Пояснительная записка
Направленность - художественно-эстетическая
Срок реализации – 3 года
Возраст детей – 7-10лет
Цель программы
Цель занятий декоративно-прикладного творчества состоит в том, чтобы создать условия для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия квиллингом, лепкой из соленого теста и росписи по стеклу.
Задачи программы
Обучающие:
Раскрыть и развить потенциальные способности заложенные в ребенке; развить творческое воображение и эстетическое восприятие средствами народно-прикладного творчества; расширить спектр знаний в области других прикладных дисциплин; материаловедения, оборудования, охраны труда, обучить приемам и технологиям изготовления поделок из бумаги, соленого теста и стекла.
Развивающие:
Познакомить с историей развития народно-прикладного творчества; создать условия к саморазвитию учащихся; начальной профориентации; изучить традиционных особенности народных промыслов России.
Воспитательные:
воспитать уважения к труду и людям труда; формировать чувства самоконтроля; воспитать патриотизм, культуру поведения и бесконфликтного общения; развить художественную культуру учащихся.
Методы работы
Основной метод проведения занятий в объединении – практическая работа, как важнейшее средство связи теории с практикой обучения. Здесь воспитанники закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения. Учащиеся успешно справляются с практической работой, если их ознакомить с порядком их выполнения. Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности(15-20 мин) с пояснениями по ходу работы. В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией.
Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у воспитанников. В процессе занятий воспитанники знакомятся с правилами техники безопасности работы инструментами и санитарно-гигиеническими требованиями к организации труда.
Выбор того изделия, которое изготавливают воспитанники на занятии не является строго обязательным, так как учитывается индивидуальный творческий подход к выбранной работе, навыки и умения каждого ребенка.
Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены другими детьми и вовремя исправлены. Поэтому в процессе деятельности используется работа детей в парах сменного состава, работа в группах, выбор среди детей помощника руководителя объединения.
Один из методов работы – коллективное обсуждение результатов, при котором дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.
Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года через индивидуальные беседы, приглашений их на тематические и отчетные выставки, родительские собрания.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических и физических особенностей детей. Работа с воспитанниками строится на взаимном сотрудничестве, уважительном, деликатном и тактичном отношении к личности ребенка.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся 3 года обучения должны знать и применять основные приемы квиллинга; создавать сложные композиции из бумаги; рисовать сложнокомпозиционные картины на стекле;
Должны знать:
-технику и приемы квиллинга, росписи по стеклу;
-безопасные санитарно-гигиенические методы труда, предупреждение травматизма;
-правила пользования инструментами;
-виды дефектов изделий, их причины, способы предупреждения и устранения;
-требования к качеству выполняемых работ;
Порядок рациональной организации труда на рабочем месте;
Способы проверки ожидаемых результатов
- визуальный осмотр;
- выставка.
Формы контроля:
- Выставка готовых работ;
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
1.Цветная бумага, бумага для принтера, бархатная бумага, картон.
2.Зубочистки, стержни от ручек.
3.Клей, кисточки
4.Пинцет
5.Ножницы
6.Стекла разного размера.
7. Наборы кистей.
8.Акриловые краски , контур.
9.Палитра, стаканчики для воды,
10. Пластилин, цветной гель.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
|
Первый год обучения
|
Второй год обучения
|
Третий год обучения
|
1
|
Вводное занятие
|
2
|
3
|
2
|
2
|
Основы живописи по стеклу
|
40
|
-
|
-
|
3
|
Объемные изделия из квиллинга
|
-
|
30
|
50
|
4
|
Создание панно в технике квиллинг
|
-
|
54
|
100
|
5
|
Квиллинг в декоре
|
-
|
54
|
-
|
6
|
Основы лепки из соленого теста
|
36
|
-
|
-
|
7
|
Изготовление сувениров из соленого теста
|
-
|
30
|
-
|
8
|
Основные приемы квиллинга
|
60
|
-
|
-
|
9
|
Роспись по стеклу, изготовление картин
|
-
|
45
|
60
|
10
|
Экскурсии
|
4
|
-
|
2
|
11
|
Заключительное занятие
|
2
|
_
|
2
|
Итого:
|
144
|
216
|
216
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1
|
Вводное занятие
|
2
|
-
|
2
|
2
|
Объемные изделия из квиллинга
|
-
|
50
|
50
|
3
|
Создание панно в технике квиллинг
|
-
|
100
|
100
|
4
|
Роспись по стеклу, изготовление картин
|
-
|
60
|
60
|
5
|
Экскурсии
|
2
|
-
|
2
|
6
|
Заключительное занятие
|
2
|
-
|
2
|
ИТОГО
|
6
|
210
|
216
|
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Знакомство с планом, расписанием работы, материалами и инструментами. Организационные вопросы: правила поведения на занятиях, меры безопасности при работе с инструментами, организация рабочего места.
Объемные изделия из квиллинга
Теория
Демонстрация иллюстраций объемных изделий выполненных в технике квиллинг. Повторение правил техники безопасности работы с клеем, ножницами и бумагой.
Практика
Создание объемных изделий из бумаги методом скручивания. Подбор цветовой гаммы бумаги. Оформление готовых работ. Контроль за качеством выполнения.
Формы организации деятельности:
Методы и приемы: лекция, беседы, репродуктивный и наглядный методы, практическая работа, познавательные игры, учебная дискуссия.
Дидактический материал:
- шаблоны, схемы;
Оборудование:
- ножницы, клей, кисточки, бумага;
Форма подведения итогов:
- выставка;
Создание панно в технике квиллинг
Теория
Объяснение хода работы. Планировка расположения элементов композиции.
Практика
Поэтапное расположение и приклеивание элементов композиций. Принятие правильного цветового решения. Оформление готовых работ.
Формы организации деятельности:
Методы и приемы: лекция, беседы, репродуктивный и наглядный методы, практическая работа, познавательные игры, учебная дискуссия.
Дидактический материал:
- средства ИКТ (презентации, электронные пособия, видео,);
- шаблоны рисунков;
Оборудование:
-художественные материалы;
- ПК и мультимедийный проектор, колонки;
-, ножницы, клей, кисточки, бумага;
Форма подведения итогов:
- выставка;
Роспись по стеклу, изготовление картин
Теория
Повторение техники безопасности при работе со стеклом; повторение основ росписи по стеклу. Конкурс на лучшую работу.
Практика
Выбор тематики и подборка рисунков: подбор цветовой гаммы; нанесение картины контуром по шаблону, раскрашивание и оформление картин.
Формы организации деятельности:
Методы и приемы: лекция, беседы, репродуктивный и наглядный методы, практическая работа, познавательные игры, учебная дискуссия.
Дидактический материал:
- средства ИКТ (презентации, электронные пособия, видео,);
- шаблоны рисунков;
Оборудование:
-художественные материалы;
- ПК и мультимедийный проектор, колонки;
-, ножницы, клей, кисточки, бумага;
Форма подведения итогов:
- выставка;
Заключительное занятие
Подведение итогов работы объединения. Выставка готовых изделий воспитанников. Итоговая аттестация выпускников. Награждение лучших учащихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Каждая тема программы снабжена дидактическим материалом: образцы основных элементов вышивки, иллюстрации схем и готовых изделий, примеры вышитых изделий, поделки из соленого теста, контуры рисунков для росписи стекла.
Для выполнения образовательной программы имеются дидактические пособия:
«Квиллинг»
«Декорирование стекла»
Основными формами обучения являются практические занятия по индивидуальным заданиям учащихся, а также теоретические занятия со всей группой.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Отдельные задания требуют объединения детей в подгруппы. Отчет о работе проходит в форме текущих и отчетных выставок, викторин, открытых занятий, конкурсов, занятий презентаций.
В целях повышения эффективности образовательного процесса используются методические пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
1.Папки с набором шаблонов для росписи по стеклу-3 год обучения.
3.Различный дидактический материал по темам курса квилинга, витража (схемы этапа работ, образцы изделий)
4.Картинки и образцы поделок.
5.Сменный стенд лучших работ учащихся.
6.Набор репродукций, фотографий готовых изделий.
Список литературы
-
Болл,М. Декорирование стекла. Шаг за шагом. Техника,приемы,изделия. М.:2010
-
Животовская Е.В. Роспись по стеклу. – М.: МедиаГрупп,2011
-
Чуприк Е., Ковалив Т. Декоративные бутылки. – М.:Аст-Пресс, 2012
-
Шилкова Е.А. Квиллинг. Поделки из бумажных лент. –М, 2012
-
Барбер Б. Как нарисовать все, что угодно. – М.: Пресс, 2013
-
Крысько Н., Нехорошева Г. Коллаж – М.: Аст-Пресс,2011
|