МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Омский филиал ФБОУ ВПО
«Новосибирская государственная академия водного транспорта»
-
Кафедра
|
Естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин
|
|
(наименование кафедры полностью)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
|
С.3.Вб.2 Предотвращение загрязнения окружающей среды
|
|
|
(шифр и наименование дисциплины)
|
|
|
Специальность
|
180405 .65 Эксплуатация судовых энергетических установок
|
|
|
(код ОКСО и наименование направления или специальности)
|
|
|
Специализация
|
Эксплуатация судовых энергетических установок
|
|
-
(наименование профиля или специализации)
|
|
Форма обучения
|
очная/заочная
|
Курс
|
2/3
|
Семестр(ы) / курс(ы) для ЗО
|
4/3
|
|
|
Форма обучения
|
|
очная/заочная/заоч. уск
|
Курс
|
4/4/3
|
Семестр(ы) / курс(ы) для ЗО
|
7/4/3
|
Лекции
|
46/12/12
|
часов/часа
|
Практические занятия
|
44/12/12
|
часа/часов
|
Лабораторные занятия
|
0/0/0
|
часа/часов
|
Самостоятельная работа
|
110/176/176
|
часа/часов
|
Курсовой проект (работа)
|
50/70/70
|
часов. Семестр / курс для ЗО
|
7/4/3
|
Расчетно-графические (контрольные) работы
|
0/0
|
часов
|
Форма контроля
|
экзамен
|
Семестр / курс для ЗО
|
7/4/3
|
Всего
|
200/200
|
часов
|
|
Омск 2013 г.
Рабочая программа:
Составлена
|
доцентом
|
кафедры
|
СЭД
|
,
|
|
(должность)
|
|
(сокращенное наименование кафедры)
|
|
К.б.н.
|
|
Денисовой Еленой Сергеевной
|
.
|
(ученая степень)
|
|
(Ф.И.О. полностью)
|
|
|
|
Е.С. Денисова
|
|
«
|
|
»
|
|
201
|
|
г.
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф.)
|
|
|
число
|
|
месяц
|
|
год
|
|
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
|
Естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин
|
(наименование кафедры полностью)
|
от
|
«
|
|
»
|
|
20
|
|
Г.,
|
Протокол №
|
|
|
|
число
|
|
месяц
|
|
год
|
|
|
|
Зав. кафедрой
|
ЕНиОПД
|
|
|
|
И.Н. Дергачева
|
|
(наименование кафедры сокращенно)
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф.)
|
Представители УМС филиала, по анализу рабочей программы:
|
|
|
|
|
|
|
|
(должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф)
|
|
|
|
|
|
|
|
(должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф)
|
|
Утверждена решением учебно-методического совета (УМС) филиала от
|
|
|
«
|
|
»
|
|
20
|
|
г.,
|
протокол №
|
|
|
|
|
число
|
|
месяц
|
|
год
|
|
|
|
|
Председатель УМС филиала
|
|
|
|
В.А. Глушец
|
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф.)
|
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических и практических знаний об основных тенденциях и направлениях развития экологически безопасной судовой энергетики, способам предотвращения загрязнения окружающей морской среды.
Задачами дисциплины являются:
- изучение видов и последствий загрязнения морской среды;
- изучение методов контроля загрязнения моря;
- изучение способов предотвращения загрязнения морской среды;
сформировать у студентов достаточный объем знаний о физических аспектах эмиссии вредных веществ, которая имеет место, как в процессе изготовления судовой энергетической установки, так и при ее эксплуатации и утилизации;
сформировать знания студентов об экологическом риске и экологической безопасности СЭУ на всех этапах жизненного цикла продукции;
сформировать у студентов достаточный объем знаний об организации контроля для обеспечения экологической безопасности при эксплуатации и утилизации судна;
ознакомить студентов с основной нормативной документацией, которая регламентирует природоохранную деятельность применительно к судостроительному производству, а также эксплуатации и утилизации судна;
изучить методы уменьшения химического, шумового и теплового загрязнения окружающей среды, изучить устройство и принцип действия приборов для измерения уровня химического и шумового загрязнения;
- развитие способностей выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду в собственной профессиональной деятельности;
- развитие способностей оценивать роль охраны окружающей водной среды для развития и сохранения цивилизации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Предотвращение загрязнения окружающей среды» относится к дисциплинам по выбору математического и естественнонаучного цикла дисциплин ФГОС ВПО.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Предотвращение загрязнения окружающей среды» направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО) (таблица 1):
Таблица 1- Компетенции, формирующиеся при изучении дисциплины
Шифр компетенции по ФГОС
|
Характеристика
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
ОК-15
|
понимание роли охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
ПК-23
|
способность и готовность разработать проекты объектов профессиональной деятельности с учетом физико-технических, механико-технологических, эстетических, экологических, эргономических и экономических требований, в том числе с использованием информационных технологий
|
ПК-28
|
способность и готовность обеспечить экологическую безопасность эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта и сервиса судов и судового оборудования, безопасные условия труда персонала в соответствии с системой национальных и международных требований
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
основные тенденции и направления развития техники защиты окружающей среды;
основополагающие постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся природоохранной деятельности в области судостроительного производства, а также эксплуатации и утилизации судна;
экологический риск СЭУ на всех этапах жизненного цикла: маркетинг, проектирование, изготовление, эксплуатация и ремонт, реновация, утилизация и правила экологической безопасности при них;
основные источники и виды загрязнения морской среды;
последствия загрязнения морской среды;
уметь:
оптимизировать с учетом экологической безопасности корабельные (судовые) энергетические установки;
осуществлять в аспекте обеспечения экологической безопасности технический контроль при эксплуатации судов и их утилизации;
выполнять с учетом экологической безопасности оценку технико-экономической эффективности проектов, технологических процессов и эксплуатации новой морской техники;
разрабатывать проекты объектов профессиональной деятельности с учетом экологических требований;
оценивать роль охраны окружающей среды для развития и сохранения цивилизации;
грамотно реализовать нормативно-правовые акты в области предотвращения загрязнения морской среды;
выбирать рациональный способ снижения воздействия на морскую среду
владеть навыками:
оценки ущерба от загрязнения среды;
обеспечения экологической безопасности эксплуатации судов и судового оборудования в соответствии с системой национальных и международных требований;
расчета критериев экологической безопасности изготовления, эксплуатации и утилизации судна;
разработки документации, регламентирующей с позиций экологической безопасности технологические процессы судостроительного производства, эксплуатации СДУ и судна, также его утилизацию в соответствии с действующей нормативно-правовой базой в области природоохранной деятельности;
использования информационных технологий при разработке экологических паспортов предприятий и объектов морской техники
4. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
Междисциплинарные связи дисциплины «Предотвращение загрязнения морской окружающей среды» представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Междисциплинарные связи дисциплины
Обеспечивающие дисциплины, модули,
практики
|
Обеспечиваемые дисциплины, модули,
практики
|
Наименование
дисциплин, мо
дулей, практик
|
Наименование конкретных вопросов (тем), необходимых для изучения
данной дисциплины
|
Наименование дисциплин, модулей,
практик
|
Наименование конкретных вопросов (тем), необходимых для изучения данной дисциплины
|
Химия
|
Основные классы неорганических соединений
|
Судовые энергетические установки
|
Судовые устройства и системы. Принцип действия, основы конструкции судовых дизелей
|
Экология
|
Загрязнение окружающей среды
|
Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
|
Международные и национальные требования по предотвращению загрязнения с судов, способы борьбы и оборудование для предотвращения загрязнения окружающей среды. Процедуры по борьбе с загрязнением
|
Безопасность жизнедеятельности
|
Химически опасные вещества
|
5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, распределение трудоемкости приведено в таблице 3.
Таблица 3 - Трудоемкость дисциплины
Вид учебной работы
|
Трудоемкость, час.
|
Очное обучение (О)
|
Заочное обучение (3)
|
Всего
часов
|
Семестр
|
Всего часов
|
Курс
|
4
|
3
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
72
|
72
|
72
|
72
|
Аудиторные занятия
|
32
|
32
|
8
|
8
|
Лекции
|
16
|
16
|
4
|
4
|
Практические занятия (ПЗ)
|
-
|
-
|
4
|
4
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
16
|
16
|
-
|
-
|
Самостоятельная работа (CP)
|
40
|
40
|
64
|
64
|
Курсовой проект (работа)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Расчетно-графические (контрольные) работы
|
-
|
-
|
20
|
20
|
Иные виды самостоятельной работы (реферирование, изучение литературы, подготовка к экзамену, зачету)
|
40
|
40
|
44
|
44
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
Зачет
|
Зачет
|
Зачет
|
Зачет
|
|