МКОУ Терновская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Заместитель директора Директор школы
Протокол № 1 по УВР _______ /Новокрещёнов М.И./
от «26 » августа 2013 года Приказ № 56
________ /Мантрова И.И./ _______ /Е.В.Родивилова/ от 30 августа 2013 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству (музыка)
Класс 8
Всего часов на учебный год 17
Количество часов в неделю 0,5
Учитель: Мантрова Ирина Ивановна
Терновка – 2013
Пояснительная записка
8 класс « Искусство» (Музыка)
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004. № 1089;
• Утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учереждениях, реализующих программы общего образования.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы « Музыка»5-9 кл. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Москва «Просвещение» 2005 г.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, методические рекомендации для 1- 9 классов.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов; 0,5 часа в неделю.
Общая характеристика предмета
Главными темами программы 8 класса являются жанровое многообразие музыки и стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Предметом рассмотрения в 8 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально- культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.
Задачи программы - обобщение музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».
Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.
Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Обучение музыкальному искусству в VIII классе должно обеспечить учащимся возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки (романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно- симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
- жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.
Уметь:
-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Содержание курса
Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки» 8 ч.
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи» 9 ч.
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика.
Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креактивности, иссле-довательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».
Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.
Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
|
Календарно-тематическое планирование по музыке для 8 класса
|
№ ур.
пп/
№ ур.в
теме
|
Тема урока
|
Планируемые результаты
|
Материал урока
|
Дата
проведения
|
Примечание
|
|
|
|
|
план
|
факт
|
|
Раздел 1
Жанровое многообразие музыки. – 8 часов.
|
1/1
|
Жанровое много-образие музыки.
Песня - самый демократичный жанр музыкального искусства.
|
Знать понятия: жанр, вокальная, инструментальная, театральная музыка; куплетная форма, строение песни; виды исполнения песни. Уметь давать ответ на вопрос: «Почему песню называют демокра-тичным жанром?»
|
Русская народная песня по выбору
Бардовская песня: С. Никитин «Александра»
|
6.09
|
|
|
2/2
|
Особенности песенной музыки. Многообразие жанров народного песенного искусства.
|
Знать основные жанры народного песенного искусства.
|
Русская народная песня «Вниз по матушке по Волге.»
Колыбельная песня «Котик-коток.»
|
13.09
|
|
|
3/3
|
Духовное и светское песенное искусство. Песня вчера, сегодня, завтра.
|
Знать особенности православного и католического церковного пения.
понятия: знаменный распев, пар-тесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса..
|
«Не отвержи мене во время старости», духовный концерт М. Березовского (фрагмент).
«Богородице Дево, радуйся» - С. Рахманинов.
|
20.09
|
|
|
4/4
|
Танец сквозь века. Танцевальная музыка прошлого и настоящего.
|
Знать средства музыкальной выразительности.
Знать понятие: танцы и его составляющие
|
Вальсы И.Штрауса (по выбору), Барыня, Русская пляска,
М.Глинка «Вальс-фантазия»
|
27.09
|
|
|
5/5
|
Развитие танцевальной музыки. Танец, его значение в жизни человека.
|
Знать понятия: составляющие балета, танцы в опере
|
Фрагменты балета П.Чайковского «Щелкунчик.»
|
4.10
|
|
|
6/6
|
Особенности маршевой музыки. Многообразие жан-ров. Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры.
|
Знать особенности маршевой музыки, жанры маршей
|
Марш Мендельсона. Похоронный марш Ф.Шопена
|
11.10
|
|
|
7/7
|
Жанровое многообразие музыки.
|
Знать особенности песенной, танцевальной, маршевой музыки. Уметь приводить примеры песен, танцев, маршей
|
Музыкальные произве-дения по выбору учащихся
|
18.10
|
|
|
8/8
|
Музыкальный стиль. Взаимосвязи музыки с другими видами искусства.
|
Знать общие черты музыки и литературы, изобразительного искусства, театра, кино.
|
|
25.10
|
|
|
Раздел 2
Музыкальный стиль – камертон эпохи. – 9 часов.
|
9/1
|
Барокко. Классицизм.
|
Знать характерные признаки музы-кального стиля барокко, классицизма; понятия: полифония, фуга, токката, оратория; форма, состав симфонического оркестра.
|
Фрагменты произведений
И.Баха (фуга, токката)
|
1.11
|
|
|
10/2
|
Романтизм. Реализм.
|
Знать характерные признаки стиля романтизма и реализма; понятие музыкальной драматургии; характерные признаки реализма. Знать представителей романтизма и реализма
|
Романтизм: фрагменты произведений Ф.Шуберта,
Ф.Шопена
Реализм: фрагменты произведений М.П.Мусоргского, А.Г. Бородина.
|
15.11
|
|
|
11/3
|
Импрессионизм. Неоклассицизм
|
Знать характерные признаки музыкального стиля импрессионизм, понятия: регтайм, программная музыка, неоклассицизм, додекафония, алеаторика, соноркка.
|
Импрессионизм: фрагменты произведений Клода Дебюсси, Мориса Равеля
Неоклассицизм: фрагменты произведений И.Стравинского.
|
22.11
|
|
|
12/4
|
Джаз. Рок-н-ролл.
|
Знать понятия: джаз, блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг, биг-бит.
|
«Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвин
«Аве Мария» И. С. Баха
|
29.11
|
|
|
13/5
|
Кантри и фолк-рок. Этническая музыка. Арт-рок.
|
Знать особенности музыкального языка кантри и фолк-рока, этнической музыки и арт-рока
|
Произведения Боба Дилана, Ж. Бичевской, группы «Иван Купала»,
|
6.12
|
|
|
14/6
|
Хард-рок и хэви - метал. Рэп. Эстрада.
|
Знать особенности музыкального языка хард-рока и хэви-метала, манеры исполнения и инструментария.
|
Произведения Биттлз, Лэд Цеппелин, Дип Пепл
|
13.12
|
|
|
15/7
|
Авторская песня.
|
Знать характерные признаки авторской песни, историю ее возникновения
|
Песни А.Галича, В.Высоцкого
|
20.12
|
|
|
16/8
|
Стилизация и полистилистика.
|
Знать понятия: стилизация, полистилистика, имена композиторов работающих в этих направлениях, особенности и характерные признаки различных музыкальных стилей.
|
Фрагменты произведений
Р. Щедрина, А. Шнитке
|
27.12
|
|
|
17/9
|
Музыкальный ринг. Традиции и новаторство в музыке.
|
Уметь называть преимущества различных музыкальных стилей.
|
Музыкальные произведения по выбору учащихся.
|
|
|
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Мультимедийное оборудование
CDs
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/subjects/14
http://www.classicalmusiclinks.ru/portals/early_music/sp0t.html
http://mmoum.ucoz.ru/
http://classic-online.ru/ru/production/22216
Список литературы:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 8 класс.- М.: Просвещение, 2008.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 8класс (пособие для учите-ля , М.:Просвещение 2008г.
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.
Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.
Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.
Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.
Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006.
|