Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А




Скачать 151.04 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А
Дата публикации28.05.2014
Размер151.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
literature-edu.ru > Культура > Методические рекомендации
Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам
Клецова О.А.,

зам.зав. учебно-методическим отделом

УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи»
Создание программы объединения по интересам иногда представляется педагогу-практику затруднительным. Надеемся, что наш материал, в основу которого легли разработки республиканской научно-методической секции, материалы педагогов дополнительного образования Российской Федерации, поможет в этой деятельности и станет очередной ступенькой к вершинам педагогического мастерства.
Советы педагогу дополнительного образования детей и молодёжи
Приступая к разработке программы объединения по интересам, прежде всего, следует изучить нормативные правовые документы, научно-методическую, педагогическую литературу, в том числе статьи в специальных журналах и Интернете. Это делать необходимо постоянно, так как работа с новой информацией является важным средством собственного профессионального развития педагога, а параллельно будет разработан раздел программы «Литература и информационный ресурс».

Программа объединения по интересам в какой-то мере «заставляет» педагога осмыслить сущность своей деятельности, свою педагогическую позицию.

Программа объединения по интересам должна опираться на определенные научные принципы:

  • доступности в обучении и воспитании;

  • индивидуального подхода, научности;

  • систематичности и последовательности;

  • связи теории с практикой;

  • природосообразности;

  • культуросообразности.


Теория и практика создания программ диктует также определённое требование к их содержанию и оформлению. К ним относятся:

  • актуальность – соответствие требованиям заказчика (ребёнка, родителя, общества, государства) и учёт современных достижений в области образования, культуры, а также национальных традиций;

  • современные образовательные технологии, которые отражены в принципах, формах и методах организации образовательного процесса, методах контроля и управления образовательным процессом; средствах обучения (оборудование, инструмент, материалы).


Содержание образовательных программ должно быть

направлено на:

  • создание условий для развития личности учащегося и её мотивации к познанию и творчеству;

  • создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

  • интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание;

  • взаимодействие педагога дополнительного образования детей и молодёжи с семьёй;

  • профилактику асоциального поведения и укрепления здоровья учащихся.


Структурные элементы программы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание программы.

5. Ожидаемые результаты.

6. Формы и методы реализации программы.

7. Литература.
При работе над текстом программы рекомендуем составить аннотированную структуру программы объединения по интересам, которая может выглядеть следующим образом:


№ п/п

Раздел программы

Содержание






Титульный лист

Наименование учреждения; наименование программы; автор-составитель (ФИО, должность); кем утверждена; с кем согласована; возраст учащихся; срок реализации; название города; год разработки.






Пояснительная записка

Направленность программы; педагогические принципы; новизна и актуальность; возраст учащихся; сроки реализации; цель(и) – краткая, понятная, достижимая; задачи (в обучении, воспитании, развитии).





Учебно-тематический план


Разделы, темы, количество часов (общее, теория, практика).





Содержание программы

Краткое изложение содержания разделов, тем с указанием ключевых, теоретических понятий и видов практической деятельности.






Ожидаемые результаты

Результат обучения, воспитания, развития учащихся, конкретная краткая характеристика приобретенных знаний, умений, навыков (компетенций и личностных качеств) по истечении каждого года обучения.






Формы и методы реализации программы

Формы, методы, приёмы организации и проведения образовательного процесса; обеспечение программы методическими видами продукции; наглядный и дидактический материал; виды контроля и диагностики освоения программы и т.п.





Литературные и информационные источники

Литературные и информационные источники указываются в соответствии с требованиями стандарта. Можно предоставить список литературы отдельно для педагога, детей; репертуарный список и т.п.


Затруднения педагога при написании программы
1. Работа с понятийным аппаратом. Любая программа оперирует множеством понятий (собственных терминов), необходимых в образовательном процессе. Среди них необходимо выделить определённый круг ключевых понятий, без которых освоение предмета просто невозможно, но не стоит без необходимости «утяжелять» текст (особенно в пояснительной записке, методическом обеспечении). В процессе работы над программой следует постоянно следить за тем смыслом, который автор-составитель вкладывает в используемый термин. Если речь идёт о сугубо педагогических, психологических, философских понятиях – необходима работа с соответствующими специальными словарями, энциклопедиями.

2. Разработка пояснительной записки. В этом разделе трудности возникают при формулировании цели и задач программы. Цель формулируется в самом сжатом обобщённом виде. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). Для формулировки цели используются существительные: создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.

Цель может быть направлена на:

  • развитие учащихся в целом или определённых способностей;

  • формирование у каждого учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться;

  • формирование и развитие общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств;

  • гармоничного художественно-эстетического, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;

  • обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т.п.

Задача – это то, что требует разрешения, выполнения (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).

Задачи программы объединения – это пути, способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся.

Обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу.

Развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.

Воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

Формировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.

3. Для многих педагогов серьезной проблемой является написание текста программы. Не следует увлекаться излишней терминологией, экскурсами в историю предмета, критическими замечаниями и т.п. При оформлении раздела «учебно-тематический план» следует помнить, что программа – стратегический документ, рассчитанный не на один год; поэтому в этом разделе должны быть обозначены основные содержательные блоки (разделы, темы) и количество часов на их освоение. Не следует путать с учебно-воспитательным планом, который вносится в журнал и где конкретизируются темы, сроки на учебный год! Если первое представляет собой устоявшуюся схему с названием тем, разделов, количества часов (теория – практика), то второе – это краткое изложение того, что станет предметом изучения (аннотация темы, раздела). Разбивать тему (раздел) на огромное число мелких единиц не стоит (это предстоит сделать в плане объединения на учебный год). Содержательную часть программы следует структурировать таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи (теория) и ответы на них (практика).

В программу объединения по интересам включаются основные (наиболее важные для данного направления деятельности) формы воспитательной работы, а актуальные для конкретного учебного года мероприятия находят своё отражение снова же в плане учебно-воспитательной работы объединения по интересам на учебный год.

4. Система определения результативности освоения программы предполагает различные формы её выявления. Педагоги, как правило, предлагают несколько традиционных форм: открытые, итоговые занятия, тесты. Рекомендует расширить спектр форм: беседа, опрос, прослушивание, просмотр, выставка, концерт, конкурс, диагностика (диагностические игры), анкетирование, анализ освоения программы (раздела, темы), анализ участия в социально значимой деятельности объединения и т.п.

Формами фиксации результатов могут быть: награды (дипломы, грамоты), готовые работы учащихся, протоколы диагностики, аудио-, видеозаписи, фото, портфолио, аналитические материалы, статьи в СМИ и др.

Формы предъявления результатов: концерты, выставки, портфолио, итоговые занятия, защита проектов и творческих работ, демонстрация (моделей, готовых изделий) и др.
Ожидаемые результаты по годам обучения могут быть следующими:


Критерии

Ожидаемые результаты




1-ый год обучения

2-ой год обучения

3-ой год обучения

4-ой год обучения

Овладение основными знаниями, умениями и навыками.

Учащиеся используют элементарные знания и умения.

Спектр основных умений и навыков расширяется в учебной и творческой деятельности.

Ориентация на систему требований; самостоятельное использование знаний, умений, навыков.

Знания и умения переходят в стадию уверенного навыка, применяемого в практической деятельности.

Развитие художественных способностей средствами ведущей деятельности.

Имеют первоначальные навыки общения с произведениями искусства и культуры; имеют представление об основах художественного языка ведущей деятельности.

Выходят на уровень диалога в художественном произведении, имеют представления об особенностях художественного языка, могут анализировать.

Свободно владеют основными средствами передачи художественного образа, создания собственного художественного продукта.

Учащиеся свободно выражают себя средствами ведущей деятельности; хорошо развито наглядно-образное, ассоциативное мышлении, самостоятельно выбирают средства и способы создания художественного продукта.

Креативность.

Выполнение учебной работы с элементами собственного творчества.

Постепенное проявление навыков самостоятельности, изобретательности, фантазии при выполнении творческих заданий.

Учащиеся самостоятельно, в рамках заданной темы, сочиняют, исполняют, импровизируют; не ограничиваются в выборе художественных средств, способов воплощения собственных задумок. Способны доказать свой выбор, опираясь на личные чувства, ощущения, мысли.

Проявляют самостоятельность в творчестве, вкладывая собственный смысл в создаваемую творческую работу.

Отношение к миру и себе.

Эмоционально-положительное восприятие сверстников, педагогов, устанавливают контакт в группе, чаще по интересам, психологическим характеристикам; высокий уровень активности, самостоятельности.

Уровень самооценки складывается под влиянием успешности в ведущей деятельности, владеют правилами общения и умения работать в коллективе, микрогруппе, индивидуально.

Способны оценить себя, свои поступки и действия других; эмоционально-положительное восприятие отношений в коллективе, владеют навыками эмоциональной сферы, имеют устойчивый навык работы в коллективе.

Приобретают основные ценностно-смысловые и личностные ориентиры в окружающей действительности, обладают навыками общения со сверстниками и взрослыми, получают опыт управления своими эмоциями.

Мотивация.

Мотивация ещё неустойчивая, связана с интересом к определенному виду деятельности.

Наличие познавательного и социального мотива учения, чем более успешен учащийся, тем более увлечён он творческой деятельностью.

Ведущие признаки мотивации – интерес, удовлетворение, успешность, собственная «значимость», предпочтение «трудных» творческих заданий.

Предпочтение самостоятельных творческих заданий; ориентация на условие новых знаний, наличие мотива самообразования.

Сформированность гражданской сферы.

Проявляют навыки активной общественной и творческой позиции.

Осознают, что активная, деятельностная позиция приносит успех и признание всему коллективу и каждому учащемуся.

Ориентация на общечеловеческие ценности, активное участие в творческой жизни коллектива, реализация личных интересов, творческих способностей.

Активная творческая деятельность становится необходимой частью жизни.


Вопросы, которые чаще всего задают педагоги, приступая к разработке программы объединения по интересам.
На какие документы следует ориентироваться, приступая к созданию программы?

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании.

  • Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.

  • Устав учреждения дополнительного образования детей и молодёжи.

  • Типовая программа объединения по интересам художественного (и иных) профиля.

  • Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2011-2015 годы.

  • Инструктивно-методические письма МО РБ по идеологической и воспитательной работе.


Это не значит, что педагог должен указать весь перечень документов, их надо знать и опираться на них при разработке программы.
Каков алгоритм создания программы?

  1. Изучение и анализ документов, специальной литературы и существенных программ по направлению деятельности.

  2. Разработка концепции программы.

  3. Разработка целей и задач.

  4. Разработка учебно-тематического плана.

  5. Работа над содержанием программы, текстом её структурных элементов.

  6. Коррекция, правка.

  7. Оформление программы в соответствии с требованиями.

  8. Рецензирование.

  9. Утверждение, согласование.


Что необходимо учитывать при разработке программы?

  • Следует учитывать особую роль и место дополнительного образования в системе образования Республики Беларусь.

  • Компенсировать отсутствующие в системе общего среднего образования образовательные области (предметы, виды, направления деятельности, интересующие учащихся).

  • Учитывать возрастные и психофизические особенности учащихся;

  • Учитывать интересы и потребности заказчиков (государства, общества, детей и родителей) на новые виды деятельности, нацеленные на допрофессиональную подготовку учащихся.


Что такое образовательно-методический комплекс (ОМК) и что в него входит?

  • ОМК – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса и обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.

  • ОМК включает: программу объединения как основной документ; учебно-методические пособия для педагога и учащихся (дидактические, справочные, информационные материалы на различных носителях, специальную литературу, планы-конспекты занятий и т.д.).

  • Материалы по диагностике личности и сформированности детского коллектива.

  • Памятки для детей и родителей.

  • Планы-сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики и т.п.


ОМК является важным средством совершенствования педагогического процесса, позволяет педагогу осуществлять свою деятельность системно, сокращает затраты ресурсов и времени, помогает педагогу повысить свою компетентность.

Включение в ОМК активных методов обучения, диагностических методик обеспечивают реализацию личностных интересов и потребностей учащихся, развивают самостоятельность, способствуют их творческой самореализации.
Что представляет собой программа, построенная по модульному принципу?

В последнее время среди программ объединений по интересам, поступающих к нам по итогам конкурсов, стали встречаться программы, построенные по модульному принципу. Модуль (от лат. modulus – мера) – часть какой-либо системы, имеющая самостоятельную целостность. Принцип модульного построения программ пришёл из европейского высшего образования, где студент выбирает те модули, которые ему особенно нужны для образования и в той последовательности, которая диктуется его потребностями. Все модули должны быть методически и идеологически согласованы между собой.

При проектировании модульных программ необходимо учитывать следующее:

  • каждый модуль имеет самостоятельную цель, которая достигается при его освоении (изучении);

  • модули должны быть построены на одном методическом основании; методические приёмы должны одинаково трактоваться и быть понятны всем участникам образовательного процесса;

  • модуль должен быть обеспечен ОМК, который при необходимости позволит учащимся самостоятельно освоить материал.


Рекомендации по рецензированию программы объединения

по интересам


  1. Рецензия на программу (название программы).

  2. Педагог дополнительного образования (Ф.И.О.).

  3. Общая характеристика программы (профиль, направление деятельности объединения; возраст учащихся; сроки реализации; актуальность, новизна; наличие всех структурных элементов и т.д.).

  4. Характеристика содержания структурных элементов программы (краткое описание всех частей и их анализ). См. аннотированную структуру программы и приложения.

  5. Язык и стиль изложения (чёткость, ясность, логичность, доказательность).

  6. В какой степени содержание соответствует специфике дополнительного образования детей и молодёжи (стимулирует познавательную деятельность, стремление к саморазвитию и самообразованию, развивает коммуникативные умения и навыки, создает комфортную среду общения, способствует творческому развитию личности, развивает навыки самостоятельной деятельности, способствует профессиональному самоопределению).

  7. Дать оценку профессиональной компетентности педагога- составителя программы.

  8. Если есть приложения к программе – охарактеризовать содержание этих материалов.

  9. Сделать общий вывод и дать рекомендации по использованию программы.

  10. Оценка программы должна быть аргументированной, содержать рекомендации по совершенствованию, если отмечены недостатки.


Эти рекомендации позволят педагогу провести собственное рецензирование программы, её корректировку и подготовку к утверждению.
Литература

  1. Авдеева, Е.В. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования детей / Е.В. Авдеева // Методист. 2007. – №2.

  2. Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы / Л.Н. Буйлова // Бюллетень. 2001. №2.

  3. Дуганова, Л.П. Профессиональное совершенствование педагога в процессе создания образовательной программы / Л.П. Дуганова // Методист. 2005. №4.

  4. Симакова, Т.А. Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе / Т.А. Симакова // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 12.

  5. Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А iconМетодические рекомендации Армавир 2010
Терешкова Л. А. Технология разработки рабочей программы практики для основной образовательной программы по направлениям подготовки...

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А iconПояснительная записка 2 содержание программы 4
«Музыка» Т. И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2005, Бакланова Т. И. Обучение...

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А iconПрограмма объединения по интересам культурно-досугового уровня имеет...
Программа объединения по интересам культурно-досугового уровня имеет следующую структуру

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А iconОбщие вопросы\Порядок разработки и утверждения должностных инструкций...
Общие вопросы\Порядок разработки и утверждения должностных инструкций работников образовательных учреждений (методические рекомендации)24179....

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А iconВласенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык....
Письмо Департамента государственной политики в образовании моин РФ от 07-06-2005 №03-1263) и авторской программы Власенкова А. И....

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А iconЗаседание методического объединения классных руководителей по теме...
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А iconМетодические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А iconМетодические рекомендации по проектированию основных образовательных...
Нормативные документы для разработки ооп по направлению подготовки (бакалавр/ специалист) 8

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История...
Особое внимание уделяется таким важным вопросам, как развитие русской государственности, формирование российской многонациональной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции