Скачать 107.97 Kb.
|
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 105» Манохина Светлана Васильевна Воспитатель Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному измышлению». Н.Д. Бартрам. Пояснительная записка. Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса активизируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребёнка. Поэтому важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и творческого гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности. Новые требования к системе образования предъявляются уже на первой возрастной ступени – в дошкольном детстве. Непреходящее значение дошкольного возраста связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности. Развитие творческой активности дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей – рисование, аппликация, лепка. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребёнку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт. В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Таким образом, решается одна из важнейших задач дошкольного возраста - подготовка детей к школе. Основные цели:
Основные задачи: Обогатить опыт художественно-продуктивной деятельности на всех её уровнях: восприятие – исполнительство – творчество. Формировать технические навыки, умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.
Принципы построения педагогического процесса:
Формы работы, методы и приёмы обучения. Основной формой работы являются занятия по 30 минут.
Всего 144 занятия. Методы и приёмы обучения:
Содержание. Занятия нацелены на развитие у детей творческих способностей, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение различными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. В пособии собраны интересные и разнообразные темы для занятий, которые предполагают свободное, раскрепощённое общение между детьми и педагогом. Детям предстоит увидеть мир природы в колористическом богатстве. Они смогут перенести свои впечатления в живописные картины, научатся создавать фигуры в технике бумажной пластики, овладеют приёмами флористики, различными видами аппликации и многое другое. Познавательная цель занятий – помочь сформировать у ребёнка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность последнего. Задачи, которые решаются в занятиях, носят комплексный характер. А их особенностью является целенаправленность одновременного и поэтапного развития образного мышления, связанного с познавательной функцией и формирование технических навыков, при помощи которых ребёнок фиксирует то, что он узнаёт об окружающем мире. Данное пособие направлено на развитие художественного творчества и учитывает возможности и особенности каждого ребёнка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу. Работая в данном направлении, можно добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания. Ожидаемые результаты. К концу года дети смогут использовать в рисовании разные материалы (гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши, фломастеры, ручки); освоят новые способы работы с уже знакомыми материалами (рисование акварелью по сырому слою, разные способы создания фона); в сюжетном рисовании научатся размещать изображения в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, на переднем или заднем плане); в декоративном рисовании научатся создавать узоры по мотивом народных росписей (городецкая, гжельская, хохломская, дымковская). В лепке дети освоят умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы и коллективные композиции, скульптурные группы из двух – трёх фигур, использовать разные способы лепки (налеп, углублённый рельеф), применять стеку. В аппликации – создавать предметные и сюжетные композиции, составлять узоры из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы, владеть приёмами вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, нескольких предметов из бумаги, сложенной гармошкой. Дети будут знать и уметь: - цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета); - воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров; - самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах творческой деятельности; - в индивидуальной и коллективной работе использовать разные виды творческой деятельности; - владеть комплексом технических навыков и умений, необходимых для ее реализации; - варьировать различные техники исполнения творческой работы. Развитие общеучебных умений и личностных качеств: - умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; - трудолюбие; - самостоятельность; - уверенность в своих силах. - доводить работу от эскиза до композиции; - использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет); Диагностика знаний и умений детей по программе. Способы проверки результатов: В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: Текущие: (цель – выявление ошибок и успехов в работах детей); Промежуточные: (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие); Итоговые: (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: - через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала); - через отчётные просмотры законченных работ. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения. Методические рекомендации. «Рисование». Воспитателю необходимо развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками ( свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа. Следует предоставлять детям выбор в содержании изобразительных работ (2-3 варианта), в композиции, в подборе цвета или способах изображения, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и творческих способностей. «Аппликационные работы». Аппликация наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Воспитателю необходимо инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); совершенствовать содержание и технику прорезного декора. Все эти действия способствуют умственному развитию детей. «Лепка». Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Это доступное занятие для детей. Оно приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга. Ребенок наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Кроме того, лепка повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; развивает творчество ребенка. На занятиях лепкой детей следует приучать к аккуратности ( лепить только на специальной дощечке или клеёнке, чтобы не испачкать стол, скатерть); побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему и способы лепки. «Художественный труд» На сегодняшний день активно обращается внимание на такое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – художественный труд, который даёт широкий простор детскому творчеству. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др. Художественный труд создает условия для развития специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала и техникой использования общеупотребительных инструментов. Исходя из общеразвивающих функций необходимо прежде всего удовлетворить потребность ребенка в созидании результатов своего труда. Каждый тип работы предусматривает использование разнообразного материала. Список литературы.
Учебно - методическое пособие для воспитателей, СПБ: «Детство – Пресс»,2004
|
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе... Т. А. Овечкина — канд пед наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию |
«Программа развитие речи детей дошкольного возраста» «Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации.... |
||
Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной... Мдоу «Детский сад №5 «Колокольчик» общеразвивающего вида» с. Эмеково Волжского муниципального района Республики Марий Эл |
Учреждение центр развития ребенка Мбдоу детский сад №37 с. Месягутово для детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическими нарушениями речи в соответствии... |
||
Мбдоу «Яшкинский детский сад» Время проведения: 10. 00. Председатель... Открытый показ непосредственно образовательной деятельности нод) в области «Художественное творчество» в разновозрастной группе (средняя... |
Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 "Машенька" |
||
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы... Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения до школы» |
Рабочая программа по направлению «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, образовательной области «Художественное творчество», образовательному... |
||
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Скоро в школу» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе |
А. А. Щеглова «Работа с календарем природы» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительно к школе группе с учетом гендерных особенностей детей 14 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |