В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования




НазваниеВ. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования
страница1/28
Дата публикации13.06.2014
Размер4.2 Mb.
ТипИсследование
literature-edu.ru > Культура > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28




В.А. Дмитриев

Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования



Томск 2006

Официальные рецензенты: Минин Михаил Григорьевич, д.п.н., профессор, директор института «Инженерной педагогики» Томского политехнического университета;

Шайдуров Григорий Яковлевич, д.т.н. профессор Красноярского государственного технического университета

Содержание



Исследование креативности студентов технического университета 229

В ходе проведения экспериментального исследования мы исходили из понимания креативности, как способности к творчеству, которая на наш взгляд, включает в себя следующие составляющие: 229

1. Наличие творческих способностей и сформированного творческого мышления; 229

2. Знания, умения и навыки в деятельности, связанной с переработкой внешней информации в задачные системы открытого типа с последующим их решением; 229

3. Индивидуальные особенности (персональные характеристики). 229

В этом случае структурная схема креативности можно представить в виде схемы, приведенной на рисунке 33. 229


Введение
Каждое поколение людей сталкивается со своими проблемами, опасностями, катастрофами. Человечеству угрожают многие глобальные кризисы: экологический, ядерный, демографический, истощение ресурсов, угроза голода, социальные и национальные конфликты. Но главная опасность нашей эпохи – кризис некомпетентности человека. Именно в эти годы проблемой номер один в жизни каждого вовлеченного в общественную жизнь человека стало отставание темпов его развития от темпов стремительных изменений всего окружающего его мира и связанного с ними умножения стрессовых ситуаций.

Современная цивилизация предъявляет требования к адекватной социальной приспособленности личности, к ее функциональным возможностям. С каждым годом повышаются требования к человеку, к его профессиональным качествам. На рынке труда необходимы все более образованные, воспитанные и профессионально-компетентные люди. Потому большое значение приобретают личные усилия, личная ответственность за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате работы человека над собой.

Система образования также недостаточно стабильна и переживает определенные трудности: не обеспечивает хорошую степень подготовки к работе, к дальнейшей жизни в обществе, и вообще – адаптацию выпускника к современным условиям жизни. У молодежи не сформирована готовность самостоятельно решать свою судьбу, выбирать и реализовывать профессиональную карьеру (снижается социальная активность, отсутствует мотивация достижения успеха, растет безынициативность). Чтобы выжить, чтобы достойно ответить на вызовы времени, чтобы развиваться, человечеству в целом и каждому человеку в отдельности необходимо учиться. Быстрые темпы научно-технического прогресса и вызванные им сложные, угрожающие существованию человечества проблемы создают объективные предпосылки для пересмотра теоретических основ и технологий системы высшего инженерного образования. Вот почему с особой остротой встали вопросы образования людей. Как учиться? Когда учиться? Сколько учиться? Чему учиться? У кого учиться?

Современный уровень социально-экономического развития человечества, все более ускоряющиеся темпы научно-технической прогресса и изменение ноосферы требуют от человека не сравнительно простой и относительно однородной подготовки к производственной и социальной жизни. Требуется все более разнообразная и многообразная, многоуровневая и разнонаправленная подготовка, позволяющая человеку с минимальными издержками адаптироваться и успешно развиваться в экономической, общественной, политической, культурной жизни. Сегодня общество остро нуждается в инициативном, деятельном, созидательном, творческом человеке с ярко выраженной творческой индивидуальностью, в разносторонне развитой личности, имеющей опыт принятия ответственных решений в нестандартных ситуациях выбора.

К удовлетворению этих резко возросших требований традиционно сложившиеся системы высшего, профессионального образования оказались не готовы. Возникает насущная необходимость переосмыслить и изменить роль, место, функции, цели и задачи инженерного и инженерно-педагогического образования в жизни всего общества и каждого человека.

В настоящее время все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения человека должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию. Необходимо не только получение глубоких, устойчивых знаний, но и развитие способности будущего профессионала практически использовать полученные знания для совершенствования систем и процессов реальной действительности.

Развитие общества зависит от постоянного прироста новых знаний. Объективно, это обусловлено постоянным изменением требований к ним со стороны человека. Эти требования связаны с объективно изменяющимися во времени потребностями. Согласование во времени возрастающих потребностей с возможностью их практического достижения – способ выживания и развития человеческой цивилизации. Постоянная генерация новых знаний определяет главный производственный процесс человечества. Осуществление этого процесса во многом зависит от качества самого человека, а точнее – его способности целенаправленно перерабатывать несистематизированные информационные внешние сведения, присутствующие в жизненных практиках каждого человека, в объективно новые знания. Здесь речь идет о специфической деятельности – изобретательской.

Однако, освоение изобретательской деятельности каждым членом человеческого общества на сегодняшний день представляет большую и весьма актуальную проблему, в основе которой лежит противоречие, когда именно в этой области человеческой деятельности с одной стороны, накоплен колоссальный опыт решения миллионов проблемных задач и вся история развития человеческой цивилизации – это по сути, история развития человеческой мысли, выраженная в изобретениях и открытиях, но с другой стороны – эта сущностная деятельность не стала уделом каждого человека, а ее эффективность не подкреплена практиками производительной результативности в решении все возрастающих проблем. Обострение этого противоречия стало особенно актуально для нашей страны. За последние 15 лет, количество патентуемых изобретений в нашей стране по сравнению с 80-ми годами упало более, чем в 20 раз! Такое положение привело к значительному научно-техническому и экономическому отставанию нашей страны по сравнению с развитыми капиталистическими государствами.

Изобретения и открытия создают инженеры и ученые, которые прошли через систему высшего, профессионального образования, которое призвано формировать необходимые жизненные и профессиональные качества будущих специалистов. Поэтому, от того, какое у нас высшее, профессиональное образование зависит, в конечном итоге, социально-экономическое положение нашей страны в будущем. Вопрос о связи творческого труда и профессионального образования неоднократно поднимался в исследованиях различных авторов (В.В. Алехин, Г.Я. Буш, А.Г. Войтов, В.А. Ганзен, Е.А. Гусева, Е.С. Жариков, Б.М. Кедров, В.Я. Ляудис, В.А. Моляко, А.Т. Шумилин т др.).

В исследованиях (В.Е. Алексеев, В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, А.М. Василевская, И.П. Волков, В.А. Горский) отмечалось, что творческое мышление и способности человека заниматься творческой деятельностью требуют специального педагогического воздействия в процессе проведения учебных занятий, где необходимо создавать атмосферу сотрудничества и творчества. Большое внимание при этом уделялось техническому творчеству, которое реализовывалось преимущественно в бывшем СССР в учреждениях дополнительного образования и структурах послевузовской системы повышения квалификации инженерных кадров (В.А. Горский, Д.М. Комский, Ю.С. Столяров). Кружки технического творчества при домах пионеров и школьников, студенческие конструкторские бюро, университеты народного творчества, Всероссийское общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), массового обучения технологии ТРИЗ более чем в 200 крупнейших городах Советского союза – вот далеко не полный перечень организационных форм массового вовлечения молодых людей в активную творческую деятельность. Это движение было массовым, в нем участвовали миллионы граждан нашей страны. Здесь огромная роль принадлежит создателю отечественной теории творчества «Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)» и организатору и популяризатору творчества в сети общественных школ изобретательства Г.С. Альтшуллеру. Сегодня эта теория получила широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако, несмотря на это профессиональные школы всех уровней недостаточно уделяли внимания этому вопросу. В исследованиях В.И.Андреева было установлено, что доля времени, отводимого на творческую деятельность учащихся, по сравнению с затратами времени на репродуктивную деятельность ничтожно мала. Он констатирует, что в рамках школьного образования экспериментально-исследовательская деятельность учащихся составляет 0,5 %, в СПТУ – 0,2 %, а в вузах – 5 % времени.

Такое положение требовало проведения системных исследований в области возможности переоценки роли педагогического процесса, осмысления его цели, структуры, функций применительно к вопросам повышения творческой эффективности учащихся. Этому вопросу посвятили свои исследования крупнейшие ученые – педагоги, философы и психологи. Исследованию феномена творческой деятельности и проблемы передачи опыта творческой деятельности учащимся посвятили свои труды В.В. Алехин, В.И. Белозерцев, Г.Я. Буш, П.Л. Капица, Б.М. Кедров, С.Н. Мареев. Вопросам изучения различных аспектов творческого мышления, диагностики творческих способностей, особенности творческой деятельности, ее психологической структуры посвятили свои труды А.М. Василевская, А.П. Зверик, Э.Ф. Зеер, Т.В., Кудрявцев, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев И.Ю. Соколова и другие.

Разработке системы тестов для изучения продуктивного мышления и анализа принципиальных возможностей обучения творчеству посвящены исследования А. Анастази, В.И. Андреева, Э.де Боно, Г. Вицлак, Дж. Гилфорда, Г.Е. Журавлева, Э. Торранса.

Психические процессы соотношения рационального и интуитивного мышления в ходе осуществления творческой деятельности исследовали в своих трудах Дж. Брунер, Д.Б. Богоявленская, Ф. Кликс, Х. Клейн, Г. Нойнер, Х.-Г. Мельхорн и другие.

Исследование роли взаимосвязи технического творчества и трудового обучения у школьников среднего старшего возраста посвятили свои труды П.Н. Андрианов, И.И. Бака, Ф. Бугдаль, Э. Дрефенштедт, Х. Лехнер, Д.И. Пеннер, В.Д. Путилин, В.А. Пятков, В.Г. Разумовский, В.И. Речицкий, В. Штейнхефел и другие.

Роль творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования исследовали В.А. Горский, Б.М. Игошев, Й. Компас, Д.М. Комский, К.-Х. Нюрнбергер, Ю.С. Столяров, И.А. Фесик, Р. Фос и другие.

Философские аспекты теоретико-методологических проблем подготовки специалистов отражены в работах В.А. Дмитриенко, Н.А. Алексеева, А.Д. Копытова, С.М. Редлиха, В.Г. Храпченкова, Н.Н. Лукина.

Вопросы исследования содержания образования, систем ценностей и целей отражены в работах Г.Н. Прозументовой, Ю.В. Сенько, В.Я. Синенко, З.И. Равкина, А.А. Богалева, Т.А. Костюковой, В.П. Зинченко, В.И. Слободчикова.

Вопросы интеграции и системного подхода педагогического процесса отражены в исследованиях В.А. Дмитриенко, Н.С. Лайтеса, В.Д. Шадрикова и организации проблемного и дифференцированного личностно-ориентированного подхода в обучении в исследованиях А.В. Брушлинского, И.С. Якиманской, В.Я. Синенко, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.В. Кларина, А.Ж. Жафярова и других.

В исследованиях В.Е. Алексеева, С.Ю. Губенкова, М.М. Зиновкиной, В.В. Лихолетова, С.А. Новоселова. А.Я. Найн, С. Сассе, Б.А. Соколова, Г. Фогель, Г.А. Халемского, Х. Хеншела, В.Л. Худякова, В.В. Шапкина и других авторов подробно исследованы вопросы развития творческого мышления в учреждениях профессионального образования.

Конкретные методы активизации творческого мышления, вопросы методологии решения творческих, изобретательских задач рассмотрены в исследованиях Г.С. Альтшуллера, Г.Я. Буша, В.Н. Данченко, Б.Л. Злотина, А.В. Зусман, Э.де Боно, Ю.П. Саламатова, Б.С. Литвина, Т.В. Кудрявцева, Д.И. Ландо, А.П. Ляликова, В.М. Одрина, А.Е. Падалко, В.П. Пархоменко, А.И. Половинкина, М. Херлих, А.В. Чус и других авторов.

В этих исследованиях был отражен накопленный практический опыт организации и методологии творческой деятельности учащихся и студентов вузов, разработаны рекомендации по использованию технологий решения творческих задач в учреждениях профессионального образования.

В последствии, исследователями П.Н. Андриановым, Г.С. Альтшуллером, Т.В. Кудрявцевым, Ю.В. Столяровым была высказана необходимость перехода от традиционной формы конструкторско-технологической деятельности учащихся старших классов школ и СПТУ до высших форм технического творчества – изобретательства и педагогического управления этими процессами, а С.А. Новоселовым и В.В. Лихолетовым была доказана практическая реализуемость этих подходов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Однако, несмотря на многочисленные исследования в этой области нам не удалось обнаружить концептуально новых решений, позволяющих в рамках высшего профессионального образования готовить специалистов имеющих успешный опыт самостоятельной изобретательской деятельности.

Именно в этом мы видим проблему подготовки инженеров и педагогов профессионального образования, которая выражается в том, что система высшего профессионального образования должна готовить специалистов к эффективной, самостоятельной изобретательской деятельности на основе проектно-исследовательского подхода, но сложившаяся система профессиональной подготовки не готовит их к такому виду деятельности.

Это свидетельствует о том, что в сложившиеся концепции существующего высшего профессионального образования отсутствуют концептуально новые подходы и реальные механизмы позволяющие целостно и системно формировать личность будущего инженера и инженера-педагога, как творческую, саморазвивающуюся личность, способную решать не только профессиональные проблемные задачи, но и иметь свою жизненную стратегию собственного успешного самосовершенствования, иметь опыт развития и совершенствования материальной и духовной культуры.

Поэтому, сегодня чрезвычайно важным является разработка концептуальных основ организации изобретательской деятельности в ходе обучения студентов в высших инженерных и профессионально педагогических учебных заведениях и создание современных эффективных технологий обучения основам изобретательской деятельности.
Глава 1. Творческая подготовка студентов, инженеров и педагогов, как дидактическая проблема



    1. Методологические основания современного инженерного и инженерно-педагогического образования


Темпы развития общества и его способность к самосохранению определяется качеством человеческого потенциала. Известно, что эти качества формируются в каждом из нас с раннего детства и не последнюю роль здесь имеет общее и профессиональное образование. Особое значение имеет высшее профессиональное образование, которое призвано быть «локомотивом» развития общества. Именно специалисты с высшим образованием сегодня «стоят у руля» и определяют «тактику и стратегию» развития общества, его направление, цели и задачи. Здесь хотелось бы выделить специалистов инженерного и педагогического профилей. Особенностью этих профессий является их исключительная творческая и социальная направленность. Инженеры непосредственно участвуют в развитии сферы материального производства, а педагоги развивают человеческий потенциал. Однако, далеко не всегда выпускники инженерных и педагогических вузов вносят реальный вклад в развитие общества. И здесь просматривается серьезная проблема, связанная с эффективностью подготовки специалистов в высшей школе. Суть проблемы в том, что на подготовку специалистов затрачиваются не малые материальные средства, а вот реальная отдача от подготовленных специалистов, не всегда соответствует предполагаемым ожиданиям.

Каким же образом существующая система образования реально может влиять на развитие экономики и повышения уровня жизни нашего народа?

Труд инженера и педагога, всегда обращен в будущее и от того, насколько весомым является их вклад в развитие материальной сферы и профессиональных и общечеловеческих качеств подготовленных специалистов, настолько, в конечном итоге, будут определяться темпы развития нашего государства. Для этого необходимо повысить эффективность системы образования. Очень важно, чтобы каждый молодой человек, получающий общее и профессиональное образование, в жизни был успешен и мог реализовать себя в общественном производстве и социальной сфере, однако, он иногда оказывается в ситуации невостребованности на рынке труда. Причин этому может быть много. Выделим некоторые из них: 1) сложившаяся система отношений между институтами государственной власти, обществом и системой образования; 2) отсутствие достоверных прогнозов динамики изменения потребности экономики и социальной сферы в различных специалистах; 3) несовершенство существующей парадигмы общего и профессионального образования, ориентированного преимущественно на усвоение опыта прошлого (знаний) и, не способствующая формированию у выпускников профессиональных качеств, позволяющих им успешно реализовать себя в профессиональной деятельности. 4) неэффективная система довузовского и послевузовского образования, не способствующая мотивированному, личностно ориентированному, непрерывному образованию; 5) общий кризис духовных ценностей в обществе, утрата и отсутствие нравственных идеалов в сознании молодежи.

Это далеко не полный список и его можно было бы значительно продолжить, но даже поверхностное осмысление выявленных причин позволяет сделать вывод о наличии серьезных проблем в системе общего и профессионального образования.

Для успешного решения проблем, необходим системный подход к выявлению источников их возникновения и разработать концепцию и механизмы дальнейшего развития общего и профессионального образования.

Размышляя о проблемах общества, экономики, культуры, конкретно каждого человека и роли общего и профессионального образования в этих сферах, неизбежно приходиться говорить о процессах развития общества. Связь между кризисными явлениями в обществе и процессами развития общества была установлена в многочисленных исследованиях различных авторов и подтверждена практикой самой жизни /92, 306, 326/.

Так в частности, Римским клубом в начале еще 70-х годов, были представлены убедительные аргументы несостоятельности концепции развития цивилизации, основу которой составляют процессы потребления, в связи с чем в 1992 году международным сообществом была разработана «концепция устойчивого развития», в которой было провозглашено право каждого жителя планеты на жизнь в мировом сообществе с учетом ограниченных ресурсов биосферы земли. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию само «устойчивое развитие» определено как «Улучшение качества жизни людей …. должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Лишь выполнение этих условий гарантирует сохранение нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей» /336/.

При этом сущность устойчивого развития проявляется в интеграции экономических, природоохранных и социальных целей. Основой устойчивого развития являются следующие принципы:

  1. Базирование экономического роста на принципиально новых технологиях, ноу-хау;

  2. Разработка и внедрение эффективных законодательных природоохранных актов по охране окружающей среды;

  3. Разработка и внедрение инновационных программ повышения экономической эффективности, восстановления природных систем и разработке моделей потребления;

  4. Предоставление возможности гражданам получать в любое время достойное образование по своему выбору.

В материалах подчеркивается, что устойчивое развитие невозможно без человека, который гармоничен, грамотен экономически, демократически и экологически.

И здесь весьма уместно высказывание по этому поводу академика Д.С.Лихачева, который сказал: «Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом, – единственная надежда спасения всей жизни на земле. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира …». «Перелом в мышлении людей, понимание глобальных задач выживания, осознание неотложной необходимости покончить с потребительским отношением к миру и природе могут произойти не сразу … и это большое дело должна начать школа».

Концепция непрерывного развития неизбежно заставляет пересмотреть существующие подходы к образованию, которое все больше обретает черты глобального образования.

В основе концепции глобального образования стоят две взаимодополняющие парадигмы: холизм и гуманизм.

При этом, холизм рассматривается как понимание мира в виде целостной системы, ценностью которой утверждается единство судеб человека и природы. Мир представляется, как стройная, иерархическая система, состоящая из локальных и глобальных подсистем, взаимозависимых друг от друга, для которых основным принципом самоорганизации является гомеостазис /235, 191/.

В концепции гуманизма человек рассматривается как уникальная, целостная личность, процессы развития которого проявляются в раскрытии его духовного потенциала, самореализации в творческом процессе. По словам Бердяева Н.А. «Человечность есть раскрытие полноты человеческой природы, то есть раскрытие творческой природы человека». Человек рассматривается не только в контексте отношения с другими людьми, но и как гражданин мира, человек-миротворец с высшей миссией ответственности не только за свою судьбу, но и судьбы людей планеты, за всеобщий мир.

Хотелось бы взглянуть на проблему развития образования в целом с точки зрения философских оснований и общего системного подхода. Для этого уточним понятие система, так как оно является ключевым понятием при рассмотрении процессов развития. Система, по Людвигу фон Берталанфи, есть комплекс взаимодействующих элементов. В.Н.Садовский, в свою очередь, рассматривает систему не просто как совокупность элементов, но как «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство». В технике понятие система определяется как «совокупность взаимосвязанных технических объектов, объединенных единой целью и общим алгоритмом функционирования» /44/ Аналогично это понятие трактуется в большом энциклопедическом словаре с выделением материальных и абстрактных системы.

По мысли Б.С.Гершунского, любая система образования состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: целей учебно-воспитательной и развивающей деятельности; содержания этой деятельности, методов обучения, воспитания и развития учащихся (процессуально понимаемой технологии образовательной деятельности); средств, используемых в педагогическом процессе, организационных форм, в которых образовательная деятельность реализуется с тем или иным эффектом /319/.

Размышляя о системе образования и ее связи с обществом, культурой и непосредственно личностью отдельно взятого человека, хотелось бы подчеркнуть, что эти вопросы затронуты в исследованиях таких известных ученых как: Е.В. Бондаревская, Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, С.А. Запесоцкий, Э.Ф. Зеер, М.С. Каган, Е.А. Климов, В.В. Краевский, Н.Н. Лукин, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, Л.Д. Столяренко, В.Н. Руденко, Ю.П. Поваренков, А.В. Хуторской. Интересной точки зрения придерживается Ю.В. Сенько, который считает, что «образование выстраивается как становление становящегося человека», и подчеркивает, что образование – это путь культурного восхождения к всеобщему, что нет человека образованного, но есть человек образующийся, становящийся в культуре, поэтому образование – это способ становления человека в культуре /312/.

Разделяя эту точку зрения, хотелось бы отметить наличие проблемы в этом вопросе, так как сегодня требуется понимание реальных механизмов «становления человека образующегося», поскольку в противном случае образование не обеспечит формирование качеств личности «становящегося человека».

Другой точке зрения придерживается Е.В. Бондаревская, которая, отвечая на вопрос, что должно дать образование человеку, предлагает «рассмотреть его в контексте культуры, как проблему развития культуры и человека в культуре… Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству» /47/.

Наша позиция совпадает с точкой зрения автора, однако хотелось бы уточнить, каким образом в образовании можно «научить жизнетворчеству»?

По нашему мнению существующее представление о культуре в качестве базового компонента формирования личности будущего инженера и педагога верно лишь отчасти. Формирование личности будущего специалиста – многогранный, сложный взаимосвязанный многофакторный процесс, в котором культура – лишь только часть, отражающая преимущественно обобщенный духовный и материальный продукт общества.

Представление культуры в качестве базового компонента процесса становления личности является существенным моментом, подчеркивающим в процессуальном аспекте, что элемент «культура» в базовой связке «личность – образование – культура» выступает равноправным элементом, равно как и личность выступает субъектом по отношению к культуре и образованию.

Это дает основание считать культурное становление личности в образовательном процессе субъективным процессом реализации личностью своих потенциалов, обретения культурных смыслов во всех сферах жизнедеятельности посредством активного вхождения в социокультурное образовательное пространство, обращенного к человеку как субъекту культуры, собственной жизни и развития. Личность приобщаясь к культуре деятельности, выбирает способы культурного самоопределения и самореализации, среду жизнедеятельности.

Поскольку образование на всех уровнях производит и воспроизводит субъекта культуры и деятельности, то культурное становление личности студента вуза считаем его основной характеристикой. Подчеркнем, что культурное становление студентов в вузе требует системного подхода, учитывающего проявления всех учтенных и не учтенных факторов педагогического процесса, который бы включал в себя не только образовательное пространство учебного заведения, но и реальную жизнь. Для этого требуется построение другой образовательной модели профессионального образования, в которой присутствовало бы не только освоение культурного наследия, но и жизненные реалии, так как люди, в том числе и студенты, живут в реальной жизни, а не замыкаются образовательным пространством только учебного заведения. Поэтому, необходимо создание новой концепции профессионального образование, в которой становление личности студента, будущего профессионала, происходило бы в результате синергетического проникновения друг в друга образовательных сред, реальной жизни и педагогической системы. Нужны условия их эффективного взаимодействия, понимания их структуры, функции, характерных особенностей и закономерностей, согласования происходящих в них образовательных процессов. Именно этим ключевым моментам посвящено наше исследование.

Что бы рассмотреть сказанное выше с философской точки зрения и позиции системного подхода, необходимо понять: образует ли сегодня реальная жизнь и система сложившегося профессионального образования между собой работоспособную систему, или они существуют независимо сами по себе? Для этого нужно вернуться к ключевому понятию «система».

Исследователь системных взаимодействий в строительстве Н.П. Абовский считает, что система – это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы могла реализовываться функция системы /1/.

Основными атрибутами системы, отличающими ее от несистемы, является наличие в ней трех характерных свойств.

Первое свойство – функциональность – проявление определенных свойств, при взаимодействии с внешней средой. Функциональность определяет смысл существования системы, ее назначение, желаемый конечный результат. В результате проявления функциональности системы определяется характер взаимодействия и отношений с внешней средой (надсистемой), что и является главной полезной функцией (ГПФ) системы. Таким образом, главная полезная функция определяет характер отношений между системой и элементами других систем (надсистем), которые в нее не входят, но определяют требования функционирования системы. Отношения систем друг с другом носят часто иерархический характер, в котором смысл этих отношений определяется детерминированной связью – «требования надсистемы – главная полезная функция системы». Отсюда очень важный вывод – выявление смыслов существования любых систем лежит в плоскости определения требований к ним со стороны ближайших, находящихся в непосредственном взаимодействии, надсистемных структур (систем).

Выявление главной полезной функции системы позволяет фактически ответить на вопрос «Зачем происходит в реальной действительности проявление того или иного взаимодействия?». В методологическом, психолого-педагогическом смысле наличие в сознании человека ответа на вопрос «Зачем это?» приводит к пониманию самой сущности взаимодействия, исключения зависимости его сознания от навязанного мнения «со стороны», что в последствие позволяет избежать формирования авторитарного стиля мышления и создать благоприятные условия для свободного и независимого развития сознания. Путь к такому мышлению лежит в плоскости умений и практических навыков формирования главных полезных функций различных систем окружающей действительности. Функциональность природы нашего мышления изначально задана самой природой человека. Наше сознание всегда ориентировано на действие, на динамические процессы окружающего мира, связанные с изменением параметров окружающих систем. Эта особенность связана с психическим состоянием сознания, которое, существуя, как форма отражения реальной действительности, способно не только воспроизводить модели реальной действительности, но и, что самое главное, – создавать новые идеальные формы.

Хотелось бы отметить, что способность сознания создавать модели отражения окружающего мира и, оперируя этими моделями, выстраивать в процессе моделирования, образы идеальных форм, обретает смысл главной функции. В процессе этого функционирования осуществляется выход нашего сознания в надсистему – объективный мир. Именно это взаимодействие, эта коммуникация, определяет главный механизм развития человеческой личности.

Итак, наличие системообразующей функции (ГПФ), отражающей смысл существования системы и определяющей характер взаимодействия ее с надсистемой, является характерным свойством, отличающим ее от несистемы. Поэтому, в дальнейшем мы будем придерживаться определения системы, как совокупности взаимодействующих, взаимосвязанных друг с другом элементов, совместно выполняющих требования элементов надсистемы посредством проявления системной функции, не сводящейся к функциям отдельных элементов системы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования iconПрактикум «Изучение профессиональной позиции педагога — организатора...
Цель: формирование умений у педагогов проводить самодиагностику профессиональной позиции, анализировать её результаты

В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования iconР. В. Овчарова психологическая фасилитация работы школьного учителя
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 030301 психология и ориентировано на практические аспекты их будущей профессиональной...

В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования iconОтчёт о работе творческой группы 2012-2013 учебный год Творческая...
Абота творческой группы. Творческая группа – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве...

В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования iconРабочая программа дисциплины "цветоведение и колористика" направление...
Главной целью дисциплины является подготовка студента к самостоятельной профессиональной деятельности в области декоративно-прикладного...

В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования iconОбучение техническим системам автоматизированного проектирования...
В настоящее время, особенность, обосновывающая использование 3D моделирования стандарт технического проектирования. Сегодня, изучение...

В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования iconКонсультация для воспитателей
Портфолио педагога это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога...

В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования iconПрограмма элективного курса теория и практика написания сочинения пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования....

В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования icon«Дагестан: 200 лет в составе России»
Приобщение учащихся к отечественной культуре и истории, активизация научно-исследовательской и краеведческой работы, выявление и...

В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования iconМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1
Цель: диссеминация опыта работы педагогов Гимназии№1 в рамках реализации инновационного проекта: «Проектирование информационно-образовательной...

В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной деятельности на основе инновационного проектирования iconВайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001
Учебник разработан в соответствии с программой дисциплины для студентов невалеологических специальностей вузов и университетов. Основной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции