Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа




Скачать 114.12 Kb.
Название Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Дата публикации 07.06.2014
Размер 114.12 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Культура > Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маливская средняя общеобразовательная школа

Коломенского муниципального района

Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Маливская средняя общеобразовательная школа

____________________ /И.В. Макарова/

«____» ________________2013 года
М.П.

Рабочая программа

по Основам православной культуры

(базовое изучение)

7а класс

Составитель: Нестерова Анастасия Александровна,

учитель географии, ДКП и ОПК

высшей категории

2013 г.
Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 6 и 7 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Количество часов: всего –34 часов; 1 ч./неделю.

На прохождение программы в 7 классе отводится 34 часов (1 час в неделю) из компонента образовательного учреждения. Рабочая программа по православной культуре для 7 года обучения школьников разработана в соответствии с тематическими линиями, определёнными Примерным содержанием (МО РФ, Москва, 2002 год).

Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров. Изложение материала тематических линий носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися. В этом возрасте дети, сохраняя непосредственность образного восприятия, начинают критически оценивать все явления окружающего мира, представленные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих основной смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответственности, милосердия и других), выстроенных на основе христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье – ценности жизни христиан.

Содержание программы позволяет раскрыть его значение и показать ценности жизни христиан в контексте истории христианской Церкви. С этой целью определена интегративная тема – «Христианский подвиг». Этот концентр программы углубляет раскрытие всех семи содержательных линий, указанных в Примерном содержании по предмету «Православная культура». Ведущей темой программы 7 года обучения является интегративная тема «История христианской Церкви в житиях ее святых», «Святая Русь» (18-20 вв)

Цели программы обучения:

Целью программы 7 года обучения является воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской Церкви в житиях святых.

Цели программы обучения для 7 года обучения школьников:

  • воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;

  • освоение первичных знаний о христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;

  • развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности

  • формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.

Задачи программы:

  • Дать понимание учащимся о том, что основанием жизни христиан являлась духовная культура.

  • На примере житий великих святых в историческом контексте развития христианской культуры, истории Церкви, показать ведущие добродетели и нормы христианской этики. высший уровень духовной жизни человека святого самопожертвование во имя любви к Богу.

  • Ознакомление учащихся событиями истории Отечества (18-20 вв), христианской Церкви в житиях ее святых.

  • Сформировать понятия у учащихся о Христианском подвиге.

  • Дать знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества, духовной литературы, живописи.

  • Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса.

  • Создание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях.

  • Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважение к прошлому и настоящему христианского мира.

Программа дополнена уроками изучения краеведческого материала.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте.

Обучение проводится по учебному пособию «Православная культура» Шевченко Л.Л. 7 год обучения, разработанному в соответствии с Примерным содержанием образования «Православная культура», представленным Министерством образования РФ.

Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.

Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.

Уровень обученности и качества знаний, познавательная активность учащихся 7а класса позволяют изучать предмет по авторской программе курса, с увеличением самостоятельной и исследовательской работы учащихся.

Основное содержание учебного курса

СВЯТАЯ РУСЬ 18 - 20 ВЕКА. (34 ч)

Тема 1. Церковная реформа Петра I. Святые Митрофан Воронежский и Димитрий Ростовский.

Святой Иоанн Русский. (2 ч)

Русские поэты размышляют о вере, преданности традициям жизни предков. Как понимали слова «добрая, простая старина». Какие изменения произошли в жизни людей 17 века. В чем царь Петр видел источник могущества России. Причины Церковных реформ Петра. Пример благочестивой жизни святителя Митрофана Воронежского. Смелость защиты христианской веры перед царской властью.

Христианские добродетели кротости, смирения и послушания в жизни святителя Димитрия Ростовского. Труды жизни святителя во славу Божию. Составление житий святых.

Житие святого праведного Иоанна Русского из собрания житий святителя Димитрия Ростовского. Как в народе сохранилась христианская вера и традиции благочестия во времена реформ. Духовные завещания. Какие сокровища завещали родители детям в 17 – 18 веках. Какие добрые дела может выполнить современный человек, учитывая наставления святых.

Почитание памяти святых.

Тема 2. «Блестящий» 18 век. Святитель Тихон Задонский. (2 ч)

Почему 18 век называют «блестящим» веком. Зависимость Церкви от светской власти во времена царствования царицы Екатерины II. Закрытие монастырей.

Детские годы Тимофея. Характер мальчика. Как учился юный Тимофей. Христианские добродетели кротости и смирения; благочестие. Церковное служение. Подготовка священников. О чем рассказывается в книгах, написанных Тихоном Задонским. Собиратель сокровищ духовных. О сокровищах и жизни человека. Завещание святителя.

Церковное искусство 17 – 18 веков как отражение состояния внутреннего мира человека. Сопоставление архитектурных стилей памятников древнерусского зодчества и храмового зодчества 18 века. Стиль барокко.

Изменение стиля церковного пения как следствие изменения духовных ценностей человека 18 века.

Тема 3. Святые 19 века. Преподобный Серафим Саровский. (3 ч)

Положение Православной Церкви в государстве в19 веке. Падение нравов в следствие разрушения веры. Управление Церкви Священным Синодом. Война 1812 года и укрепление духовной жизни народа подвигами христианской веры святых того времени.

Для чего живет человек. На этот вопрос о смысле жизни отвечает преподобный Серафим Саровский. Детские годы преподобного. Характер мальчика. Послушание матери. Монашеский постриг. Подвиги послушания. Поста, молитвы. Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Молитва святого, которая продолжалась 1001 день и ночь. О чем молился святой. Христианская добродетель любви. Добродетель милосердия.

Основание Серафимо – Дивеевской обители. Святыни Дивеевской земли.

Тема 4. Святые 19 века. Святитель Филарет, митрополит Московсий. (2 ч)

Мудрый наставник. 50 – летнее служение Церкви. Детские годы Василия Дроздова. Святитель – ректор Духовной академии. Профессор и его ученики. Какие церковно – общественные вопросы приходилось решать митрополиту Филарету. Духовный и нравственный облик святителя. Святитель размышляет о благоговении к святыням и показывает недопустимость умаления значимости священных предметов на публичных акциях. Эпистолярное наследие святителя. Общение святителя со знаменитыми людьми своего времени.

Церковное искусство как отражение духовного мира людей. Возрождение стиля древнерусского зодчества. Русско – византийский стиль.

Тема 5. Великие старцы Оптиной Пустыни. (2ч)

Оптина Пустынь – центр духовного возрождения России в 19 веке. Старчество и старцы – пример великой любви к Богу. Евангелие в жизни Оптинских старцев. Христианские добродетели святых Оптинских старцев. Для чего знаменитые люди России приезжали к старцам в Оптину Пустынь. Чему учили старцы христиан. Новомученики и Исповедники Оптинские. Иноки, пострадавшие за Христа в конце 20 века. Песнопения в честь Оптиной.

Тема 6. На рубеже веков. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (2 ч)

Сострадания доброго пастыря. Детские годы. Как святой учился читать. Кто помог в учении отроку. Священническое служение в Кронштадте. Святой Иоанн Кронштадтский – любимый учитель. За что ученики любили своего учителя. Почему у святого Иоанна не было плохих учеников. Молитва и богослужение – главное дело в жизни святого Иоанна. Благодатные дары чудотворения. Христианская любовь к ближнему. Пророчества Святого Иоанна Кронштадтского. Пророчеств Исайи. Что предсказывали святые пророки разных веков. Любовь святого к Богу.

Тема 7. Царственные мученики. (2 ч)

Разрушение христианской культуры России в 20 веке. Разрушение традиций государственной власти – изменение государственного устройства, свержение трехсотлетней царской династии. Разрушение христианской семьи. Христианские добродетели, которые воспитывались в семье. Семья царя Николая II.

Иконографмя Царской семьи. Произведения духовной поэзии, посвященные их подвигу.

Тема 8. Новомученники и Исповедники Российские. (3 ч)

Священная история – о поругании Христа. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Раскольники – обновленцы. Подвиг христианского смирения святого Патриарха. Священномученик Венимиамин, митрополит Петербургский. Массовые репрессии духовенства. Мартиролог священномучеников. Русская духовная поэзия рассказывает о подвигах Новомучеников.

Тема 9. Христианские мученики ГУЛАГа. (3 ч)

Священная история – о событиях на Голгофе. Русская Голгофа. Новомученики и Исповедники Российские. Голгофа Анзерская. Собор Новомучеников и Исповедников. Бутовский полигон – место покаяния. Поэзия и проза бывших узников ГУЛАГов рассказывает о духовном мужестве христиан.

Тема 10. Православная культура России свидетельствует. (3 ч)

Христиане размышляют о действии Промысла Божьего в жизни человека. События Священной истории и события истории России 20 века. Святые, деятели культуры – о России. Скептики и нигилисты в русской культуре. Истоки зла. О чем рассказывают песнопения Всенощной.

Тема 11. Православная культура в жизни христиан. (3 ч)

Священная история – о велении Христа рассказывают всем народам о спасении. Богослужение – центральное событие духовной жизни христиан. Божественная Литургия- главное богослужение Православной Церкви. Ее основное событие – Таинство Причащения. Его духовный смысл. Проявление Божественной любви.

Произведения русской литературы рассказывают о том, как христиане России сохраняли православную веру в 20 веке. Судьба православных храмов и судьба православных христиан.

Тема 12. Золотая цепь святых. (4 ч)

Христиане размышляют о золотой цепи святых всех веков, соединяющих всех в Боге Едином. Церковь торжествующая. Церковь земная и церковь небесная. Святые дети в Церкви Небесной. Их добродетели.

Иконография рассказывает о воскресении, спасении, вечности.

Торжество и христианская радость в русской духовной поэзии.

Резерв. (2 ч) Проведение праздников. Экскурсии по маршрутам духовного краеведения.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • События и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых.

  • Основные источники по истории Отечества.

  • Значение Русской Православной Церкви в истории Руси.

  • Основные даты и события развития духовной культуры Руси и Коломенского края.

  • Основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.

  • Понимать язык христианской православной культуры.

  • Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию

  • Особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.

Учащиеся должны уметь:

  • Обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках.

  • Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.

  • Раскрывать причинно-следственные связи духовной истории.

  • Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.

  • Выявлять связи между изучением курсов истории России и историей РПЦ, Коломенского края, МХК в ее духовном аспекте.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Православная культура: Методическое пособие для учителя: 6-7 год обучения. Автор: Шевченко Л.Л. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва 2008г.

1ч/н – 34 часа



п/п

Наименование раздела и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Перечень учебно-методических средств обучения.

Учебно-методический комплект:

1/ Л.Л. Шевченко «Православная культура 7 год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010

2/ Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя: 6и 7 год обучения» М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008,

3/ Л.Л. Шевченко Православная культура. Наглядное пособие «Иллюстрации». М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

Дополнительная литература:

1.Бородина А.В. Основы православной культуры: словарь – справочник. – М.: СофтИздат, 2010. – 280с.

2. Воздвиженский Б. Православное богослужение. Путеводитель. – М.:Эксмо, 2008. – 224с.

3.Протоиерей Олег Пэнэжко. Храмы и монастыри города Коломны. Часть 1. Владимир, 2011.

4. Православная энциклопедия: Русская православная церковь/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. - 656 с.

5. Иванова С.Ф. Как вести себя в храм слова._М.: «Отчий дом», 2004

6. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.-336с.

7. Народные праздники. Метологические разработки и сценарии. Екатеринбург, 2008-183с.

8. Православная культура. (по месяцам года)УМП.-М.: Издательский дом «Покров», 2004.

Материально - техническое обеспечение

1. Компьютер

2. «Золотое кольцо России» - DVD-фильм

3. Мультимедийное приложение к учебному пособию «Православная культура 6 год обучения»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ассоциации учителей православной культуры и духовного краеведения

от «____» ________________ № _____.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР ____________ / О.Н. Михеева/
«____» ___________________2013 года


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа icon Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по географии 2004г
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа icon Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа icon Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Шевченко Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 6 и 7 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических...
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа icon Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья». /Духовное краеведение Подмосковья. Под ред. Антоновой Л. Н. Методическое пособие...
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа icon Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья». /Духовное краеведение Подмосковья. Под ред. Антоновой Л. Н. Методическое пособие...
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа icon Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Задунаева М. Р., директор моу «Средняя школа №29» г. Петрозаводска, Республики Карелия, администрация школы
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа icon Доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Задунаева М. Р., директор моу «Средняя школа №29» г. Петрозаводска, Республики Карелия, администрация школы
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа icon Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение петрозаводского...
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа icon Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение петрозаводского...
Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников...
Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа icon «Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции