Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль




Скачать 70.07 Kb.
НазваниеТиповая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль
Дата публикации16.06.2014
Размер70.07 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Культура > Программа



Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль
В практике деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи досуг рассматривается как фактор социализации детей и учащейся молодёжи, как культурно-образовательное пространство, в котором учащиеся имеют возможность свободного выбора форм и видов познания, общения, творчества. В учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи реализуются типовые образовательные программы, объединений по интересам, экспериментальные, индивидуальные; образовательные программы культурно-досугового профиля, включающие многообразие форм организации свободного времени детей всех возрастных категорий.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи культурно-досугового профиля является техническим нормативным правовым документом, определяющим цели, задачи, содержание и результат деятельности в сфере досуга детей и молодёжи. На её основе разрабатываются программы объединений по интересам данного профиля.

Программа объединения по интересам культурно-досугового уровня имеет следующую структуру:

  • пояснительная записка;

  • учебно-тематический план;

  • содержание программы;

  • формы и методы реализации программы;

  • ожидаемые результаты;

  • литература.


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей и молодёжи культурно-досугового профиля имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование у учащихся культуры досуга, мотивацию к творчеству и познанию, способствует удовлетворению интересов в различных областях знаний и активной практической деятельности.

Программа может включать в себя направления и виды деятельности иных профилей (художественного, технического, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, военно-патриотического и др.), определяемых положением об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.

Она может иметь многоаспектную направленность по целям и задачам, содержанию, формам и методам, ожидаемым результатам, исходя из специфики деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, социального заказа, контингента учащихся, ресурсного обеспечения её реализации.

Цель типовой программы культурно-досугового профиля: создание условий для развития общей культуры учащихся, творческой индивидуальности. Задачи программы:

  • развивать творческие, интеллектуальные, физические способности учащихся;

  • приобщать к основам мировой художественной и национальной культуры;

  • формировать культуру содержательного, полезного отдыха;

  • развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать культуру общения, поведения, речи;

  • укреплять здоровье;

  • обучать основам культуры быта;

  • способствовать социальной адаптации и стимулировать социальную активность.

Принципы реализации программы:

  • природосообразности (учёт возрастных, физических, физиологических, психологических особенностей учащихся, их социального развития);

  • культуросообразности (максимальное использование в образовательном процессе культуры той среды, общества, региона, нации, страны, где живёт учащийся);

  • сочетания индивидуального подхода и коллективного характера в образовательном процессе (организация такой работы с учащимися, которая требует от каждого умения сотрудничать, координировать совместные действия, быть активным);

  • сотрудничества и диалогичности (равноправное взаимодействие педагога и учащихся в реализации программы);

Объединения по интересам культурно-досугового профиля создаются из числа детей и молодёжи, объединённых общим интересом к конкретному направлению деятельности, к ним могут относится: кружок организаторов досуга, клуб (КВН, любителей искусств, поэзии, музыки), гостиная (литературная, музыкальная, театральная), театр игры и другие. Наполняемость объединения, продолжительность занятий должны соответствовать возрасту учащихся, году обучения и учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи.
Учебно-тематический план

Учебно-тематический план объединения по интересам культурно-досугового профиля определяет количество часов на теоретические и практические знания. Учебно-тематический план может быть составлен по модульному типу, где каждый модуль является законченным разделом плана. Например, для объединения по интересам «Организаторы досуга», это могут быть модули (блоки, разделы): «Игровая деятельность», «Основы сценарного мастерства», «Основы режиссуры и постановочной работы», «Основы актёрского мастерства» и другие.

Если программа рассчитана на два (и более) годов обучения, она строится по концентрическому принципу (повторение тем, разделов с более глубоким их освоением на новом уровне реализации программы).

Учебно-тематический план может быть построен и другим образом: темами, разделами его являются типы досуговых программ (по А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой):

  • разовая культурно-досуговая программа;

  • конкурсно-игровая программа;

  • праздничная программа;

  • театрализованная игра;

  • игра-спектакль;

  • длительная игровая программа.

Основа таких программ – игровая деятельность.


№ п/п

Наименование разделов/блоков/тем

К-во часов







Всего

Теория

Практика


Содержание программы

Содержание программы включает специальные теоретические знания и практическую деятельность по организации и проведению мероприятий, способствующих творческой самореализации учащихся и их описание.

Содержание программы по игровой деятельности включает понятия, функции, роль, классификацию игр и их особенности, методики организации и проведения, практические занятия по совершенствованию умений и навыков и их краткое описание.
Ожидаемые результаты

Программа культурно-досугового профиля должна быть ориентирована на достижение определённых результатов в зависимости от возраста учащихся и года обучения. В качестве таковых могут быть запланированы:

  • осмысление учащимися ценности собственного досуга для развития и самореализации через определённый вид деятельности;

  • приобретение практических умений и навыков организации досуговых дел;

  • повышение общей культуры, культуры общения, взаимоотношений, речи, быта и т.п.

  • развитие самостоятельности, активности, инициативности;

  • овладение навыками основ актёрского мастерства: технологией написания сценария культурно-досуговых мероприятий;

  • формирование представлений об особенностях и специфике постановки и проведения праздничных, зрелищных массовых мероприятий;

  • умение самостоятельно разрабатывать организовывать и проводить массовые мероприятия.


Формы и методы реализации программы

Реализация типовой программы культурно-досугового профиля требует форм и методов, направленных на создание условий для достижения целей и задач, ожидаемых результатов освоения программы.

Общие организационные формы взаимодействия педагога и учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.

Формы занятий объединения по интересам культурно-досугового профиля: лекция, заседание клуба, традиционное занятие, интегрированное, комбинированное занятие, практическое занятие, семинар, тренинг, игра, экспедиция, путешествие, диспут, турнир, соревнование, зрелищное мероприятие, благотворительные мероприятия, трудовые десанты и другое.

Формы подведения итогов образовательного процесса: конкурс, турнир, самостоятельная работа, защита творческого проекта, тесты/зачёты по теоретическому материалу программы, отчётное (итоговое) занятие и другие.

Для успешной реализации программы необходимо:

  • методическое обеспечение (наличие, накопление и обновление методической и специальной литературы; дисков, видеокассет с учебным материалом);

  • материально-техническое обеспечение (учебный кабинет, необходимое оборудование, инструменты и др.);

  • кадровое обеспечение (педагог дополнительного образования, специалист в области игровых технологий, специалист по профилю, направлению деятельности объединения по интересам).


Литература

  1. Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование в школе? / Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнона // М.: АРКТИ, 2005.

  2. Вашнёва, В.И. Организация детско-юношеского досуга как условие социализации / В.И. Вашнёва // Праблемы выхавання. – №7, 2004.

  3. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова. – М.: Центр, 2002.

  4. Жарков, А.Д. Организация культурно-досуговой работы: учебное пособие для студентов институтов культуры / А.Д. Жарков. – М.: Просвещение, 1989.

  5. Жарков, А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М., 1998.

  6. Карелова, И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебно-методическое пособие / И.М. Карелова. – СПб, 2011.

  7. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011.

  8. Куприянов, Б.В. Формы воспитательной работы с детскими объединениями: учебно-методическое пособие. – Кострома, 2000.

  9. Материалы международной научно-практической конференции «Воспитательное пространство: восхождение к будущему», Мн.: МГДДМ, 2004.

  10. Материалы республиканской научно-практической конференции «Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как условие формирования социально активной личности». – Мн.: Нац. центр худ. тв-ва детей и молодёжи, 2010.

  11. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.

Приглашаем к обсуждению! Ждем Ваших предложений!

Учебно-методический отдел 8 017 327 86 61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль iconТиповая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль iconТиповая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль iconТиповая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль iconТиповая программа дополнительного образования детей и молодежи (социально-педагогический...
Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации...

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль iconЗаседание республиканской научно-методической секции заместителей...
Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль iconПоложение о смотре-конкурсе кабинетов муниципального автономного...
М автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» (далее дтдиМ). Положение...

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «беседы по искусству»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль iconДля какой категории предназначается
«Модели педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи»

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль iconМетодические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году Содержание
Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой...

Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль iconПредложения в методические рекомендации по организации работы удодиМ в 2011/2012 учебном году
Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи. Образовательная программа как нормативный правовой...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции