Скачать 1.13 Mb.
|
Автор В.Г.Апальков, кандидат педагогических наук. СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели курса Основные содержательные линии СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Предметное содержание речи Коммуникативные умения по видам речевой деятельности Языковые средства и навыки пользования ими Социокультурная осведомлённость Общеучебные умения Языковые средства и навыки пользования ими КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ 5–9» Компоненты УМК «Английский в фокусе» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Социально-экономические и социально-политические изменения, проходящие в России с начала ХХI века, существенно повлияли на расширение социального круга групп людей, вовлеченных в межкультурные контакты с представителями других стран и культур. В связи с интеграцией России в единое европейское образовательное пространство усиливается процесс модернизации российской школьной системы образования. В результате этого процесса обновляются цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе. В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера. Предлагаемая Рабочая программа предназначена для 5 – 9 и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Цели курса Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе основного (общего) образования в 5-9 классах, из расчета трех учебных часов в неделю. Соответственно по 105 учебных часов в год. В процессе изучения английского языка реализуются следующие цели:
Обучение в период с 5 по 9 классы является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению иностранного языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, дает возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо/ межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления. Основными задачами реализации содержания обучения являются:
В результате освоения образовательной программы основного общего образования учащиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностными результатами являются:
Метапредметными результатами изучения английского языка в основной школе являются:
Предметными результатами изучения английского языка в основной школе являются: А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения) Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: говорении:
аудировании:
чтении:
письменной речи:
Языковая компетенция:
Социокультурная компетенция:
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики. Б. В познавательной сфере:
В. В ценностно-ориентационной сфере:
Г. В эстетической сфере:
Д. В трудовой сфере:
Е. В физической сфере:
Содержание курса Предметное содержание речи 1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. 2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. 3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. 4. Школьное образование, школьнаяжизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. 5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. 6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Уcловия проживания в городской/ сельской местности. Транспорт. 7. Средства массовойинформации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). 8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Виды речевои деятельности/Коммуникативные умения Говорение 1. Диалогическая речь: Уметь вести
Объем диалога — от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы)со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога — 2,5—3 мин (9 класс). 2. Монологическая речь Уметь пользоваться:
Объем монологического высказывания — от 8—10 фраз (5—7 классы) до 10— 12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога — 1,5— 2 мин (9 класс). Аудирование Дальнеишее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разнои глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Жанры текстов: прагматические, публицистические. Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность. Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования — до 1 мин. Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования — до 2 мин. Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования — до 1,5 мин. Чтение Уметь
Письменная речь Уметь: — писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30—40 слов, включая адрес); — заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес); — писать личное письмо с опорои и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объем личного письма — около 100—110 слов, включая адрес; — составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности. Языковые знания и навыки Орфография Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала. Фонетическая сторона речи Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Лексическая сторона речи Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Основные способы словообразования:
3) конверсия:
Распознавание и использование интернациональных слов (doctor). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности. Грамматическая сторона речи Дальнейшее расширение объема значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Социокультурные знания и умения Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение: — знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире; — сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии; — употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространенными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами); — представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке; — умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику); — умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения. Компенсаторные умения Совершенствуются умения: — переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; — использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; — прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов; — догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; — использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств. Общеучебные умения и универсальные способы деятельности Формируются и совершенствуются умения: — работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; — работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации; — работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой; — планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных иих интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности; — самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. Специальные учебные умения Формируются и совершенствуются умения: — находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом; — семантизировать слова на основе языковой догадки; — осуществлять словообразовательный анализ; — выборочно использовать перевод; — пользоваться двуязычным и толковым словарями; — участвовать в проектной деятельности межпредметного характера. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ 5–9» (“SPOTLIGHT”) Учебно-методический комплект Spotlight – совместное издание издательства «Просвещение» и британского издательства ExpressPublishing, предназначенный в качестве учебника английского языка для общеобразовательной школы. В отличие от других совместных проектов российских и зарубежных издательств по созданию учебников английского языка для российских школ, Spotlight не является адаптированной к российским условиям версией международного курса – в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: федеральный компонент государственного стандарта общего образования, новый федеральный базисный учебный план, примерные программы по английскому языку для среднего общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов. Поскольку учебно-методический комплектSpotlight является совместным продуктом отечественных и западных авторов, он отвечает требованиям Европейских стандартов (CommonEuropeanFramework/Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение,учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами-носителями разных языков и культур. Это позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться, приведет к более тесному сотрудничеству. УМК «Английский в фокусе 5-9» предназначен для учащихся пятых классов основной школы, изучающих английский язык как со второго класса, так и с пятого. Объясняется это тем, что неоднозначно решается вопрос о раннем обучении в разных регионах страны по многим причинам, в частности, кадровым. Многие образовательные учреждение по прежнему начинают обучение иностранным языкам с пятого класса, учителю часто приходится преподавать в разноуровневых группах, поэтому Spotlight 5 может использоваться и с продолжающими изучать английский язык, и с начинающими. Это создает благоприятную атмосферу и возможность для организации адресного, индивидуализированного, дифференцированного подхода к обучению языку. УМК базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный. Главные цели курса соответствуют зафиксированным в стандарте основного общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитие готовности к самообразованиию, универсальных учебных действий, владение ключевыми компетенциями, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ. При создании УМК автормаи учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате. 1. Общая характеристика УМК 1.1. Отличительные особенности Помимо уже упомянутых особенностей, к основным отличительным характеристикам курса Spotlight в целом следует отнести:
Анализ отличительных характеристик УМК “Spotlight” демонстрирует его соответствие основным направлениеям модернизации среднего обазования. Важным является полноценный состав УМК, что обеспечивает качественную работу учителя с одной стороны, и качественное обучение/ изучение иностранного языка, с другой. 1.2. Состав УМК. УМК Spotlight состоит из:
Отличительной особенностью курса является наличие таких новых компонентов, как языковой портфель, CD-ROM и вебсайт, обеспечивающие последовательное решение обновленных задач современного школьного языкового образования. Учебник “Spotlight 5 - 9” построен в соответствии с базисным учебным планом (3 часа в неделю). Учебник для 5-7 классов имеет следующую структуру:
Каждый модуль имеет четкую структуру:
Согласно методической концепции авторов, ученики осуществляют самоконтроль, рефлексию учебной деятельности и знакомятся с содержанием последующего модуля, формулируют его цели и задачи на одном уроке. Структура учебника “Spotlight 8-9”заметно отличается от структуры учебника для 5-7 классов. Выражется это в том, что учебник состоит из 8 тематических модулей, каждый из которых включает 10 уроков (а также домашнее чтение) и один резервный урок – для планирования по усмотрению учителя – с учетом особенностей освоения материала и данных педагогической диагностики в конкретной группе учащихся. Следуя принципу интеграции и дифференциации, авторы спланировали уроки модуля, выделяя ведущий вид речевой деятельности. Так, урок «а» - это урок развития навыков чтения и устной речи, «b» –аудирования и устной речи, урок «c»– урок освоения нового грамматического материала, урок «е» - урок развития навыков и умений продуктивного письма На регулярной основе в учебнике 8 и 9 классов свое место в каждом модуле нашли последовательные задания, направленные на освоение фразовых глаголов, предлогов, а также систематизация знаний по словообразованию. Таким образом, на новом этапе обучения обогащение словаря учащихся выходит далеко за пределы освоения новой тематической лексики в процессе изучения новых тем. Новым в структуре учебника является и Приложение GrammarCheck, которое предлагается использовать как в качестве дополнительного материала при формировании языковых навыков, так и средства дифференцированного обучения. В каждом модуле учебника “Spotlight 8-9” представлены роки культуроведческого и страноведческого характера (Culture Corner, Spotlight on Russia), которые обеспечивают учащихся релевантными возрасту учебными материалами для развития социокультурной и межкультурной компетенции. Следуя традициям учебного курса, в составе каждого второго модуля есть урок дополнительного чтения на межпредметной основе (ExtensiveReading. Across the Curriculum), что в значительной мере обеспечивает мотивацию учащихся к освоению АЯ как средства познания окружающего мира. В учебнике 8 класса появляется новая регулярная рубрика, посвященная экологии (GoingGreen). Завершает каждый модуль материал для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся, который, как правило, объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля, выполняющей мотивирующую функцию и обеспечивающей целеполагание. Полноценный состав курса «Английский в фокусе 8-9» также является его важной характеристикой. УМК состоит из:
Справочные материалы учебника, как и весь курс “Spotlight”, построены с учетом развития самостоятельности учащимися при их использовании, роль родного языка при этом трудно переоценить. Принцип учета родного языка реализуется и в грамматическом справочнике и в поурочном англо-русском словаре. В Приложении к учебнику помещены тексты песен и задания к ним, рекомендуемых к использованию в соответствии с темами модулей - как материал для дополнительной дифференцированной работы с учащимися. Таблица структуры модулей в учебниках “Spotlight 5-7” и “Spotlight 8-9”.
|
1. Пояснительная записка Содержание программы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
Содержание: пояснительная записка ... |
||
Пояснительная записка введение «Содержание образования в конкретном... |
Пояснительная записка 4 возрастные и индивидуальные особенности контингента... Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ооп |
||
Содержание Основные положения Часть I. Обязательная часть Раздел Пояснительная записка Особенности образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические) |
Пояснительная записка Общеобразовательная программа муниципального... Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей |
||
Пояснительная записка Общеобразовательная программа муниципального... Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей |
Структура и содержание рабочей программы по музыке пояснительная... Программа адресована учителям начальных классов, работающим по умк «Школа России» |
||
Пояснительная записка. Статус документа Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами... |
Пояснительная записка к рабочей программе по географии России 8 класс... Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |