Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа
для специальности
071302 Социально-культурная деятельность и народно-художественное творчество
(базовый уровень среднего профессионального образования)
Киров 2010
Одобрена ПЦК гуманитарных и общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____ от ___________
Председатель _________/Кибардина М.П./
|
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 071302 Социально-культурная деятельность и народно-художественное творчество
Зам. директора по учебно-методической и научной работе: _______________/Колесникова М. А./
|
Составитель: Утёмов В. В., преподаватель ГОУ СПО «Кировского областного колледжа культуры»
Рецензенты:
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество
(базовый уровень среднего профессионального образования)
ОПД.06
|
Информационное обеспечение профессиональной деятельности: основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий, их эффективность; автоматизированные рабочие места (АРМ), их локальные и отраслевые сети; прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности; технико-интегрированные информационные системы профессиональной деятельности; проблемно ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности; информационные ресурсы Интернета и других сетей; использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности; методы и средства мультимедиа
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин для специальности 071302 Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество (базовый уровень среднего профессионального образования) и изучается в 5 семестре.
Цель преподавания дисциплины
– изучение функциональных возможностей информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Связь с другими дисциплинами:
Для освоения данной дисциплины необходимо знание следующих дисциплин:
элементарная математика и информатика в рамках школьной программы (в рамках основного общего образования);
математика и информатик.
Организационные формы занятий
Курс «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» рассчитан на 35 часов аудиторных занятий, в том числе 32 часов лабораторных и практических занятий и 3 часа индивидуальных занятий.
Формой контроля степени усвоения студентами учебного материала являются дифференцированный зачет.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать состав функций и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
уметь использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
уметь применять компьютеры и телекоммуникационные средства;
Задачи изучения дисциплины –
формирование навыков практической работы
с информационными и коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности, ознакомление с прикладным программным обеспечением и технико-интегрированными информационными системами, освоение методов работы с информационными ресурсами локальных и глобальных сетей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Макс.уч.нагр. студ. (час)
Кол-во аудиторных часов
Самост. раб.
студ-в
всего
теор.
лабор.
и
практ.
занятия
Индивид. занят.
Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии.
4
2
2
2
Тема 1.1. Информация. Данные. Модели данных. Информационные процессы.
2
1
1
1
Тема 1.2. Основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий, их эффективность.
2
1
1
1
Раздел 2. Автоматизированные рабочие места.
4
2
1
1
2
Тема 2.1. Автоматизированное рабочее место: определение, типы и составные части
2
1
1
1
Тема 2.2. Современные средства, используемые в зависимости от типа автоматизированного рабочего места
2
1
1
1
Раздел 3. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности
18
14
4
10
4
Тема 3.1. Системы обработки текстовых документов.
1
1
1
Тема 3.2. Текстовый редактор и редактор web-страниц OpenOffice.org Writer
1
1
1
Тема 3.3. Возможности продукта OpenOffice.org Writer
4
4
Тема 3.4. Системы обработки табличных документов.
1
1
1
Тема 3.5. Табличный редактор OpenOffice.org Calc
1
1
1
Тема 3.6. Возможности продукта OpenOffice.org Calc
6
6
Раздел 4. Технико-интегрированные информационные системы профессиональной деятельности
6
2
4
2
Тема 4.1. Интегрированные информационные системы: определение, назначение, примеры.
1
1
1
Тема 4.2. Системы управления база данных. Система управления базами данных OpenOffice.org Base.
1
1
1
Тема 4.3. Возможности продукта OpenOffice.org Base
4
4
Раздел 5. Методы и средства мультимедиа
5
4
1
3
1
Тема 5.1. Мультимедийные технологии, средства демонстрационной графики
1
1
1
Тема 5.2. Средство создания и демонстрации презентаций OpenOffice.org Impress
3
3
Раздел 6. Информационные ресурсы Интернета и других сетей
4
3
1
1
1
1
Тема 6.1. INTERNET/INTRANET система, основные понятия и принципы функционирования.
1
1
1
Тема 6.1. Использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности
2
1
1
Раздел 7. Проблемно ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности
3
2
2
1
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ
4
2
2
2
Итого:
50
35
11
21
3
15
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии
Студент должен
иметь представление:
о содержании дисциплины;
о связи с другими дисциплинами;
о современном состоянии информационных и коммуникационных технологий;
о современных принципах выбора и использования информационных и коммуникационных технологий.
знать:
значение дисциплины в решении важнейших государственных проблем;
историческое развитие и современное состояние информационных и коммуникационных технологий;
источники, нормативные документы, государственные стандарты, государственные системы документационного обеспечения сферы деятельности , литература;
принципы работы информационных и коммуникационных технологий;
методы работы с информационными и коммуникационными технологиями;
свойства информационных и коммуникационных технологий.
Определение информационной технологии. Отличие обычной и новой информационных технологий. Инструментарий информационной технологии. Составные части информационной технологии. Методология использования информационной технологии. Выбор вариантов внедрения информационной технологии. Виды информационных технологий. Методы работы с ними. Основные компоненты различных видов информационных технологий.
Определение коммуникационной технологии. Виды коммуникационных технологий. Методы работы с ними.
Методы применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Раздел 2. Автоматизированные рабочие места
Студент должен
знать:
типы автоматизированных рабочих мест;
составные части различных типов автоматизированных рабочих мест;
принципы объединения автоматизированных рабочих мест в сети;
уметь:
определять тип автоматизированного рабочего места;
применять оргтехнику и программное обеспечение для создания автоматизированного рабочего места в зависимости от его типа;
использовать программное обеспечение для объединения автоматизированных рабочих мест в сети.
Структурные уровни управления организацией: оперативный (операционный), тактический (функциональный), стратегический. Определение типа автоматизированного рабочего места: место руководителя, специалиста, менеджера среднего звена, оперативное рабочее место. Современные средства оргтехники. Использование оргтехники и программного обеспечения в зависимости от типа автоматизированного рабочего места. Объединение автоматизированных рабочих мест в сети и его принципы. Использование программного обеспечения для создания и использования локальной сети автоматизированных рабочих мест. Использование программного обеспечения для создания и использования отраслевой сети автоматизированных рабочих мест.
Практические занятия
Деловая ситуация: «Создание автоматизированных рабочих мест с использованием оргтехники и программного обеспечения и объединением их в локальные и отраслевые сети».
Раздел 3. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы профессиональной деятельности
Студент должен
знать:
прикладное программное обеспечение, использующееся при реализации деятельности информационных и коммуникационных технологий;
определение информационных ресурсов применительно к информационным и коммуникационным технологиям;
методы использования информационных ресурсов в информационных и коммуникационных технологиях;
уметь:
применять прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в работе информационных и коммуникационных технологий при реализации задач профессиональной деятельности.
Определение прикладного программного обеспечения. Прикладное программное обеспечение, использующееся в работе информационных и коммуникационных технологий. Прикладное программное обеспечение в сфере профессиональной деятельности: специальные программы и использование средств OpenOffice.org. Определение информационных ресурсов. Требования, предъявляемые к информационным ресурсам для их использования в сфере деятельности. Использование прикладного программного обеспечения и информационных ресурсов при реализации задач профессиональной деятельности.
Практические занятия
Компьютерный практикум: «Использование прикладного программного обеспечения и информационных ресурсов при реализации задач профессиональной деятельности: OpenOffice.org Writer и OpenOffice.org Calc»
Раздел 4. Технико-интегрированные информационные системы профессиональной деятельности
Студент должен
знать:
определение и виды классификаций информационных систем;
определение и виды классификаций технико-интегрированных информационных систем;
профессионально ориентированные технико-интегрированных информационные системы;
системы управления базами данных и их особенности;
методы использования технико-интегрированных информационных систем в профессиональной деятельности;
уметь:
использовать технико-интегрированных информационные системы в профессиональной деятельности.
Определение информационной системы. Определение технико-интегрированных информационной системы. Виды классификаций технико-интегрированных информационных систем. Использование информационных систем в зависимости от уровня управления: оперативный (операционный), тактический (функциональный), стратегический. Разделение технико-интегрированных информационных систем на информационные системы общего профиля и профессионально ориентированные.
Профессионально ориентированные информационные системы. Модели данных, системы управления базами данных, классификация и краткий обзор современных, СУБД, тенденции и перспективы развития технологий управления ресурсами данных, технология анализа OLAP, технология анализа «Data Mining».
Практические занятия
Компьютерный практикум по СУБД OpenOffice.org Base. Задания по использованию OpenOffice.org Base при работе с информацией профессиональной деятельности.
Раздел 5. Методы и средства мультимедиа
Студент должен
знать:
о методах обработки и представления мультимедийных данных;
об основных перспективах развития мультимедиа-систем;
основные средства представления мультимедийных данных;
методы обработки мультимедийных данных;
методы разработки мультимедийных приложений.
уметь:
пользоваться понятийным аппаратом, описывающим различные аспекты мультимедиа-систем и области их применения;
осуществлять обоснованный выбор вида, метода, средств и технологии создания и применения мультимедиа-систем;
реализовывать проектные решения с помощью средства создания и демонстрации мультимедиа презентации OpenOffice.org Impress;
Основы эргономики и дизайна. Концептуальные основы мультимедиа-технологий, математические и лингвистические основы мультимедиа-технологий. Методы формализованного представления и обработки информации; особенности создания мультимедиа систем в различных областях применения. Слабоформализованные мультимедиа-задачи, принципы постановки и решения; принципы построения и области практического применения мультимедиа-систем. Графический способ представления информации. Трехмерная графика и анимация. Звуковое сопровождение. Сетевые мультимедиа-технологии. Прикладные программные продукты для создания и демонстрации мультимедиа презентаций.
Практические занятия
Компьютерный практикум по OpenOffice.org Impress.
Раздел 6. Информационные ресурсы Интернета и других сетей
Студент должен
знать:
основные категории и понятия вычислительных средств, сетей и телекоммуникаций;
информационные ресурсы и возможности сетей Internet/Intranet;
методы сетевого использования программных продуктов.
уметь:
размещать и модифицировать информацию на Internet/Intranet серверах.
получать доступ к информационным ресурсам сетей Internet/Intranet.
пользоваться основными программными средствами Internet/Intranet систем.
История развития компьютерных сетей. Основные тенденции развития компьютерных сетей. Классификация сетей. Локальные вычислительные сети. Глобальные вычислительные сети. Компоненты компьютерной сети. Безопасность компьютерных сетей. Возможности Internet/Intranet. Электронные поисковые системы. Информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Internet для профессиональной деятельности.
Практические занятия
Компьютерный практикум по работе в сети Internet: поиск информации, файловые и почтовые серверы.
Раздел 7. Проблемно ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности
Студент должен
знать:
используемые в настоящее время пакеты прикладных программ, общие для всех отраслей;
профессионально ориентированные пакеты прикладных программ в своей сфере профессиональной деятельности;
уметь:
определять пакеты прикладных программ, необходимые для работы, в зависимости от отрасли или сферы деятельности;
применять профессионально ориентированные пакеты прикладных программ.
Практические занятия
Для музыкантов – работа в музыкальных программах по созданию музыкальных произведений и набору нот: MagicScore Software, Finale, Sibelius .
Для театралов и хореографов – работа по набору сценарной разработки, составлению смет (в пакете прикладных программ OpenOffice.org).
Для кинофотовидео творчества - работа в графических редакторах, программах иллюстративной графики, создание мультипликации. (Adobe Photoshop, Adobe Primer)
Дифференцированный зачёт
Выдаются билеты с 2 вопросами: теоретический и практический.
Вопросы для зачета:
Информация. Данные. Модели данных. Информационные процессы.
Основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий, их эффективность.
Автоматизированное рабочее место: определение, типы и составные части
Современные средства, используемые в зависимости от типа автоматизированного рабочего места
Системы обработки текстовых документов.
Текстовый редактор и редактор web-страниц OpenOffice.org Writer
Системы обработки табличных документов.
Табличный редактор OpenOffice.org Calc
Интегрированные информационные системы: определение, назначение, примеры.
Системы управления база данных. Система управления базами данных OpenOffice.org Base.
Методы и средства мультимедиа
Мультимедийные технологии, средства демонстрационной графики
Средство создания и демонстрации презентаций OpenOffice.org Impress
INTERNET/INTRANET система, основные понятия и принципы функционирования.
Использование Интернета и других сетей в профессиональной деятельности
Практические задания:
Создание конкретного автоматизированных рабочих мест с использованием оргтехники и программного обеспечения и объединением их в локальные и отраслевые сети.
Создайте табличный документ, выполните предложенные задания, сохраните в указанную папку
Создайте табличный документ, выполните предложенные задания, сохраните в указанную папку.
Создайте предложенную базу данных. Выполните задания.
Создайте презентацию на предложенную тему. Настройте анимацию и время. Просмотрите результат. Сохраните.
Задания по работе с информационными ресурсами сети Intranet.
Задания по работе с информационными ресурсами сети Internet.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Источники
ГОСТ 34.003-90: Информационная технология: Комплекс стандартов на автоматизированные системы: Автоматизированные системы: Термины и определения. – М., 1991.
Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №8. Ст. 609.
Постановление Правительства РФ «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» от 28 февраля 1996 г. // Там же. 1996. № 12. Ст. 1147.
Литература
Глушков С.В. Персональный компьютер: [Текст] / С.В. Глушков, А.С. Сурядный. – Изд. 5-е доп. и перераб. – М.: Фолио, 2008. – 500 с.
Ляхович В.Ф. Основы информатики [Текст]: Учеб. пос. для студ. спец. учеб. заведений / В.Ф. Ляхович. – Изд. 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 286
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пос. для СПО.-М.: Академия, 2006.
Острейковский В.А. Информатика [Текст]: Учеб. пос. для студентов спец. учеб. заведений / В.А. Острейковский. – М.: Высш. шк., 2003. – 320с.
Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. для СПО.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Шлыкова О.В. Культура мультимедиа [Текст]: Учеб. пос. для студентов / О. В. Шлыкова. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 416 с
Дополнительная литература:
Бабушкина И. А. и др. Практикум по ПО ЭВМ. Часть 1. - Киров: Издательство ВГПУ, 2000.
Бабушкина И. А. и др. Практикум по ПО ЭВМ. Часть 2. - Киров: Издательство ВГПУ, 2000.
В. В. Годин, И. К. Корнеев. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учебник. – М.: Мастерство; Высшая школа, 2001.
Гончаров А. Компьютер для менеджера. Самоучитель: [Текст] / А. Гончаров. – СПб: Питер, 2001. – 464 с.
Е. А. Васенина. Информатика для абитуриентов: учебное пособие. - Киров: Издательство ВГПУ, 2002.
Информатика [Текст]: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 768с.
Информатика и вычислительная техника: учебно-методическое пособие для студентов и научных работников КГМА / Шилов О. И. - Киров: Кировская гос. Мед. Акад..2002.
Информатика. Серия “Учебники. Учебные пособия”.Под ред. П.П. Беленького. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: Учеб. пос. сред. проф. образования / Е. В. Михеева. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
О. Ефимов, В. Морозов, Н. Угринович. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. М.:ООО “Издательство АСТ”; АВТ, 2004.
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 18