Урок русского языка в 9 классе




Скачать 88.83 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 9 классе
Дата публикации07.06.2014
Размер88.83 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Культура > Урок
Урок русского языка в 9 классе.

Русский язык 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А.Чешко.

Учитель русского языка и литературы Евстигнеева И.С.

Тема. Урок развития речи в 9 классе.

Подготовка к ГИА (работа с текстом).

Применяемые методики, технологии: проблемное обучение, интегрированный подход к процессу обучения, элементы технологии воспитательной работы; современные информационные технологии.

Средства обучения:

материалы с фрагментами высказываний различных авторов о любовании, лингвистический словарь, печатный материал текста В. Солоухина, компьютер как демонстрационное средство наглядности, репродукции картин.

Цели урока.

1.Познавательные:

а) учить ребят работать с текстом, создать ситуацию, способствующую глубокому и полному пониманию произведения, его основной проблематики, позиции автора и героя;

б) учить внимательному прочтению и пониманию текста;

б) способствовать постижению культурно-ценностных категорий текста;

2. Методические:

а) развивать коммуникативно-речевые умения;

б) работать над расширением словарного запаса и правильностью речи;

в) развивать стремление правильно выражать свои мысли, работать с текстовыми фрагментами различного характера; создавать тексты на основе прочитанного, отбирать информацию для творческого использования

3.Общепредметные:

а) воспитывать языковую личность обучающегося, развивающего разные виды своей компетенции;

б) формировать культуру общения, приобщать к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формировать правила речевого поведения учащихся;

в) воспитывать внимание к слову как социально значимому явлению, способность вмещать духовный опыт человечества и на этой основе приобретать свой опыт жизни, достойный человека.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Деятельность учителя.

II.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем работать над текстом В. Солоухина.

Наша цель - подготовиться к выполнению заданий А1-А7 второй части ГИА. Эти задания проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения культурно-ценностных категорий текста, понимание его основной проблематики, позиции автора.

Предстоит интересная работа глубокого и полного понимания текста. Ведь это возможно только при наличии у читающих литературных, исторических, культурологических знаний. В тексте, по словам академика Бахтина, происходит «встреча между лингвистикой и другими науками, сферами культуры и жизни».

III. Работа по теме урока. Словарная работа.

Обратим внимание на словесную ткань текста. А. Н. Толстой в статье «О драматургии» писал: «Словесная ткань, слова, сочетания слов должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся чёрными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов».

- Объясните лексическое значение слова «сигнал».

Именно в тексте слово проявляет себя на всех языковых уровнях.

1.Проверка домашнего задания.

В центре внимания слова «Фудзияма, любование».

2.Игра «Я принѐс вам слово».

Я хочу рассказать о слове «любование». Предполагаемые рассказы о любовании сакурой, Фудзиямой, луной, красными листьями клёна, восходом солнца.

3.Чтение стихотворений японских авторов на заданную тему.

4. Просматривание видеоролика о Японии, Фудзияме, сакуре.

5. Работа с Толковым словарѐм.

Вывод.

Итак, мы наполнили смыслом слово «любование», узнали, что стоит за этим словом. Ведь слово, значения которого мы не знаем в полной мере, может остаться навсегда чёрным значком на белой бумаге.

IV. Работа с текстом .

1.Любование – это традиция Японии, страны Восходящего Солнца. А текст написан русским публицистом, нашим современником В.Солоухиным.

- Какое же утверждение отражает позицию автора данного текста по данной проблеме? (выполняем задание А1)

2. А теперь давайте попробуем приобщиться к этому процессу – процессу любования. Продолжим процесс любовного постижения Японии. Попытаемся услышать, понять, почувствовать ментальность другого народа.

В шестидесятые годы японский композитор Ясуши Миягава и поэт Токико Иватани написали песню, которая была популярна у нас в России.

- Как вы думаете, о чѐм поётся

в этой песне?

3. В шестидесятые годы двадцатого века эту песню перевёл поэт-песенник Леонид Дербенёв. Появился русский вариант.

(звучит песня в исполнении Нины Пантелеевой на фоне презентации «У моря, у синего моря…»)

- Ваши впечатления от любования? (Слушаем ответы учеников).

Важно обратить внимание на то, что любование способно не только обогатить мысль, научить новому, но способно наполнить душу любовью, радостью, полнотой восприятия мира.

4. Работа над заданиями А1-А7

- Позиция автора нам известна. Какие доказательства он приводит, чтобы подтвердить свою мысль? А какие доказательства приведёте вы?

5.Самостоятельная работа учащихся.

6. Работа в парах.

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы:

« Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и принесёт радость».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.


Деятельность учащихся.

  1. Учащиеся слушают учителя.


2.Чтение учащимися текста В.Солоухина.

3.Запись слов, лексическое значение которых необходимо объяснить.

4.Работают с лингвистическим словарём.

Слово – сигнал, побуждающий к работе наше воображение, мысль.

5.Играя, учащиеся рассказывают о слове «любование» ( сакурой, Фудзиямой, восходом солнца и т.д.)

6.Чтение стихотворения японского хокку поэта Сайгѐ:

Слишком долго глядел!

К вишнёвым цветам незаметно

Я прилепился душой.

Облетели… Осталась одна

Печаль неизбежной разлуки.

Или:

Тревога берёт!

Где, на какой вершине

Окрестных гор

Цветы долгожданных вишен

Первыми зацветут?

7.Учащиеся находят толкование слова «любоваться».

Любоваться – рассматривать с удовольствием, то есть не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться.

8.Выбор утверждения.

1)

Секрет постижения красоты в активном воздействии на нее.

2)

Изучение природы – дело специалистов.

3)

Любование красотами природы – бесполезное занятие.

4)

Секрет постижения красоты в способности неторопливо любоваться ею.

9.Ученики отвечаю, о том, что, по их мнению, поётся в песне.

10.Ответы учащихся:

Поётся о красоте моря, шуме волн, прибое. Кажется, что ты, действительно, попадаешь на морской берег и слышишь прибой.

11.Ученики выполняют задания теста

12.Ребята проверяют друг у друга выполненные задания теста и оценивают их.

13.Учащиеся продолжают свой ответ.

Уходя с занятия, я понял…

- Уходя с занятия, я хочу сказать…

- За это время я понял…

- Я не напрасно провѐл время, потому что




УУД.

Регулятивные УУД.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Определять план выполнения заданий.

Познавательные УУД.

Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Личностные УУД.

Уважение к культуре, обычаям и традициям других народов.

Коммуникативные УУД.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные УУД.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнен заданий.

Регулятивные УУД.

Корректировать выполнение задания в дальнейшем.


Текст В. Солоухина, по которому работают ребята.

(1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2) А когда туристы возмутились: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», – японцы вежливо возразили и показали программу. (3) В ней было написано: с 9 до 11.30 утра – любование. (4) Так вот – любование. (5) В этом весь секрет постижения красоты. (6) Согласитесь, что если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, – это одно. (7) Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. (8) Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад. (9) Море с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками – всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, чего не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда. (10) Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, россыпь брусники вокруг старого пня, ночную фиалку среди берез, – у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (11) «Господи, – говорил я, – такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо!» (12) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (13) Любоваться. (14) Созерцать, исцеляя душу. (15) Остановиться не на двадцать минут (которые тоже можно считать продолжительным временем), потому что если остановишься на двадцать минут – не избавишься от желания идти дальше. (16) Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты и не меньше, чем на два часа. (17) Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и принесёт радость.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 9 классе iconУроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»

Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок русского языка в 9 классе iconМоу «сош им. П. П. Грицая ст. Солдатской Прохладненского района кбр»...
Цель: показать роль русского языка в современном мире; развивать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному языку

Урок русского языка в 9 классе iconУрок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....

Урок русского языка в 9 классе iconУрок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...

Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию
Анализ текста. ( Текст отпечатан на компьютере, спроектирован на экран. Слайд №1)

Урок русского языка в 9 классе iconУрок русского языка в 3-м классе
Учитель: Здравствуйте, ребята! Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените

Урок русского языка в 9 классе iconКонспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...

Урок русского языка в 9 классе iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...

Урок русского языка в 9 классе iconУрок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал…»
Ковалева Н. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции