Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 8 класса, выбирающих естественнонаучный профиль обучения в старшей школе. Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю). Программой предусматривается изучение теоретических и практических основ ландшафтного дизайна. Она направлена на рассмотрение ведущего принципа школы: гуманизацию и гуманитаризацию содержания образования.
В программе отражены задачи, стоящие в настоящее время перед естественнонаучным профилем обучения. В связи с низким уровнем биологической и эстетической обстановки в населенных пунктах данный курс направлен на решение этих проблем.
Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, составление проектов озеленения, проведение практических работ, экскурсий.
Цель курса:
1. Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного) в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.
2. Познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям.
3. Показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.
4. Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха
Задачи курса: 1. Познакомить учащихся с историей общего и ландшафтного дизайна, его стилями, с ассортиментом цветочно-декоративных, древесно-кустарниковых, травянистых растений, элементами декоративного оформления мини-участков.
2. Развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна.
3. Воспитывать любовь к природе.
Знания: - о биологических и декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;
- об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;
- о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;
- о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;
- о правилах составления проектов;
- о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;
- об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территорий разного назначения;
- об истории развития садово-паркового искусства.
Умения и навыки: - составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;
- создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;
- рассчитывать экономическую эффективность проекта с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации;
- представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д.
Содержание программы
Тема 1. Введение. (1 час)
Вводная лекция. Ландшафтный дизайн, его принципы.
Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве. История использования человеком травянистых и древесных декоративных растений. Основные направления мирового паркостроения, история и современность. Цели и задачи курса. Входная диагностика.
Тема 2. История ландшафтного дизайна.(2 часа)
1. История создания и развития садово-парковых ландшафтов. Ассиро-Вавилония. Египет. Древняя Греция. Древний Рим.
2. Всемирно-известные дизайны в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения ландшафтной планировки.
Тема 3. Стили ландшафтного дизайна (9 часов)
Всемирно-известные стили ландшафтной планировки. Известные сады и парки. Выбор стиля. Дизайнерские решения. Характер сада. Основные правила ухода.
Практическая работа №1 «Характеристика стиля»
Тема 4. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве.(3 часа)
Понятие о древесных растениях; деревья, кустарники, лианы; вечнозеленые, листопадные. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву- и многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые.
Практическая работа №2 «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка».
Тема 5. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения (8 часов)
Типы посадок травянистых растений. Композиции из деревьев и кустарников. Клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордер, газон, альпийские горки (рокарии). Садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи. Живые изгороди, вертикальное озеленение.
Практическая работа №3 «Проектирование цветочного оформления на фоне газона». Варианты: 1) двусторонней рабатки; 2) треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордера из многолетников.
Практическая работа №4 «Альпийская горка»
Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному назначению. Насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.). Насаждения ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.). Насаждения специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них.
Тема 6. Дополнительное оборудование. (2 часа)
Свет в ландшафтном дизайне. Системы полива и дренажа. Камни. Зимние сады, оранжереи, террасы, флорариумы.
Тема 7. Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества (2 часа)
Услуги ландшафтного дизайнера, Престиж учреждения, начинающийся с состояния прилежащей территории. Влияние рынка на стоимость услуг.
Практическая работа №5 «Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации».
Ландшафтный дизайнер - ученый, художник или экономист? Сведения о профессии, типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области; трудоустройство, востребованность и т. д.
Тема 8. Технология выращивания цветковых растений (2 ч.)
Условия выращивания цветковых растений.
Практическая работа №6 Планирование и разбивка участка по проекту.
Вредители цветковых растений и меры борьбы с ними. Основные болезни цветковых растений. Правила подбора и высадки посадочного материала.
Обработка почвы. Высадка посадочного материала.
Тема 9. Элементы ландшафтного дизайна на территории школы.(4 часа)
Практическая работа №7 «Элементы ландшафтного дизайна на территории школы.» (выполнение одного из разработанных проектов).
Тема 10. Заключительное (зачетное) занятие (1 час)
Поурочно-тематическое планирование
№п/п
|
курса
|
Тема урока
|
Всего часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
Лекции
|
Пр. раб
|
|
1
|
Введение.
|
Ландшафтный дизайн, его принципы
|
1
|
1
|
|
Анкетирование, рисунок, сообщение.
|
2
|
История ландшафтного дизайна.
|
1. История создания и развития садово-парковых ландшафтов
Египет, древняя Греция, Древний Рим.
|
2
|
1
|
|
Реферат, буклеты.
|
2. Всемирно известные дизайны в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения.
Ландшафтные планировки.
|
1
|
|
3
|
Стили ландшафтного дизайна
|
1.Регулярный и пейзажный стили.
|
9
|
1
|
|
Презентации на тему: Стили в дизайне
|
(на выбор)
|
2.Итальянский и пасторальный сады
|
1
|
|
3. Английский пейзажный и русский сады.
|
1
|
|
4. Исламский и мавританский стили.
|
1
|
|
5.Китайский и японский сады.
|
1
|
|
6.Американский колониальный и сельский сады.
|
1
|
|
7. Развитие садового искусства в России.
|
1
|
|
8.Сад в природном стиле, романтический сад.
|
1
|
|
Практическая работа №1 «Характеристика стиля»
|
|
1
|
4
|
Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве
|
1. Общие сведения о травяных растениях
|
3
|
1
|
|
Результаты практических работ, составление списка растений
|
2. Понятия о древесных растениях.
Декоративность.
|
Практическая работа №2 «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка».
|
|
1
|
5
|
Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях
|
1. Газоны. Типы газонов. Семена газонов. Устройство. Рулонные газоны.
|
8
|
1
|
|
Проект озеленения своего участка (пришкольной территории, кабинета, рекреаций) Результаты практических работ.
|
2. Кустарники и бонсаи Клумбы. Рабатки. Бордюры. Миксбордеры. Вазоны. Розарии
|
1
|
|
3. Деревья-крупномеры. Одиночные посадки
|
1
|
|
4. Ручьи. Болота. Водопады и каскады. Фонтаны. Садовые пруды. (п)
|
1
|
|
5. Альпийские горки (альпинарии) и рокарии. Садовые дорожки, патио.
|
1
|
|
6. Подпорные стенки и мостики. Беседки, перголы, павильоны, арки.
|
1
|
|
Практическая работа №3 «Проектирование цветочного оформления на фоне газона».
|
|
1
|
Практическая работа №4 «Альпийская горка» (создание Этапы проектирования)
|
|
1
|
6
|
Дополнительное оборудование
|
1.Свет в ландшафтном дизайне. Системы полива и дренажа.
|
2
|
1
|
|
|
2. Камни. Зимние сады, оранжереи, террасы, флорариумы.
|
1
|
|
7
|
Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества
|
Проектирование ландшафтного дизайна. Документация для проекта. Стоимость ландшафтного проекта
|
2
|
1
|
|
Результаты практической работы.
|
Практическая работа №5«Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации».
|
|
1
|
|
|
|