Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 3»
«Рассмотрено» «Согласовано»
на заседании методического на заседании педагогического
объединения классных руководителей совета
Протокол №__ от __________ г. Протокол №___ от __________ г.
Программа
«Созвездие муз»
МОУ «ГИМНАЗИЯ №3» на 2011-2015 годы
ПАСПОРТ
школьной программы «Созвездие муз»
МОУ «Гимназия №3» г. Юбилейного Московской области
на 2011-2015годы
Пояснительная записка.
В основу разработки программы положены следующие источники:
Нормативно-правовые документы для разработки программы:
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»;
Концепция модернизации российского образования.
Устав гимназии
Основные разработчики программы:
|
Заместитель директора по ВР
ШМО классных руководителей
Социально-психологическая служба
Учителя-предметники гуманитарного цикла
|
Цели программы:
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Развитие личности детей и подростков в художественно-эстетическом воспитании
|
Задачи программы:
|
развитие способностей, общих и художественно-творческих;
формирование способностей к мыслительной деятельности;
воспитание творческого начала и интереса к искусству;
научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности.
развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты.
приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства
приобщения их к мировой сокровищнице художественной культуры
формирование эстетических чувств, вкусов и потребностей не только под влиянием искусства, но и под воздействием обыденных вещей, окружающих детей и подростков, той обстановки, в которой они находятся в школе.
представления о душевной и физической красоте человека;
умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
|
Сроки реализации программы:
|
2011 - 2015 годы.
|
Основные исполнители программы:
|
- Администрация ОУ
- Организатор спортивно-массовой работы
- Заместитель директора по ВР
- Классные руководители
- Социально-психологическая служба
- Совет старшеклассников
- Родительский комитет
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
|
умения видеть красоту в окружающем мире;
умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
|
Система организации контроля за исполнением программы:
|
- Ежегодное рассмотрение хода выполнения программы на совещаниях при директоре, семинарах классных руководителей, Школьных ученических советах, родительских собраниях.
|
Анализ сложившейся ситуации в российском образовании позволяет заключить, что эстетическое воспитание начинает играть все большую роль во всей воспитательной работе с детьми и подростками. В современной школе наметилось стремление проникновения искусства во все сферы образования. И одно из важных мест в эстетическом воспитании, которое охватывает все стороны жизни детей и подростков, является воспитание средствами искусства на основе ряда концепций российских ученых (Д.Б. Кабалевского, Д.Т. Лихачева, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, Б.Т. Неменского, В.А. Разумного и др.), оказавших большое влияние на развитие этого процесса в последние годы.
Одним из самых массовых и популярных в системе образования является эстетическая художественно-творческая деятельность. Ее роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях общеобразовательных учреждений: школах, лицеях, гимназиях, школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла, профильных художественных классов. Большими возможностями для художественно-эстетического развития располагают многочисленные учреждения дополнительного образования: центры и дома творчества детей и подростков, школы искусств, клубы по интересам и т.д. как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования является массовым, его основной целью, в отличие от специального профессионального, является не формирование музыканта, художника, танцора и т.д., а воспитание развитого человека, осуществляемое средствами различного искусства. Вводя детей и подростков в мир искусства, педагог создает условия для обогащения его внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, способствует формированию их духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных направлений художественно-эстетической деятельности делают практические занятия особенно эффективными с точки зрения развития личности.
Педагогическая установка на развитие психики детей и подростков, заключающаяся в становлении «его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их психических процессов (В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения. М.,1986, с.9), необходимая при построении любого изучаемого предмета, в системе массового эстетического воспитания и образования приобретает особую актуальность. Как считают прогрессивно мыслящие педагоги, именно здесь развитие детей и подростков в процессе развития художественно-творческой эстетической деятельности должно стать особой целью. Задача педагога при этом не в том, чтобы этот эффект был максимально высок. Занятия с ребенком в художественных, музыкальных, театральных, танцевальных студиях, фольклорных ансамблях и т.д. должны ориентироваться педагогом не на его сегодняшние знания, умения и навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в расчете на его завтрашний день, очерчивая для себя «зону его ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Поэтому развитие личности детей и подростков в художественно-эстетическом воспитании становится специальной целью. В связи с этим все виды художественно-творческой деятельности, составляющие содержание процесса эстетического воспитания в системе образования, а также формы работы и педагогические методы оказываются подчиненными этой единой цели.
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Виды деятельности и формы занятий:
получение представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве гимназии и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
получение представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название
мероприятия
|
Сроки
|
Форма
проведения
|
Ответственные
|
«Город, в котором ты живёшь» (1-4 классы)
|
сентябрь
|
Экскурсии по городу
|
классные руководители
|
«Прикоснуться к вечности» (1-11 классы)
|
в течение года
|
Экскурсии в г. Москва, Подмосковье
|
Администрация, классные руководители
|
«Фильм, фильм, фильм…» (1-4 классы)
|
в течение года
|
просмотр к/ф и мультфильмов
|
классные руководители
|
Экскурсии на художественные выставки
|
в течение года
|
Краеведческий музей
|
классные руководители
|
Организация экскурсий по культурным центрам Москвы, Московской области
|
в течение года
|
экскурсии
|
Администрация, классные руководители
|
Встречи с замечательными творческими людьми (поэты, писатели, художники)
|
в течение года
|
|
Администрация, классные руководители
|
Музыкальный калейдоскоп «Музыкальная грамота» (2-3 классы)
|
январь
|
Музыкальная игра
|
классные руководители
|
Выставки изобразительного искусства
|
в течение года
|
|
Руководитель ИЗО студии
|
Литературно-музыкальные вечера о жизни и творчестве поэтов, писателей, композиторов, художников;
|
В течение года
|
|
Библиотекарь, классные руководители, музыкальный руководитель
|
«Мои любимые книжки» (3-6 классы)
|
март
|
Выставка-презентация
|
Библиотекарь, классные руководители
|
Тематические классные часы, беседы направленных на изучение народных традиций, обрядов, праздников духовно – нравственного содержания;
|
В течение года
|
|
Библиотекарь, классные руководители
|
Тематические беседы: «Этика и культура поведения», «Движение и музыка», «В мире доброты и красоты», «Школа хороших манер», «Дорога к моему «Я»»;
|
В течение года
|
|
Библиотекарь, классные руководители
|
Тематические классные часы: "Красота природы в произведениях поэтов, писателей, художников", "Народное творчество", "Красота повседневной жизни", "Театр", "Понятие об эстетике", "Достойная и пошлая жизнь";
|
В течение года
|
|
Библиотекарь, классные руководители
|
Кружки художественно-эстетической направленности;
|
В течение года
|
|
Администрация, классные руководители
|
Конкурсы, игры, проекты художественно-эстетической направленности
|
В течение года
|
|
Администрация, классные руководители
|
Конкурсы: Рыцарский турнир вежливости
|
Февраль
|
|
классные руководители
|
Организация и проведение праздников, театрализованных представлений, концертов, конкурсов и др.;
|
В течение года
|
|
классные руководители
|
Разработка сценариев культурно-массовых мероприятий;
|
В течение года
|
|
классные руководители
|
Фестиваль талантов;
|
Апрель, май
|
|
Музыкальные руководители, руководитель ИЗО студии, руководители кружков
|
Эстетическое оформление интерьера учебного заведения и его территории
|
В течение года
|
|
Администрация, классные руководители
|
Данные направления реализуются на различных уровнях:
учебном (в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом: «Русский язык», «Литература», «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Физическая культура», «МХК», «История» и т.д.;
внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи гимназистам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация работы, как с несомненными позитивными феноменами культуры своей страны, так и в режиме проблематизации, критического осмысления - с проблемными феноменами культуры);
институциональном (жизнь в школе организована таким образом, чтобы в условиях щкольного сообщества как демократического правового пространства востребовались гражданские качества и умения школьников, чтобы возникала ситуативная гражданская активность, побуждающая их обращаться к совместно принятым нормам и поступать в соответствии с ними;
социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и местных органов власти).
|