«Педагогическая компетентность учителя начальных классов»




Скачать 89.04 Kb.
Название «Педагогическая компетентность учителя начальных классов»
Дата публикации 12.06.2014
Размер 89.04 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы


Выступление на городской

педагогической конференции

по теме «Педагогическая компетентность учителя начальных классов»

секция учителей начальных классов

Подготовил

зам. директора по УВР

МОУ «Гимназия № 3»

Мордовец Татьяна Михайловна

Октябрь, 2012 г.

Педагогическая компетентность учителя начальных классов

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. И конечно гарантом достижения таких поставленных целей является профессионально компетентный педагог. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.

Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:

  1. Общекультурный критерий.

  2. Общепрофессиональный критерий.

  3. Коммуникативный критерий.

  4. Личностный критерий.

  5. Критерий саморазвития и самообразования.




  1. Общекультурный критерий


Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.

Таким образом, выделяют три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

  • общая образованность и широта кругозора;

  • информированность в области культурных новинок;

  • культура речи.




  1. Общепрофессиональный критерий


Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

  • владение содержанием учебных дисциплин;

  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.




  1. Коммуникативный критерий


Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:

  • потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;

  • эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;

  • доброжелательный и конструктивный стиль общения.




  1. Личностный критерий


Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:

  • профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;

  • наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;

  • наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.




  1. Критерий саморазвития и самообразования


Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

  • самокритичность, требовательность к себе;

  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;

  • исследовательский стиль деятельности


Данные критерии позволяют разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который

-на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение,

-свободно мыслит и прогнозирует результаты своей деятельности и моделирует образовательный процесс

-достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Профессиональная компетентность не рождается вместе с человеком, и это не природные свойства нервной системы, компетентность необходимо развивать.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Исходя из современных требований, учителя начальных классов нашей гимназии определяют следующие пути развития своей профессиональной компетентности:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах. Раз в четверть проходят заседания ГМО, ШМО учителей начальных классов, на которых обсуждаются вопросы современного образования младших школьников, реализации ФГОС, организации ученических коллективов. Работа в МО обязательно включает в себя как теоретическую, так и практическую часть, все учителя активно и эмоционально включаются в дискуссии, выдвигают различные предложения по улучшению работы методической службы,организации учебно – воспитательного процесса. Более интересны вопросы практического применения педагогических технологий, введения новых предметов( ОРКСЭ), организации занятий внеурочной деятельности в условиях гимназии. Работая в творческих группах на городских и областных методических семинарах, педагогических советах , учителя эффективно делятся своим опытом друг с другом. Такая форма работа способствует развитию сотрудничества, креативности, повышения самооценки, педагогической мотивации.

  2. Исследовательская, экспериментальная деятельность. В 2009 году гимназия являлась пилотной площадкой по внедрению ФГОС НОО в Московской области. Та организационная , методическая , инновационная работа, которая была проведена учителями пяти 1 – х классов, творческой группой в составе Мордовец Т.М., Зубковой О.П., Очерет Л.А., Гальяновой Н.И.. Шибаевой С.Н., Никулиной О.И. заслуживает огромного уважения и признания. На основе полученного опыта по введению и реализации ФГОС, в следующем году работали другие учителя, совершенствуя применяемые формы и методы.

  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. В процессе освоения новых технологий(индивидуальные и групповые формы), организации повышения квалификации( все учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации по ФГОС НОО, в данный момент проходят курсы по ОРКСЭ, использованию ИКТ), накопления опыта практической деятельности на семинарах, Дне открытых дверей для родителей, педагогических конференциях происходит профессиональное совершенствование, овладение исследовательским стилем деятельности, выбор стиля педагогического общения( авторитарного, либерального, демократического). Учитель изучает , применяет инновационные формы работы с использованием ИКТ, с приглашением к сотрудничеству родителей, педагогов дополнительного образования, что позволяет организовать продуктивный, успешный учебный процесс, направленный на раскрытие потенциала каждого ребенка, повышение качества образования.

  4. Различные формы педагогической поддержки.Такие формы необходимы учителю для повышения культуры педагогического общения, создания современного имиджа учителя в соответствии с запросами общества, приобретения новых педагогических умений. ( Сотрудничество с УМЦ города, МДОУ №37, родительские собрания и лектории, школьный и классные сайты, публикация печатных работ в журналах «Учитель», «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», «Проблеми освiти: Наук».

  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях. Постоянный личностный и профессиональный рост учителя выступает как неотъемлемая черта профессионализма. Поэтому с целью распространения педагогического опыта, саморазвития, повышения престижа профессии, учителя начальной звена Шибаева С.Н., Молчанова М.В., Фролова Е.Н., Степаниденко Н.С. и др. принимают участие в городских и областных профессиональных конкурсах «Педагог года», «Самый классный классный», ПНПО, областных фестивалях педагогического мастерства и педагогических ассамблей.

  6. Обобщение собственного педагогического опыта:организация взаимопосещения уроков, участие в Марафоне открытых знаний для учителей, проведение открытых уроков и занятий внеурочной деятельности на методических семинарах помогает учителям проанализировать свою работу и деятельность своих коллег, найти лучшее в работе с младшими школьниками и в дальнейшем использовать в соответствии со стандартами начального образования.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

На сегодняшней конференции «Педагогическая компетентность учителя начальных классов» мы рассмотрим основные составляющие педагогической компетентности, т.к. это динамичный процесс, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Подготовил зам. директора по УВР начальной школы Мордовец Т.М.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Педагогическая компетентность учителя начальных классов» icon Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Педагогическая компетентность» «Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность» «Методическая компетентность» включают...
«Педагогическая компетентность учителя начальных классов» icon Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
...
«Педагогическая компетентность учителя начальных классов» icon Учителя начальных классов
Психологические закономерности формирования орфографической грамотности у учащихся
«Педагогическая компетентность учителя начальных классов» icon Программа начального
Любовь Ивановна учитель начальных классов, Погорелова Валентина Михайловна учитель начальных классов, Бобров Константин Олегович...
«Педагогическая компетентность учителя начальных классов» icon Справка по итогам проведения недели начальных классов
С 3 по 7 марта 2013 года в мкоу «Чинарская сош №1» проходила неделя начальных классов «Марафон знаний»
«Педагогическая компетентность учителя начальных классов» icon Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
К участию приглашаются учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги спо, педагоги нпо, педагоги коррекционного образования,...
«Педагогическая компетентность учителя начальных классов» icon Рабочая программа Окружающий мир умк «Школа России»
Программа рассмотрена Программа согласована Программа разработана на мо учителей начальных классов с зам директора по нмр учителем...
«Педагогическая компетентность учителя начальных классов» icon План декады олимпийских знаний
Учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, технологии, географии, английского языка, изо искусства, мхк, физкультуры,...
«Педагогическая компетентность учителя начальных классов» icon Социально-педагогическая программа творческой реабилитации и коррекции...
Как показывает педагогическая практика, очень часто трудности в обучении в начальной школе связаны с тем, что дети не могут организовать...
«Педагогическая компетентность учителя начальных классов» icon Муниципальное общеобразовательное учреждение «Русская гимназия» г....
Критерии и показатели, характеризующие качество результатов, процесса и условий профессиональной деятельности учителя и самооценка...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции