Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году»




Скачать 163.85 Kb.
Название Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году»
Дата публикации 15.06.2014
Размер 163.85 Kb.
Тип Инструктивно-методическое письмо
literature-edu.ru > Культура > Инструктивно-методическое письмо


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования Республики Беларусь К.С.Фарино

“12” июня 2010 года

Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь

«О преподавании учебного предмета Музыка

в 2010/2011 учебном году»



Особенности преподавания учебного предмета «Музыка»

Изучение учебного предмета «Музыка» осуществляется в I–IV классах в количестве 1 часа в неделю.

На уроках музыки продолжается процесс музыкального образования, начатый в системе дошкольного образования. В связи с этим важно обеспечить преемственность в преподавании музыкального искусства на разных уровнях образования.

Программа по учебному предмету «Музыка» (НИО, 2009) включает темы четвертей (I, III классы) и полугодий (II, IV классы), примерное планирование темы, музыкального материала, требований к уровню музыкального развития учащихся в каждом классе. Формулировки тем четвертей (полугодий) не подлежат изменению. Формулировки тем уроков могут при необходимости быть скорректированы. Изменение тем уроков, связанное с реализацией педагогом собственной стратегии обучения, должно обеспечивать раскрытие темы четверти (полугодия). В зависимости от уровня музыкального развития учащихся учитель корректирует содержание работы на каждом уроке, конкретизирует задачи, связанные с развитием ведущих музыкальных умений и навыков.

Цель обучения музыке в общеобразовательных учреждениях заключается в формировании музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

Задачами музыкального образования являются:

  • развитие интереса к музыкальному искусству как явлению культуры;

  • формирование ценностного отношения к музыке как части жизни человека;

  • освоение способов музыкальной деятельности через овладение системой музыкальных знаний и умений;

  • развитие музыкальных способностей;

  • воспитание эстетических чувств;

  • формирование художественного вкуса;

  • формирование слушательской и исполнительской культуры;

  • развитие творческих способностей.

Основанием для разработки планов уроков служит программа по учебному предмету «Музыка», в соответствии с которой разработано примерное календарно-тематическое планирование. Данные нормативные документы размещены на сайте Национального института образования (www.adu.by).

В I классе обучение направлено на формирование общего представления о музыке как об «искусстве интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев). В ходе обучения у учащихся формируются первичные представления о жизненных истоках музыки, ее содержании, выразительном языке. К концу первого года обучения у учащихся должны быть сформированы представления о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов, первичных музыкальных жанрах, выразительности и изобразительности в музыке. Учащиеся должны уметь выразительно музицировать, отображать контрастные настроения и явления окружающего мира в различных видах музыкально-художественной деятельности.

Во II классе обучение направлено на освоение языка музыкального искусства. В процессе практической музыкальной деятельности идет освоение учащимися системы музыковедческих понятий. К концу второго года обучения у учащихся должны быть сформированы представления о средствах музыкальной выразительности, жанрах профессиональной музыки, группах инструментов симфонического оркестра. Учащиеся должны уметь осмысленно использовать средства музыкальной выразительности в собственной музыкальной деятельности.

Содержание обучения в III классе направлено на формирование у учащихся представлений о музыке как части художественной культуры. На этом этапе обучения все музыкальные явления рассматриваются в широком художественном контексте. Учащиеся подводятся к мысли о единой природе художественного языка, присущего различным видам искусства. Результатом третьего года обучения является формирование представлений о характере музыкальной речи, интонации способах развития музыки, музыкальных формах. Учащиеся должны уметь следить за развитием музыки, самостоятельно отбирать средства музыкальной выразительности, составлять исполнительский план произведения, определять строение музыкальных произведений.

В IV классе обучение должно быть направлено на формирование представлений о музыке как языке человеческого общения, на знакомство с жанровым многообразием белорусской музыки и музыки народов мира. К концу четвертого года обучения у учащихся должны быть сформированы представления о коммуникативной природе музыкального искусства, систематизированы накопленные в течение обучения в начальной школе представления о музыкальной культуре. Учащиеся должны уметь сравнивать музыкальный язык разных народов, выразительно музицировать, высказывать свое суждение по отношению к явлениям музыкального искусства.

Подбор музыкального материала к уроку осуществляется учителем самостоятельно в соответствии с содержанием урока. Музыкальные произведения, звучащие на уроках музыки, должны соответствовать следующим критериям:

  • доступности;

  • художественной ценности;

  • яркой образности;

  • воспитательной направленности.

Особое значение приобретает знакомство с творчеством современных белорусских композиторов. Рекомендуется использование произведений И.Лученка, В.Войтика, Л.Захлевного, В.Каретникова, Г.Гореловой, Л.Мурашко, Л.Шлег, Д.Лыбина, А.Даньшовой, А.Безенсон и других, изучение которых способствует воспитанию у учащихся любви к родному краю, осознанию ими особенностей национального музыкального искусства. Уроки, посвященные изучению белорусских традиций, обычаев, истории края, рекомендуется проводить на белорусском языке.

Учителю музыки при проведении уроков необходимо использовать разнообразные виды музыкально-художественной деятельности: слушание музыки, пение, игру на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, свободное дирижирование, сочинение, импровизацию, ритмодекламацию, театрализацию, различные виды моделирования.

Использование любого вида музыкально-художественной деятельности подразумевает активную позицию учащихся. Они получают возможности для творческого самовыражения в процессе сочинения выразительных интонаций (с помощью звука, слова, цвета, жеста), составления исполнительского плана произведения, участия в разнообразных музыкально-художественных экспериментах.

Средством развития творческой активности учащихся являются творческие задания, которые следует включать в урок начиная с I класса. Важно создать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве.

Помимо пения, на уроках важна также форма музицирования – игра на музыкальных инструментах. Включение учащихся в процесс инструментального музицирования возможно при наличии минимального комплекта детских музыкальных инструментов. Желательно, чтобы комплект включал не только ударно-шумовые (ложки, треугольник, барабанчик, бубен и др.), но и звуковысотные (ксилофон, металлофон, блок-флейта и др.) инструменты. Использование на уроках музыкальных инструментов позволит существенно обогатить образовательный процесс.

Учителю необходимо разнообразить и структуру уроков, используя в процессе обучения игру, концерт, творческий проект, импровизацию и др. На протяжении всех этапов обучения музыке в начальной школе сохраняют свою актуальность игровые методы и приемы работы.

На уроках музыки должны активно использоваться технические средства обучения, в частности компьютерные технологии. Главное для учителя музыки – найти соответствующее место электронным средствам обучения в образовательном процессе.

При планировании урока музыки с использованием информационных технологий учителю необходимо

  • определить педагогическую цель применения электронных средств обучения, целесообразность их использования;

  • уточнить место и время использования электронных средств обучения;

  • учитывать специфику учебного материала, особенности класса;

  • качественно организовывать на уроке работу всего класса и каждого ученика отдельно.

При использовании на уроках электронных средств обучения продолжительность их беспрерывного просмотра не должна превышать 7 минут, телепередач – 15 минут. Процесс обучения должен осуществляться в соответствии с требованиями постановления Министерства охраны здоровья Республики Беларусь «Об утверждении Санитарных правил и норм “Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений”» (2010 г.). В процессе обучения также необходимо учитывать состояние здоровья и психофизиологические особенности учащихся.

Новым видом музыкальной деятельности является компьютерное музицирование. Его использование на уроках музыки даст возможность формировать элементарные композиторские навыки, имитировать музыкальные процессы, которые не могут быть воссозданы в режиме реального времени.

Учащиеся II–IV классов должны иметь нотную тетрадь для выполнения всех видов работ на уроке музыки. Надпись на обложке нотной тетради, ее проверка осуществляются в соответствии с требованиями Інструкцыі аб парадку фарміравання культуры вуснага і пісьмовага маўлення ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь (в редакции 2010 г.).

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка результатов учебной деятельности по учебному предмету «Музыка» осуществляется в соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 «Об утверждении норм оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Музыка».

В I и II классах оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется на безотметочной основе. Словесно-содержательная оценка на уроке музыки носит комплексный характер. Ее количественная и качественная составляющие должны быть соотнесены с требованиями к подготовке учащихся, содержащимися в образовательном стандарте по учебному предмету «Музыка». Количественная составляющая оценки позволяет информировать учащихся о наличии у них представлений, об уровне развития их умений и навыков в таких видах музыкальной деятельности, как слушание музыки, пение, инструментальное музицирование и др. Качественная составляющая содержательной оценки дает возможность информировать учащихся о развитии их мышления, внимания, воли, музыкальных способностей, коммуникативных умений и навыков. Кроме того, она позволяет выявить отношение учащихся к учебному предмету «Музыка» в целом и к отдельным видам музыкальной деятельности в частности. Целостная содержательная оценка в словесной форме дает наиболее полную картину музыкального развития учащихся с учетом их индивидуальных возможностей.

В III и IV классах оценивание результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Музыка» осуществляется по 10-балльной шкале. Процесс оценивания в обязательном порядке должен включать развернутое оценочное суждение, в ходе которого дается обоснование выставляемой в баллах отметки. Использование на уроках музыки целостной оценки позволяет учащимся выявить связь между уровнем освоения различных видов музыкальной деятельности и отметкой, дает возможность учитывать их индивидуальные потребности и возможности и, следовательно, способствует повышению мотивации к изучению предмета.

В процессе оценивания учитываются:

отношение к учебному предмету в целом и к отдельным видам музыкальной деятельности;

наличие творческих проявлений в процессе осуществления музыкальной деятельности;

своеобразие творческого замысла, разнообразие художественных средств, использованных при его воплощении;

адекватность исполнительских средств, использованных при воссоздании авторского текста.

Содержательная оценка помогает учащимся осмыслить суть различных видов музыкальной деятельности, получить информацию о возможной динамике результатов. В высказанном оценочном суждении учитель должен дать общую характеристику деятельности учащихся на уроке, отметить наличие или отсутствие в ней качественных изменений, дать рекомендации по ее совершенствованию. В качественной составляющей оценочного суждения должны быть отмечены мотивы осуществления деятельности, усилия и старание, продемонстрированные учащимся. Выставление отметки в баллах должно завершать процесс оценивания.

В процессе оценивания необходимо указать на положительную динамику в освоении музыкальной деятельности, выявить то, что может стимулировать дальнейший интерес к музыкальному искусству, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

На уроках музыки целесообразно использовать систему оценивания, включающую оценку учителя, взаимооценку учащихся, а также самостоятельную оценку учащимися собственной музыкальной деятельности.

Вследствие того что такие виды музыкальной деятельности, как пение, игра на музыкальных инструментах и др., реализуются на уроке музыки в коллективной форме, учителю необходимо уделить особое внимание формированию у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов учебной деятельности. В процессе коллективного исполнения учитель часто оказывается включенным в исполнительский процесс, поэтому осуществить внешнюю оценку результатов учебной деятельности не представляется возможным. Формирование навыков самостоятельного оценивания позволяет учащимся установить связь между собственной музыкальной деятельностью и выставленной отметкой. В том случае если музыкальный материал предоставляет возможность сольного или ансамблевого исполнения, на уроке следует гармонично сочетать внешнюю и внутреннюю оценки. Сочетание внешней оценки с внутренней также целесообразно использовать в процессе слушания музыки, так как на уроке индивидуальный эмоциональный отклик на содержание музыки дополняется коллективным обсуждением.

На протяжении периода обучения музыке в начальной школе должен осуществиться последовательный переход действий оценивания от учителя к учащимся. К концу периода обучения учащийся на основе заранее заданных критериев должен уметь дать развернутую содержательную характеристику результатов собственной музыкальной деятельности, выявить ее достоинства и недостатки, найти пути устранения последних.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Музыка» должна носить комплексный характер.

В соответствии с требованиями Інструкцыі аб парадку фарміравання культуры вуснага і пісьмовага маўлення ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь (в редакции 2010 г.) учитель обязан, выставляя оценку в классный журнал, одновременно выставить ее в дневник и заверить подписью. В графе «Задания» записывается тема урока.

С 1 сентября 2010 года входит в силу Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 «Аб правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі». Для организации качественного образовательного процесса после введения в действие вышеназванного Закона Министерством образования Республики Беларусь определен переходный период, продолжительность которого составляет 3 года (с 1 сентября 2010 г. по 31 августа 2013 г.).

К сведению педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях с белорусским языком обучения: на уроках необходимо обращать внимание на специальные термины, в правописании которых произошли изменения (например, в заимствованных словах – кантрасны, трыа, адажыа, сальфеджыа, арпеджыа и др.).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 2010/2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

В процессе преподавания учебного предмета «Музыка» используются следующие учебные и учебно-методические пособия:

1. Музыка в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования / сост. Т.Я.Вазинская. – Минск: Беларусь, 2004. – 188 с.

2. Бракало Н.И., Коженевская А.Б., Мистюк В.А. Музыка: учеб. пособие для 2 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с русск. яз. обучения. – Минск: Беларусь, 2006. – 135 с.

3. Гуляева Е.Г., Горбунова М.Б., Ящембская-Коеёса И.В. Музыка: учеб. пособие для 3 кл. общеобразоват. учреждений с рус. и бел. яз. обучения. – Минск: Мастацкая літаратура, 2008. – 135 с.

4. Гуляева Е.Г., Простакова С.А., Кобачевская С.М. Музыка: учеб. пособие для 4 кл. общеобразоват. учреждений с рус. и бел. яз. обучения. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008. – 144 с.

5. Гуляева Е.Г., Гуляев В.И. Музыка в 3 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 40 с.

6. Бракала Н.І., Кажанеўская Г.Б., Місцюк В.А. Музыка ў 2 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў агульнаадукац. устаноў з бел. і рус. мовамі навучання. – Мінск: Беларусь, 2010. – 71 с.

Расширить представления о музыкальном искусстве позволяет система факультативных занятий, среди которых «Элементарное музицирование», «Спадчына», «Хор», «Музыка кино и телевидения», «Музыкальные культуры мира» и др.

Программы факультативных занятий по музыке размещены на сайте Национального института образования (www.adu.by), а также напечатаны в журналах «Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання», «Мастацкая адукацыя і культура», «Веснік адукацыі» за 2008–2009 годы.

В 2010/2011 учебном году в образовательном процессе могут быть использованы следующие программы факультативных занятий по музыке:

на первой ступени общего среднего образования:

Гришанович Н.Н., Ященко В.Н. «Искусство», 1 класс;

Яшчэмбская-Колёса І.В. «Спадчына», 1–3 классы;

Ковалив В.В. «Элементарное музицирование», 2–4 классы;

Пекутько А.В. и др. «Хор», 2–4 классы;

на второй ступени общего среднего образования:

Юркевич В.Д. «Основы аккомпанемента и импровизации», 5–7 классы;

Коробанов С.И. /под ред. И.Я. Климук. «Компьютер и музыка», 8 класс;

Лыбин Д.В. «Современная музыка», 8 класс;

Горбунова М.Б. «Изготовление музыкальных народных инструментов», 9 класс;

Коробанов С.И. «Компьютерная аранжировка», 9 класс;

Климук И.Я., Колбышева С.И. «Музыка кино и телевидения», 9 класс;

Гороховик Е.М. «Музыка народов мира (Англия, США)», 8–9 классы;

Гороховик Е.М. «Музыка народов мира (Франция)», 8–9 классы;

Ковалевская А.А. «Музыкальный театр», 8–9 классы;

Пекутько А.В. и др. «Хор», 5–9 классы;

на третьей ступени общего среднего образования:

Шестерень Н.Н. «Вокально-хоровой ансамбль», 10–11 классы.

Учебно-методические комплексы к факультативным занятиям

Программа

Рабочая тетрадь

Методические рекомендации

I класс

Горбунова М.Б., Ковалив В.В., Ящембская-Колеса И.В. Программа факультативных занятий «В мире музыки» для 1–4 классов (2010)

Ковалив В.В. «Мои первые звуки» (2010)

Ковалив В.В. «Мои первые звуки» (2010)

II класс

Горбунова М.Б., Ковалив В.В., Ящембская-Колеса И.В. Программа факультативных занятий «В мире музыки» для 1–4 классов (2010)

Ковалив В.В. «Мои первые ритмы», «Мои первые ноты» (2010)

Ковалив В.В. «Мои первые ритмы». «Мои первые ноты» (2010)

III класс

Горбунова М.Б., Ковалив В.В., Ящембская-Колеса И.В. Программа факультативных занятий «В мире музыки» для 1–4 классов (2010)

Ящембская-Колеса И.В. «Мои первые музыкальные интонации» (2010)

Ящембская-Колеса И.В. «Мои первые музыкальные интонации» (2010)

IV класс

Горбунова М.Б., Ковалив В.В., Ящембская-Колеса И.В. Программа факультативных занятий «В мире музыки» для 1–4 классов (2010)

Ящембская-Колеса И.В. «Разговариваем языком музыки» (2010)

Ящембская-Колеса И.В. «Разговариваем языком музыки» (2010)



В процессе факультативных занятий используются следующие учебно-методические пособия:

Ерохина С.К. Хоровой класс и хор в школе. Хоровая музыка ХVI–XIX вв. 7–11 классы / сост. С.К.Ерохина. – Минск: Мастацкая літаратура, 2008.

Даніловіч А.А. Харавыя творы беларускіх кампазітараў / сост. А.А.Даніловіч. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2009.

Свірыдовіч А.А. Век маладосці. Харавыя цыклы беларускіх кампазітараў / саст. А.А.Свірыдовіч. – Мінск: Зорны верасень, 2009.

Булыго К.М. Аккордеон и баян. 3–4 классы / сост. К.М.Булыго. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009.

Кроме того, при проведении уроков музыки необходимо обратить внимание на соблюдение требований следующих нормативных правовых документов:

  • Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе: методические рекомендации. – Минск: Пачатковая школа, 2007;

  • О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов: методические рекомендации // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2007. – № 5;

  • методические рекомендации «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь от 12.06.2006 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2006. – № 15;

  • Санитарные правила и нормы 9-131 Республики Беларусь 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

  • постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.05.2006 № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы”»;

  • инструкция Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.11.2009 № 058-1109 «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и остроты зрения у учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования».

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» совместно с Министерством образования Республики Беларусь в течение 2010/2011 учебного года будет проводить следующие республиканские семинары и целевое повышение квалификации:

  • «Координация деятельности структур системы повышения квалификации и управлений образования по вопросам обучения изобразительному искусству и музыке в условиях обновления содержания образования» (май 2010 г.).

  • целевое повышение квалификации руководителей методических формирований учителей музыки «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов музыкальной направленности» (октябрь 2010 г.);

  • целевое повышение квалификации руководителей методических формирований учителей музыки «Компетентностный подход к преподаванию специальных учебных предметов музыкальной направленности» (март 2011 г.).

Главная цель методической работы – создание единой открытой методической системы в районе, направленной на повышение профессионального мастерства педагогических кадров.

Методическая работа учителей музыки осуществляется на районных заседаниях методических формирований (4 заседания в год).

В план работы методических объединений учителей музыки целесообразно включить следующие вопросы:

*основные тенденции развития музыкального образования на современном этапе;

*анализ, освоение и внедрение обновленного содержания учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях;

*освоение информационно-коммуникационных технологий;

*оценка результатов учебной деятельности учащихся на уроке музыки;

*совершенствование музыкально-практических навыков учителя музыки как условие повышения его профессиональной компетентности;

*основные компоненты плана-конспекта урока (цель, задачи, музыкальный (художественный) материал, этапы урока и др.).

На августовском методическом совещании учителей музыки района предлагается рассмотреть следующие вопросы:

  • анализ инструктивно-методического письма «О преподавании музыки в 2010/2011 учебном году»;

  • учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Музыка» и факультативных занятий музыкальной направленности;

  • алгоритмы оценивания результатов учебной деятельности учащихся на уроках музыки;

  • определение основных целей и задач методического формирования на текущий учебный год, обсуждение содержания методической работы, тем методических заседаний, состава и направлений деятельности творческих групп.

Деятельность творческих групп учителей должна быть направлена на

  • на разработку собственных дидактических сценариев уроков;

  • создание средств обучения на электронных носителях;

  • разработку дидактических материалов и методических пособий.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году» icon Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования на изучение учебного предмета «Информатика» во всех видах учреждений...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году» icon Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Учебный предмет «Информатика» изучается в vi–xi классах учреждений общего среднего образования
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году» icon Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году» icon Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году» icon Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Освоение химических знаний на основе важнейших законов, теорий, понятий для объяснения природных и техногенных процессов
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году» icon Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году» icon Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
«Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Математика» в учреждениях общего среднего образования в...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году» icon Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
«Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году» icon Методические рекомендации по совершенствованию качества образования
Министерства образования Республики Беларусь от 23. 09. 2010 г. №612 «Об организации и проведении мониторинга качества общего среднего...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка “ в 2010/2011 учебном году» icon Инструктивно-методическое письмо «О преподавании литературы в 2008-2009...
Все это позволяет говорить об особой значимости преподавания литературы среди других предметов
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции