Скачать 451.46 Kb.
|
муниципальное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества Муниципального образования г. саяногорск Рассмотрена на заседании Утверждена приказом Методического Совета Директора МБОУ ДОД ЦДТ № 44/11 «_26_»_сентября__ 2013 г. от «_27_»_сентября__ 2013 г. «я и мы – стратегия успеха» дополнительная общеобразовательная программа студии Ведущих «Креатив» Педагог: Елисеева Е.Д. Направленность: социально-педагогическая Возраст обучающихся 13-16 лет Срок реализации 3 года Введена в 2008 г. Саяногорск, 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Условия обучения в дополнительном образовании характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить его лучшие качества, сформировать разностороннюю и полноценную личность. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в числе приоритетных задач обозначены: - «обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей; - формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение; - развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей…» [1]. Творческие объединения Центра детского творчества г. Саяногорска ищут оптимальные пути реализации этих задач. В последние годы траектория образовательных процессов в новой социокультурной ситуации приобрела иное звучание, и ее можно сформулировать следующим образом: достижение нового качества подготовки обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам за счет развития его одаренности и формирования активной жизненной позиции. Высокий уровень развития социальных способностей определяется как социальная одаренность, представляющая собой умение устанавливать зрелые, конструктивные, характеризующиеся глубиной и продуктивностью взаимоотношения с другими людьми (Н.С. Лейтес). Соответственно, перед современной системой образования стоит задача воспитания социально одаренных учащихся. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Такие дети легко адаптируются в среде сверстников и сами становятся инициаторами взаимодействия, так как обладают хорошими организаторскими способностями. Актуальность программы. Важная сторона современного воспитания – развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по усвоению культурных ценностей, формирования его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе. Большую роль в решении этих задач играет деятельность творческих объединений Центра, в том числе студии Ведущих «Креатив». Воспитанники студии осознанно выбрали название своему творческому объединению. Специфика сценического искусства такова, что процесс приобретения сценических навыков – долгий и сложный путь от желания и задумки до воплощения образа Ведущего театрализованного представления или игровой программы, и без креативного подхода просто немыслим. Программа студии Ведущих «Креатив» ориентирована на подростков 13-16 лет. Этот возрастной период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. Среди обучающихся студии встречаются и дети, которым не просто адаптироваться среди своих сверстников, определить свои интересы и увлечения. В сложный период становления личности ребенок нуждается в поддержке и понимании со стороны педагога. Главное для подростка, чтобы возникшие трудности были осознаны и найдены пути их решения. Потому одной из задач деятельности с обучающимися студии является создание теплой, дружеской обстановки, атмосферы доброжелательности в коллективе. С целью изучения мотивации к занятиям культурно-массовой деятельностью, выявления уровня общительности и самооценки обучающихся в объединении проводятся психолого-социологические исследования, направленные, в том числе, на выявление и развитие их социальной одаренности (даны в приложениях). Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на создание объединения с творческим потенциалом, сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации. Являясь одновременно учащимися разных школ города, студийцы «Креатива» могут стать организаторами различных форм продуктивной и социально-значимой деятельности, как в Центре детского творчества, так и у себя в школах. Отличительные особенности программы. Обучение в «Креативе» строится на иных основаниях, чем традиционный образовательный процесс. Здесь нет деления на тех, кто учит и тех, кто учится – здесь и педагог, и дети – участники совместного творческого процесса. Новые знания обучающиеся добывают сами в ходе бесед, практических занятий, организованных педагогом, который не дает «готовых рецептов», а только создаёт условия для продуктивной работы. Образовательный процесс в студии построен так, что в активной работе задействованы все, а не только лидеры. Занятие строится таким образом, чтобы подростки имели возможность сменить виды и ритмы работы, что способствует повышению ее продуктивности. В ходе занятий дети могут почувствовать себя, своё формирующееся «я» как часть общего «мы» (семьи, класса, группы, друзей), увидеть и суметь воспользоваться ресурсами, которые даёт человеку ближайшее окружение. Упражнения и тренинги, включенные в раздел «Основы актёрского мастерства» не только готовят детей к сценической деятельности, но и создают предпосылки для успешной учёбы в школе. Проводя коллективные развивающие игры, педагог старается создавать непринуждённую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентируя внимание на промахах и ошибках. На занятиях по актёрскому мастерству обучающиеся играют роли, как исполнителей, так и зрителей, что помогает увидеть творческий процесс во всех его гранях. Знакомство детей со сценическим действием происходит на основе хорошо знакомых произведений. Используемые тренинги, упражнения и этюды направлены на действия в предлагаемых обстоятельствах, т.е. в придуманной ситуации. Нафантазировав к определённым действиям предлагаемые обстоятельства, подростки переходят к разыгрыванию этюдов. Тематика выбирается как педагогом, так и подростками. Темы для этюдов близки и знакомы детям, это позволяет им в дальнейшем самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях. Развитие речевого аппарата ведётся на материале пословиц, загадок, специально подобранных текстов. Тренировка четкой дикции продолжается на примерах скороговорок или небольших стихотворений, с учетом 2-3 актерских задач, предложенных педагогом или выбранных самим подростком. Скороговорки помогают формировать правильное произношение, научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. На третьем году обучения на занятиях по сценической речи проводится систематический дыхательный, артикуляционный и голосовой тренинг с незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами), а также работа над выразительностью текстов (логическая пауза, ударение, правила орфоэпии) и чтением с листа. Работа в студии звукозаписи позволяет получить навыки составления музыкальных партитур к мероприятиям, работы с техническими средствами: музыкальный центр, DVD-проигрыватель, микрофон, мультимедиа проигрыватель, компьютер и реализовывать полученные умения в конкретной творческой работе: представлении, концерте, ток-шоу, игровой программе. Данная программа помогает овладению детьми навыками общения и проектирования собственной жизнедеятельности, обучению организации праздника в школе, вечеринки в кругу друзей, семейного торжества у себя дома. А также дает базовые знания для поступления в учебные заведения художественно-эстетического и социально-культурологического направления. Новизна программы. Постановка программ – очень увлекательное и полезное занятие, хотя в большинстве случаев к подготовке Ведущего программы отмечается однобокий подход. Чаще всего выбирают чтеца или театрала с поставленной дикцией и дают ему подготовленный текст. Искусство конферанса – многоплановая творческая деятельность, включающая умение чувствовать и управлять атмосферой в зале, помочь юному артисту справиться с волнением или проблемами с микрофоном, заполнить паузу между концертными номерами и привлечь внимание гиперактивных юных зрителей и еще множество нюансов, помогающих сделать программу незабываемым зрелищем. Потому в программу включено много упражнений и тренингов на формирование необходимых Ведущему профессиональных качеств и на развитие креативного мышления и способности к импровизации. Большое внимание в программе уделяется коллективной творческой деятельности по разработке сценарных задумок мероприятий, а также постановке небольших эстрадных номеров: миниатюр, стихотворений, монологов и других форм учебных занятий. Совместная деятельность вовлекает в творческий процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Педагогическая целесообразность. Программа модернизации российского образования до 2020 года предполагает подготовку детей к выбору будущей профессии и к полноценной жизни в новых социальных условиях. Для успешной трудовой деятельности и профессиональной карьеры кроме необходимых знаний у старшеклассников должны быть сформированы способности к общению и построению адекватных межличностных отношений, что является одной из ведущих задач данной программы. Главным принципом работы с одарёнными детьми в студии Ведущих «Креатив» является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Диагностика социальной одарённости осуществляется по значимому результату этой деятельности: если ребёнок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, – значит, он является социально одарённым. Именно по мотивации, которая, по мнению многих исследователей, является ключевой характеристикой одарённости личности, ведущей к продуктивной самореализации в специально сконструированной образовательной среде, и по продуктивности (значимому для ребёнка результату) этой деятельности мы определяем социальную одарённость и создаем условия для ее дальнейшего развития. Цель программы: - создание условий для развития у обучающихся способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование знаний, умений и навыков в сфере сценической деятельности. Задачи: Научить: - комплексу принципов и приёмов, необходимых для постановочной работы; - использовать речь как выразительное средство при создании образа; - избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства. Развивать: - способности к творческому мышлению и реализации собственного «Я» через этюдную работу и создание сценических образов Ведущего; - пластические и речевые данные обучающихся. Воспитывать: - творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания; - социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству в разных областях. Программа рассчитана на три года обучения. Форма детского объединения – студия. Формы и режим занятий. Комплектование групп производится в сентябре по личным заявкам желающих и с учётом режима занятий в общеобразовательной школе, а также занятости в свободное время по другим направлениям. В 2013-2014 учебном году в студии «Креатив» занимаются две группы первого года обучения. Количество обучающихся в группе 10-12 человек. Занятия проводятся группой 2 раза в неделю, по два академических часа. При составлении программы за основу взяты: авторская программа «Арт-фантазия» по развитию эстетических способностей школьников (Чурилова Э.Г.), учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов «Театр, где играют дети» (под редакцией А.Б.Никитиной), авторская программа «Школа телеведущих» (Костецкая Л. В.). Ожидаемые результаты и способы их проверки На занятиях в студии используется общепризнанная методика по формированию социальных навыков у учащихся, автор Родионов В.А., которая способствует социальной адаптации, формированию положительной Я-концепции, бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью у подростков и старших школьников. К концу первого обучения в студии «Креатив» старшеклассник расширяет круг своих интересов, развивает творческие способности: наблюдательность, память, волевые качества, формирует созидательную инициативность. У подростка определяются умения выполнять простейшие упражнения актерского тренинга с любым партнером в присутствии посторонних людей. В работе над постановкой голоса уверенно владеет артикуляционной гимнастикой и основами речевого дыхания. В ходе тренинговых занятий старшеклассник совершенствует физиологические данные: гибкость и подвижность, ритмичность и координацию движений. Творческие задания способствуют тому, что студиец начинает чувствовать партнера, уважать чужое мнение, становится терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, используя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. В конце второго года обучения подросток достаточно свободно владеет азами актерского мастерства в работе над образом, у него формируются умения создавать пластические импровизации под музыку разного характера. Обучающийся в студии знакомится с упражнениями на дыхание и дикцию, умеет правильно их выполнять индивидуально и в группе, произносить одни и те же фразы или скороговорки шепотом, беззвучно, в разных темпах, с актерской задачей и интонацией. Знакомится с гигиеническими навыками в обращении со сценическим гримом и общими принципами его наложения. По окончанию третьего года обучения подростки приобретают умения реализовывать замысел при постановке индивидуальных этюдов по опорным словам и жестам, организовывать коллективную работу над этюдами, подключив к работе 1-3 партнеров. Владеют 5-10 сложными звукосочетаниями и умеют отчетливо произносить их в темпе, заданном педагогом, умеют грамотно читать с листа и используют на практике средства вербального и невербального общения. Обладают навыками выхода из различных жизненных ситуаций, анализа, рефлексии, умениями выслушивать мнение другого человека. В результате совместных занятий по программе у детей появляется потребность заниматься общественно полезной деятельностью, формируются умения включаться в такую деятельность, организовывать ее. Выпускники владеют умениями самостоятельно анализировать постановочный и игровой материал, работать над ролью, создавать точные актерские образы, разрабатывать простейший сценарий к различным формам мероприятий и навыками их проведения. Совместный труд по достижению результатов сплачивает коллектив, развивает творческую активность, целеустремленность и коммуникабельность, уверенность в своих силах, является прекрасным опытом постижения жизни. Для определения результатов образовательной деятельности обучающихся используется единая для объединений Центра диагностическая карта обученности и социальной активности, разработанная по методике Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н. Диагностика качества образовательного процесса проводится по следующим показателям:
Степень выраженности оцениваемого качества (уровни): низкий, средний, высокий. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, выступления в концертных программах и т.д. Обучающиеся, показавшие в течение учебного года высокие показатели по всем критериям, выдвигаются коллективом студии на присвоение звания «Лучший воспитанник Центра». |
История студии «юная росса». К 10-летию образования литературно-художественной... Появляется уверенность в себе, в своих творческих способностях, совершенствуется владение своим телом, голосом, речью. Шлифуется... |
Программа дисциплины «История русской литературы (адаптационный курс)»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки |
||
Образовательная программа студии вокального пения «лира» Человек наделен от природы особым даром голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром: выражать свое отношение... |
Программа дисциплины «Компьютерные инструменты лингвистических исследований» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 035800.... |
||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... |
Стратегический маркетинг Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений |
||
Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовки бакалавра |
Рефераты подготавливаются преподавателями вузов, кандидатами наук,... Рефераты подготавливаются преподавателями вузов, кандидатами наук, аспирантами ведущих вузов страны. Заказывая реферат у нас, Вы... |
||
Перспективное планирование На 2012-2013 гг. Занятий студии Чтение и обсуждение сказки. Способы действия героев в сказках. Рисование кота. Игра «Назови сказку» |
Программа дисциплины Маркетинговый анализ и аудит для направления... ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |