МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Культура России 18 и 19 веков
Выполнил:
Проверил:______________________
САМАРА 2001
Содержание
Введение ……………………………………………………………………3
Развитие культуры в 18 веке…………………….……………………..4
Развитие культуры в 19 веке……………………………….…………..9
Заключение ………………………………………………………………..21
Список литературы ……………………………………………………….25
Введение
18 и 19 столетия вошли в историю России как эпохи установления и укрепления абсолютной монархии. В эти годы происходили коренные изменения в структуре государства, уклада жизни народов России, в духовной и культурной жизни страны. Начатые Петром I реформы, выдвинули Россию из захолустного государства в одно из самых сильных и влиятельных не только в Европе, но и в странах Азии и дальнего востока. Развитие промышленности и науки, освоение Сибири, выход к морям – все это способствовало развитию общественной мысли, изменению взглядов на общественный строй, зарождению прогрессивных сил в стране.
В области культуры 18-й и 19-й века выдвинули целую плеяду всемирно известных деятелей, которые стали национальным достоянием не только нашей родины, но и всего человечества. Нет, наверное, ни одной области науки и культуры, в которой бы не работали русские люди.
В данной работе делается попытка кратко охарактеризовать развитие культуры и науки в России в 18 и 19 веках.
-
Развитие культуры в 18 веке
Несомненно толчком к развитию науки и культуры в России были реформы Петра I. Рассмотрим основные из них.
В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление - от рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции.
Петр пытался создать первый публичный театр.
2 января 1703 г. в Москве было начато издание первой газеты "Ведомости", которую редактировал сам император. Взамен прежнего церковно-славянского был введен новый шрифт1. Но особенно большое внимание Петр уделял школе.
Первой школой, организованной Петром, была "Школа математических и навигацких наук" в Москве, впоследствии переведенная в Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию. В Москве и Петербурге были открыты инженерная и артиллерийская школы. Во всех губерниях стали открываться "цифирные школы". По приказу Петра в епархиях были открыты церковные школы. Было значительно улучшено преподавание в Московской Славяно-греко-латинской академии. Была открыта и медицинская школа в Москве. При наиболее крупных мануфактурах создавались ремесленные школы. Для улучшения школьного образования создавались учебники.
Большое значение Петр придавал научным исследованиям. Были организованы значительные географические экспедиции, началась интенсивная картографическая работа.
Сам Петр создал первую астрономическую обсерваторию и подготовил проект создания Академии Наук.
При Петре в России начинают свободно покупать и продавать книгу.
Меняется быт, особенно дворянства. Кодексом поведения молодого поколения стало "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов", где были изложены нормы культурного поведения в обществе.
Вводятся ассамблеи - собрания знати.
Реформы в области культуры были неоднозначны. Нельзя не видеть их прогрессивное значение, но искусственное прививание к русской среде иноземной культуры зачастую приводило к уродливым проявлениям. Этот процесс часто называют вестернизацией или европеизацией русской культуры.
Одной из таких реформ было строительство Петербурга - своего рода феномена русской культуры петровского времени, преломившего в себе многие тенденции и процессы той поры; города, воплотившего в себе саму суть основных идеологических исканий преобразователя России.
Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В.Ломоносове и других деятелях науки и техники середины XVIII в. На базе, созданной в 1725 г. по указу Петра, Академии Наук был предпринят ряд больших географических экспедиций. Исторические труды создает В.Н.Тати- щев, литературные произведения А.Д.Кантемир и В.К.Тредиаковский. Ломоносова же не случайно называют "нашим первым университетом". Его творчеству присуща та нерасчлененность научного знания, которая вообще отличает науку XVIII в. В 1755 г. по его инициативе был открыт университет в Москве (ряд исследователей считает более старым Петербургский университет, который возник на базе Академии Наук еще в 1725 г.).
Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное образование, хотя основным было еще весьма несовершенное домашнее обучение. В 1758 г. была открыта гимназия для дворян и для разночинцев в Казани. В 1764 г. создается первое женское учебное заведение "Воспитательное общество благородных девиц" при Смольном монастыре в Петербурге. Возникает ряд других учебных заведений. Предполагалось ввести три типа такого рода заведений - малые, средние и главные народные училища. Все эти мероприятия в области образования были связаны с именем И.И.Бецкого.
В области точных наук и техники русские ученые добивались значительных успехов. В стенах Академии Наук работали талантливые ученые. И.И.Ползунов изобрел паровую машину, И.П.Кулибин создал много научных приборов высокого качества, разработал замечательный проект одноарочного моста через Неву. К сожалению, в условиях той бюрократической системы, которая уже тогда возникла в России, многие из этих изобретений остались невостребованными.
Делала успехи и историческая наука. В семи томах своей "Истории Российской" М.М.Щербатов создает цельную и полнокровную концепцию русской истории, которая, правда, еще основывалась на провиндециалистическом подходе, на мысли о союзе самодержавия и дворянства. Шаг вперед в понимании закономерности исторического процесса сделал И.И.Болтин, автор "Критических примечаний на историю Щербатова" и на тенденциозную книгу о России французского писателя Леклерка.
В условиях российской действительности второй половины XVIII в. появляется критика наиболее жестких форм крепостничества, деспотизма самодержавия. Русские мыслители проявляют огромный интерес к идеям Просвещения. Другая часть дворянской интеллигенции подпадает под влияние масонства. Явление это, получившее во второй половине XVIII в. в Европе широкое распространение, существовало в форме полуконспиративных организаций с торжественным и мистическим ритуалом. Оно дробилось на ряд течений и направлений - от весьма консервативных до радикальных. В 1780 г. в России было до 100 масонских "лож".
Одним из крупнейших масонов был Н.И.Новиков. С его именем связано также создание первых ярких сатирических журналов "Трутень", "Живописец", "Кошелек". Н.И.Новиков разворачивает широкую книгоиздательную деятельность, которая определялась просветительскими целями.
В это время в общественной мысли России формируется и крайне левое радикальное крыло - течение дворянской революционности. Возникновение его связано с именем А.Н.Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским материалистам XVIII в. Основным его произведением стало знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в России. В книге содержались прямые призывы к насильственному уничтожению существующих порядков. Это хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно Екатерина заявила, что Радищев - "бунтовщик хуже Пугачева".
Русские литература и искусство второй половины XVIII в. развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и направлений, которые отражали разные взгляды и мировоззренческие установки. Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей - идей гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа "общей пользы". Особенностью русского классицизма было то, что он начал развиваться с комедии сатиры.
А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.В.Княжнин и ряд других - представители классицизма в русской литературе второй половины XVIII в2. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка. Наряду с художественной литературой в XVIII в. получают большое распространение мемуары. Лучшими из них были записки А.Т.Болотова.
Русская живопись второй половины XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Это было время расцвета русского портрета, который и по сей день продолжает поражать нас своим мастерством. Первым русским академиком исторической живописи был А.П.Лосенко. Для развития русской живописи и скульптуры много сделала Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее талантливыми русскими скульпторами были Ф.И.Шубин, Ф.Ф.Щедрин, М.И.Козловский.
Наряду с талантливыми иностранными архитекторами, создавшими первоклассные памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж.Кваренги, Ч.Камерон), выступают с самостоятельными блестящими творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы - В.Н.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.
В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр, возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г.Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова его друг И.А.Дмитревский. В истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н.П.Шереметьева в его подмосковных усадьбах - Кусково и Останкино.
|