Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи




Скачать 107.97 Kb.
Название Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи
Дата публикации 15.06.2014
Размер 107.97 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Культура > Программа
МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад № 105»

Манохина Светлана Васильевна

Воспитатель
Авторизованная программа

образовательной области «Художественное творчество»

в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи

«Вещь, сделанная самим ребёнком,

соединена с ним живым нервом, и всё,

что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее,

интенсивнее, глубже и прочнее того,

что пойдёт по чужому, фабричному

измышлению».

Н.Д. Бартрам.
Пояснительная записка.
Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса активизируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребёнка. Поэтому важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и творческого гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности. Новые требования к системе образования предъявляются уже на первой возрастной ступени – в дошкольном детстве. Непреходящее значение дошкольного возраста связано с тем, что когнитивные структуры, усвоенные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фундамент» зрелой личности.

Развитие творческой активности дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности. Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей – рисование, аппликация, лепка. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребёнку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Таким образом, решается одна из важнейших задач дошкольного возраста - подготовка детей к школе.

Основные цели:

  • Формировать у детей целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства.

  • Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности, учить использовать средства художественной выразительности на занятиях.


Основные задачи:

Обогатить опыт художественно-продуктивной деятельности на всех её уровнях: восприятие – исполнительство – творчество. Формировать технические навыки, умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.

  • Учить самостоятельно находить приёмы изображения при интеграции (объединении) разных видов изодеятельности, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний при совместном творчестве.

  • Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека.

  • Содействовать формированию эстетического отношения к художественному труду как проявлению жизни человека во всём многообразии её граней.

  • Развивать образное мышление, связанное с познавательной функцией, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Учить понимать язык изобразительного искусства (цвет, композиция, колорит, форма и т. д.).

  • .Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Прививать любовь к окружающему миру.

Принципы построения педагогического процесса:

  • От простого к сложному.

  • Научность.

  • Воспитательная направленность.

  • Активность и самостоятельность.

  • Системность работ.

  • Индивидуальный подход.

Формы работы, методы и приёмы обучения.

Основной формой работы являются занятия по 30 минут.

  • Рисование: 2 раза в неделю – 72 занятия в год;

  • Аппликация: 0,5 раз в неделю – 16 занятий в год;

  • Лепка: 0,5 раз в неделю – 16 занятий в год;

  • Конструирование: 1 раз в неделю – 32 занятия в год.

Всего 144 занятия.
Методы и приёмы обучения:

  • наглядные (показ педагога, пример, помощь);

  • словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование материалов устного народного творчества);

  • практические (совместное и самостоятельное выполнение поделки).


Содержание.

Занятия нацелены на развитие у детей творческих способностей, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение различными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. В пособии собраны интересные и разнообразные темы для занятий, которые предполагают свободное, раскрепощённое общение между детьми и педагогом. Детям предстоит увидеть мир природы в колористическом богатстве. Они смогут перенести свои впечатления в живописные картины, научатся создавать фигуры в технике бумажной пластики, овладеют приёмами флористики, различными видами аппликации и многое другое.

Познавательная цель занятий – помочь сформировать у ребёнка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность последнего. Задачи, которые решаются в занятиях, носят комплексный характер. А их особенностью является целенаправленность одновременного и поэтапного развития образного мышления, связанного с познавательной функцией и формирование технических навыков, при помощи которых ребёнок фиксирует то, что он узнаёт об окружающем мире. Данное пособие направлено на развитие художественного творчества и учитывает возможности и особенности каждого ребёнка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу. Работая в данном направлении, можно добиться высоких результатов в комплексном решении программных задач эстетического воспитания.
Ожидаемые результаты.
К концу года дети смогут использовать в рисовании разные материалы (гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши, фломастеры, ручки); освоят новые способы работы с уже знакомыми материалами (рисование акварелью по сырому слою, разные способы создания фона); в сюжетном рисовании научатся размещать изображения в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, на переднем или заднем плане); в декоративном рисовании научатся создавать узоры по мотивом народных росписей (городецкая, гжельская, хохломская, дымковская). В лепке дети освоят умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы и коллективные композиции, скульптурные группы из двух – трёх фигур, использовать разные способы лепки (налеп, углублённый рельеф), применять стеку. В аппликации – создавать предметные и сюжетные композиции, составлять узоры из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы, владеть приёмами вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, нескольких предметов из бумаги, сложенной гармошкой.
Дети будут знать и уметь:

- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

- воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров;

- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах творческой  деятельности;

- в индивидуальной и коллективной работе использовать  разные виды творческой деятельности;

- владеть  комплексом технических навыков и умений, необходимых для ее реализации;

- варьировать различные техники исполнения творческой работы.
Развитие общеучебных умений и личностных качеств:

- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

- трудолюбие;

- самостоятельность;

- уверенность в своих силах.

-  доводить работу от эскиза до композиции;

- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
Диагностика знаний и умений детей по программе.
Способы проверки результатов:

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

Текущие: (цель – выявление ошибок и успехов в работах детей);

Промежуточные: (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

Итоговые: (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

- через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.

Методические рекомендации.
«Рисование».

Воспитателю необходимо развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками ( свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа. Следует предоставлять детям выбор в содержании изобразительных работ (2-3 варианта), в композиции, в подборе цвета или способах изображения, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и творческих способностей.
«Аппликационные работы».

Аппликация наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Воспитателю необходимо инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); совершенствовать содержание и технику прорезного декора. Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
«Лепка».

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Это доступное занятие для детей. Оно приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга. Ребенок  наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Кроме того, лепка повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; развивает творчество ребенка.

На занятиях лепкой детей следует приучать к аккуратности ( лепить только на специальной дощечке или клеёнке, чтобы не испачкать стол, скатерть); побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему и способы лепки.
«Художественный труд»

На сегодняшний день активно обращается внимание на такое  направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – художественный труд,  который  даёт широкий простор детскому творчеству.   Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

Художественный труд создает условия для развития специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала  и техникой использования общеупотребительных инструментов. Исходя из общеразвивающих функций необходимо прежде всего удовлетворить потребность ребенка в созидании результатов своего труда. Каждый тип работы предусматривает использование разнообразного материала.

Список литературы.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, М., Мозаика-Синтез, 2005

  2. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М., Мозаика-Синтез, 2006

  3. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа» И. А. Лыкова.– М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.

  4. «Аппликация в детском саду». А. Н. Малышева, Н. В. Ермолова - Ярославль: Академия развития, 2007.

  5. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений» Г. С. Швайко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

  6. «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников». И. А. Лыкова, М., Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009

  7. «Художественный труд в детском саду. Экопластика аранжировки и скульптуры из природного материала». И. А. Лыкова, М.: Издательский дом «карапуз»,2009

  8. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду». З. А. Богатеева, М., «Просвещение»,1982

  9. «Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет. Природа. Вводные занятия».

Учебно - методическое пособие для воспитателей, СПБ: «Детство – Пресс»,2004

  1. «Умелые руки». Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова, Самара, корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература»,2004

  2. «Объёмная аппликация: учебно – методическое пособие», И. М. Петрова, СПБ, «Детство – Пресс», 2003

  3. «Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий» Д. Н. Колдина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

  4. «Конструирование из природных материалов в детском саду». И. В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2009.

  5. «Природные дары для поделок и игры». М. И. Нагибина, Ярославль, «Академия развития»,1997

  6. «Чудеса для детей из ненужных вещей». М. И. Нагибина, Ярославль, «Академия развития»,1997

  7. «Радужка»: программа дополнительного образования по изобразительной деятельности. М. А. Коваленко, Краснодар, 2005

  8. Журналы «Обруч» №1 2008 г. и № 5 2007 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи icon Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе...
Т. А. Овечкина — канд пед наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию
Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи icon «Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....
Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи icon Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной...
Мдоу «Детский сад №5 «Колокольчик» общеразвивающего вида» с. Эмеково Волжского муниципального района Республики Марий Эл
Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи icon Учреждение центр развития ребенка
Мбдоу детский сад №37 с. Месягутово для детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическими нарушениями речи в соответствии...
Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи icon Мбдоу «Яшкинский детский сад» Время проведения: 10. 00. Председатель...
Открытый показ непосредственно образовательной деятельности нод) в области «Художественное творчество» в разновозрастной группе (средняя...
Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи icon Тема: «Дидактические игры по формированию пространственных представлений...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 "Машенька"
Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи icon Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения до школы»
Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи icon Рабочая программа по направлению «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию, образовательной области «Художественное творчество», образовательному...
Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи icon Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Скоро в школу»
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе
Авторизованная программа образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи icon А. А. Щеглова «Работа с календарем природы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительно к школе группе с учетом гендерных особенностей детей 14
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции