Скачать 121.43 Kb.
|
Авторская методическая система воспитательной работы Курбанова А. Х., учительница родного (даргинского) языка и литературы МКОУ «Новокаякентская СОШ» Каякентского района. Ни искусство, ни мудростьне могут бытьдостигнуты, если им не учиться.Демокрит (Ок. 460-ок. 370 до н. э.) «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних», – писал выдающийся философ Сократ. В связи с происходящей миграцией населения Дагестана из села в село, из села в город, теряются лучшие дагестанские традиции, ослабевает родственная связь поколений, исчезают методы народной педагогики. Если ребенок раньше воспитывался в окружении родственников, соседей, знал историю своего рода на несколько поколений вперед, то теперь в городах или в крупных сёлах с многонациональным составом учащихся дети её не знают. В таких условиях ребёнок остается предоставленным сам себе, и общественное мнение, к сожалению, на него не влияет. Поэтому на данном этапе развития нашего общества создание авторской методической системы воспитательной работы является животрепещущей проблемой. Актуальным проблемой является и привитие обучающимся духовно-идеологического иммунитета, чтобы, оканчивая школу, в них сохранялись те элементы воспитания, которые мы, педагоги, в них заложили. В связи с вышеизложенным я поставила перед собой цель: дать учащимся не только прочные знания по родному (даргинскому) языку и литературе, но воспитать гуманные отношения между учащимися многонациональной школы, каковой является МКОУ «Новокаякентская СОШ» Каякентского района. Мой многолетний опыт убедил меня в том, что сегодня на детей перестали действовать нравоучения учителя, который не смог завоевать их сердца, не смог убедить их в необходимости получения знаний или в потребности самовоспитания. А каждый педагог обязан воспитать в ребёнке инициативную энергичную и предприимчивую личность. Личность, умеющую в трудную минуту подставить плечо другу, и уверенную в том, что сможет опереться в такую же минуту на плечо друга. Ведь нравственному воспитанию ребёнка сейчас нужно уделять как можно больше внимания, так как от этической и нравственной культуры подрастающего поколения во многом зависит будущее Родины. Как наставник, я обращаю внимание моих учеников на необходимость учиться этическим и нравственным нормам у мировой культуры, литературы, киноматоргафии, искусства, науки. Однако направляю их интерес на поисковую работу, связанную с нахождением того ценного и прогрессивного, что есть у дагестанского народа, так как испокон веков народы Дагестана умели ценить то, что стоило ценить, не боялись осуждать то, должно быть осуждено всем миром. Учу своих учеников искать в культуре собственного народа разумное, доброе, вечное, так как культура нашего народа – это несичерпаемый источник доброты, красоты и мудрости. Концентрирую внимание воспитанников на том, что духовное богатсво у любого народа всегда ценилось высоко и веками передавалось из уст в уста, а при наличии письменности – и в письменной форме. Проводя на каждом уроке воспитательные моменты, связанные с изучаемой темой, я подчёркиваю, что мы, дагестанцы, не вправе забывать о духовной стороне нашей жизни. Моя методическая система воспитательной работы, сложившаяся за долгие годы моей педагогической деятельности, даёт эффективные результаты, так как я часто провожу с моими учениками индивидуальные беседы. А такие беседы дают возможность моим ученикам понять, как и для чего нужно прилежно учиться и как вести себя в школе, дома, в общественных местах. В таких беседах ребёнок чувствует себя раскованно, видит, что учитель искренне хочет ему помочь не только учиться, но и найти свою дорогу в жизни. Дополнительные занятия – это ещё одна возможность поговорить со слабым учеником по душам, не винит его за то, что плохо учится, а убедить его, что без знаний, без специальности, без хорошего поведения человеку трудно найти понимание и поддерку среди окружающих его людей, добиться каких-либо результатов в жизни. Приглашение на уроки родителей моих учащихся и беседы с ними тоже дают неплохие результаты. «Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека», – писал Р. Роллан. И, действительно, там, где не соблюдаются морально-этические нормы, нет воспитанных учащихся. Например, если целью семьи является добыча денег любым путём и средствами, это видят дети и стремятся к тому же. А это роковая ошибка в семейном воспитании. Родители в этом отношении со мной солидарны. Они чувствуют свою ответственность за учёбу и поведение учащихся в школе и за её пределами, так как основы всякого воспитания закладываются в семье. Мои беседы с родителями учащихся о том, как вредно сказывается на поведении учащихся несправедливость, которую они замечают у взрослых и о том, какова роль родного языка в жизни ребёнка, не проходят даром. Лет 15 назад родители моих учащихся заявляли: «Мы, будучи учениками, не изучали родной язык. Незачем наших детей загружать ещё одним предметом – родной язык. У дагестанских языков нет будущего». Теперь родители моих учащихся говорят: «Нам хочется, чтобы наши дети знали язык нашего народа, ведь им в будущем придётся ходить друг к другу и на хорошее, и плохое и при этом им нужно обходиться без переводчиков». Соблюдая современные педагогические требования к личностно-ориентированному образованию, я обращаю внимание учащихся на необходимость соблюдения толерантных отношений в современной социальной среде. В частности, стараюсь развить в каждом ученике личность, умеющую не только осваивать стандартную школьную программу, но и умеющую применить полученные знания в разных ситуациях жизни. Поэтому главной своей задачей я считаю: воспитание нравственно устойчивой личности, развитие в нём патриотических, альтруистических чувств, созвучных общечеловеческим духовным и нравственным ценностям. Самым действенным методом в этом в воспитании нравственно устойчивой личности является метод самопознания, то есть, выработка у учащихся желание понять себя и окружающих людей, для того чтобы сделать правильный выбор в жизни и не рисковать зря. Самопознание – обязательный элемент самовоспитания. Познавание себя даёт человеку возможность закалить свой характер, выработать силу воли, сделать первый шаг к познанию смысла жизни, наметить цели на будущее. Одна из основных целей самопознания является стремление к самосовершенствованию. Это касается и речевой культуры, и поведения, и внешнего вида, и образа жизни человека. Я убеждаю детей в необходимости говорить выразительно и грамотно, не допускать в своей речи скверных слов, вести доброжелательный диалог с близкими людьми, так как искренность, чистота души возвышают человека в глазах окружающих людей. Убеждаю их и в том, что самопознание помогает человеку перебороть в себе негативные черты характера и жить на радость себе и на пользу людям. В подтверждение своих слов я привожу высказывание немецкого философа Геля: «Великие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя там, где они были; они стали тем, кем хотели быть, и остались верными этому своему стремлению до конца жизни». Я уверяю ребят в том, что с помощью самовоспитания человек может развить свой моральный облик, точно так как с помощью физкультуры и спорта можно развить физическую внешность. А развивать свой моральный облик нужно, если человек хочет вырасти не только красивым и стройным, но и нравственно стойким. Уверяю обучающихся в том, что у гармонично развитых людей много друзей, что им «любое дело по плечу», что учёба им дается легко, что у них рано проявляются дарования, что во взрослой жизни судьба одаривает их везением. При этом я подчёркиваю, что человеку, не желающему учиться или стать хорошим человеком, и сто воспитателей не смогут помочь. А тому, кто решил вырасти воспитанным человеком, метод самовоспитания может помочь. Ведь самовоспитание – это неисчерпаемый источник для самообразования и для нравственного, физического и эстетического совершенствования. Убеждаю обучающихся, приводя в пример такие слова: «От того, умеем ли мы ценить своё и чужое время, учимся ли мы управлять собой, умеем ли мы контролировать свои эмоции, поведение, зависит результативность совершенствования себя, как личность». Свою методическую систему воспитательной работы я использую в различных ситуациях школьной жизни. Ситуация 1. Как-то раз я заметила, что обложка учебника у моего пятиклассника исписана. Я спрашиваю его: – Почему ты испачкал книгу? А он отвечает: – Это не я. Мне с библиотеки такую книгу дали, исписанную. Я не стала с ним спорить, а попросила вспомнить, что делает мама, когда дети пачкают комнату. Ученик мне отвечает: – Убирает её сама или просит нас убрать. – А почему она убирает её сама или просит вас убрать? Мальчик не стал долго думать и отвечает: – Потому что она хочет, чтобы в комнате было чисто. – А ты хочешь, чтобы твой учебник был грязным? – Нет. Я сейчас уберу надписи, – мальчик стал тут же чистить свой учебник. Ситуация 2. Как-то, проверяя тетради, я заметила: мой способный ученик небрежно выполнил домашнее задание: буквы написаны между строчками, целые слоги вышли за поля. Я не стала его ругать, не сделала даже замечания. А сказала: – Бедные буквы… Они, наверное, устали висеть в воздухе. – Разве буквы могут «висеть в воздухе»? – спрашивает мой ученик. – Получается, могут. У твоего соседа все буквы стоят ровно на строчках. А твои некоторые буквы, потеряв опору, вон как висят… А вот эти буквы пробили красную «стену» и оказались за стеной, на «запретных» полях. – Понял, – восхищённо отвечает шестиклассник, – буквы дожны быть внутри дома, и каждая буква должна быть на строчке. Ситуация 3. Дети, играя на перемене, вдруг стукнулись лбами и стали ссориться: – Что ты толкаешься? – Это ты первый начал. А другой не уступает ему: – Нет. Это ты первый начал. Я не стала выяснять, кто из них прав, а кто виноват, рассказала легенду. *** Два брата часто выясняли отношения. Бывало, что и до драки доходили. Матери было стыдно перед соседями из-за ссор и драк сыновей. Как-то раз она подошла к младшему и сказала: – Сынок, хочешь, чтобы твой старший брат перестал тебя бить? – Да. – Наша соседка дала мне святую воду. Она сказала, что эту воду нужно набрать в рот тогда, когда твой старший брат начнет с тобой спорить. Воду нельзя проглачивать или выплёвывать, пока брат не успокоится: иначе она не подействует. Сынок, набирай в рот эту воду тогда, когда твой старший брат начнет с тобой спорить, держи её во рту. – Хорошо, мама, я так и сделаю. Когда старший брат начинал злиться, младший тут же уходил в другую комнату и набирал в рот воду. Оттого что младший брат переставал спорить, старший умолкал. *** – Скажите, ребята, какой вывод можно сделать из этой легенды? Хорошо подействовала святая вода на младшего брата? – Наверное, та вода и не была святой. Просто, когда младший брат молчал, старшему не с кем было спорить, – отвечает семиклассник. – Правильно. Если один из вас не станет спорить о том, кто первый начал начал, другому не с кем будет спорить. Я права? – Да. – А великий русский писатель и педагог Лев Толстой писал: «Когда двое ссорятся, виноваты оба». – Мы больше не будем, – пообещали семиклассники. Ситуация 4. Восьмиклассник сдал мини-сочинение с помарками. – Ты почему не переписываешь свою работу, а сдаешь черновик? – спрашиваю я его. – Это чистовик. Просто я некоторые слова вычеркнул. – У тебя же есть время, чтобы ещё раз переписать и сдать работу без вычёркиваний. – Неохота. – Представь себе, что ты случайно размазал лицо краской. Скажи, пожалуйста, ты придёшь в школу с таким лицом? – Конечно, не приду. – А почему? – Потому что все будут смеяться. – Вот именно. Сочинение – это тоже твоё лицо. В каком виде ты его сдаёшь, такое впечатление у меня сложится о тебе. – Хорошо. Я перепишу сочинение. Ситуация 5. Девятиклассник берёт телефон и играет. Я срашиваю: – Как ты думаешь, во взрослой жизни легче получать знания или в подростковом возрасте? – Конечно, в подростковом возрасте, – отвечает ученик. – А почему? – Наверное, потому что мозг у подростков свеж. Там памяти больше, как у нового компьютера. – Правильно. Об этом народная мудрость гласит: «Знания, полученные в детстве, что орнамент, высеченный на камне. Знания, полученные во взрослой жизни, что узор, сделанный на песке». Есть ли правда в этих пословицах? – Да. Знания, полученные в детстве, я думаю, похожи на орнамент, высеченный на камне, и они остаются на всю жизнь. – А почему же ты упускаешь драгоценное время, когда знания, полученные сейчас, могут остаться у тебя на всю жизнь. Разве ты забыл, что у тебя на носу экзамены? – Я сейчас уберу телефон. Ситуация 6. Мой ученик, сгорбившись, сидит за партой. Я ему говорю: – Скоро вас, десятиклассник, позовут в призывный пункт. А там вдруг у тебя обнаружат искривление позвоночника. Тебе это понравится? – Нет. – Тогда почему же ты сутулишься? – Я больше не буду. Ситуация 7. Одинацатиклассник вновь опоздал на урок. Я говорю: – Скоро ты окончишь школу. Станешь студентом. А потом закончишь ВУЗ, и с хорошим дипломом устроишься на работу. Как ты думаешь, если ты точно так, как сегожня, будешь опаздывать, долго ли на работе подобные опаздывания будут терпеть? – Нет. За это могут и уволить с работы. – Правильно. Как ты думаешь, легко ли человек может расстаться с привычкой опаздывать? – Наверное, нет. – И что же? Ты допустишь, чтобы тебя уволили? – Я исправлюсь и больше не буду опаздывать на урок. – Хватит ли у тебя силы воли? – Я же – мужчина! Я уже слово дал… Такие воспитательные моменты помогают мне избегать конфликтных ситуаций и убеждать учащихся вести себя, как подобает обучающимся. Если ученики чувствуют, что учитель воспринимает их, как близких людей и хочет помочь им стать образованнее, счастливее, конфликтов между учителем и учащимися, как правило, не бывает. Педагогический такт, благосклонность учителя помогают обучающимся не только хорошо учиться, но и стать человечнее и счастливее. Ведь счастье зависит от понимания, что ты правильно жил, живешь и сможешь жить. Чтобы мои ученики не ошибались в жизни, я составила для них правила и предлагаю им запомнить их на всю жизнь.
В своей авторской методической системе воспитательной работы я воссоздала значимость идеи доброты как общечеловеческой ценности. Доброта – это не мягкость характера, как думают некоторые, это не примирение с несправедливостью, как этого опасаются некоторые, это не дозволенность понукать собой, чего не любят многие личности. Доброта – это желание и умение человека понять другого человека, это его готовность сделать другому, такому же человеку, как и он сам, приятное. Это готовность личности оказать помощь, когда это необходимо. Это склонность одного человека подбодрить советом и поступком другого, неуверенного в себе, человека. Я уверена, что, мы, педагоги, должны верить в наших учащихся, как верили древние философы в своих последователей. А мыслители Древнего Китая утверждали: «К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися людьми». Задача современного педагога: искать новые пути в решении проблем воспитания. Так как жизнь стремительно идёт вперед, необходимо развивать и приумножать навыки воспитательной работы, искать и находить наиболее эффективные способы развития в детях человеколюбивых убеждений, стремиться формировать у них такие качества, как чувство меры, скромности, дружелюбия, что особенно важно в многонациональном Дагестане. Благодаря моей авторской методической системе воспитательной работы среди моих учащихся нет ни одного правонарушителя, выпускники и их родители с благодарностью отзываются о моей деятельности, среди коллег есть единомышленники. |
3. 3 Группы Группа социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности... |
Н. А. Бердяев философия свободы ... |
||
1 Много ли надо знать о параллельных вычислениях? 1 Часть I. Параллельные... Внимание местами могут быть неверно распознанные слова. А английские слова могут стать русскими: Open = Орет. (такое нашел и поправил... |
Искусство быть собой Основное же содержание, как и прежде, – искусство владеть собой, практическая психотехника, в сплаве древнего и современного опыта,... |
||
10. 01. 01 — Русская литература В аспирантуру по данной специальности абитуриенты могут быть зачислены в следующих заведениях |
Курсовая работа имеет определенную структуру и состоит из следующих разделов После изучения и систематизации материала некоторые пункты плана могут объединиться или получить другое название, или вообще быть... |
||
10. 01. 02 — Литература народов Российской Федерации В аспирантуру по данной специальности абитуриенты могут быть зачислены в следующих заведениях |
Л. Г. Березовая модернизация или рост? Охватывают большую часть компетенций, и могут быть использованы в разных вариациях |
||
10. 01. 03 — Литература народов стран зарубежья В аспирантуру по данной специальности абитуриенты могут быть зачислены в следующих заведениях |
Эрих Фромм Искусство быть Фромм написал гораздо больше глав, чем было использовано в этой книге, опубликованной в 1976 м. Часть этого не вошедшего в книгу... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |