Администрации губкинского городского округа




Скачать 0.52 Mb.
Название Администрации губкинского городского округа
страница 1/4
Дата публикации 07.06.2014
Размер 0.52 Mb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АДМИНИСТРАЦИИ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных туристов»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Юные экскурсоводы-экологи»
на 2013-2014 учебный год.

2 год обучения (216 ч.)

Возраст обучающихся 10-13 лет

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД

«Станция юных туристов»

Мельникова Е.Г.

Губкин, 2013
Программа: «Юные экскурсоводы-экологи», модифицированная, специализированного уровня, эколого-биологической направленности.

Автор программы: Горбунова Н.А.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «___»

________20 г., протокол №_____
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «___»________20 г., протокол №_____


Председатель________ Спивак Светлана Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ:





  1. Пояснительная записка

  2. Учебный план (сетка часов)

  3. Учебно-тематический план второго года обучения

  4. Содержание программы

  5. Календарно-тематическое планирование второго года обучения

  6. Методическое обеспечение программы

  7. Литература








































































Пояснительная записка
Разработка программы обусловлена возникшими в последние годы потребностями постановки экскурсионного дела с учетом современных требований к туризму. Возросшие запросы личности, общества, государства в вопросах формирования информационной культуры и информационной грамотности могут быть восполнены через систему дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Данная программа позволяет научить современное подрастающее поколение навыкам здорового и культурного образа жизни, в ходе занятий происходит адаптация обучающихся к традициям и ценностям отечественной и мировой культуры, гражданского общества.

Основанием для разработки данной программы послужил тот факт, что общеобразовательные школы уделяют мало внимания методике получения навыков учебно-исследовательской работы, развитию умений и навыков публичных выступлений, этике общения с группами людей разных возрастов.

Для решения данной проблемы программа предлагает использовать особенности профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно-исследовательской, так и просветительской деятельности. Поскольку базой для реализации программы будут музеи, микрорайоны школ и территория Губкинского городского округа, природные объекты Белгородской области, то фундаментальной основой курса становится краеведение.

Рабочая программа разработана на основе модифицированной образовательной программы «Юные экскурсоводы-экологи», специализированного (профилированного) уровня, эколого-биологической направленности. Автор программы педагог дополнительного образования Горбунова Наталья Алексеевна. Программа утверждена в 2010г.

Цель программы – создание условий для ознакомления с профессией экскурсовода по средствам туристско-краеведческой деятельности.

Основные задачи программы:

- дать понятие профессии экскурсовода;

- развивать умения и навыки разговорной речи обучающегося, умение выступать перед аудиторией;

- воспитывать гражданские чувства: любовь к родному краю через процесс изучения и пропаганды памятников истории, культуры и природы родного края, биографии и творчества замечательных земляков;

- воспитывать наблюдательность, экологически грамотное поведение в природе;

Рабочая программа рассчитана на 216 часа обучения, из них 166 практических часов отводимых на: экскурсии, работу в библиотеке, работу на свежем воздухе, подготовку и заслушивание докладов, сообщений, презентаций.

Учебные занятия проводятся 3 раза в неделю, по 2 часа. В соответствии с СанПином занятия в объединении начинаются с перерывом 1 час после основных занятий в школе. Продолжительность занятий 2 часа по 45 минут с предполагаемыми перерывами по 10 минут.

Основными методами обучения являются объяснительно-иллюстративный (осуществляемый во время экскурсий), репродуктивный (составление описаний памятников), частично-поисковый (составление небольших краеведческих сообщений).

Используются различные формы проведения занятий: беседа, игра, путешествие, конкурс, экскурсия.

Мониторингом уровня овладения программой является:

диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;

участие в краеведческих играх и мероприятиях района, города, области;

презентации проектов обучающихся и педагога перед общественностью;

анкетирование родителей и обучающихся.

2-ой год занятий предусматривает расширение и углубление знаний по истории и культуре Белгородской области, знакомство с навыками подготовки и проведения экскурсий по микрорайону школы, используя и дополняя подготовленный педагогом текст. На практических групповых и индивидуальных занятиях обучающиеся овладевают навыками работы с краеведческой литературой, а также навыками экскурсионного рассказа и показа.

Основным методом второго года занятий является репродуктивный. Он должен обеспечить качество обзорной экскурсии (чёткость построения, речевую грамотность, свободу общения).

Не менее важным для 2-го года является также метод проблемного изложения (составление конспектов, тезисов, планов), который позволя­ет познакомить учащихся с формами научно-исследовательской работы.

Итогом 2-го года занятий должна стать подготовка текста и прове­дение экскурсии по микрорайону школы.

Результаты 2-го года занятий.

Обучающиеся должны знать:

• особенности профессии экскурсовода,

• правильное ударение и произношение слов, понятие о фондах музея, содержание экспозиции, текст экскурсии;

• историю застройки, планировки г. Губкин; памятные места; методику работы с научной литературой;

• текст экскурсии.

Уметь:

• работать со словарём, составлять библиографию, использовать материалы для пополнения текста, сочетать рассказ с показом; провести школьную экскурсию;

• составлять конспекты, тезисы, исторические справки;

• ответить на вопросы по теме экскурсии;

• провести экскурсию по микрорайону.












































  1. Учебный план

  2. (сетка часов)



№ п/п

Разделы

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1

Введение

6 (6)

4 (4)

4 (4)

2

Краеведение – основа профессии экскурсовода

18 (52)

32 (66)

26 (58)

3

Экскурсионное дело

24 (34)

16 (26)

14 (24)

4

Музей-мастерская школы экскурсоводов «Народный сувенир»

18 (28)

20 (32)

18 (32)

5

Экспедиция в экологию

22 (24)

20 (22)

22 (22)

6

Методика подготовки и проведения экскурсии

46 (54)

40 (48)

48 (56)

7

Отработка и сдача экскурсии

10 (18)

12 (20)

12 (20)




ИТОГО:

144 (216)

144 (216)

144 (216)



Учебно-тематический план второго года обучения





п/п





Раздел, тема

Количество часов

всего

теор.

Практические

индивид.

в помещ.

на местн.

1

Введение

4

2

2

-

-

2

Краеведение – основа профессии экскурсовода

66

22

32

6

6

3

Экскурсионное дело

26

8

12

4

2

4

Музей-мастерская школы экскурсоводов «Народный сувенир»

32

12

20

-

-

5

Экспедиция в экологию. Экология города.

46

16

30

-

-

6

Методика подготовки и проведения экскурсии

22

8

14

-

-

7

Отработка и сдача экскурсии

20

8

12

-

-




ИТОГО:

216

76

122

10

8


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I.Введение

История экскурсионного дела. Правила ТБ. Понятие «экскурсия», классификация экскурсий, тематика. Правила ТБ.
II.Краеведение – основа профессии экскурсовода

Общегеографическая карта Белгородской области. Географическое положение Белгородской области, площадь, границы, символика. Геологическое строение. Основные типы, почв, земельные ресурсы. Полезные ископаемые. Водные ресурсы. Население. Национальный состав. Численность. Населенные пункты Белгородской области. Областной центр- Белгород. Флора и фауна белгородской области. Ресурсы охраняемых природных территорий. Государственный Заповедник «Белогорье» Реликтовые растения. Разнообразие и численность животных. Редкие и охраняемые животные. «Красная книга» Белгородской области. Памятники природы Белгородской области. Понятие «памятник». Наш край в каменном, бронзовом и железном веке. Памятники археологии. Киевкая Русь при князе Владимире. Крещение Руси. Основание Белгорода. Белгородская оборонительная черта. Белгородская губерния. Белгородский край в годы революции и гражданской войны. Губкин-центр Губкинского городского округа. Губкин в годы Великой Отечественной войны. Исторические места города. Памятники истории и культуры. Классификация, информативность и социальные функции памятников. Населенные пункты Губкинского городского округа. Истории и легенды связанные с селами и деревнями Губкинского района.

Практические занятия

Учебно-тематическая в рамках проекта сельского туризма «Родной свой край люби и знай».
III.Экскурсионное дело

Культура речи экскурсовода. Нормы произношения. Понятие об орфоэпии. Стиль, произношения. Правила произношения. Нормы ударения. Работа со словарем. Виды словарей. Особенности ударения в существительных, прилагательных и глаголах. Личность экскурсовода. Требования к профессиям: гид, экскурсоводов и др. Индивидуальность экскурсовода, ее проявление

Практические занятия

Практическая работа в библиотеке. Учебно-тематическая экскурсия в Музей истории КМА.
IV. Музей-мастерская школы экскурсоводов «Народный сувенир»

История народной куклы. Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука. Типы и назначения кукол: обрядовые, обереги, игровые. Кукла- носитель традиционной и культурной информации. Первая кукла - ребенка. Почему у куклы нет лица. Изготовление обрядовой кулы: зерновушка ( крупеничка) . Обрядовая кукла - неразлучники. Обрядовая кукла - отдарок- на - подарок

Изготовление игровой «зальной куклы». Изготовление игровой куклы: кукла- кормилка. Создание экспозиции. Обрядовые и игровые куклы в музее – мастерской. Создание текстов экскурсий по музею-мастерской. Прослушивание подготовленных текстов экскурсий. Обсуждение.

Практические занятия

Изготовление игровой куклы: кукла- кормилка. Создание экспозиции. Обрядовые и игровые куклы в музее – мастерской. Создание текстов экскурсий по музею-мастерской. Прослушивание подготовленных текстов экскурсий. Обсуждение. Промежуточное тестирование.

V. Методика подготовки и проведения экскурсии

Методика проведения экскурсий. Изучение темы экскурсий. Составление библиографии по теме экскурсий. Порядок изучения литературы, источников, экспонатов. Порядок изучения экскурсионных объектов. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Выделение отдельных цифр, цитат, стихотворений. Выделение отдельных выдержек из документов. Работа с мемуарной литературной экспедиционными дневниками. Работа с записями воспоминаний, письмами. Детальное изучение экспонатов, экскурсионных объектов. Изучение и анализ литературы и источников по выбору экскурсионных тем. Заслушивание рассказов обучающихся по отдельным темам. Заслушивание рассказов обучающихся по отдельным экскурсионным объектам. Работа по овладению маршрутом, содержанием. Работа над методикой проведения УТЭ Определение и применение целей для каждой экскурсии Запись экскурсий. Развернутый план экскурсий. Индивидуальный текст экскурсий. Индивидуальная обработка маршрута, содержания экскурсии.

Практические занятия

Составление текстов экскурсии. Прослушивание и обсуждение подготовительной экскурсии. Проведение для изучения своей школы пробных экскурсий. Особенности проведения экскурсий по микрорайону. Составление схем памятных мест. Составление экскурсионного маршрута, формулировка главной темы.
VI .Экспедиция в экологию. Экология города

Окружающая среда. Определение «экология», факторы среды. Городские экосистемы как среда жизни горожан. Промышленность Белгородской области. Агропромышленный комплекс Белгородчины. Закон об охране природы. Задачи заповедников. Задачи заповедников, национальных парков. Охраняемые территории в области. Их виды. Государственный заповедник «Белогорье». Экскурсия в Государственный заповедник «Белогорье»

Практические занятия

Экскурсия в государственный заповедник «Белогорье». Составление текста экскурсии по охраняемой территории. Защита УТЭ.
VII.Отработка и сдача экскурсии

Практические занятия

Составление экскурсионного рассказа. Отработка общего текста экскурсии вступление, заключение). Отработка общего текста экскурсии (логический переход). «Портфель экскурсовода». Сбор дополнительной информации (сведений) по теме экскурсии. Учебно-тематическая экскурсия в рамках проекта: «Родной свой край люби и знай». Итоговое тестирование. Подведение итогов.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АДМИНИСТРАЦИИ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ»


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Администрации губкинского городского округа icon Приказ от 07. 11. 2013 года №122 Положение об оплате труда работников...
Воронеж», Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 05. 11. 2013 года №981 «О внесении изменений в постановление...
Администрации губкинского городского округа icon Ачитского городского округа постановление
«Квалификационные характеристики должностей работников образования», в целях регулирования порядка аттестации кандидатов на должность...
Администрации губкинского городского округа icon Начальник уо городского округа
Управления образования городского округа «г. Дагестанские Огни» по реализации республиканской целевой программы «Развитие национальных...
Администрации губкинского городского округа icon Ачитского городского округа постановление
План мероприятий по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Ачитского городского округа в 2014 году (приложение...
Администрации губкинского городского округа icon Городского округа самара
Доу муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №229 городского округа Самара
Администрации губкинского городского округа icon Белоногова василия васильевича главы администрации города черногорска республики хакасия
Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа
Администрации губкинского городского округа icon План работы Управления образования администрации Ачитского городского округа на май 2014 года
Приказ о предоставлении годового отчета за учебный 2013-2014 год по пожарной безопасности
Администрации губкинского городского округа icon «Утверждаю» Начальник Управления образования Администрации Ачитского городского округа
Разработка и издание приказов Управления образования по работе представительства гак
Администрации губкинского городского округа icon Учебный план для I -xi классов мбоу «сош №2» городского округа
Мбоу «сош №2» городского округа «город Дагестанские Огни» на 2013/2014 учебный год
Администрации губкинского городского округа icon План работы отдела социальной политики, культуры и спорта администрации...
Презентация о Ю. Гагарине ко дню космонавтики: «Знаете, каким он парнем был! (совместно с клубом «Ветеран»)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции