Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8




Скачать 145.51 Kb.
Название Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8
Дата публикации 20.06.2014
Размер 145.51 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа


МКОУ Терновская основная общеобразовательная школа

Рассмотрена Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО Заместитель директора Директор школы

Протокол № 1 по УВР _______ /Новокрещёнов М.И./

от «26 » августа 2013 года Приказ № 56
________ /Мантрова И.И./ _______ /Е.В.Родивилова/ от 30 августа 2013 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству (музыка)

Класс 8
Всего часов на учебный год 17

Количество часов в неделю 0,5


Учитель: Мантрова Ирина Ивановна
Терновка – 2013


Пояснительная записка

8 класс « Искусство» (Музыка) 


Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004. № 1089;

• Утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учереждениях, реализующих программы общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы « Музыка»5-9 кл. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Москва «Просвещение» 2005 г.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, методические рекомендации для 1- 9 классов. 

Рабочая программа рассчитана на 17 часов; 0,5 часа в неделю.
Общая характеристика предмета
Главными темами программы 8 класса являются жанровое многообразие музыки и стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Предметом рассмотрения в 8 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.


Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.


Задачи программы - обобщение музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.  Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса 

Обучение музыкальному искусству в VIII классе должно обеспечить учащимся возможность: 

- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии; 

- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности; 

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения; 

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях; 

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям; 

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; 

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах; 

- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. 


Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); 

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки; 

- основные формы музыки; 

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения; 

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей; 

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; 

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении; 

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки (романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов; 

- основные стили музыки (полифония, гомофония); 

- известные театры мира и исполнители, 

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки; 

- строение сонатно- симфонического цикла; 

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки; 

- жанры и стили классической и современной музыки; 

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.


Уметь:

-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;

-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. 

Содержание курса

Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки» 8 ч.

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох. 
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке. 
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).


Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи» 9 ч.

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов. 
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика. 
Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. 
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской: 

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креактивности, иссле-довательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. 

Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений». 

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох. 

Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др. 




Календарно-тематическое планирование по музыке для 8 класса


ур.

пп/

ур.в

теме

Тема урока

Планируемые результаты

Материал урока

Дата

проведения

Примечание













план

факт




Раздел 1


Жанровое многообразие музыки. – 8 часов.


1/1

Жанровое много-образие музыки.
Песня - самый демократичный жанр музыкального искусства.

Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка; куплетная форма, строение песни; виды исполнения песни. Уметь давать ответ на вопрос: «Почему песню называют демокра-тичным жанром?»


Русская народная песня по выбору

Бардовская песня: С. Никитин «Александра»

6.09







2/2

Особенности песенной музыки. Многообразие жанров народного песенного искусства.

Знать основные жанры народного песенного искусства.

Русская народная песня «Вниз по матушке по Волге.»

Колыбельная песня «Котик-коток.»

13.09







3/3


Духовное и светское песенное искусство. Песня вчера, сегодня, завтра.


Знать особенности православного и католического церковного пения.

понятия: знаменный распев, пар-тесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса..


«Не отвержи мене во время старости», духовный концерт М. Березовского (фрагмент).
«Богородице Дево, радуйся» - С. Рахманинов.



20.09







4/4

Танец сквозь века. Танцевальная музыка прошлого и настоящего.

Знать средства музыкальной выразительности.

Знать понятие: танцы и его составляющие


Вальсы И.Штрауса (по выбору), Барыня, Русская пляска,

М.Глинка «Вальс-фантазия»

27.09







5/5

Развитие танцевальной музыки. Танец, его значение в жизни человека.

Знать понятия: составляющие балета, танцы в опере

Фрагменты балета П.Чайковского «Щелкунчик.»

4.10







6/6

Особенности маршевой музыки. Многообразие жан-ров. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры.

Знать особенности маршевой музыки, жанры маршей

Марш Мендельсона. Похоронный марш Ф.Шопена

11.10







7/7

Жанровое многообразие музыки.

Знать особенности песенной, танцевальной, маршевой музыки. Уметь приводить примеры песен, танцев, маршей

Музыкальные произве-дения по выбору учащихся

18.10







8/8

Музыкальный стиль. Взаимосвязи музыки с другими видами искусства.

Знать общие черты музыки и литературы, изобразительного искусства, театра, кино.




25.10







Раздел 2

 Музыкальный стиль – камертон эпохи. – 9 часов.


9/1


Барокко. Классицизм.


Знать характерные признаки музы-кального стиля барокко, классицизма; понятия: полифония, фуга, токката, оратория; форма, состав симфонического оркестра.


Фрагменты произведений

И.Баха (фуга, токката)

1.11







10/2


Романтизм. Реализм.

Знать характерные признаки стиля романтизма и реализма; понятие музыкальной драматургии; характерные признаки реализма. Знать представителей романтизма и реализма

Романтизм: фрагменты произведений Ф.Шуберта,

Ф.Шопена

Реализм: фрагменты произведений М.П.Мусоргского, А.Г. Бородина.

15.11







11/3


Импрессионизм. Неоклассицизм

Знать характерные признаки музыкального стиля импрессионизм, понятия: регтайм, программная музыка, неоклассицизм, додекафония, алеаторика, соноркка.



Импрессионизм: фрагменты произведений Клода Дебюсси, Мориса Равеля

Неоклассицизм: фрагменты произведений И.Стравинского.

22.11







12/4

Джаз. Рок-н-ролл.

Знать понятия: джаз, блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг, биг-бит.

«Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвин

«Аве Мария» И. С. Баха

29.11







13/5

Кантри и фолк-рок. Этническая музыка. Арт-рок.

Знать особенности музыкального языка кантри и фолк-рока, этнической музыки и арт-рока

Произведения Боба Дилана, Ж. Бичевской, группы «Иван Купала»,

6.12







14/6


Хард-рок и хэви - метал. Рэп. Эстрада.


Знать особенности музыкального языка хард-рока и хэви-метала, манеры исполнения и инструментария.


Произведения Биттлз, Лэд Цеппелин, Дип Пепл

13.12







15/7


Авторская песня.

Знать характерные признаки авторской песни, историю ее возникновения


Песни А.Галича, В.Высоцкого

20.12







16/8



Стилизация и полистилистика.

Знать понятия: стилизация, полистилистика, имена композиторов работающих в этих направлениях, особенности и характерные признаки различных музыкальных стилей.



Фрагменты произведений

Р. Щедрина, А. Шнитке

27.12







17/9

Музыкальный ринг. Традиции и новаторство в музыке.

Уметь называть преимущества различных музыкальных стилей.

Музыкальные произведения по выбору учащихся.













Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Мультимедийное оборудование

CDs

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/subjects/14

http://www.classicalmusiclinks.ru/portals/early_music/sp0t.html

http://mmoum.ucoz.ru/

http://classic-online.ru/ru/production/22216
Список литературы:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 8 класс.- М.: Просвещение, 2008. 
Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 8класс (пособие для учите-ля , М.:Просвещение 2008г.
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993. 
Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983. 
Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998. 
Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007. 
Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007. 
Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972. 
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006. 



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8 icon Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 5
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (музыка), базисного учебного плана общеобразовательных...
Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8 icon Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 7
Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004., авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой,...
Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8 icon Рабочая программа по искусству ( изо ) Класс 9
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству...
Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8 icon Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:...
«Музыка. 5-9 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2014); учебник: Сергеева Г. П., Критская...
Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8 icon Рабочая программа по искусству 8 9 класс
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8 icon Рабочая программа предмет музыка класс 3 Учитель: Антоненкова Наталья...
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего...
Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8 icon Рабочая программа по искусству (музыка и изо) 9 класс
Москва, Просвещение, 2010 год в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета...
Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8 icon Рабочая программа по м узы
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено...
Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8 icon Рабочая программа по м узы
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено...
Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 8 icon Рабочая программа учебного курса по искусству в 8 «Б», 8 «В», «9 «А»
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции