Ни искусство, ни мудрость не могут быть




Скачать 121.43 Kb.
Название Ни искусство, ни мудрость не могут быть
Дата публикации 08.06.2014
Размер 121.43 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
Авторская методическая система воспитательной работы
Курбанова А. Х., учительница родного (даргинского) языка и литературы

МКОУ «Новокаякентская СОШ» Каякентского района.

Ни искусство, ни мудрость

не могут быть

достигнуты, если им не учиться.


Демокрит (Ок. 460-ок. 370 до н. э.)

«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних», – писал выдающийся философ Сократ.

В связи с происходящей миграцией населения Дагестана из села в село, из села в город, теряются лучшие дагестанские традиции, ослабевает родственная связь поколений, исчезают методы народной педагогики.

Если ребенок раньше воспитывался в окружении родственников, соседей, знал историю своего рода на несколько поколений вперед, то теперь в городах или в крупных сёлах с многонациональным составом учащихся дети её не знают. В таких условиях ребёнок остается предоставленным сам себе, и общественное мнение, к сожалению, на него не влияет. Поэтому на данном этапе развития нашего общества создание авторской методической системы воспитательной работы является животрепещущей проблемой. Актуальным проблемой является и привитие обучающимся духовно-идеологического иммунитета, чтобы, оканчивая школу, в них сохранялись те элементы воспитания, которые мы, педагоги, в них заложили.

В связи с вышеизложенным я поставила перед собой цель: дать учащимся не только прочные знания по родному (даргинскому) языку и литературе, но воспитать гуманные отношения между учащимися многонациональной школы, каковой является МКОУ «Новокаякентская СОШ» Каякентского района.

Мой многолетний опыт убедил меня в том, что сегодня на детей перестали действовать нравоучения учителя, который не смог завоевать их сердца, не смог убедить их в необходимости получения знаний или в потребности самовоспитания. А каждый педагог обязан воспитать в ребёнке инициативную энергичную и предприимчивую личность. Личность, умеющую в трудную минуту подставить плечо другу, и уверенную в том, что сможет опереться в такую же минуту на плечо друга. Ведь нравственному воспитанию ребёнка сейчас нужно уделять как можно больше внимания, так как от этической и нравственной культуры подрастающего поколения во многом зависит будущее Родины.

Как наставник, я обращаю внимание моих учеников на необходимость учиться этическим и нравственным нормам у мировой культуры, литературы, киноматоргафии, искусства, науки. Однако направляю их интерес на поисковую работу, связанную с нахождением того ценного и прогрессивного, что есть у дагестанского народа, так как испокон веков народы Дагестана умели ценить то, что стоило ценить, не боялись осуждать то, должно быть осуждено всем миром. Учу своих учеников искать в культуре собственного народа разумное, доброе, вечное, так как культура нашего народа – это несичерпаемый источник доброты, красоты и мудрости. Концентрирую внимание воспитанников на том, что духовное богатсво у любого народа всегда ценилось высоко и веками передавалось из уст в уста, а при наличии письменности – и в письменной форме.

Проводя на каждом уроке воспитательные моменты, связанные с изучаемой темой, я подчёркиваю, что мы, дагестанцы, не вправе забывать о духовной стороне нашей жизни.

Моя методическая система воспитательной работы, сложившаяся за долгие годы моей педагогической деятельности, даёт эффективные результаты, так как я часто провожу с моими учениками индивидуальные беседы. А такие беседы дают возможность моим ученикам понять, как и для чего нужно прилежно учиться и как вести себя в школе, дома, в общественных местах. В таких беседах ребёнок чувствует себя раскованно, видит, что учитель искренне хочет ему помочь не только учиться, но и найти свою дорогу в жизни.

Дополнительные занятия – это ещё одна возможность поговорить со слабым учеником по душам, не винит его за то, что плохо учится, а убедить его, что без знаний, без специальности, без хорошего поведения человеку трудно найти понимание и поддерку среди окружающих его людей, добиться каких-либо результатов в жизни.

Приглашение на уроки родителей моих учащихся и беседы с ними тоже дают неплохие результаты.

«Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека», – писал Р. Роллан. И, действительно, там, где не соблюдаются морально-этические нормы, нет воспитанных учащихся. Например, если целью семьи является добыча денег любым путём и средствами, это видят дети и стремятся к тому же. А это роковая ошибка в семейном воспитании. Родители в этом отношении со мной солидарны. Они чувствуют свою ответственность за учёбу и поведение учащихся в школе и за её пределами, так как основы всякого воспитания закладываются в семье.

Мои беседы с родителями учащихся о том, как вредно сказывается на поведении учащихся несправедливость, которую они замечают у взрослых и о том, какова роль родного языка в жизни ребёнка, не проходят даром.

Лет 15 назад родители моих учащихся заявляли: «Мы, будучи учениками, не изучали родной язык. Незачем наших детей загружать ещё одним предметом – родной язык. У дагестанских языков нет будущего».

Теперь родители моих учащихся говорят: «Нам хочется, чтобы наши дети знали язык нашего народа, ведь им в будущем придётся ходить друг к другу и на хорошее, и плохое и при этом им нужно обходиться без переводчиков».

Соблюдая современные педагогические требования к личностно-ориентированному образованию, я обращаю внимание учащихся на необходимость соблюдения толерантных отношений в современной социальной среде. В частности, стараюсь развить в каждом ученике личность, умеющую не только осваивать стандартную школьную программу, но и умеющую применить полученные знания в разных ситуациях жизни.

Поэтому главной своей задачей я считаю: воспитание нравственно устойчивой личности, развитие в нём патриотических, альтруистических чувств, созвучных общечеловеческим духовным и нравственным ценностям.

Самым действенным методом в этом в воспитании нравственно устойчивой личности является метод самопознания, то есть, выработка у учащихся желание понять себя и окружающих людей, для того чтобы сделать правильный выбор в жизни и не рисковать зря.

Самопознание – обязательный элемент самовоспитания. Познавание себя даёт человеку возможность закалить свой характер, выработать силу воли, сделать первый шаг к познанию смысла жизни, наметить цели на будущее.

Одна из основных целей самопознания является стремление к самосовершенствованию. Это касается и речевой культуры, и поведения, и внешнего вида, и образа жизни человека.

Я убеждаю детей в необходимости говорить выразительно и грамотно, не допускать в своей речи скверных слов, вести доброжелательный диалог с близкими людьми, так как искренность, чистота души возвышают человека в глазах окружающих людей. Убеждаю их и в том, что самопознание помогает человеку перебороть в себе негативные черты характера и жить на радость себе и на пользу людям.

В подтверждение своих слов я привожу высказывание немецкого философа Геля: «Великие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя там, где они были; они стали тем, кем хотели быть, и остались верными этому своему стремлению до конца жизни».

Я уверяю ребят в том, что с помощью самовоспитания человек может развить свой моральный облик, точно так как с помощью физкультуры и спорта можно развить физическую внешность. А развивать свой моральный облик нужно, если человек хочет вырасти не только красивым и стройным, но и нравственно стойким.

Уверяю обучающихся в том, что у гармонично развитых людей много друзей, что им «любое дело по плечу», что учёба им дается легко, что у них рано проявляются дарования, что во взрослой жизни судьба одаривает их везением.

При этом я подчёркиваю, что человеку, не желающему учиться или стать хорошим человеком, и сто воспитателей не смогут помочь. А тому, кто решил вырасти воспитанным человеком, метод самовоспитания может помочь. Ведь самовоспитание – это неисчерпаемый источник для самообразования и для нравственного, физического и эстетического совершенствования. Убеждаю обучающихся, приводя в пример такие слова: «От того, умеем ли мы ценить своё и чужое время, учимся ли мы управлять собой, умеем ли мы контролировать свои эмоции, поведение, зависит результативность совершенствования себя, как личность».

Свою методическую систему воспитательной работы я использую в различных ситуациях школьной жизни.

Ситуация 1.
Как-то раз я заметила, что обложка учебника у моего пятиклассника исписана. Я спрашиваю его:

– Почему ты испачкал книгу?

А он отвечает:

– Это не я. Мне с библиотеки такую книгу дали, исписанную.

Я не стала с ним спорить, а попросила вспомнить, что делает мама, когда дети пачкают комнату.

Ученик мне отвечает:

– Убирает её сама или просит нас убрать.

– А почему она убирает её сама или просит вас убрать?

Мальчик не стал долго думать и отвечает:

– Потому что она хочет, чтобы в комнате было чисто.

– А ты хочешь, чтобы твой учебник был грязным?

– Нет. Я сейчас уберу надписи, – мальчик стал тут же чистить свой учебник.
Ситуация 2.
Как-то, проверяя тетради, я заметила: мой способный ученик небрежно выполнил домашнее задание: буквы написаны между строчками, целые слоги вышли за поля.

Я не стала его ругать, не сделала даже замечания. А сказала:

– Бедные буквы… Они, наверное, устали висеть в воздухе.

– Разве буквы могут «висеть в воздухе»? – спрашивает мой ученик.

– Получается, могут. У твоего соседа все буквы стоят ровно на строчках. А твои некоторые буквы, потеряв опору, вон как висят… А вот эти буквы пробили красную «стену» и оказались за стеной, на «запретных» полях.

– Понял, – восхищённо отвечает шестиклассник, – буквы дожны быть внутри дома, и каждая буква должна быть на строчке.
Ситуация 3.
Дети, играя на перемене, вдруг стукнулись лбами и стали ссориться:

– Что ты толкаешься?

– Это ты первый начал.

А другой не уступает ему:

– Нет. Это ты первый начал.

Я не стала выяснять, кто из них прав, а кто виноват, рассказала легенду.

***

Два брата часто выясняли отношения. Бывало, что и до драки доходили. Матери было стыдно перед соседями из-за ссор и драк сыновей.

Как-то раз она подошла к младшему и сказала:

– Сынок, хочешь, чтобы твой старший брат перестал тебя бить?

– Да.

– Наша соседка дала мне святую воду. Она сказала, что эту воду нужно набрать в рот тогда, когда твой старший брат начнет с тобой спорить. Воду нельзя проглачивать или выплёвывать, пока брат не успокоится: иначе она не подействует. Сынок, набирай в рот эту воду тогда, когда твой старший брат начнет с тобой спорить, держи её во рту.

– Хорошо, мама, я так и сделаю.

Когда старший брат начинал злиться, младший тут же уходил в другую комнату и набирал в рот воду. Оттого что младший брат переставал спорить, старший умолкал.

***

– Скажите, ребята, какой вывод можно сделать из этой легенды? Хорошо подействовала святая вода на младшего брата?

– Наверное, та вода и не была святой. Просто, когда младший брат молчал, старшему не с кем было спорить, – отвечает семиклассник.

– Правильно. Если один из вас не станет спорить о том, кто первый начал начал, другому не с кем будет спорить. Я права?

– Да.

– А великий русский писатель и педагог Лев Толстой писал: «Когда двое ссорятся, виноваты оба».

– Мы больше не будем, – пообещали семиклассники.
Ситуация 4.
Восьмиклассник сдал мини-сочинение с помарками.

– Ты почему не переписываешь свою работу, а сдаешь черновик? – спрашиваю я его.

– Это чистовик. Просто я некоторые слова вычеркнул.

– У тебя же есть время, чтобы ещё раз переписать и сдать работу без вычёркиваний.

– Неохота.

– Представь себе, что ты случайно размазал лицо краской. Скажи, пожалуйста, ты придёшь в школу с таким лицом?

– Конечно, не приду.

– А почему?

– Потому что все будут смеяться.

– Вот именно. Сочинение – это тоже твоё лицо. В каком виде ты его сдаёшь, такое впечатление у меня сложится о тебе.

– Хорошо. Я перепишу сочинение.
Ситуация 5.
Девятиклассник берёт телефон и играет.

Я срашиваю:

– Как ты думаешь, во взрослой жизни легче получать знания или в подростковом возрасте?

– Конечно, в подростковом возрасте, – отвечает ученик.

– А почему?

– Наверное, потому что мозг у подростков свеж. Там памяти больше, как у нового компьютера.

– Правильно. Об этом народная мудрость гласит: «Знания, полученные в детстве, что орнамент, высеченный на камне. Знания, полученные во взрослой жизни, что узор, сделанный на песке». Есть ли правда в этих пословицах?

– Да. Знания, полученные в детстве, я думаю, похожи на орнамент, высеченный на камне, и они остаются на всю жизнь.

– А почему же ты упускаешь драгоценное время, когда знания, полученные сейчас, могут остаться у тебя на всю жизнь. Разве ты забыл, что у тебя на носу экзамены?

– Я сейчас уберу телефон.
Ситуация 6.
Мой ученик, сгорбившись, сидит за партой.

Я ему говорю:

– Скоро вас, десятиклассник, позовут в призывный пункт. А там вдруг у тебя обнаружат искривление позвоночника. Тебе это понравится?

– Нет.

– Тогда почему же ты сутулишься?

– Я больше не буду.
Ситуация 7.
Одинацатиклассник вновь опоздал на урок.

Я говорю:

– Скоро ты окончишь школу. Станешь студентом. А потом закончишь ВУЗ, и с хорошим дипломом устроишься на работу. Как ты думаешь, если ты точно так, как сегожня, будешь опаздывать, долго ли на работе подобные опаздывания будут терпеть?

– Нет. За это могут и уволить с работы.

– Правильно. Как ты думаешь, легко ли человек может расстаться с привычкой опаздывать?

– Наверное, нет.

– И что же? Ты допустишь, чтобы тебя уволили?

– Я исправлюсь и больше не буду опаздывать на урок.

– Хватит ли у тебя силы воли?

– Я же – мужчина! Я уже слово дал…
Такие воспитательные моменты помогают мне избегать конфликтных ситуаций и убеждать учащихся вести себя, как подобает обучающимся. Если ученики чувствуют, что учитель воспринимает их, как близких людей и хочет помочь им стать образованнее, счастливее, конфликтов между учителем и учащимися, как правило, не бывает. Педагогический такт, благосклонность учителя помогают обучающимся не только хорошо учиться, но и стать человечнее и счастливее. Ведь счастье зависит от понимания, что ты правильно жил, живешь и сможешь жить.

Чтобы мои ученики не ошибались в жизни, я составила для них правила и предлагаю им запомнить их на всю жизнь.



  1. Я – человек, поэтому каждый день делаю зарядку, занимаюсь спортом, тренирую своё тело.

  2. Я – человек, поэтому каждый день стараюсь быть аккуратным, пунктуальным во всём, слежу за порядком в школе и дома.

  3. Я – человек, поэтому каждый день развиваю свои умственные способности, расширяю кругозор.

  4. Я – человек, поэтому каждый день пробую свои силы в творчестве, в физическом и умственном труде.

  5. Я – человек, поэтому каждый день делаю то, что необходимо для своего нравственного роста.

  6. Я – человек, поэтому каждый день почитаю своих родителей, учусь не расстраивать их, помогать им по дому и заботиться о них.

  7. Я – человек, поэтому каждый день стараюсь совершенствовать свой характер, закалываю силу воли и борюсь с недостатками.

  8. Я – человек, поэтому каждый день стараюсь относиться к окружающим людям доброжелательно и уважительно.

  9. Я – человек, поэтому каждый день стараюсь быть для друзей другом, для соседей соседом, для родственников – родственником.

  10. Я – человек, поэтому каждый день должен оставаться Человеком с большой буквы.


В своей авторской методической системе воспитательной работы я воссоздала значимость идеи доброты как общечеловеческой ценности.

Доброта – это не мягкость характера, как думают некоторые, это не примирение с несправедливостью, как этого опасаются некоторые, это не дозволенность понукать собой, чего не любят многие личности.

Доброта – это желание и умение человека понять другого человека, это его готовность сделать другому, такому же человеку, как и он сам, приятное. Это готовность личности оказать помощь, когда это необходимо. Это склонность одного человека подбодрить советом и поступком другого, неуверенного в себе, человека.

Я уверена, что, мы, педагоги, должны верить в наших учащихся, как верили древние философы в своих последователей. А мыслители Древнего Китая утверждали: «К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися людьми».

Задача современного педагога: искать новые пути в решении проблем воспитания. Так как жизнь стремительно идёт вперед, необходимо развивать и приумножать навыки воспитательной работы, искать и находить наиболее эффективные способы развития в детях человеколюбивых убеждений, стремиться формировать у них такие качества, как чувство меры, скромности, дружелюбия, что особенно важно в многонациональном Дагестане.

Благодаря моей авторской методической системе воспитательной работы среди моих учащихся нет ни одного правонарушителя, выпускники и их родители с благодарностью отзываются о моей деятельности, среди коллег есть единомышленники.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ни искусство, ни мудрость не могут быть icon 3. 3 Группы
Группа социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности...
Ни искусство, ни мудрость не могут быть icon Н. А. Бердяев философия свободы
...
Ни искусство, ни мудрость не могут быть icon 1 Много ли надо знать о параллельных вычислениях? 1 Часть I. Параллельные...
Внимание местами могут быть неверно распознанные слова. А английские слова могут стать русскими: Open = Орет. (такое нашел и поправил...
Ни искусство, ни мудрость не могут быть icon Искусство быть собой
Основное же содержание, как и прежде, – искусство владеть собой, практическая психотехника, в сплаве древнего и современного опыта,...
Ни искусство, ни мудрость не могут быть icon 10. 01. 01 — Русская литература
В аспирантуру по данной специальности абитуриенты могут быть зачислены в следующих заведениях
Ни искусство, ни мудрость не могут быть icon Курсовая работа имеет определенную структуру и состоит из следующих разделов
После изучения и систематизации материала некоторые пункты плана могут объединиться или получить другое название, или вообще быть...
Ни искусство, ни мудрость не могут быть icon 10. 01. 02 — Литература народов Российской Федерации
В аспирантуру по данной специальности абитуриенты могут быть зачислены в следующих заведениях
Ни искусство, ни мудрость не могут быть icon Л. Г. Березовая модернизация или рост?
Охватывают большую часть компетенций, и могут быть использованы в разных вариациях
Ни искусство, ни мудрость не могут быть icon 10. 01. 03 — Литература народов стран зарубежья
В аспирантуру по данной специальности абитуриенты могут быть зачислены в следующих заведениях
Ни искусство, ни мудрость не могут быть icon Эрих Фромм Искусство быть
Фромм написал гораздо больше глав, чем было использовано в этой книге, опубликованной в 1976 м. Часть этого не вошедшего в книгу...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции