ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
|
Базовая часть
|
История и методология изучения культуры ч.1
|
Аннотация
Курс «История и методология изучения культуры. Часть 1» читается студентам магистерской программы «Русская культура», обучающимся по направлению 033000.68 «Культурология», и входит в базовую часть профессионального цикла М.2 (теоретико-методологический модуль). Курс адресован студентам 1 курса (1 семестр) и охватывает темы и проблемы, связанные с изучением теоретических интерпретаций культуры в новоевропейской интеллектуальной истории и в современности.
Дисциплина реализуется МУНЦ «Высшая школа европейских культур».
Предметом дисциплины является: теоретические и методологические проблемы исследования культуры в XVIII – начале XX века.
Цель дисциплины: подготовить выпускника магистратуры, способного применять в научном исследовании и преподавании знание теоретической культурологии, использовать познавательные подходы и методы изучения феномена культуры, которые формировались в разных исторических и социальных контекстах.
Задачи дисциплины
- освоить основные направления и модели теоретической культурологии;
- овладеть современным терминологическим аппаратом наук о культуре;
- научиться критическому анализу текстов, содержащих культурологические концепции и подходы;
- научиться понимать и аргументировать позиции представителей различных направлений теоретической культурологии;
- сформировать у магистрантов навыки самостоятельного поиска и отбора научной информации по проблемам исследования культуры;
- способствовать выработке магистрантами умения вести дискуссии по теоретико-методологическим проблемам культурологии, способности логично формулировать, излагать и обосновывать собственную позицию.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ОК-1; ОК-2; ОК-4, ОК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6;ПК-8. ПК-9; ПК-12; ПК-14; ПК-15; ПК-18; ПК-20) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
Знать: основные направления теоретической культурологии; методологические проблемы культурологических исследований; терминологический аппарат дисциплины.
Уметь: пользоваться понятийно-терминологическим аппаратом теоретической культурологии; свободно ориентироваться в массиве научной литературы; реферировать специальные тексты; осуществлять экспертно-аналитическую работу по профилю своей специальности с учетом подходов и методов исследования культуры в современном мире.
Владеть: техниками анализа текстов культуры; навыками ведения дискуссии по вопросам теоретической культурологии.
Программой предусмотрены следующие виды контроля:
Часть первая:
- текущий контроль успеваемости в форме: бесед и обсуждений на лекционных и семинарских занятиях; написания реферата.
- промежуточная аттестация: зачет с оценкой.
Часть вторая:
- текущий контроль успеваемости в форме: бесед и обсуждений на лекционных и семинарских занятиях; реферирования статей.
- промежуточная аттестация: экзамен.
Трудоемкость освоения дисциплины: 3 (три) зачетные единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные (6 часов) занятия, семинары (20 часов), самостоятельная работа студента (82 часа).
|
История и методология изучения культуры ч.2
|
Аннотация
Курс «История и методология изучения культуры. Часть 1» читается студентам магистерской программы «Русская культура», обучающимся по направлению 033000.68 «Культурология», и входит в базовую часть профессионального цикла М.2 (теоретико-методологический модуль). Курс адресован студентам 1 курса (2 семестр) и охватывает темы и проблемы, связанные с изучением теоретических интерпретаций культуры в новоевропейской интеллектуальной истории и в современности.
Дисциплина реализуется МУНЦ «Высшая школа европейских культур».
Предметом дисциплины является: теоретические и методологические проблемы исследования культуры в XVIII – начале XX века.
Цель дисциплины: подготовить выпускника магистратуры, способного применять в научном исследовании и преподавании знание теоретической культурологии, использовать познавательные подходы и методы изучения феномена культуры, которые формировались в разных исторических и социальных контекстах.
Задачи дисциплины
- освоить основные направления и модели теоретической культурологии;
- овладеть современным терминологическим аппаратом наук о культуре;
- научиться критическому анализу текстов, содержащих культурологические концепции и подходы;
- научиться понимать и аргументировать позиции представителей различных направлений теоретической культурологии;
- сформировать у магистрантов навыки самостоятельного поиска и отбора научной информации по проблемам исследования культуры;
- способствовать выработке магистрантами умения вести дискуссии по теоретико-методологическим проблемам культурологии, способности логично формулировать, излагать и обосновывать собственную позицию.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ОК-1; ОК-2; ОК-4, ОК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6;ПК-8. ПК-9; ПК-12; ПК-14; ПК-15; ПК-18; ПК-20) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
Знать: основные направления теоретической культурологии; методологические проблемы культурологических исследований; терминологический аппарат дисциплины.
Уметь: пользоваться понятийно-терминологическим аппаратом теоретической культурологии; свободно ориентироваться в массиве научной литературы; реферировать специальные тексты; осуществлять экспертно-аналитическую работу по профилю своей специальности с учетом подходов и методов исследования культуры в современном мире.
Владеть: техниками анализа текстов культуры; навыками ведения дискуссии по вопросам теоретической культурологии.
Программой предусмотрены следующие виды контроля:
Часть первая:
- текущий контроль успеваемости в форме: бесед и обсуждений на лекционных и семинарских занятиях; написания реферата.
- промежуточная аттестация: зачет с оценкой.
Часть вторая:
- текущий контроль успеваемости в форме: бесед и обсуждений на лекционных и семинарских занятиях; реферирования статей.
- промежуточная аттестация: экзамен.
Трудоемкость освоения дисциплины: 3 (три) зачетные единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные (6 часов) занятия, семинары (20 часов), самостоятельная работа студента (82 часа).
|
Исследования культуры в современном мире
|
Аннотация
Курс «Исследования культуры в современном мире» читается студентам магистерской программы «Русская культура», обучающимся по направлению 033000.68 «Культурология» и входит в базовую часть профессионального цикла М.2 (теоретико-методологический модуль). Курс адресован студентам 2 курса (3 семестр) и охватывает круг вопросов, связанных с генезисом основных теоретических интерпретаций места культуры в современном мире, возникших во второй половине ХХ века.
Дисциплина реализуется МУНЦ «Высшая школа европейских культур».
Предметом дисциплины является: теоретические и методологические подходы к изучению культуры в ХХ веке.
Цель дисциплины: подготовить выпускника магистратуры, способного использовать в научном исследовании и преподавании концептуально обобщенное знание об основных моделях теоретической культурологии ХХ века, об особенностях различных подходов к изучению феномена культуры в современном мире.
Задачи дисциплины
- изучить основные направления теоретической культурологии, англоязычной в первую очередь;
- овладеть терминологическим аппаратом современных наук о культуре на двух языках – русском и английском;
- научиться анализировать тексты (главы монографий, статьи, материалы дискуссий), посвященные проблемам культурологических исследований;
- научиться раскрывать содержание и аргументировать позиции представителей основных школ и направлений современной теоретической культурологии – фрейдизма, марксизма, постструктурализма, включая археологию познания, феминизма, постколониальных исследований и др.;
- уметь демонстрировать историческую динамику культуры как объекта нового (новейшего) теоретического знания;
- сформировать у магистрантов навыки самостоятельного поиска и отбора информации по современным проблемам исследования культуры;
- способствовать выработке магистрантами умения вести дискуссии по проблемам современной культурологии, способности логично формулировать, излагать и аргументированно защищать собственное видение предмета.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ПК-1; ПК-2; ПК-8; ПК-13; ПК-14) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
Знать: основные школы теоретической культурологии, англоязычной в первую очередь; ключевые методологические проблемы культурологических исследований; терминологический аппарат дисциплины на русском и английском языках.
Уметь: осуществлять экспертную работу по профилю своей специальности с учетом специфики проблем исследования культуры в современном мире; реферировать и рецензировать специальные тексты, пользоваться тезаурусом современной теоретической культурологии.
Владеть: техниками анализа так называемых текстов культуры; навыками ведения дискуссии по вопросам теоретической культурологии; способностью
Программой предусмотрены следующие виды контроля:
- текущий контроль успеваемости в форме: бесед и обсуждений на лекционных и семинарских занятиях; написания рефератов, письменных работ; подготовки докладов.
- промежуточная аттестация в форме экзамена.
Трудоемкость освоения дисциплины: 3 (три) зачетных единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные (6 часов) занятия, семинары (20 часов), самостоятельная работа студента (82 часа).
|
Современные исследования культуры в России
|
Аннотация
Курс «Современные исследования культуры в России» читается студентам магистерской программы «Русская культура», обучающимся по направлению 033000.68 «Культурология» и входит в базовую часть профессионального цикла М.2 (теоретико-методологический модуль). Курс адресован студентам 2 курса (3 семестр) и призван способствовать исследовательскому самоопределению магистра, выработке рефлексивной позиции по отношению к современным исследовательским практикам в сфере изучения культуры.
Дисциплина реализуется МУНЦ «Высшая школа европейских культур».
Предметом дисциплины является: актуальные исследовательские подходы и практики, направления и концепции исследования культуры в российском социо-гуманитарном знании 2000-х годов.
Цель дисциплины: способствовать выработке у магистров ясного представления о многообразии и особенностях современных исследовательских подходов и практик изучения культуры, возможностей и границ их применения. Акцентировав внимание на методологических основаниях современных российских подходов и практик изучения культуры, способствовать выбору исследовательских ориентиров магистерской работы.
Задачи дисциплины
·1 дать развернутую характеристику современных исследовательских подходов и практик изучения культуры в России,
·2 раскрыть их предметное содержание, проанализировать методологическую специфику, инструментарий,
·3 показать социальные, политические, и образовательные контексты их функционирования.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника ((ОК-1; ОК-2; ПК-2; ПК-3; ПК-5; ПК-6; ПК-11) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
·1 круг наиболее значимых направлений и подходов в современных российских практиках изучения культуры ,
·2 предметную специфику и содержание российских исследовательских практик и подходов изучения культуры
·3 методологические особенности и инструментарий основных направлений российских исследований культуры 2000-х
·4 обусловленности российских практик изучения культуры мировым опытом, их связи с подходами западных исследователей
уметь:
·1 квалифицированно раскрывать содержание современных исследовательских подходов и практик изучения культуры в России
·2 критически воспринимать и интерпретировать тексты, представляющие теории и практики изучения культуры
·3 понимать логику их построения, обусловленность их содержания как теоретическим, так и социокультурным контекстом;
·4 определять возможности и границы применения различных исследовательских подходов изучения культуры
·5 видеть перспективы различных исследовательских практик, в том числе и к условиям собственной магистерской работы
владеть:
·1 понятийным аппаратом современных исследовательских подходов и практик;
·2 основными методами и приемами анализа.
Программой предусмотрены следующие виды контроля:
- текущий контроль успеваемости в форме: бесед и обсуждений на лекционных и семинарских занятиях; написания письменной работы объемом 12 стр. (20.000 знаков).
- промежуточный контроль в форме экзамена.
Трудоемкость освоения дисциплины: 3 (три) зачетных единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные (6 часов) занятия, семинары (20 часов), самостоятельная работа студента (82 часа).
|
Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям
|
Аннотация
«Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям» преподается студентам магистратуры, обучающимся по направлению «Культурология» и входит в базовую часть теоретико-методологического модуля профессионального цикла. Он должен способствовать выработке у студентов сознательного, отрефлектированного отношения к процессу научной работы; восприятию ими норм и стандартов академической активности не как произвольных ограничений, но как форм, с одной стороны, облегчающих выражение собственных мыслей, а с другой стороны – имеющих объяснимое происхождение и доступных для продуманной творческой переработки. Курс адресован студентам 1 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется МУНЦ «Высшая школа европейских культур».
Предмет дисциплины – принципы и приемы производства и представления знания, формы и средства научной коммуникации в области гуманитарных наук
Цель дисциплины: помочь студентам познакомиться с принципами и овладеть приемами реализации научно-исследовательского проекта.
Задачи дисциплины
· создать представление об основных принципах современной науки как специфической формы социальной активности в контексте становления гуманитарного знания;
· продемонстрировать, как обоснование правил научной деятельности связано с функционированием научного сообщества, с предлагаемыми им направлениями академической карьеры и формами научной коммуникации;
· Сформировать представление о порядке организации исследовательского проекта, продемонстрировать навыки, необходимые на каждом этапе его осуществления – от формулировки темы и подбора источников до написания текста и представления его научному сообществу.
|
|