Скачать 193.49 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДУДИНСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Б. Н. МОЛЧАНОВА» ПРОГРАММА по предмету: «Скульптура» Составитель: преподаватель Художественного отделения МБОУ ДОД «ДШИ им.Б.Н. Молчанова» Лисова С.С. г. Дудинка 2010 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена на основе Программы «Преподавание скульптуры в детской художественной школе». Разработана преподавателем детской художественной школы №2 г. Красноярска Мирошниковой В.М. 2003г. Рекомендовано Краевым научным - учебным центром кадров культуры по итогам конкурса методических работ и предназначено для учащихся и педагогов ДХШ и художественных отделений ДШИ. Задача уроков скульптуры – обогатить и развить представления ребенка, заставить его видеть шире, острее. Пробудить интерес к творчеству, найти красоту в обыденном, понять и открыть ее другим. Приобщить детей к самому творческому процессу и привить им необходимые профессиональные навыки. Цель программы - развить у учащихся объемно-пространственное мышление, чувство формы, способность выражения пластическими образами, познакомить со скульптурными произведениями разных народов и эпох. Урок скульптуры помогает учащимся в освоении программы академического рисунка, поэтому необходимо достаточное время уделять работе с натуры и по памяти. В то же время необходимо вводить композиционные задания (занимающие 1/3 объема часов), приучать передавать свои творческие замыслы в пластическом материале, закреплять полученные знания основ композиции. Целесообразно вводить в курс скульптуры занятия керамикой как видом декоративно-прикладного искусства, знакомить с историей предмета, технологией и образцами народных традиционных промыслов. Занятия проводятся на базе учебной программы, составленной Методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусства в 1994 году. В зависимости от условий, в которых ведется учебный процесс, подводя ученика к определенному объему знаний, направлять внимание и мышление ученика к усвоению задач, облегчая их решение с учетом нарастающей сложности. Основное условие – достижение результативности в обучении при сохранении реалистического подхода. Программа предусматривает культурно-выставочную деятельность, участие в региональных, городских конкурсах, организацию экскурсий в музей и керамические студии, просмотры и обсуждения, формирование методического фонда. Налажено сотрудничество с кафедрой керамики художественного института и керамической студии Дворца пионеров. Педагоги принимают участие в работе профильной секции, стажерских площадок и тематических мастер-классов. Структура курса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ Первый класс
Второй класс
Третий класс
Четвертый класс
Содержание курса с методическими указаниями. Введение. Курс «Скульптура» ставит своей задачей развивать у учащихся объемно-пространственное мышление и чувство формы (ее конструктивных и индивидуальных особенностей), а также научить их мыслить пластическими образами. Скульптура (лат.) – ваяние, пластика – один из видов пространственных искусств, создающий объемные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы, гипса. Высекание и вырубание скульптуры из твердых материалов- очень сложное дело. Наиболее доступный способ- лепка. Глина бывает разных цветов и оттенков в зависимости от химического состава. При работе над небольшими скульптурными эскизами или малыми формами обычно вместо глины применяют пластилин. Керамика- общее название всех видов изделий из обожженной глины (майолика, фаянс, фарфор). Художественная керамика- это часть декоративно-прикладного искусства. Знакомство с классификацией керамических изделий- грубая керамика, тонкая керамика. Виды художественной керамики: посуда, предметы декоративно-утилитарного назначения, украшения, игрушки, мелкая пластика, садово-парковая, архитектурная керамика. Особенности, отличия и единство всех этих видов. Возможности предмета и его особенности в области декоративно-прикладного искусства. Учащиеся должны знать чем им предстоит заниматься, что подразумевает знакомство с оборудованием скульптурной мастерской, с материалами и инструментами, необходимыми в работе. История возникновения скульптуры и керамики История возникновения , распространения и развития скульптуры и керамики( целесообразно провести совмещенные уроки скульптуры и истории искусств: информация доносится до учащихся в форме лекций, бесед, экскурсий в музей, устраиваются просмотры слайдов, фильмов, альбомов по темам, а также формы практических занятий для изучения стиля и манеры лепки и росписи). Стили и направления мирового искусства керамики и скульптуры. Русская народная керамика( Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Каргопольская игрушка, Гжельский промысел). Работа в материале Необходимо ознакомить учащихся с материалами и основами лепки. При обучении повторять три необходимых требования: первое- изделие должно быть устойчивым на плоскости; второе- изделие не должно иметь тонких и плохо промазанных деталей, которые при обжиге просто отваливаются; третье- форма изделий красивая, обобщенная, пригодная для росписи и для декорирования рельефами. На практических занятиях ученики знакомятся с основными способами лепки: конструктивным пластическим и комбинированным, применяемым при изготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека. Для изготовления декоративных сосудов используется ленточный способ, способ кругового налепа из глиняного жгута, лепка путем выбирания глины стекой из целого куска. Конструктивный способ- лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных по форме изделий. Кусок глины делят на пропорциональные части. Начинают с крупной. Например, у животного лепят в первую очередь туловище, затем- голову и присоединяют ее к основной части. Более мелкие детали присоединяют к туловищу, легко прижимая и поглаживая. Придают животному характерную позу и обрабатывают со всех сторон. Пластический способ- лепка из целого куска глины. В процессе лепки глина, застывая, «садится» , поэтому поверхность становится неровной. Это требует оправки изделия, проглаживания и подтягивания глиняной заготовки. Комбинированный способ- лепка с применением пластического и конструктивного способов. Ленточный способ служит для изготовления сосудов. Начинают работу с лепки дна; глину расплющивают в форме диска толщиной около 5 мм. С помощью стеки выравнивают края. Затем лепят стенки сосуда: раскатывают глину в валик, расплющивают его. Эту лентообразную форму осторожно снимают с доски, сгибают в форме цилиндра и соединяют с краями дна. Способ кругового налепа выполняют с помощью жгутов, которые раскатывают из глины. Разная длина жгутов, накладываемых друг на друга, определяет диаметр получаемых колец и дает возможность изготовить сосуды различной формы. Способ выбирания глины стекой заключается в том, что комку глины придают форму желаемого сосуда и с помощью стеки удаляют материал из горловины. Потом обрабатывают сосуд и декорируют его. Рельеф на плоской форме. Применение фактуры, простейший декор на древней керамике и приемы его нанесения на поверхность изделия. Декоративные рельефные композиции в квадрате, круге: растительный, геометрический, смешанный орнамент. Хорошим примером плоских рельефных композиций является русский изразец. В этой теме появляется хорошая возможность применения на практике различных технологичных возможностей исполнения в народной керамике. Мелкая пластика в стиле народных промыслов. Практическое изучение стиля Каргополя, Дымки, Филимоновской игрушки- выделить характерные особенности каждого промысла. Обратить внимание на цельное видение формы, симметрии, пропорциональности соразмерности деталей. Работа с натурой занимает основное место в заданиях по скульптуре. В качестве первых упражнений полезно вылепить разнообразные по форме овощи и фрукты в размере значительно больше натуры, что дает возможность лучше понять особенности формы данной модели, более внимательно разобраться в деталях этой формы и пролепить их. Такой размер позволяет разобраться, что форму круглого предмета следует рассматривать как сочетание переходящих друг в друга плоскостей, что эту форму нужно лепить, а не воспроизводить механически. Полезно проделать 3-4 упражнения по данной теме. Во втором классе рекомендуется делать акцент на лепку животных с натуры (по пленэрным зарисовкам и наброскам). Это предваряет знакомство с изучением человеческой фигуры. Изучение животных дает возможность приобрести навык анализа сложной формы, подготавливает к лепке человеческой фигуры с натуры, учит ее восприятию с объемно-пространственной точки зрения. Ученики создают анималистические композиции с передачей эмоционального состояния животного, состояния животного, например, «Хитрая лиса», «Злой волк», «Обиженная собака», «Забавный медвежонок», «Испуганная кошка», «Трусливый заяц». Живой мир увлекает разнообразием форм и дает возможность комплексного наблюдения и анализа геометрической структуры тела, фактуры поверхности, ее плотности и напряженности, движения. Задания ведутся по схеме: - понять конструкцию предмета, - передать красоту весовых отношений, - добиться плотности , весомости лепки, что существенно для приобретения технических навыков и зрительной памяти. В упражнениях, связанных с лепкой рельефных изображений, ставится цель не только дать первоначальные навыки лепки рельефа, но главным образом выработать и развить умение «на глаз» определить расположение форм в пространстве, которое необходимо скульптору в творческой практике. Ознакомившись с лепкой простых форм, можно перейти к более сложной работе- лепке растений с натуры. В начале в качестве модели можно брать крупные листья несложного рисунка: лист фикуса, тополя и т.д., а потом и более сложные: лист клена, дуба, винограда. Необходимо внимательно отнестись к особенностям строения формы листа, понять какая необходимая форма лежит в основе. Стремиться выделить наиболее существенные детали. Лепка натюрморта в рельефе. Это уже гораздо более сложное задание, здесь учеников необходимо знакомить одновременно и с основами перспективы. Основа композиционных заданий – наблюдение, отбор характерного, понимание специфических свойств языка пластики. Главное требование- движение объема в пространстве, рассчитанное на круговой просмотр. Начинается композиция с определения сюжета и размышления над ним. Композиционный мотив должен содержать настроение. Необходимо следить за «чистотой» формы и силуэта, подчиненности второстепенных деталей. После окончания каждого задания проводятся обсуждения. Оценивать выполненные работы начинают сами авторы, в конце подводит итог преподаватель и дает устную характеристику каждой работе. Цель педагога- суметь мобилизовать ученика на полную отдачу, пробудить фантазию, направить на острое видение характера. Выставочная деятельность Программа предусматривает культурно-выставочную деятельность, участие в региональных, городских конкурсах, организацию экскурсий в музей и керамические студии, просмотры и обсуждения. Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с творчеством мастеров классического и современного искусства должны способствовать повышению общего культурного уровня, развитию художественного вкуса, более глубокому пониманию явлений окружающей действительности. Ежемесячная организация просмотров с обсуждением достижений и недостатков формирует в ученике самостоятельность, вдумчивое, серьезное отношение к своей работе, объективность восприятия своего творчества. Условия реализации программы Прежде всего необходимо иметь помещение из двух комнат, а также хранилище для глины и красок. В первом помещении должен находиться учебный класс. Во втором нужно расположить печь для обжига. В виду того что режим обжига- вредное производство, от детей оно должно быть изолировано и доступ в это помещение дети не должны иметь. Помещение для занятий скульптурой должно быть большим, свободным и хорошо проветриваемым. Необходимые инструменты: стеки, турнетки, скульптурные мольберты ( для лепки рельефа), деревянные доски, посуда для шликера и воды. Оборудование: - печь для обжига, - стеллажи, - лари, бочки для глины, - тазы, сито для подготовки глины в работу, - вентиляция, вытяжной шкаф, - столы, стулья. Материалы, необходимые для работы глина, глазури, пигменты, ангобы, бумага, карандаши, кисти. Занятия скульптурой в частности лепкой, требуют довольно больших физических усилий, материальных затрат и индивидуальной работы с каждым учащимся. В то же время работа в коллективе дает возможность детям сравнивать свои работы с работами товарищей и советоваться друг с другом. Поэтому оптимальное количество учащихся 10-12 человек. Конечный результат Задача курса- дать приемы в создании круговой и рельефной скульптуры, создать базу в образовательном уровне детей, научить профессиональным способом лепки. Успешное обучение положительно сказывается и на результатах общего образования. Даже если выпускник не станет в последующем профессиональным художником, полученные знания помогут ему сделать свою жизнь интересной и красивой. Список литературы 1.Программа для детских художественных школ/ Метод.кабинет по учебным заведениям культуры и искусства; отв.ред. И.И. Сергеева. – Красноярск 1994. 2.Учебная модифицированная программа по скульптуре/ С.М.Гинтер// Школа изобразительного искусства: Сб. в 9-ти вып.- Красноярск, 1960-1988. 3.Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. 1982. 4.Алексахин Н.Н. Волшебная глина.1998. 5.Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка.1975. 6.Ермонская В.В. Основа понимания скульптуры.1964. |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе... |
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Литература», разработанной коллективом авторов... |
Программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых... Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана на основе примерной... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |