Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть




НазваниеОдна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть
страница1/8
Дата публикации11.05.2014
Размер0.72 Mb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв. – это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть «произведением искусства». Неопределенность некогда жестких категорий художественного спровоцировала появление и активное формирование огромного многообразия новых форм творчества, порой весьма парадоксальных и все еще не поддающихся строгой классификации. К таким формам относится и перфоманс.

Актуальность исследования. Перфоманс как форма, или жанр (такое определение не является пока общепринятым) актуального искусства является столь же мало изученным в отечественном искусствоведении и культурологии, как и во многом сходные с ним акция и хэппенинг. Три этих жанра относятся к стилевому явлению акционизм, входящему в состав contemporary art (современного в узком смысле слова, актуального искусства).

Общей родовой чертой данных жанров, структура которых за полвека их существования вполне определилась, является установка на снятие онтологической и эстетической границы между жизнью и искусством, ценностью повседневного существования художника и его общественной деятельностью. Однако в спецификации языка каждого из обозначенных жанров акционизма существует множество семантических, синтаксических и прагматических нюансов, что нашло отражение в теоретических разночтениях, «конфликте интерпретаций» (П. Рикёр) зарубежных и отечественных искусствоведов, философов, теоретиков культуры и социологов.

Отсутствие фундаментальной базы исследований перфоманса в контексте contemporary art, а также в свете истории искусства является главным обоснованием актуальности нашей работы.

Степень разработанности проблемы. Проблемам определения и

описания перфоманса в ряду других форм акционизма посвящены несколько специальных работ искусствоведческой и социально-психологической направленности (Ю. Гниренко, Е.А. Морозова, Р.К. Бажанова, З. Воинова, С.Б. Кожевников, Л. Лернер, Д. Пыркина, А.Р. Апресян и др.).

Большой вклад в разработку данного понятия внесли авторы-составители, комментаторы изданий, содержащих текстовые и иллюстративные материалы по российскому акционизму («Российский акционизм», 20021; «Московский акционизм», 20052), а также международный сборник критических материалов по современному искусству (Art in Theory, 1900-2000: an anthology of changing ideas, 2003)3. При анализе художественных практик перформеров важную роль сыграли также материалы специализированных изданий по искусству «Искусство», «Артхроника», «Художественный журнал», «новое литературное обозрение» и др.).

Существует также ряд новых академических монографий, диссертаций и сборников статей, освещающих перфоманс в более широком контексте искусства модернизма и постмодерна (Е.Ю. Андреева, Г.Р. Файзрахманова, С.С. Ступин, Н.Б. Маньковская, А.В. Рыков и др.). Данные исследования позволяют понять общий культурфилософский и эстетический контекст возникновения и развития западного, российского и азиатского перфоманса.

Стоит отметить также значимость в осмысление проблематики актуального искусства отечественных авторов советского периода, чьи исследования выдержаны в духе «левой» марксистской критики, что не умаляет остроты искусствоведческого анализа (М. Лифшиц, В.А. Крюкова, В.С. Турчин).

Все перечисленные авторы внесли серьезный вклад в теоретическое и

историко-культурное исследование перфоманса и постмодерного искусства в целом, что составило методологическую базу нашего исследования.

Предмет исследования – перфоманс как форма актуального искусства. Объект исследования – исторические и национальные формы реализации перфоманса как жанра актуального искусства.

Цель исследования – выявить эстетические и социокультурные признаки перфоманса как формы актуального искусства.

В контексте поставленной цели мы выдвинули ряд задач, реализация которых осуществляется в ходе работы:

- выявить культурно-историческую и эстетическую специфику актуального искусства как реализации постмодернистской художественной картины мира и как жанра акционизма;

- проанализировать социокультурные и национальные истоки происхождения и развития актуального искусства на Западе и в России;

- дать определение перфоманса как формы актуального искусства на основе феномена провокативности;

- проанализировать современное состояние перфоманса как формы актуального искусства.

Методика исследования. В ходе исследования мы использовали общегуманитарные методы компаративистики, описания, анализа и синтеза эстетических феноменов, семиотический метод, герменевтический метод интерпретации культурных текстов.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.



ГЛАВА 1. Художественные и идеологические основания актуального искусства
1.1. Актуальное искусство: объем и границы понятия
Характерной приметой ситуации в искусстве новейшего времени является переориентация фундаментальных категорий эстетики на новые смыслы и механизмы формообразования. По авторитетному мнению авторов «Лексикона нонклассики» (2003), сегодня «культура в целом и все ее основные компоненты находятся в процессе некоего глобального перехода в какое-то принципиально иное состояние, основные характеристики которого остаются пока еще совершенно неясными»4. Исследователь, С.С. Ступин, вслед за У. Эко, пишет о феномене «открытой формы» как одном из центральных неклассических понятий, «набирающих силу в современной художественной культуре», о «сдвиге представлений о критериях художественности» и новых видах художественной практики5.

Следует, однако, обратить внимание на то, что отсутствие однозначности и окончательной ясности в определении современного искусства связано с создавшейся поликонтекстуальностью, дискуссионностью употребления терминов «современный», «актуальный» или в английской исходной версии «contemporary art». Аналогичным образом существуют разночтения терминов «модерн», «модернизм», «постмодернизм» в различных парадигмах знания и социогуманитарных дисциплинах.

Действительно, различаются несколько дисциплинарных контекстов употребления терминов, отражающих понятие «современный» (modern, не равнозначное contemporary): 1) искусствоведческий; 2) социально-экономический; 3) философский.

В теории и истории искусства, а также его отдельных «вотчин» (литература, живопись, театр и т.д.) «модерн» и «модернизм» - не коррелирующие друг с другом понятия. Если понятием модерн обозначают короткую эпоху рубежа XIX-XX вв. в развитии изобразительного искусства в Европе и России, то под «модернизмом» понимают период становления всех видов искусств между двумя мировыми войнами, со специфическими эстетическими признаками6.

При этом следует отметить, что для модерна в искусствоведческом значении термина было характерно идеализирующее отношение к традициям прошлого, стилизующая тенденция. Модернизм же в искусстве, инициированный радикальным авангардом начала ХХ века, напротив, порывал с традицией и ориентировался исключительно на категории «нового», «индивидуально-авторского», «утопического». Устремленность в будущее симптоматична для художественного модернизма, положившего все усилия на создания принципиально новых культурных языков, кодов. Однако, специфика данного явления состоит в том, что будущее понималось здесь не в прогрессистском духе позитивизма и, собственно, «модерна» в социально-экономическом измерении, а, напротив, как возвращение к архаическому, как «неомифологизм», реконструкция природно-циклического, антропокосмического жизнеощущения, возвращение индивида в лоно коллективного бессознательного (дадаизм, примитивизм, супрематизм). Другим полюсом этого коллективистского жизнеощущения явилась эстетизация персонального измерения бытия, освоение экзистенциального модуса существования личности (экспрессионизм, сюрреализм).

Социально-экономическое значение модерна и модернизма опирается на философское и связано с рефлексией о Новом времени – эпохе,

порывающей с авторитетом традиции во всех сферах общественного бытия и делающей центральной установку на человеческий разум – разум теоретический и прагматический. М. Вебер, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас осуществили убедительный критический анализ данного среза в истории западной цивилизации. Ключевыми признаками модерна в этом контексте являются две ценности – индивидуальность и новаторство.

Д. Ольшанский, исследовавший данную терминологию, пишет: «В рамках историко-философского исследования модернизм следует понимать как идеологическое течение в европейской философии, направленное на преобразование и обновление. В этом смысле модернизм как идеологическое явление противопоставляется идеологии традиционного общества, основанной, во-первых, на доминировании традиции над инновацией, а, во-вторых, опирающейся на религиозное или мифологическое оправдание этой традиции…»7.

Модернизм в широком философском значении связывают с научной революцией, означавшей переход от видения мира как управляемого божественным промыслом, к осмыслению мировых процессов как саморегулируемых. В аспекте творчества, искусства важно, что в результате на смену символическому единству в миропонимании приходит такая картина мира, в которой человек отделен от природы и пытается всячески с ней соединиться путем подчинения ее своей мысли и воле; в мире все подчинено законам механики, и эти законы призван познать человек.

С учетом приведенных понятийных корреляций можно сделать вывод о том, что модернизм представляет собой культурно-историческую эпоху в становлении западной цивилизации, ориентированную на преобразования, инновации и антропоцентричную по своей сути.

Однако если в эстетике и религиозных исканиях эпоха эта отождествляется с кризисом рациональности, в философии и социально- экономическом срезе она, напротив, опирается на категорию «инструментального разума» (Т. Адорно, М. Хоркхаймер).

На наш взгляд, актуальное искусство парадоксальным образом сочетает в себе и утопический потенциал модернизма в философском значении слова (стремление художественным жестом, актом преобразовать внеэстетическую действительность, втянуть ее в орбиту суггестии, влияния), и критический, деструктивный потенциал постмодернизма как иронической ревизии высоких ценностей антропоцентрического, логоцентристского типа искусства8.

Искусствовед В.Г. Власов систематизировал наиболее влиятельные концепции искусства нового и новейшего времени и выделил два основополагающих, универсальных «направления», которые циклически повторяются в исторически преобразованных формах (см. табл.1.1):9

Таблица 1.1.

Направления в искусстве

Уровни
формообразования

Художественные направления

Классицизм

Романтизм

архетип мышления

рациональный

иррациональный

способ формообразования

«формосложение»

«формовычитание»

тип композиции

замкнутый

открытый

доминирующие
композиционные связи

координационные

Субординационные

направленность формы

горизонтальная

Вертикальная

средства гармонизации

симметрия
метр
рациональные отношения величин (модульность)

асимметрия
ритм
иррациональное
пропорционирование
(иррегулярность)

качества формы

конструктивность
тектоничность
уравновешенность
фронтальность
скульптурность
графичность
осязательность

деструктивность
атектоничность
динамичность
ракурсность
пластичность
живописность
иллюзорность


В основе данной классификации – понятие художественного направления, а не стиля. «Художественное направление — категория не стиля а, мировоззрения: совокупности взглядов, воззрений, идей, оформленных в виде трактатов, манифестов, публичных дискуссий (например: «Спор о древних и новых» в XVII столетии)»10.

Несомненно, актуальное искусство занимает нишу «романтизма», если исходить из данной типологии.

«В бесконтрольном, семантически анархичном искусстве теряется важный момент коммуникации между объектом восприятия и воспринимающим субъектом; ситуация онтологического молчания, связанная с неспособностью произведения задавать векторы движения зрительскому восприятию, вытесняет сам объект за рамки пространства художественного. Между фактом искусства и свободой его прочтений обнаруживается диалектическая связь. Применительно к проблематике открытой формы взаимообусловленность категорий открытости и художественности точно сформулирована Эко: произведение остается открытым, пока оно остается произведением: за этим пределом мы сталкиваемся с открытостью как с шумом»11. На наш взгляд, актуальное искусство стремится преодолеть и эту последнюю семиотическую границу бытия в качестве текста и превращается в экзистенциальный дискурс художника. Разница между текстом и дискурсом та, что дискурс процессуален и принципиально открыт жизни, а текст отграничен от нее эстетической «рамой».

В связи с принципиальной открытостью жизни, социальной, экономической и политической действительности актуального искусства самым сложным является вопрос о критериях актуальности, т.е., в сущности, встает проблема родового определения актуального искусства.

Критик Л. Лернер размышляет в этой связи: «Довольно сложно сказать, кто, собственно, определяет актуальность художественного явления: современники или история? знатоки, толпа или властители? рынок или искусство? Для каждого существует своя актуальность, она абсолютно обоснованна и является истиной в последней инстанции. Переубедить поклонника тихого неомодернизма в том, что квинтэссенция художественных исканий эпохи содержится, например, в многоликом и изменчивом творчестве Олега Кулика, – бессмысленное занятие»12.

По признанию ряда искусствоведов, культурологов и практиков искусства (Е. Дёготь, В. Руднев, М. Шапир, Е. Морозова и др.), один из определяющих критериев актуального искусства – это его открытость в коммуникации с реципиентом, интерактивность. Акцент на таком семиотическом аспекте сообщения, как прагматика, составляет сущность любого авангардного искусства – т.е. оно направлено на интеракцию, обычно провокативную.

Чрезвычайно важен фактор «поклонника» актуального искусства или резкого его критика (обычно в лице обывателя или сторонника классической парадигмы). Момент приятия / отторжения адресатом вообще делает актуальное искусство жизнеспособным, является его онтологическим условием. Не может существовать актуального искусства, создаваемого «в стол», «для вечности».

Ряд искусствоведов видят в актуальном искусстве всего лишь современную разновидность ангажированного, востребованного временем и доступного зрителю искусства.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть iconЭта, конечно, очень обширна и заслуживает не книги даже, а
Эта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в 1994-95 гг в Университете истории культур. У автора давно была мысль...

Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть iconЭта, конечно, очень обширна и заслуживает не книги даже, а
Эта книга возникла на основе курса лекций, прочитанных автором в 1994-95 гг в Университете истории культур. У автора давно была мысль...

Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть iconГэри Р. Ренард – Исчезновение Вселенной (часть 1) Честный разговор...
Исчезновение Вселенной книга, написанная Гэри Р. Ренардом, автором-медиумом, с помощью вошедших с ним в контакт духовных сущностей....

Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть iconЛев Шильник а был ли мальчик? Скептический анализ традиционной истории
А уж насколько различаются точки зрения авторов-историков, принадлежащих к разным политическим течениям, и говорить не приходится....

Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть iconДворкин А. Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу
России, что в то время как остальные страны граничат друг с другом, она граничит с Богом. У российских границ, продолжил он, есть...

Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть iconОт составителей (Вместо предисловия)
Черная Королева покачала головой: – Вы, конечно, можете называть это чушью, но я-то встречала чушь такую, что в сравнении с ней эта...

Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть iconЯ хотел бы сейчас начать говорить вам о тех условиях и законах человеческой...
И поэтому я хотел бы се­годня — ибо это необходимо — рассказать вам, пожалуй, в несколько абстрактной форме о различных родах косми­ческой...

Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть iconОсобенности сказок л. Петрушевской
М. П. Шустов подчеркивает, что Петрушевская игнорирует законы литературной сказки и «это приводит к разрушению традиционного жанра,...

Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть iconРазвитие джайнизма вне бихара
В науке принято считать, что джайнизм стал распространяться по Южной Индии с III в до н э, т е с того времени, когда проповедник...

Одна из принципиально важных проблем в самоопределении искусства XX-XXI вв это исчезновение очевидных и ясно опознаваемых границ того, что принято называть iconАктуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных...
Актуальность темы исследования. Проблема человека одна из самых вечных проблем религии и философии, биологии и медицины, психологии...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции