Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka»




Скачать 5.85 Mb.
Название Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka»
страница 1/58
Дата публикации 28.05.2014
Размер 5.85 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Культура > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58






липот сонди

Судъбоанализ



«ТРИ КВАДРАТА» МОСКВА 2007

УДК 159.964.2.072+1 (439) (092)Сонди Л. ББК 87.3(4Вен)-5+88в644+88Л (4Вен)6-79Сонди Л. С62

Издание осуществлено при поддержке Министерства образования и культуры Венгерской республики и Венгерского культурного, научного и информационного центра при Институте им. Баланта Балашши
Издатель серии: СВ. Митурич

Редакционная коллегия: В.А. Ермолаев, А.И. Ложкин, А.В. Смирнов, А.В. Тихомиров

Переводы с немецкого: АВ.Тихомиров, редактор О.З. Дьяченко

Сонди, Липот.

Судьбоанализ / Липот Сонди; [статьи; пер. с нем. А. В.Тихомиров]. - М. : Три квадрата, 2007. - 480 с. - (bibliotheca hungarica ; вып. 8). -ISBN 978-5-94607-080-5

Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka». Издание посвящено венгерскому психологу, философу, продолжателю дела 3. Фрейда и К. Юнга, основателю концепции Судьбоанализа Липоту (Лео­польду) Сонди. Сюда включены работы самого Сонди и его западных и рос­сийских коллег, в том числе статьи екатеринбургских ученых, представляю­щих общество последователей Сонди в России.


© Stiftung Szondi-Institut
© Тихомиров А.В., перевод с немецкого, 2007
© Смирнов А.В., 2007
© Ложкин А.И., 2007
ISBN 978-5-94607-080-5 © «Три квадрата», 2007

От издательства
Книга «Судьбоанализ» является восьмым изданием в се­рии «biblioteca hungarica», выходящей при поддержке Вен­герского культурного, научного и информационного центра в Москве. Этот томик посвящен венгерскому психологу, философу, продолжателю дела З.Фрейда и К. Юнга, основателю концепции Судьбоанализа Липоту (Леопольду) Сонди.

В издание включены в себя как статьи самого Л. Сонди и его коллег, так и материалы уральских ученых, пред­ставляющих общество последователей Сонди в России. Созданное в Екатеринбурге «Русское судьбоаналитичес-кое общество» объединяет целый ряд специалистов, за­нимающихся развитием и продвижением концепции Судьбоанализа.

Книга является результатом плодотворного научного сотрудничества исследователей российской и европей­ской школ судьбоанализа. Основная ее задача - познако­мить широкий круг читателей с биографией и научным наследием будапештского мыслителя. В книге особое внимание уделяется становлению личности Липота Сон­ди, определившему его научную деятельность и ставшему своеобразным фундаментом для создания концепции Судьбоанализа.

Судьбоанализ как самостоятельное учение представ­ляет собой одно из направлений глубинной психоло­гии, изучающее родовое бессознательное. Концепция

Липота Сонди является соединительным звеном между психоанализом 3. Фрейда (личное бессознательное) и аналитической психологией К. Юнга (коллективное бессознательное). Все три школы составляют базу клас­сической глубинной психологии. Оригинальным вкла­дом Сонди в развитие психологи-ческой науки стало привлечение к исследованию большого массива генеа­логических и статистических данных, связанных с субъ­ектом анализа, что привело к возможности предвиде­ния вариантов его жизненной судьбы.

Интервью с основателем Судьбоанализа, вошедшие в эту книгу, раскрывают Сонди как тонкого и интерес­ного собеседника, с одной стороны, а с другой - затра­гивают важнейшие аспекты судьбоаналитической диа­гностики.

1

Личность и жизненный путь Липота Сонди

А. В. Смирнов Липот Сонди: биографический очерк

На просторах Австро-Венгерской империи в захолуст­ном городке Нитра, жители которого большей частью принадлежали к национальному меньшинству - слова­кам, 11 марта 1893 года в семье сапожника Абрахама Зон-неншайна родился сын, которого назвали Липотом.

Казалось, судьба не сулила ничего хорошего этому ре­бенку, жизнь должна была проходить серо и обыденно. Его мать, Тереза Кон, была неграмотной, постоянно бо­леющей женщиной, всецело поглощенной заботами о де­тях и пасынках, движимая во всех своих поступках силь­ными материнскими чувствами. Выйдя замуж за вдовца, уже имевшего четырех детей от первого брака, она роди­ла еще девятерых. Липот был уже двенадцатым ребенком в этом многочисленном семействе. Как и во всякой се­мье, где много детей, они постоянно соперничали между собой, и каждый хотел получать больше родительской любви, чем остальные. Поэтому отношения между деть­ми были очень не простыми. Любовь и ревность, зависть и холодность, долг и страсть всегда шли рука об руку и проживались в этом семействе искренне и глубоко. Все это многократно усиливалось большой разницей в возра­сте между сводными братьями и сестрами и связанной с ней эмоциональной разобщенностью. Должно быть, именно поэтому столь рано и столь сильно у Липота раз­вилось глубокое и обостренное чувство справедливости. Упрямство и замкнутость также были чертами его харак­тера. Неспроста в зрелые годы своей научной деятельно­сти Липот много внимания уделял изучению внутреннего мира эпилептиков, которых отличают именно эти черты. Позже, возможно, именно упорство (сестра упрямства) и осознание того, что всего на свете он должен добиваться только своими силами, побудили Липота оставаться в ок­купированной фашистами Венгрии и продолжать нача­тые до войны генетические исследования близнецов.

Абрахам Зонненшайн совсем не был успешным и предприимчивым, его дела шли скорее в убыток. Этим он сильно отличался от других глав семейств еврейско­го квартала, где жили довольно зажиточные и преуспе­вающие коммерсанты. Дети досадовали на отца из-за от­сутствия у него настоящей деловой хватки. Глубокая религиозность Абрахама приходила в противоречие с жизненными принципами более успешных соседей. Возможно, это и служило причиной их бедности. Семья действительно жила бедно. Только благодаря старшим детям, проживающим в Будапеште, семья Липота не умирала с голоду, поскольку они оказывали существен­ную материальную помощь. Сводные братья давно ста­ли самостоятельными и хотели жить независимо от от­ца, тем более, что его второй брак сильно отдалил их от него. Однако они оказывали постоянную финансовую поддержку своему неудачливому отцу.

В конце концов, когда дела пошли совсем плохо, именно старшие дети помогли в 1898 году всем пере­браться в Будапешт, где продолжали содержать это мно­годетное семейство. Особо стоит отметить одного из старших братьев, тоже Абрахама, от первого отцовско­го брака, достигшего прочного финансового положе­ния в Будапеште, на чьи деньги, позже, Липот получил образование - тогда единственный доступный для ев­рейских детей путь построить карьеру.

Переезд никак не изменил положение семьи. Уехав с насиженного места, мать начала болеть еще чаще, так, что одной из старших сестер, живущей отдельно от роди­телей, пришлось вести их домашнее хозяйство. От про­блем и невзгод Абрахам-старший находил утешение в иу­даизме. Будучи глубоко верующим, он совсем оторвался от жизни и, отстранившись от нужд семьи, углубился в изучение еврейских религиозных книг, принимаясь за их чтение еще до восхода солнца. Он тщательно и ревност­но соблюдал все обряды. По большим праздникам он проводил службу в синагоге, выполняя обязанности служки раввина. У прихожан он снискал глубокое уваже­ние, многие считали его примером для подражания.

Однако дома он всех «держал в кулаке». Для домочад­цев отец был домашним тираном, жестоко наказываю­щим тех, кто нарушал строгие иудейские правила быта. Наказания следовали за любой пустяк, который прихо­дился не по нраву главе семейства. Переменчивый и вспыльчивый Абрахам всех держал в постоянном на­пряжении. Конечно, это отдаляло детей от отца. Они спешили вырваться из родительского дома. Конфликт «отцов и детей» очень напоминал отношения в семье братьев Карамазовых - литературных героев Ф.М. До­стоевского, из романа, который был любимым произве­дением Липота со времен гимназии1. Дети ждали, что отец поможет им встать на ноги, но этого не происходи­ло. Они сбегали от него, рано и поспешно вступая в брак, не слишком вникая в выбор супругов. Липот был единственным из детей, кто оставался с отцом до самой его кончины и помогал ему в исполнении его религиоз­ных обязанностей. Дети, получая независимость, стано­вились успешными в делах^, но их поспешность, подо­греваемая крутым характером отца, играла с ними «дур­ную шутку» - все их браки были несчастливы. Судьба сводных и родных братьев Липота, известная ему в де­талях, в будущем явилась для него одной из отправных точек в создании научного судьбоанализа [42]. Кроме того, опыт старших научил молодого Липота очень ос­торожно относиться к собственному решению вступать в брак - женился он довольно поздно - в возрасте 33 лет.

Ни религиозность, ни строгость праведного и свое­нравного Абрахама не приносили достатка семье, и бу­дущее малолетних детей было наполнено сплошной не­определенностью. Уже стареющий, покидаемый детьми отец, чувствуя вину, находит себе оправдание в заботе о Липоте. В младшеньком он видит единственного и на­дежного наследника. Он ничего не может дать сыну, кроме веры, приносящей ему утешение, и поэтому отец старательно воспитывает в Липоте религиозность. Он заставляет его изучать венгерский язык, осознавая, как трудно будет жить еврейскому мальчику, говорящему на словацком3. Все это ведет к сильному и глубокому сбли­жению отца и сына.

Липот старательно впитывал все, чему его учил отец. Благодаря отцу Липот знакомится с ритуалами и Свя­щенным Писанием, без сомнения, гораздо более глубо­ко и основательно, чем того требовал обычай. Вечера­ми отец объяснял Липоту сложные иносказательные сюжеты Ветхого Завета, и это научило Липота видеть «невидимое», развило утонченное понимание скрытых и явных мотивов человеческих поступков. Он стал пыт­лив умом. Постоянное участие в религиозных обрядах и следование строгим правилам способствовало форми­рованию аккуратности, тщательности в делах, вдумчи­вому и внимательному отношению к фактам и событи­ям, стремлению к целостности и завершенности. Все это, несомненно, очень пригодилось, когда Сонди, став ученым, занимался научными исследованиями, требую­щими системности, методичности и кропотливости.

Религиозность, взращенная отцом, способствовала укреплению характера и развила способность стойко переносить все невзгоды жизни. Но самым главным бы­ло развитие у Липота веры и способности видеть в про­исходящих жизненных перипетиях Божий промысел. Сонди именно благодаря отцу стал и всю жизнь был ве­рующим человеком [35]. Вера не раз спасала его. Она помогла ему, как и отцу, преодолевать трудности и пере­жить самые страшные периоды его жизни - заключение в концентрационном лагере, самоубийство сына и смерть дочери. Пережитый целительный для него ре­лигиозный опыт был положен Сонди в основу судьбоа-налитической психотерапии, где центральная роль от­водится функции веры.

Тонкий мир отношений отца и сына в какой-то мере контрастировал с тем, что Липот встретил в начальной школе, где царила атмосфера муштры и зубрежки и где учителя даже не стремились увидеть индивидуальность детей - для них все были одинаковы. Поэтому в школе Липот не отличался ни успехами, ни прилежанием, зато хорошо показал свой характер, и здесь вновь прояви­лось его стремление к справедливости.

Однажды учитель залепил такую сильную пощёчину одному наглому ученику, что у того лопнула барабанная перепонка. Родители мальчика настояли на проведении расследования, чтобы выяснить, что именно произош­ло. Пришла комиссия. Опросили детей. Никто не осме­лился сказать что-то против учителя. Единственный, кто на это отважился, был Липот. В отместку учитель проставил ему в свидетельство очень низкие оценки.

Но Липот не опустил руки, он пошел к директору и по­жаловался на учителя, который был вынужден выста­вить после этого адекватные оценки [14, с. 11].

Все годы обучения в начальной школе Липот жил в семье старшего брата [35]. Возможно, что именно в это время отношения между отцом и сыном дали первую трещину - отец фактически отдалил от себя крепко при­вязавшегося к нему сына.

После окончания начальной школы, когда Липоту ис­полнилось 11 лет, он поступает в гимназию, где встреча­ет доброжелательных и чутких преподавателей, которые считали необходимым развитие индивидуальных спо­собностей учеников, поэтому часто персонально и без­возмездно занимались с ними даже во внеурочное время. Думается, что такое отношение учителей напоминало Липоту отношения с его отцом. Вероятно поэтому в гим­назии Липот становится одним из лучших учеников.

Однако деньги на обучение и на покупку книг Липот вынужден зарабатывать самостоятельно, давая част­ные уроки отстающим в учебе однокашникам. Отец не оказывает ему никакой материальной помощи, да и от­куда ей было взяться. Ведь отец не умел, да и не хотел работать, и вся семья жила на деньги от субсидий пре­успевающих братьев. Из этих денег Липот не получал ни кроны на свое обучение. Судьба братьев повторя­лась и у Липота. Подростку пришлось самому заботить­ся о себе. В это время латынь и древнегреческий стано­вятся его любимыми предметами. Вероятно, это было следствием постепенно нарастающих противоречи­вых и неприятных для Липота чувств к отцу, ведь заня­тия «мертвыми языками» хорошо помогали ему уйти от действительности и не замечать ее. Постепенно Липот все больше привязывается к своему сводному брату Вильхельму и именно его профессию - профессию вра­ча - он выбирает для себя перед окончанием гимназии [35]. Это было верным знаком возникшего конфликта между Липотом и отцом, который так и не был им пол­ностью разрешен до конца жизни. Свидетельством то­му может служить тот факт, что когда в год окончания гимназии в 1911 году у него временно умирает отец, во­семнадцатилетний Липот меняет свое имя и фамилию и становится Леопольдом Сонди4. Этим шагом Лео­польд вероятно хотел уйти от Судьбы, которая навязы­валась ему отцом. С другой стороны, и это следует под­черкнуть, после смерти отца, Сонди, единственный из всех детей, придерживаясь ортодоксальной еврейской традиции, находился в трауре по умершему в течение года. По окончании траура он продолжал считать себя верующим иудеем, но больше никогда не соблюдал ре­лигиозных традиций.

Конечно, это был тяжелый период его жизни, сопро­вождавшийся противоречивыми чувствами. Он вспоми­нал отца, свое детство. В памяти всплывали уже пережи­тые, но хорошо запечатленные детской памятью разные события и сцены человеческих отношений в их семье. Должно быть, тогда он впервые задумался над тем, почему так, а не иначе сложилась судьба его роди­телей, братьев и сестер. Зачем отец женился второй раз, ведь у него уже была до этого другая семья? Почему он дал жизнь еще девятерым детям, неужели ему не хва­тало детей от первого брака? Разве было не ясно, что он обрекает их на полуголодное существование? Почему в жены он выбрал именно мать, а не какую-то другую жен­щину? А почему братья выбирали в жены именно этих женщин, с которыми потом жизнь совсем не складыва­лась? Должно быть, тогда он впервые задумался и над своей судьбой. Его начали волновать вопросы, на кото­рые многие пытались ответить и до него - почему все происходит так, а не иначе? Что такое судьба? Что дви­жет ей? В поисках ответов он много читал и...
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka» icon Александр астрогор
«Книга чувств» является одной из книг серии «Кармическая медицина» Александра Астрогора. Эта книга выдержала множество изданий и...
Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka» icon Книга первая из серии «зоны жизни»
Вы полагаете, могли бы быть включе­ны в следующие выпуски данной серии, будут с удовольствием приняты. Пожалуйста, направляйте их...
Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka» icon Странно, но факт: в старейшей и популярнейшей серии "Жизнь замечательных...
Теперь такая книга в серии вышла, и, в общем, неплохая, хотя и далеко не адекватная ее герою, только вот для широкого читателю, сдается,...
Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka» icon Программа sawstudio не очередной релиз серии saw, она существенно...
Этот продукт является продолжением линейки продуктов saw (Software Audio Workshop). В книге ""Живая'' музыка на pc" мы представили...
Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka» icon Книга является литературным конспектом программы «Школа тренеров и коучинга»
Центре кадрового консалтинга г. Санкт-Петербурга. Книга не претендует на уникальность и является компиляцией многих других авторских...
Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka» icon «Новый Мир» 2004, №11
Басинский Павел Валерьевич родился в 1961 году. Закончил Литературный институт им. А. М. Горького. Книга “Горький” выходит в издательстве...
Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka» icon Пегая орда. История \"древнего Китая\"
Настоящая книга — десятая в серии "Новая хронология для всех", посвященной полному и в то же время доступному изложению идей и результатов...
Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka» icon Консультант по астрологии: Н. Н. Рассказова
Предлагаемая вашему вниманию книга "Современные методы толкования гороскопа" это третий том из серии книг современных американских...
Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka» icon С ерия «Знак качества: современная русская литература»
Рукописи новой серии «Знак качества» были отданы на прочтение 120 читателям разных полов, возрастов и профессий и получили одобрение...
Книга «Судьбоанализ» является восьмым выпуском серии «biblioteca hungarka» icon Эгрегоры Анатолий Некрасов Эгрегоры 1
Несколько лет назад я и не ожидал, что ее название обретёт столь животворящий смысл. Удивительным образом мысли, изложенные в этой...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции