Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы»




Скачать 61.94 Kb.
НазваниеНаучно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы»
Дата публикации28.05.2014
Размер61.94 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
literature-edu.ru > Культура > Научно-исследовательская работа
Авторы: Алиева Зумрият

Султаналиевна-ведущий спец.

РУО Дербентского района;

Залова И. А.-директор МКОУ

«СОШ №1 пос. Белиджи им.

М. Ярагского»Дербентского

района.

Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: история, современность, перспективы развития».

Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы»

Вопросы поликультурного образования, как никогда,актуальны в современной науке. Школа как институт социализации отражает совокупность традиций, культурных ценностей, накопленных обществом (и в этом смысле суть воспитания - в трансляции и присвоении культуры), поэтому педагогическое сознание отражает те социальные тенденции, которые имеются в данный исторический период времени. Осознание своей национальной (этнической) принадлежности необходимо для самоутверждения, самореализации индивида. Однако этническая принадлежность индивида становится опорой самореализации лишь при условии осмысления, нахождения своего места в контексте общечеловеческой культуры, перспективе мировой цивилизации, реализации на практике. Различия между людьми как творцами и носителями прежде всего родной для них культуры обусловлены в первую очередь своеобразием их культур, а не различием антропологических или этнографических признаков. Соответственно возникает задача развития способности отрефлексировать свою погруженность в мир родной для индивида культуры, осознать степень личной зависимости от принадлежности к субкультуре.

Цель этнокультурного образования -воспроизводство и развитие культуры, общества, нации, народности во всем многообразии ее общечеловеческого и национального богатства. Нет и не может быть образования, не уходящего корнями в национальную, этническую культуру, не . связанную с народной педагогикой. История показывает, что многие конфликты и очаги социальной напряженности возникают из-за неприятия молодежью и всем населением культурных ценностей других этнических групп

1. Преодолеть это противоречие можно только на основе полиэтнического воспитания, а это значит, что оно не сможет быть принесено в школу без подготовленного к этой работе учителя, без внедрения в педагогические вузы этнопедагогики, как научной дисциплины.

Термин "этнопедагогика" был впервые предложен Г.Н. Волковым в начале 60-х годов и в настоящее время получил широкое распространение.

Впервые традиции народов в сфере воспитания комплексно представлены в книге Г.Н. Волкова "Этнопедагогика" (1974), в которой описаны педагогические традиции многих народов. Термин "этнопедагогика" наиболее полно и точно отражает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура.

Проблемы этнопедагогики вызывают исследовательский интерес по нескольким причинам: рост актуальности решения вопросов этноса в сегодняшнем мире, когда остро возрастает проблема межнационального общения; расширение пространства собственно педагогических знаний, включающих в свою проблематику все в большей степени вопросы характеристики различных групп населения в социокультурном контексте их жизнедеятельности, в частности этнических групп; углубление изучения проблем культуры, как механизма воспроизводства в целом, так и дифференцированных культурно-исторических, в том числе этнокультурных вариантов его; интегративные процессы в современном мире.

Особенность культуры - существование вне времени и пространства. Культура этноса развивается не изолированно от другой, а, составляя мировую культуру, взаимообогащается. Основная функция ■культуры - память. Основная задача - поиски смысла. Тенденция мирового развития этих областей культуры — включенность в парадигму мирового развития. Этнос, замыкающийся в себе, быстро обнаруживает тенденцию к своему саморазрушению, ибо нарушается принцип детерминизма, лежащий в основе развития. Именно через воспитание культура отдельного этноса переосмысливается в культуру Личности, Разума, Космоса (вселенский разум, ноосфера В. Вернадского), ибо в ноосфере все решает культура, а человек вне культуры бессмыслен. Достоинства и особенности своей родной культуры могут быть прочувствованы и осмысленны лишь в сравнении с другими культурами. В то же время анализ деятельности школ в этом аспекте показывает, что подобная работа практически не ведется, хотя в классах можно насчитать как минимум четыре-пятъ разных национальностей (в среднем).

В сегодняшнем социуме расширяется социокультурная среда деятельности педагога, заставляющая учитывать этнофактор; меняется назначение учителя: он выступает как представитель определенной культуры и этноса с развитым этносознанием и самосознанием, опытом общения и гуманного отношения к детям.

В современной науке в связи с этим одним из ведущих направлений стала разработка проблемы "личность и культура" в аспекте которой — и проблематика этнопсихологии и этнопедагогики, новые отрасли знания, формирующиеся на наших глазах. Главное в них - опора на накопленный опыт человеческого воспитания и соотнесенность обучения и воспитания с особенностями этноса (учет этих особенностей в конкретной образовательной и воспитательной ситуации).

Несмотря на расширение поля этнопедагогических знаний и значительное углубление проблематики, большие достижения в разработке многих кардинальных проблем, существует значительный пласт непроработанных вопросов, направлений, тем в этой, становящейся всё более значимой, сфере науки, и в том числе проблема этнопедагогической подготовки учителя.

Однако уже сама возможность и необходимость постановки многих проблем, возникновение соответствующих требований к этнопедаго гике свидетельствуют о важной, всё растущей роли, которую она играет в системе общих научных знаний.

Достижение одной из целей реформирующейся системы образования - создание условий для развития личности как представителя этноса и гражданина России требует активного проявления субъективности каждого из субъектов образовательного пространства РФ: личности, этноса, общества. Социализация личности проходит через процессы её этнической и гражданской идентификации.

В образовательном пространстве многонациональной федеративной России национальное образование представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий социализации, развития, воспитания и обучения личности, основанных на национальной культурной традиции и определяющих образовательную политику этноса. Оно — процесс и результат целенаправленного воспитания и обучения как субъекта этноса; систему преемственных образовательных и национальных компонентов государственных образовательных стандартов различного уровня, направленных на удовлетворение этнокультурных потребностей личности и народа.

В процессе образования должны удовлетворяться потребности и интересы личности, этноса, общества и многонационального государства.

В разное время вопросами, связанными с проблемами этноса, занимались многие ученые: философы, социологи, психологи, культурологи, педагоги.

Этнографы (Д. Булгаковский, Г.С. Виноградов, В.Н. Водовозов, Г.Глосс, Л.Н. Гумилев, НИ. Заглада, О.И. Капица, Г. Пинчук) обобщили данные о национальных традициях, привычках и вкусах, специфических особенностях поведения и действий людей различных этносов.

Личность обучающегося следует рассматривать как субъект культуры, являющейся не только потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей. Образование призвано способствовать интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру; содействовать этнической и гражданской самоидентификации личности ученика, способного совершенствовать современное ему общество.

Большую традицию изучения вопросов этноса, этнопедагогики имеет и педагогическая наука. Еще К.Д. Ушинский (158) говорил, что первый воспитатель - народ, у него надо брать опыт и нести его в организованные системы воспитания. Его концепция народной школы, к сожалению, не получила дальнейшего развития, а ведь "никто не в силах состязаться с педагогическим гением народа".

Список использованной литературы:

автор научной работы: кандидат педагогических наук , Попова, Инна Октаевна, Астрахань

1. Абдуллатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество - М., 1991.

2. Абдуллина К.Х. Роль школы в возрождении народных традиций. Взаимодействие психолого-педагогической практики в условиях перестройки народного образования // Сб. статей. Уфа, 1992. - С. 77-80.

3. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь справочник. - Ставрополь, 1994. - 100 с.

4. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культуры межнационального общения. Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1983. - 22 с.

Заявка участника конференции.

Фамилия, имя, отчество – Алиева Зумрият Султаналиевна./ Залова Имара Алифендиевна/

Название статьи: Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы.

Направление работы конференции: Этнокультура. Этнопедагогика.

Место работы: Дербентское районное управление образованием./ МКОУ «СОШ №1 пос. Белиджи им. М. Ярагского»

Должность: ведущий специалист РУО./ Директор МКОУ «СОШ №1 пос. Белиджи»

Домашний адрес: 368615 РД Дербентский район пос. Белиджи ул. Мира № 6-а.

Телефон: 896404072288.

Е-mail. Zalova.imara@yandex.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская...
Научно-исследовательская работа (нир) относится к циклу М. 3 дисциплин ооп впо (магистратуры) «Политическое консультирование» по...

Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа....
«Медиариторика», научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ооп магистратуры и адресована студентам...

Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» iconНаучно-исследовательская работа >10 Научно исследовательск
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» iconИсследовательская работа по литературному краеведению на районную...
Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»

Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» iconИсследовательская работа по обществознанию «Толерантность в современной жизни»
Реализация государственной национальной политики России в Санкт-Петербурге 9

Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» iconПедагогическая практика Педагогическая практика является частью цикла...
М. 3 Практики и научно-исследовательская работа ооп впо магистратуры по направлению подготовки №032700 «Филология, иностранные языки...

Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» iconНаучно-образовательный материал
Н3-78 7 «Организация и проведение выездного семинара «Первые шаги в науке: исследовательская работа молодого учёного»

Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» iconМужские и женские имена обучающихся школы (Исследовательская работа)

Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» iconНаучно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств
Общая характеристика специальности 052100 История и теория изобразительного искусства

Научно-исследовательская работа «Этнопедагогические и этнокультурные функции национальной школы» iconТема Методы психолого-педагогических исследований
Тема Научно-исследовательская работа магистранта и требования к ее организации и оформлению

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции