Программа по предмету: «Скульптура»




Скачать 193.49 Kb.
НазваниеПрограмма по предмету: «Скульптура»
Дата публикации12.06.2014
Размер193.49 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Культура > Программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДУДИНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Б. Н. МОЛЧАНОВА»


ПРОГРАММА
по предмету: «Скульптура»


Составитель:

преподаватель Художественного отделения

МБОУ ДОД «ДШИ им.Б.Н. Молчанова»

Лисова С.С.

г. Дудинка

2010 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе Программы «Преподавание скульптуры в детской художественной школе». Разработана преподавателем детской художественной школы №2 г. Красноярска Мирошниковой В.М. 2003г.

Рекомендовано Краевым научным - учебным центром кадров культуры по итогам конкурса методических работ и предназначено для учащихся и педагогов ДХШ и художественных отделений ДШИ.
Задача уроков скульптуры – обогатить и развить представления ребенка, заставить его видеть шире, острее. Пробудить интерес к творчеству, найти красоту в обыденном, понять и открыть ее другим. Приобщить детей к самому творческому процессу и привить им необходимые профессиональные навыки.

Цель программы - развить у учащихся объемно-пространственное мышление, чувство формы, способность выражения пластическими образами, познакомить со скульптурными произведениями разных народов и эпох.

Урок скульптуры помогает учащимся в освоении программы академического рисунка, поэтому необходимо достаточное время уделять работе с натуры и по памяти. В то же время необходимо вводить композиционные задания (занимающие 1/3 объема часов), приучать передавать свои творческие замыслы в пластическом материале, закреплять полученные знания основ композиции. Целесообразно вводить в курс скульптуры занятия керамикой как видом декоративно-прикладного искусства, знакомить с историей предмета, технологией и образцами народных традиционных промыслов.

Занятия проводятся на базе учебной программы, составленной Методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства в 1994 году. В зависимости от условий, в которых ведется учебный процесс, подводя ученика к определенному объему знаний, направлять внимание и мышление ученика к усвоению задач, облегчая их решение с учетом нарастающей сложности. Основное условие – достижение результативности в обучении при сохранении реалистического подхода.

Программа предусматривает культурно-выставочную деятельность, участие в региональных, городских конкурсах, организацию экскурсий в музей и керамические студии, просмотры и обсуждения, формирование методического фонда. Налажено сотрудничество с кафедрой керамики художественного института и керамической студии Дворца пионеров. Педагоги принимают участие в работе профильной секции, стажерских площадок и тематических мастер-классов.

Структура курса


Количество часов по годам обучения

1год


2 год

3 год

4 год

Итого

74

74

38


38

реалистического изображения. В процессе обучения изобразительному искусству он является ведущей дисциплиной.

Цель преподавания дисциплины

Развитие творческих способностей, зрительного восприятия и объемно-пространственного мышления, воображения и памяти.

Формирование навыков анализа формы, конструкции и перспективы предметов.

Задачи курса

Научить учащихся видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости графическими средствами: линией, штрихом, светотенью, тоном.

Выработать умение вести работу последовательно (от общего к частному) и обобщенно.

Подготовить учеников для поступления в специальные учебные заведения.

Учебные задания даются в порядке постепенного усложнения задач (от простых упражнений к сложным).

Учебный процесс надо строить на чередовании краткосрочных и длительных учебных заданий.

Краткосрочные учебные задания являются подсобными, но весьма ценными упражнениями, активизируют весь учебный процесс, содействуют развитию творческих способностей учащихся, обостряют восприятие, расширяют кругозор, развивают наблюдательность и зрительную память, помогают закрепить этапы ведения рисунка и анализа формы предметов.

Длительные учебные задания основаны на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, дают навыки последовательной работы над рисунком (от общего к частному и от частного к общему). Содействуют воспитанию таких качеств, как усидчивость, терпение, трудолюбие, целеустремлённость.

Законченность рисунка определяется не количеством сделанных деталей, а качеством решения поставленной учебной задачи.

Учебные задачи рисунка должны быть поставлены четко, ясно, доступно (учитывать возрастные особенности учеников).

Учебная постановка должна соответствовать учебной задаче урока. Предметы для учебных постановок должны быть разнообразны по форме, размерам, конструкции и фактуре.

Особое внимание надо уделять графическим материалам. Их разнообразие ведет к повышению интереса и творческой активности ученика. Выбор материала зависит от поставленной задачи.

Темы, на которые надо обратить внимание

Технические приемы и изобразительные средства рисунка.

Силуэт.

Фактура.

Пропорции и форма предмета.

Перспектива и конструкция.

Рисунок натюрморта, интерьера.

Рисунок фигуры человека.

Обучение строится блоками. В блок могут входить разные темы, но одна является главной. Она и дает название блоку

Блоковые темы

Технические приемы и изобразительные средства рисунка.

Силуэт.

Фактура.

Пропорции и форма предмета.

Перспектива и конструкция.

Рисунок натюрморта, интерьера.

Рисование фигуры человека в отдельный блок не выводится и глубоко не изучается в связи со сложностью темы для школьного возраста. Эта тема включена в следующие блоки: силуэт, фактура, пропорции и форма предмета, перспектива и конструкция.

Блоковая тема позволяет учителю разнообразить методы и приемы обучения, применять различные графические материалы, не теряя сути содержания.
2

224

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Первый класс





Краткое содержание темы

Кол-во часов



1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство с предметом. Рассказ о круглой скульптуре, рельефе. Показ иллюстраций с образцами малой пластики, парковой и монументальной скульптуры. Понятие «художественная керамика» , виды традиционной глиняной игрушки. История зарождения керамики. Материалы и инструменты для работы, организация рабочего места.


2


2

КОМПОЗИЦИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ. Ознакомление с оборудованием скульптурной мастерской и рабочими материалами. Выявление интересов, способностей и уровня подготовки учащихся. Материал – пластилин.

6

3

РАБОТА С НАТУРЫ. ИЗУЧЕНИЕ МИРА ПРИРОДЫ. Знакомство с пластическим материалом (глиной). Лепка фруктов, овощей (с натуральных или муляжей). Освоение основных приемов лепки. Понятие о построении объемного предмета в пространстве. Выполнение 5 – 8 этюдов по темам «Яблоко», «Тыква», «Огурец», «Лимон», и др.

6

4

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. Лепка растений (цветов) с натуры. Приобретение навыков изображения растений с натуры. Знакомство с принципом построения рельефа. Рекомендуется выполнить от 3 до 6 этюдов листьев. Материал – пластилин.

6

5

«ДЕРЕВЬЯ». Соблюдение пропорций и характера деревьев разных пород. Копановка изображения. Отбор главных элементов. Предварительные зарисовки. Материал – пластилин.

6

6

КОМПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА. ОРНАМЕНТ В КРУГЕ. Составление орнамента на основе растительных форм. Тема: «Лето», «Осень», (повторение и закрепление основ композиции: ритм, симметрия, асимметрия, композиционный центр). Предварительные эскизы. Материал – пластилин.

6

7

ИСТОРИЯ КЕРАМИКИ. Зарождение керамического производства, древняя керамика. Классификация керамики. Практическая часть. Способы офактуривания глиняного черепка. Тиснение различными штампами, процарапывание, фактура через рельефную ткань. Налепные фактуры. Работа с глиняным пластом.

8

8

ЭКСКУРСИЯ В КЕРАМИЧЕСКУЮ СТУДИЮ. Обмен опытом, беседа, обсуждение, обмен информацией.

2

9

ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТА. «Вазочка» (ленточный способ лепки). Практическая работа в объеме с применением различных форм фактуры.

8

10

ЛЕПКА ИЗ ЖГУТА. «Горшочек» (способ кругового налепа из глиняных жгутов). Практическая работа в объеме с применением различных форм фактуры.

6

11

КОМПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА. «Подсвечник», «Шкатулка» по теме «Мир природы» . Закрепление полученных навыков работы с глиняным пластом (рекомендуется выполнить предварительные эскизы, используя натурные зарисовки, сделать упор на образное раскрытие темы; применить налепную пластику, фактуры).

10

12

МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА. Знакомство с образцами народных промыслов (Каргополь, Гжель). Итоговая работа – сюжетная композиция «Масленица», «Коляда» (козы, бараны, медведи, сказочные птицы). Использование всех знаний, полученных учеником за год.

8




Кол-во часов за год

74



Второй класс



Краткое содержание темы

Кол-во часов

1

КОПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА «ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ». Повторение пройденного в первом классе. Самостоятельный выбор техники исполнения

6

2

РАБОТА С НАТУРЫ. Лепка гипсовых геометрических тел (куб, цилиндр, шар, конус). Организация объемов по осям. Соблюдение пропорций.

6

3

ЛЕПКА ПРЕДМЕТОВ БЫТА (крынка, кувшин). Соблюдение пропорций предметов.

8

4

ЛЕПКА КРАТКОВРЕМЕННЫХ ЭТЮДОВ (чучело птиц: ворона, сорока и др.). Практическое изучение форм. Передача пропорциональных отношений.

8

5

НАБРОСКИ С ЖИВОТНЫХ ПО НАБЛЮДЕНИЮ И ПО ПАМЯТИ. Углубление развития наблюдательности за характером поведения животных. Стремление передать характерные позы конкретной породы животных. Использование зарисовок летней практики и по памяти. Выполнение до 5-ти заданий.

8

6

ФИГУРКА ЖИВОТНОГО В ДВИЖЕНИИ. Композиционное задание, завершающее предыдущую тему. Эмоциональная окраска, интересная пластика, несколько точек опоры.

10

7

КУЛЬТУРНО-ВЫСТОВОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. Посещение музея или выставки с последующим обсуждением.

2

8

ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. НАРОДНАЯ ИГРУШКА. Углубление пройденного в 1-м классе (Дымково, Филимоново). На основе народной игрушки придумывание своей. Внимание на цельность формы. Использование предварительных эскизов, зарисовок, орнамента. Соблюдение технологий изготовления.

12

9

ЭТЮД гипсового геометрического тела (конуса, куба или призмы) на фоне стены. 3-4 задания. Практическое освоение элементарных законов построения рельефа.

6

10

ИТОГОВАЯ РАБОТА. Композиционное задание – декоративный рельеф на тему «Старый Красноярск» или «Сказочный город». Использование натуральных зарисовок. Отбор элементов. Лепка в глине. Применение знаний и умений, полученных за год.

8




Кол-во часов за год

74

Третий класс



Краткое содержание темы

Кол-во часов

1

2-Х ПЛАНОВЫЙ РЕЛЬЕФ по теме: «Натюрморт», «Завтрак», «Чай», «Пейзаж», «Окно» и т.п. Повторение пройденного во втором классе. Композиционные эскизы, натуральные зарисовки. Тщательная проработка элементов первого плана.

9

2

КРАТКОВРЕМЕННЫЕ НАБРОСКИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. Знакомство с пропорциями фигуры человека. Выполнение набросков друг с друга.

6

3

ЭТЮДЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИГУРЫ. Развитие внимания и наблюдательности. Передача пропорций и характерных черт. Изображение людей разного возраста и комплекции в различных позах (до 5-ти различных этюдов)

12

4

ИТОГОВАЯ РАБОТА. Создание тематической композиции, включающей 2-3 фигуры. Использование натурального материала. Передача сюжетов наблюдаемых в жизни. Передача взаимодействия изображаемых фигур, фигуры человека в движении. Рекомендуемые темы: «Спорт», «Профессия», композиция на основе литературного произведения. Самостоятельная творческая работа.

11




Кол-во часов за год

38

Четвертый класс



Краткое содержание темы

Кол-во часов

1

ЭТЮДЫ С ЧУЧЕЛА ИЛИ МЕЛКОГО ЖИВОТНОГО (вороны, утки, белки). Дальнейшее совершенствование лепки с натуры. Передача индивидуальных характерных черт.

8

2

КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ЭТЮДЫ С ГИПСОВОЙ МОДЕЛИ ЧАСТЕЙ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА. Знакомство с анатомическими особенностями головы человека и отдельных частей лица (глаз, носа, губ, ушей). Выявление общего характера данной части лица.

10

3

ЭТЮДЫ МАСКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА . Знакомство с анатомическим строением и особенностями головы человека, четкое построение объемов по осям, изучение пропорций (учащиеся могут позировать друг другу).

8

4

ИТОГОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Темы: «Портрет литературного героя», «Портрет друга (подруги)», «Автопортрет». Воплощение задуманного художественного образа в материале. Совместный анализ итогового задания педагогом и учениками.

12




Кол-во часов за год

38


Содержание курса с методическими указаниями.
Введение.
Курс «Скульптура» ставит своей задачей развивать у учащихся объемно-пространственное мышление и чувство формы (ее конструктивных и индивидуальных особенностей), а также научить их мыслить пластическими образами.

Скульптура (лат.) – ваяние, пластика – один из видов пространственных искусств, создающий объемные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы, гипса. Высекание и вырубание скульптуры из твердых материалов- очень сложное дело. Наиболее доступный способ- лепка. Глина бывает разных цветов и оттенков в зависимости от химического состава. При работе над небольшими скульптурными эскизами или малыми формами обычно вместо глины применяют пластилин.

Керамика- общее название всех видов изделий из обожженной глины (майолика, фаянс, фарфор). Художественная керамика- это часть декоративно-прикладного искусства. Знакомство с классификацией керамических изделий- грубая керамика, тонкая керамика. Виды художественной керамики: посуда, предметы декоративно-утилитарного назначения, украшения, игрушки, мелкая пластика, садово-парковая, архитектурная керамика. Особенности, отличия и единство всех этих видов. Возможности предмета и его особенности в области декоративно-прикладного искусства.

Учащиеся должны знать чем им предстоит заниматься, что подразумевает знакомство с оборудованием скульптурной мастерской, с материалами и инструментами, необходимыми в работе.
История возникновения скульптуры и керамики

История возникновения , распространения и развития скульптуры и керамики( целесообразно провести совмещенные уроки скульптуры и истории искусств: информация доносится до учащихся в форме лекций, бесед, экскурсий в музей, устраиваются просмотры слайдов, фильмов, альбомов по темам, а также формы практических занятий для изучения стиля и манеры лепки и росписи).

Стили и направления мирового искусства керамики и скульптуры. Русская народная керамика( Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Каргопольская игрушка, Гжельский промысел).
Работа в материале
Необходимо ознакомить учащихся с материалами и основами лепки. При обучении повторять три необходимых требования: первое- изделие должно быть устойчивым на плоскости; второе- изделие не должно иметь тонких и плохо промазанных деталей, которые при обжиге просто отваливаются; третье- форма изделий красивая, обобщенная, пригодная для росписи и для декорирования рельефами.

На практических занятиях ученики знакомятся с основными способами лепки: конструктивным пластическим и комбинированным, применяемым при изготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека. Для изготовления декоративных сосудов используется ленточный способ, способ кругового налепа из глиняного жгута, лепка путем выбирания глины стекой из целого куска.

Конструктивный способ- лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных по форме изделий. Кусок глины делят на пропорциональные части. Начинают с крупной. Например, у животного лепят в первую очередь туловище, затем- голову и присоединяют ее к основной части. Более мелкие детали присоединяют к туловищу, легко прижимая и поглаживая. Придают животному характерную позу и обрабатывают со всех сторон.

Пластический способ- лепка из целого куска глины. В процессе лепки глина, застывая, «садится» , поэтому поверхность становится неровной. Это требует оправки изделия, проглаживания и подтягивания глиняной заготовки.

Комбинированный способ- лепка с применением пластического и конструктивного способов.

Ленточный способ служит для изготовления сосудов. Начинают работу с лепки дна; глину расплющивают в форме диска толщиной около 5 мм. С помощью стеки выравнивают края. Затем лепят стенки сосуда: раскатывают глину в валик, расплющивают его. Эту лентообразную форму осторожно снимают с доски, сгибают в форме цилиндра и соединяют с краями дна.

Способ кругового налепа выполняют с помощью жгутов, которые раскатывают из глины. Разная длина жгутов, накладываемых друг на друга, определяет диаметр получаемых колец и дает возможность изготовить сосуды различной формы.

Способ выбирания глины стекой заключается в том, что комку глины придают форму желаемого сосуда и с помощью стеки удаляют материал из горловины. Потом обрабатывают сосуд и декорируют его.

Рельеф на плоской форме. Применение фактуры, простейший декор на древней керамике и приемы его нанесения на поверхность изделия. Декоративные рельефные композиции в квадрате, круге: растительный, геометрический, смешанный орнамент. Хорошим примером плоских рельефных композиций является русский изразец. В этой теме появляется хорошая возможность применения на практике различных технологичных возможностей исполнения в народной керамике. Мелкая пластика в стиле народных промыслов. Практическое изучение стиля Каргополя, Дымки, Филимоновской игрушки- выделить характерные особенности каждого промысла. Обратить внимание на цельное видение формы, симметрии, пропорциональности соразмерности деталей.

Работа с натурой занимает основное место в заданиях по скульптуре. В качестве первых упражнений полезно вылепить разнообразные по форме овощи и фрукты в размере значительно больше натуры, что дает возможность лучше понять особенности формы данной модели, более внимательно разобраться в деталях этой формы и пролепить их. Такой размер позволяет разобраться, что форму круглого предмета следует рассматривать как сочетание переходящих друг в друга плоскостей, что эту форму нужно лепить, а не воспроизводить механически. Полезно проделать 3-4 упражнения по данной теме.

Во втором классе рекомендуется делать акцент на лепку животных с натуры (по пленэрным зарисовкам и наброскам). Это предваряет знакомство с изучением человеческой фигуры. Изучение животных дает возможность приобрести навык анализа сложной формы, подготавливает к лепке человеческой фигуры с натуры, учит ее восприятию с объемно-пространственной точки зрения. Ученики создают анималистические композиции с передачей эмоционального состояния животного, состояния животного, например, «Хитрая лиса», «Злой волк», «Обиженная собака», «Забавный медвежонок», «Испуганная кошка», «Трусливый заяц». Живой мир увлекает разнообразием форм и дает возможность комплексного наблюдения и анализа геометрической структуры тела, фактуры поверхности, ее плотности и напряженности, движения.

Задания ведутся по схеме:

- понять конструкцию предмета,

- передать красоту весовых отношений,

- добиться плотности , весомости лепки, что существенно для приобретения технических навыков и зрительной памяти.

В упражнениях, связанных с лепкой рельефных изображений, ставится цель не только дать первоначальные навыки лепки рельефа, но главным образом выработать и развить умение «на глаз» определить расположение форм в пространстве, которое необходимо скульптору в творческой практике. Ознакомившись с лепкой простых форм, можно перейти к более сложной работе- лепке растений с натуры. В начале в качестве модели можно брать крупные листья несложного рисунка: лист фикуса, тополя и т.д., а потом и более сложные: лист клена, дуба, винограда. Необходимо внимательно отнестись к особенностям строения формы листа, понять какая необходимая форма лежит в основе. Стремиться выделить наиболее существенные детали.

Лепка натюрморта в рельефе. Это уже гораздо более сложное задание, здесь учеников необходимо знакомить одновременно и с основами перспективы.

Основа композиционных заданий – наблюдение, отбор характерного, понимание специфических свойств языка пластики. Главное требование- движение объема в пространстве, рассчитанное на круговой просмотр. Начинается композиция с определения сюжета и размышления над ним. Композиционный мотив должен содержать настроение. Необходимо следить за «чистотой» формы и силуэта, подчиненности второстепенных деталей. После окончания каждого задания проводятся обсуждения. Оценивать выполненные работы начинают сами авторы, в конце подводит итог преподаватель и дает устную характеристику каждой работе. Цель педагога- суметь мобилизовать ученика на полную отдачу, пробудить фантазию, направить на острое видение характера.
Выставочная деятельность
Программа предусматривает культурно-выставочную деятельность, участие в региональных, городских конкурсах, организацию экскурсий в музей и керамические студии, просмотры и обсуждения. Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с творчеством мастеров классического и современного искусства должны способствовать повышению общего культурного уровня, развитию художественного вкуса, более глубокому пониманию явлений окружающей действительности.

Ежемесячная организация просмотров с обсуждением достижений и недостатков формирует в ученике самостоятельность, вдумчивое, серьезное отношение к своей работе, объективность восприятия своего творчества.
Условия реализации программы
Прежде всего необходимо иметь помещение из двух комнат, а также хранилище для глины и красок. В первом помещении должен находиться учебный класс. Во втором нужно расположить печь для обжига. В виду того что режим обжига- вредное производство, от детей оно должно быть изолировано и доступ в это помещение дети не должны иметь. Помещение для занятий скульптурой должно быть большим, свободным и хорошо проветриваемым. Необходимые инструменты: стеки, турнетки, скульптурные мольберты ( для лепки рельефа), деревянные доски, посуда для шликера и воды.

Оборудование:

- печь для обжига,

- стеллажи,

- лари, бочки для глины,

- тазы, сито для подготовки глины в работу,

- вентиляция, вытяжной шкаф,

- столы, стулья.

Материалы, необходимые для работы глина, глазури, пигменты, ангобы, бумага, карандаши, кисти.

Занятия скульптурой в частности лепкой, требуют довольно больших физических усилий, материальных затрат и индивидуальной работы с каждым учащимся. В то же время работа в коллективе дает возможность детям сравнивать свои работы с работами товарищей и советоваться друг с другом. Поэтому оптимальное количество учащихся 10-12 человек.

Конечный результат
Задача курса- дать приемы в создании круговой и рельефной скульптуры, создать базу в образовательном уровне детей, научить профессиональным способом лепки. Успешное обучение положительно сказывается и на результатах общего образования.

Даже если выпускник не станет в последующем профессиональным художником, полученные знания помогут ему сделать свою жизнь интересной и красивой.
Список литературы
1.Программа для детских художественных школ/ Метод.кабинет по учебным заведениям культуры и искусства; отв.ред. И.И. Сергеева. – Красноярск 1994.

2.Учебная модифицированная программа по скульптуре/ С.М.Гинтер// Школа изобразительного искусства: Сб. в 9-ти вып.- Красноярск, 1960-1988.

3.Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. 1982.

4.Алексахин Н.Н. Волшебная глина.1998.

5.Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка.1975.

6.Ермонская В.В. Основа понимания скульптуры.1964.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по предмету: «Скульптура» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...

Программа по предмету: «Скульптура» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Программа по предмету: «Скульптура» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Программа по предмету: «Скульптура» iconРабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...

Программа по предмету: «Скульптура» iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе...

Программа по предмету: «Скульптура» iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана...

Программа по предмету: «Скульптура» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Литература», разработанной коллективом авторов...

Программа по предмету: «Скульптура» iconПрограмма по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана...

Программа по предмету: «Скульптура» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом...

Программа по предмету: «Скульптура» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана на основе примерной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции