Текст выступления на тему
«Культурологический аспект феномена жизнеспособности»
Двужильная Дарья, Карпова Алина, воспитанницы 10 класса
Научный руководитель:
Прозорова Н.В., преподаватель предмета
«Мировая художественная культура»,
педагог дополнительного образования.
1
Д
|
Каждый из нас мечтает жить долго и счастливо. В мире создаются научные концепции здорового долголетия. На бытовом уровне свои услуги предлагает индустрия омоложения.
|
2
|
А
|
С другой стороны среди людей разного возраста, в том числе юных, по-прежнему популярны различные «увлечения», сокращающие жизнь. Человек в поисках удовольствий делает все, чтобы потерять навсегда надежду на долголетие.
|
3
|
Д
|
Политики вводят запретительные меры. Психологи и педагоги разрабатывают профилактические программы. Медики создают новые лекарства. Биологи разгадывают код долголетия. Однако многие понимают, что фундамент долголетия – жизнеспособность, явление комплексного характера, в основе которого духовные процессы.
|
4
|
А
|
Тема нашей работы «Культурологический аспект феномена жизнеспособности»
Гипотеза: «Жизнеспособность человека зависит от его воспитания, системы ценностей, мировоззренческих установок, образа жизни, способности трудиться и приносить плоды».
|
5
|
Д
|
Цель нашего исследования – доказать, что доказать, что проблема долголетия не только медицинская, а педагогическая и культурологическая.
|
6
|
А
|
Методы исследования: изучение биографий и интервью, чтение книг выдающихся долгожителей, опрос ветеранов войны и труда, обзор интернет-материалов, просмотр документальных фильмов, сравнительный анализ информации.
|
7
|
Д
|
Мы изучили судьбы и мнения тех, кого смело можно назвать «Имя России». Писатель, автор «Архипелага Гулага» Александр Солженицин и хореограф, создатель знаменитого ансамбля народного танца Игорь Моисеев ездили по всему миру.
|
8
|
А
|
Ученый-культуролог, автор «Писем о добром» Дмитрий Лихачев, хирург-просветитель, сделавший свою последнюю операцию в сто лет, Федор Углов, исследователь головного мозга Наталья Бехтерева жили в центре мегаполиса - в Петербурге, на Петроградской стороне.
|
9
|
Д
|
И только батюшка Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Псково-Печерского монастыря, дышал чистым воздухом Псковской земли. И между тем все они прожили не менее 88 лет.
|
10
|
А
|
Изучив биографии шести выдающихся долгожителей, мы отметили, что каждый из них испытывал глубокую, трепетную любовь к родителям, особо теплые отношения к матери, в высшей степени почитание отца.
|
11
|
Д
|
С малых лет они воспитывались в труде: любили учиться, но к тому же с детства «умели жать хлеба, косить сено, молотить, доить корову…» (Ф.Г.Углов)
|
12
|
А
|
Образование для них было не дверью к карьере, а возможностью открывать неведомое, постигать непознанное, создавать новое. Дмитрий Лихачев писал: «Образование должно воспитывать человека, способного на протяжении жизни осваивать новые профессии и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность человека и общества.
|
13
|
Д
|
Воспитывают же и укрепляют людей: впрямую религия, а более сложным путем — музыка (особенно, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков».
|
14
|
А
|
Высокие нравственные ценности и жизненные принципы каждого из них базировались на вере. В своей «Духовной аптеке» архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «Любовь - это жизнь, это - радость жизни, это продление жизни… Жизнь - подвиг, жизнь - наука, она воспитывает в нас и терпение, и смирение. Твори во имя любви к людям…»
|
15
|
Д
|
За плечами каждого из них - лишения, потери близких, война, у некоторых – тюрьма, но ропота не было. В самые трудные минуты вместо сетований – творчество, открытия, просветительство.
|
16
|
А
|
Мудрым, духовно осмысленным было отношение к смерти. Александр Солженицин признавался, что смерти ждет спокойно. «А пока живешь, должна в тебе быть пружина – толчок к действию»...
|
17
|
Д
|
Отвечая прямо на вопрос о своем долголетии, Игорь Моисеев говорил: «Не курил, не пил. Долго занимался хореографическим классом». Здоровый образ жизни отличал каждого из них.
|
18
|
А
|
Федор Углов и Наталья Бехтерева создали свои системы продления жизни.
Доктор Углов медицинское знание постоянно соединял с нравственным. В программу личного оздоровления Федор Григорьевич включает систему нравственных ограничителей:
любовь к матери, семье и Родине, к своему народу,
трудолюбие,
сдержанность,
храбрость,
организацию семьи на основе любви, жертвенности, верности,
режима труда, отдыха и питания,
полный отказ от вредных привычек,
оптимизм.
Книга была написана в конце 70-х годов 20 века, но восхождение к заповедям Ветхого и Нового завета очевидно.
|
19
|
Д
|
Федор Григорьевич не просто декларирует нравственные правила, а приводит убедительные доказательства их непосредственной связи с физическим здоровьем человека, его психологической выносливостью из собственной врачебной практики.
|
20
|
А
|
Теория долголетия Натальи Бехтеревой, подкрепленная исследованиями в Институте мозга человека, основана на постановке сверхзадачи»:
«В любом возрасте человек должен ставить перед собой сверхзадачу, которую можно выполнить, только задействовав весь свой творческий потенциал. А дальше происходит следующее: сверхзадача будит мысль, мысль развивается, обрастает деталями – мозговой творческий потенциал активируется, и вот – уже не сразу, но довольно скоро, – думать становится легко и приятно, и мысль обрастает не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией.
|
21
|
Д
|
При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи, и образуются (это уже теперь экспериментально доказано) новые нейроны – нервные клетки! Формирующиеся нейронные сети начинают работать и поддерживают не только хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме. Работающий мозг лучше справится даже с последствиями инсульта».
|
22
|
А
|
К высшим формам концентрации усилий головного мозга академик Н.П.Бехтерева относит молитву. Целебная сила молитвы подтверждается и экспериментальными опытами, проводимыми в Институте мозга, и множественными свидетельствами чудесных исцелений.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советует, какие духовные действия во время болезни необходимо предпринимать.
«Молись не о том, чтобы болезни ушли, но чтобы ты их правильно оценил и воспринял… Молись и трудись!»
|
23
|
Д
|
Мы понаблюдали за пожилыми людьми, окружающими своим вниманием нахимовцев в училище, поездках, творческих делах, в Доме ветеранов сцены. Ветераны-моряки, преподаватели, журналисты, служащие храмов, ученые, врачи, артисты – люди старше 72 лет - производят впечатление юных: живая речь, открытая эмоция, оптимизм.
|
24
|
А
|
Из опрошенных тридцати двух ветеранов продолжают работать на различном поприще 18, занимаются несколькими видами деятельности – 10, знают и рассказывают интересные истории, поют, читают стихи – 32.
Средний возраст опрошенных – 79 лет. Четверо из 32 выросли в детском доме, но трепетно хранят память о родителях. Имеют высшее образование – 16. Помнят имена своих учителей – 32. Считают себя верующими – 30, православными – 29, ходят в храм – 11. Самые страшные впечатления жизни – потеря родителей, война. Наиболее часто повторяемые опрошенными ценности жизни: доброта, вера, честность.
|
25
|
Д
|
Константин Павлович Державин учит нахимовцев ходить под парусом, Андрей Аркадьевич Бобыльков пишет проблемные статьи, отстаивая интересы и традиции Российской Армии и Флота, Михаил Иванович Смирнов встречается со школьниками с рассказами о войне, Галина Георгиевна Боровецкая ежедневно занимается вокальными упражнениями, сохраняя голос, …. Сазонова продолжает танцевать.
|
26
|
А
|
Самая юная из опрошенных Надежда Дмитриевна Патина девять лет живет без желудка – последствие раковой опухоли. Ее неделя расписана по часам: работа в храме, по дому, в огороде, уход за больными людьми.
|
Д
|
В процессе исследования мы пришли к выводу, что долголетие – результат способности человека выстаивать в любых ситуациях, не менять жизненную стратегию во дни бед, делиться радостью в добрые моменты.
Жизнеспособность – результат воспитания и самовоспитания, сопряженный с высокими жизненными принципами, активной деятельностью, отвращением от всего злого и «пожизненной нацеленностью на добро».
|
27
|
А
|
С результатами наших исследований мы с удовольствием познакомим сверстников и педагогов.
Данное исследование показывает, что долголетие закладывается в детстве и юности. Давайте попробуем не опоздать.
|
28
|
|