урока
|
Познакомить учащихся с лицейскими годами А.С.Пушкина (жизнью Лицея, друзьями поэта), со стихотворением «И.И.Пущину»;
выявить художественные особенности стихотворного послания;
развивать навык выразительного чтения и анализа стихотворения;
показать, какое огромное значение имеет дружба в жизни каждого человека;
почувствовать, в какой атмосфере зарождалось лицейское братство.
|
Применяемые технологии
|
Microsoft Power Point
|
Применяемые формы работы
|
Слово учителя, сообщение учащегося, выразительное чтение, заочная экскурсия, беседа
|
|
План урока
|
Время
|
1.
|
Заочная экскурсия по Царскому Селу.
|
2 мин.
|
2.
|
Заочная экскурсия по Царскосельскому Лицею.
|
5 мин.
|
3.
|
Сообщение о лицейском братстве.
|
5 мин.
|
4.
|
Встреча Пушкина с И.И.Пущиным в Михайловском в 1825году.
|
3 мин.
|
а) чтение отрывка из «Записок о Пушкине»
Пущина;
|
|
б) рассматривание репродукции с картины Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском».
|
|
5.
|
Выразительное чтение и анализ стихотворения «И.И.Пущину».
|
15 мин.
|
6.
|
Чтение отрывка из повести Л.Либединской «Мой первый друг, мой друг бесценный».
|
9 мин.
|
7.
|
Домашнее задание: наизусть стихотворение «И.И.Пущину», сочинение-миниатюра «Друзья в моей жизни».
|
1 мин.
|
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
А.С.Пушкин
Ход урока
|
Пункт плана №1 Заочная экскурсия по Царскому Селу.
|
Работа учителя
|
№ слайда
|
Работа учащихся
|
Объявление темы, цели, плана урока.
Работа с эпиграфом.
|
№1-4
|
|
Чтение стихотворения Ахматовой «В Царском Селе».
|
№5-6
|
|
«Озерные берега», аллеи великолепного Царскосельского парка сохранили «шелест шагов» Пушкина, а с одной из скамеек на нас и сегодня смотрит задумавшийся и вдохновенный поэт, воплощенный скульптором Бахом.
Здесь каждый уголок напоминает о Пушкине, дышит им. Не странно ли это? Ведь Царское Село – это прежде всего царский Екатерининский дворец, это памятники русских побед - Чесменская колонна, это парки и сады. Но в них прежде всего отдыхали члены царских фамилий, высший свет.
|
№7
|
|
№8-11
|
|
Пункт плана №2 Заочная экскурсия по Царскосельскому Лицею.
|
Как вы думаете, почему город, в котором находились сии «огромные чертоги», теперь носит имя город Пушкин?
|
№12-25
|
Проведение экскурсии подготовленным учеником.
|
Пункт плана №3 Сообщение о лицейском братстве.
|
Лучшие из воспитанников Лицея навсегда сохранили верность юношеской дружбе, идеалам добра, справедливости.
|
№26
|
Рассказ подготовленного ученика о лицейских друзьях Пушкина.
|
№27
|
Анализ эпиграфа.
|
Пункт плана №4 Встреча Пушкина с Пущиным в Михайловском в 1825 г.
|
Именно друзья помогали поэту выстоять в самые трудные минуты его жизни, минуты одиночества.
Уже прославленным поэтом Пушкину пришлось прожить два года в селе Михайловском. Ни родных, ни друзей, только няня Арина Родионовна разделяла его одиночество, да иногда бывал у соседей в Тригорском. И вот однажды ранним морозным утром к поэту приехал лицейский друг Пущин.
Лучше всего об этой последней встрече верных друзей 11 января 1825 года рассказал сам Пущин в своих «Записках о Пушкине».
|
№28
|
а) Чтение отрывка из «Записок о Пушкине» Пущина;
|
№29
|
б) рассматривание репродукции с картины Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»:
- расскажите о том, что вы видите на данной репродукции
|
Пункт плана №5 Выразительное чтение и анализ стихотворения «И.И.Пущину».
|
Чтение стихотворения.
|
|
|
1)Анализ стихотворения.
Сравните описание встречи Пущиным со стихотворением Пушкина. Что общего между ними? Чем они различаются?
С чего начинается стихотворение?
Кроме обращения, для послания характерны пожелания. Укажите пожелания в данном произведении.
Как вы понимаете слова «благословил», «огласил», «утешенье», «заточенье»?
Часто ли употребляются в обыденной речи эти слова? Для чего автор использует их?
Найдите в стихотворении эпитеты. Какие чувства помогают выразить эти эпитеты?
Почему автор использует восклицательные предложения?
2) Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения
3) Вывод: стихотворение «И.И.Пущину» написано в жанре послания. Его особенности:
- обращения;
- пожелания;
- торжественность;
- эмоциональность.
4) Английский поэт Джордж Байрон как-то сказал: «Дружба – это любовь без крыльев».
Какие отношения вы можете назвать дружбой?
О какой дружбе говорится в стихотворении?
|
|
1) Отвечают на вопросы.
2) Выразительное чтение стихотворения.
3) Запись выводов
4) высказывают свое мнение
|
Пункт плана №6 Чтение отрывка из повести Л.Либединской «Мой первый друг, мой друг бесценный».
|
Итоговое слово:
Пушкин умел ценить дружбу и преданность друзьям пронес через всю свою жизнь.
В послании «И.И.Пущину», отправленном в 1827 году в Сибирь, куда был сослан Пущин за участие в Восстании Декабристов, поэт словно возвращает другу святой долг дружбы, напоминая ему о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское.
Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. И ни один человек не может прожить свою жизнь без друзей.
|
|
Чтение подготовленным учеником отрывка из книги Л.Либединской «Мой первый друг, мой друг бесценный».
|
Пункт плана №7 Домашнее задание.
|
Домашнее задание.
|
№30
|
Наизусть стихотворение «И.И.Пущину» А.С.Пушкина.
Сочинение-миниатюра «Друзья в моей жизни».
|
Литература
Учебник-хрестоматия 6 класс. Автор-составитель В.П.Полухина. 4-е изд.-М.: Просвещение, 1997.
«Записки о Пушкине» И.И.Пущин. М, «Детская литература»,1975
«Среди святых воспоминаний…» Лениздат,1989
«Нестандартные уроки литературы 5-7 классы». Автор-составитель И.В.Булгакова. Ростов н / Д: Феникс, 20003.
Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Автор-составитель В.П.Полухина.- 9-е изд.-М.: Просвещение, 2002.
Русская литература в вопросах и заданиях. 5-6 классы. Д.С.Зайцев. М.: Владос, 2001.
|
|